Все начинается в детстве

Внеклассное мероприятие «Все начинается с детства»

Разделы: Литература

Цели: сформировать представление о детстве как лучшей поре в жизни человека; вспомнить произведения о детстве русских писателей и выявить особенности раскрытия «детской» темы.

Ход мероприятия.

I. Чтение стихотворения.

В чудетство откроешь окошки-
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет Веселютик у речки,
И звонко поют Соловечки.
А где-то по дальним дорогам
Бредут Носомот с Бегерогом…
Мы с ними в Чудетство скорее пойдем-
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть- заглядеться:
Что там за окошком?
Чу. Детство!

Учитель: Детство — бесценная пора в жизни человека. Детские годы чудесны! Значимость этого периода жизни человек осознает уже, будучи взрослым. Каждый взрослый был когда-то ребенком. Не случайно есть такое утверждение «Все мы родом из детства». И вашему возрасту сейчас трудно дать определение: вы уже не дети, еще не взрослые, а уже что-то осталось позади. Это что-то — детство.

II. Формулировка целей мероприятия.

2. Учитель: — Что такое детство? Дайте свое определение. (Ответы уч-ся)

— Я предлагаю вашему вниманию высказывания писателей о детстве. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задается вопросом, как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему, почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

А) Л. Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Б) Ф.Достоевский: «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».

В) В. Распутин: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему право потом взяться за перо».

— Какое высказывание показалось вам знакомым?

— Да, в этом учебном году мы познакомились с замечательным произведением-повестью «Детство». Впервые в русской литературе Лев Толстой сказал, как трудно быть ребенком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить, сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья.

— Какое впечатление произвела на вас эта повесть?

— Какие эпизоды запомнились?

3. Ведущий 1: Произведения великого русского писателя входят в мир ребенка с самого раннего детства. Дети- любимые персонажи его произведений, а тема детства — одна из важнейших в его творчестве. Писатель считал ребенка верхом совершенства, а детский характер- образцовым соединением положительных черт. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе, Он умен, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки.

4. Инсценирование — монолог героя.

5. Ведущий 2: Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего, исправить самого себя. Но реальная жизнь, то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.

Вот Николенька, став невольным свидетелем спора отца с приказчиком из-за денег, интуитивно чувствует, что отец его не столь идеален, как представлялось ему раннее. А потом появляется юродивый Гриша, и возникают разногласия между отцом и матерью, двумя самыми любимыми людьми, и это куда сильнее ранит мальчика. Для него именно мать делала жизнь счастливой, а с ее смертью «…окончилась для меня счастливая пора детства»,- печально сообщает автор.

Учитель: — А кто еще из писателей создал произведение под названием «Детство»?

Для писателя дети — это тоже самая трогательная тема.

6. Ведущий 1: В повести «Детство» автор заставляет всех задуматься: «А какая она жизнь?» И описывает жизнь со всеми плюсами и минусами, светлыми и темными сторонами. Повесть дает возможность поразмышлять, поговорить о дружбе, о взаимоотношениях детей и взрослых, чести, доброте и человечности. Образцом мудрости можно назвать бабушку Акулину Ивановну. И к завистливым сыновьям, и к озлобленному мужу она добра. И все тянутся к ней, в том числе и Алеша, найдя в бабушке советчика, учителя, доброго друга и защитника.

7. Ведущий 1: Судьба самого Алеши – типичная история детства мальчика из народа. Характерно, что первая часть повести обрамлена двумя эпизодами: смертью отца Алеши, которой начинается произведение, и смертью матери, которой произведение заканчивается. Этим самым автор подводит нас к мысли о неблагополучии в жизни ребенка, поскольку он изначально лишен того «счастливого, невозвратимого», что было у маленького героя Л. Толстого, т. е. Горький изображает детство без детства.

Читая эту книгу, мы могли проследить, как постепенно формируется характер Алеши, его ведущая черта — не покорность, а способность противостоять несправедливости жизни становится для героя мерилом ценности человека вообще.

8. Инсценирование эпизода из 4 гл.

— Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это- аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это — что?

— Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть,- это что?

— Лежал бы ты, отец, смирно…

— Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей!

— Земля! Люди!- кричал внук.

— Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

— Да будет вам надрываться-то!- смеялась бабушка.

— А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава Богу, лошадиная! Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…

9. Сравнение детства двух героев.

Сходство и различия:

  • разные семьи и взаимоотношение в них;
  • умение рассуждать;
  • наблюдательность;
  • умеют оценивать поступки;
  • умеют сострадать и раскаиваться в содеянном.

10. Ведущий 1: Совсем другое детство было у Ивана Алексеевича Бунина. В раннем детстве он жил в небольшом поместье, 10 лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился 4,5 года, а затем был исключен в связи с неуплатой денег за обучение и вернулся в деревню, где и получил домашнее образование.

Отец будущего писателя был алкоголиком и однажды в состоянии невменяемости выстрелил в жену, которая, спасаясь, забралась на дерево и упала с него за мгновение до выстрела, чем и сохранила себе жизнь. А Ваня, несмотря на все это, восхищался отцом.

11. Ведущий 2: События детской и юношеской жизни способствовали в будущем пристальному вглядыванию в окружающий природный и деревенский мир. Летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, в глубочайшей полевой тишине, а зимой среди высоких сугробов пробуждалась у мальчика жизнь ума и сердца, развивалась необычайная зоркость глаза, обостренность слуха и обоняния.

В рассказах «Лапти» и «Цифры» повествуется о красоте, одухотворенности русского человека, о взаимоотношениях взрослых и детей.

12. Инсценирование эпизода из рассказа «Цифры».

— Перестань, Женя,- сказала мама.

— Перестань же, деточка, когда мама просит,- сказала бабушка.

— Да перестань,- сказал дядя.

— Сам перестань!- звонко крикнул мальчик, подпрыгнул и еще сильнее ударил в пол.

Дядя дернул за руку, шлепнул и вытолкнул из комнаты.

— А! — крикнул мальчик.

Мальчик на полу сидит и расставляет коробочки от спичек.

— Теперь я больше никогда не буду любить тебя. И никогда ничего не куплю тебе.

— Пожалуйста!- ответил, пожимая плечами.- Пожалуйста! Я от такого дурного мальчика и не взял бы ничего.

— Даже и японскую копеечку, какую тогда подарил, назад возьму!- крикнул дрогнувшим голосом.

— А вот это уж совсем нехорошо! Дарить, а потом отнимать. Впрочем, это твое дело.

— Попроси у дяди прощение, а то дядя рассердится и уедет в Москву. И никогда больше не приедет к нам,- грустно говорит бабушка.

— И пускай не приедет!- ответил едва слышно.

— Ну, я умру,- говорила еще печальнее.

— И умирай,- отвечал шепотом.

— Хорош!- сказал я.- Хорош! Вот так мальчик!

— Да не обращай на него внимания. Охота тебе с такой злючкой разговаривать!

Учитель: — Чем же закончилась эта история?

— Какие еще произведения о детстве вы знаете?

(Распутин «Уроки французского», Астафьев «Конь с розовой гривой», Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».)

13. Ведущий 1: Сегодня мы с вами вспомнили замечательные произведения литературы, в которых авторы передали собственные детские впечатления и воспоминания об увиденном и пережитом. Они не расстались со своим детством и, каждый раз погружаясь в глубины своей памяти, «пили из этого колодца неисчерпаемое вдохновение».

14. Ведущий 2: Мы надеемся, что помогли вам еще более полюбить страницы известных книг, и вы еще раз откроете их, чтобы совершить необыкновенное путешествие в милое, доброе, незабвенное детство.

15. Чтение стихотворения О. Дриз «Семицветная страна».

Есть такая страна,
Заветная,
Необычная,
Семицветная.
Если в ней не бывали
Раньше вы,
Знайте:
Леса там оранжевые,
Море сладкое там,-
Не соленое,
Как веселое небо
Зеленое!
Эта страна
Заветная-
Детство мое
Семицветное.

urok.1sept.ru

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА

Все те трудности и проблемы, о которых мы говорили, закладываются ещё раньше, до рождения, но с рождением нового человека они полностью проявляются. Всё выходит наружу, ничего не спрячешь, не утаишь – все нерешённые задачи семьи и рода, все шероховатости в отношениях между родителями, истинное, а не показное отношение к самому ребёнку – всё после рождения и в процессе дальнейшей жизни становится видимым. И довольно сильно заметным – болезни, различные неприятности, нереализованность, сложности в построении семьи – всё идёт оттуда.

В моей книге «Семья – начало мудрости» есть глава «Наши маленькие учителя», и там этот вопрос рассматривается довольно глубоко. Сейчас уже эту книгу в продаже не найдёшь, и в ближайшее время я тему взаимодействия с детьми хочу развернуть в целую книгу – материала накопилось уже много. А здесь я предлагаю рассмотреть только крохотную часть причин больших жизненных проблем и показать, как их можно легко убрать.

Эта глава родилась в последний момент, когда я уже заканчивал написание книги. Я мельком глянул, в очередной раз, в книгу «Беседы с Богом» Нила Д. Уолша и посчитал, что об этом нужно обязательно сказать, потому что осознание этих моментов позволит ускорить психическое рождение детей и более качественное их созревание. Если мудрость родителей хотя бы на каплю прирастёт, у детей судьба измениться коренным образом.

Любящие родители, как правило, стараются всячески оберегать свои чада от трудностей и забот. И считают, что делают правильно, мол, для этого родители и существуют, чтобы обеспечить «безоблачное», «счастливое детство». Но при этом не следует забывать, что в детстве ребёнок готовится ко взрослой жизни, и то, что он в детстве не усвоит, не проживёт полноценно, то во взрослой доставит гораздо больше хлопот, чем в детстве.

То есть, в детстве ребёнку даётся возможность прожить в миниатюре те ситуации, которые могут встретиться в жизни. И если родители позволят ему прожить их верно, то и жизнь будет складываться успешно.

Вот, например, ребёнок печалится. Потерялась или сломалась игрушка, произошло расставание с любимыми людьми и т. п. Печаль – естественная эмоция, и её прожить желательно в детстве, чтобы не пришлось печалиться уже взрослой печалью. Печаль – это часть человека, благодаря которой можно вытолкнуть наружу грусть в каких-то ситуациях, при потере чего-либо. Когда человек умеет и может выразить свою печаль, то он от неё легко избавляется.

Дети, которым позволяют грустить, когда им грустно, становясь взрослыми, совершенно нормально относятся к грусти, и поэтому быстро выходят из такого состояния. Если же детям говорят: «Что ты грустишь, перестань!» или «Тихо, не плачь!», то в зрелом возрасте у них грусть и плачь станет проблемой, потому что их заставляют подавлять печаль. А постоянно подавляемая печаль превращается в депрессию, и на этой почве могут вырасти многие проблемы.

Рассмотрим другую эмоцию – гнев. Это тоже естественное чувство человека, как реакция на то, что человеку не нравится. Но гнев не должен доставлять проблемы другим людям. Вот в этом надо помочь ребёнку – что бы он понял, что в гневе не нужно обижать других. Когда детям позволяют выражать гнев естественно, не зажимают его, то они приносят во взрослую жизнь здоровое отношение к нему, и поэтому легко преодолевают свой гнев и избавляются от него. Когда детям внушают, что гнев – это плохое чувство, что «воспитанные люди не должны его выражать», что гнев нельзя испытывать, то став взрослым, человек может получить много проблем. Из-за этих «нельзя!», из-за этих зажимов в человеке накапливается злоба, которая и рождает проблемы.

То же самое можно сказать и о зависти. В детстве именно зависть заставляет ребёнка чему-то учиться у более взрослых, подражать им. Зависть – это естественное чувство, которое заставляет стать лучше, добиваться цели и т. д. Когда детям позволяют свободно выражать зависть, они проживают её в детстве и во взрослой жизни, как правило, её уже не проявляют. Они научились её превращать в устремление, в активность, в созидательные желания. Они уже умеют управлять этой энергией.

Когда ребёнка приучают к тому, что зависть – это плохое чувство, что завидовать нельзя, он не проживает её, зажимает это нереализованное чувство, и оно во взрослом состоянии превращается в ревность. Ревнивый человек – незрелый человек.

Рассмотрим ещё одно, самое тяжёлое чувство – страх. Оказывается и к нему надо относиться мудро. Страх – также естественное чувство, но только в очень небольшом спектре. Дети рождаются только с двумя страхами – громких звуков и высоты. Естественные страхи воспитывают осторожность, которая помогает сохранить жизнь телу. А остальные прививаются родителями и обществом.

Если детей воспитывать на том, что страх – это плохое чувство, что его нельзя испытывать, и всячески оберегать ребёнка от самых малых проявлений страха, в этом случае, во взрослом состоянии, это задавленное чувство превращается в тревогу. А чувство тревоги расшатывает нервную систему, делает человека неуравновешенным, нарушает гармонию и порождает очень многие проблемы.

Как ни парадоксально, но даже любовь – самое естественное чувство – «любящие» родители, зачастую, мешают ребёнку проявить естественно. Родители ставят различные условия для проявления любви: того люби, а того нет; всячески ограничивают любовь: нельзя так сильно выражать чувства; подчиняют любовь правилам, нормам, законам, ритуалам. Например, нельзя радоваться в храме, выражать свою любовь в обществе, во время поста и т. д.

Всё это приводит к тому, что дети начинают понимать, что сильно и ярко проявлять любовь это плохо, и что нужно быть сдержанным. Постепенно они подчиняют любовь уму, и любовь приобретает искажённые формы, превращается в страсть, в стремление обладать, а это порождает море проблем.

Родители, чрезмерно опекая своих детей, нарушают их свободное развитие. В результате, естественные чувства, необходимые для развития личности, зажимаются и деформируются. Так, шаг за шагом набираются блоки, создаются комплексы, формируется неверное восприятие Мира, и в жизнь выходит психически не рождённый человек, который может так и не достичь зрелости до конца жизни.

Всё сказанное относится не только к воспитанию детей, но и к самим воспитателям. Посмотрите на себя внимательно, есть ли в Вас страхи и тревоги? Есть ли сложности в проявлении любви? Есть ли в Вас ревность и зависть? Гневаетесь ли Вы? Бывают ли у Вас депрессия и печаль? Если Вы найдёте у себя что-то, вспомните своё детство, те моменты его, когда Вы зажимали свои чувства и эмоции, и проживите их заново, открыто, свободно проявив их в жизни!

Используйте для этого те свободные минутки, которые у Вас появляются в транспорте, в ожидании, когда Вы идёте, отдыхаете, купаетесь… Учитесь у детей, ведь они наши маленькие учителя, проживайте по детски вместе с ними эти качества. Таким образом Вы сможете изменить своё прошлое и, тем самым, изменить к лучшему своё настоящее и, конечно, будущее.

Все начинается в детстве
studopedia.su

«Всё начинается с детства»

Люди старшего поколения помнят сатирический киножурнал «Фитиль», организатором и главным редактором которого с 1962 года был Михалков, помнят и его поэму для детей «Дядя Стёпа». В его семье родились два замечательных сына Андрей (1938) и Никита (1945), прославившие русский кинематограф.

С 1935 года Михалков много печатался и широкую известность обрёл как детский писатель, знаток души маленького гражданина страны. Обновлённые школьные программы исключили некоторые тексты из классики советского периода, забытыми оказались известные писатели и их замечательные книги, но его стихам нашлось место. Помнят Михалкова и как автора текста государственного гимна Советского Союза, написанного вместе с фронтовым товарищем-журналистом Г.А. Эль-Регистаном в 1943 году.

«Всё начинается с детства», – так просто и точно назвал он свою книгу. Понимая, что в детстве закладывается фундамент человека разумного, устремлённого в будущее, за которое нужно быть ответственным, Михалков много писал для детей. Таков его дар, у истоков которого стояли родители.

Вспоминая детство, он рисует образ отца как ответственного и талантливого администратора, полного «творческой энергии, целеустремлённого и бесконечно преданного своему любимому делу человека. Коренной москвич, выходец из русской дворянской семьи, мой отец безоговорочно принял Великую Октябрьскую революцию». Честный и образованный специалист, он «впоследствии стал одним из видных основоположников советского промышленного птицеводства».

Наверное, от матери Ольги Михайловны Глебовой ему передалась незлобивость, которой он удивлял окружающих. О маме сделаны такие заметки: «Женщина безгранично добрая, мягкая и беззаветно преданная семье, в прошлом была сестрой милосердия, некоторое время учительствовала, а затем целиком посвятила себя мужу и детям».

Говоря о влиянии окружения в годы становления и развития своего таланта, он отмечал несколько ярких личностей, что находят место в его «Литературной автобиографии» (1973): «Александр Александрович Фадеев. Он был душевно щедр и скромен, добр и отзывчив, резок и принципиален даже тогда, когда в чём-либо ошибался… Мои стихи для детей сразу обратили на себя его внимание, и в 1936 г. он выступил в «Правде» со статьёй «Стихи С. Михалкова».

Несколько страниц посвящено встречам с С.Я. Маршаком и рассказам о том, как тот вместе с А.М. Горьким создавали детскую литературу, «воспитавшую не одно поколение героев, разгромивших фашизм, покоривших целину и космос». С одобрения Маршака, ставшего наставником Михалкова, поэма «Дядя Стёпа», которую тот прочитал при авторе, стала любимым произведением школьников и их родителей. Дети часто узнавали Сергея Михалкова по росту, который соответствовал росту его поэтического героя. Но со смертью Маршака «опустел капитанский мостик большого корабля советской детской литературы».

Здесь же он называет и другого прославленного детского писателя Корнея Чуковского, восхищаясь его героями: «весёлым и озорным Мойдодыром и добрым и мудрым Айболитом».

Большое влияние на Михалкова оказала и «творческая, непринуждённая, насыщенная искусством атмосфера дома семьи Кончаловских», на дочери хозяина – художника Петра Петровича он был женат. Частыми гостями были известные люди: композитор С. Прокофьев, скульптор С. Конёнков, писатели Вс. Иванов, И. Эренбург, артисты Б. Ливанов, И. Москвин. Жена писателя и сама успешно вошла в литературу, создав повесть «Дар бесценный» и др.

В 40-е Михалков, мобилизованный для работы в армейской печати, был контужен в Одессе. «Выполняя задания своего командования в действующей армии, мне приходилось писать очерки и заметки, стихи и юмористические рассказы, тексты к политическим карикатурами листовкам», – скажет он в автобиографии. Одно из стихотворений военного времени «Письмо жене» поражает глубиной переживаний:

Здесь, на войне
мы рады каждой строчке
И каждой весточке
из милых нам краёв.
Дошедших писем мятые листочки
Нам дороги особо в дни боёв.
Они хранят тепло родного дома,
Сопутствуют бойцу в его борьбе,
О, чувство зависти!
Как нам оно знакомо,
Когда письмо приходит не тебе.
Любимая жена моя Наташа!
От вас известий не было давно,
И, наконец, – письмо. Родное, ваше!
Как много радости мне принесло оно.

Ещё одну примечательную сторону таланта Михалкова отметил Алексей Николаевич Толстой, о котором сказано так: «В военную пору А.Н. однажды посоветовал мне попробовать свои силы в басенном жанре…Часто с благодарностью думаю я о его проницательности – он сумел в моих стихах для детей разглядеть басенное начало и подсказать мне новую верную жанровую дорогу. В числе первых напечатанных басен были «Слон-живописец», «Две подруги», «Дальновидная сорока» и некоторые другие. Читательский успех «Зайца во хмелю» и «Лисы и Бобра» во многом определил судьбу этого незаслуженно забытого жанра».

Своими предшественниками здесь Михалков называет Ивана Крылова и Демьяна Бедного. «Родными сёстрами» басни писатель считал притчу и сказку, в которых фантастическое, волшебное соединяется с будничной реальностью. Любовь к театру привела к созданию нескольких пьес, одной из самых популярных стала «Пощёчина» (1974).

Все начинается в детстве
obozrenie-chita.ru

Все начинается с детства

Все начинается с детства

Я постараюсь в описательном стиле показать, как начинают формироваться некие предпосылки нелюбви к себе в маленьком ребенке. Зарождаются эти предпосылки в детстве, но вредят в течение всей жизни. Не факт, что все эти признаки присутствуют в вашей жизни. Но, если какие-то из них все-таки присутствуют, вы, при желании, сможете избавиться от них, позволив наконец себе видеть жизнь в светлых тонах и получая от этого то удовольствие, которое было недоступно для вас в результате присутствия в вашей жизни некоторых переживаний раньше. Так уж получилось, что даже психологические исследования очень мало затрагивают такую тему, как чувство нелюбви к себе. Может быть из-за того, что очень сложно охарактеризовать чрезмерные устремления быть первым, лучшим, что может на самом деле являться лишь чрезмерной компенсацией комплексов, как показатель нелюбви к себе? А тем не менее, очень часто, так и получается.

Ну, да все по порядку.

Я надеюсь, что рассуждения на эту тему кому-то, у кого присутствует желание изменить свою жизнь, помогут определиться в направлении работы над собой.

Как же получается, что мы с детства получаем с нормами морали, проявленными в словах окружающих нас родных людей, а иногда и в их делах, кучу установок по отношению к себе?

С детства каждый из нас хоть раз слышал со стороны родителей, а потом, наверное, и посторонних людей: «Не будь эгоистом. Надо заботиться о других». Даже в песнях отражены постулаты жертвенности, например: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Прекрасная песня, исполненная патриотизма. Я сам воспитывался со словами этой песни на устах. И все мои одноклассники и одноклассницы также воспитывались этой песней и многими другими. Но вот прошло несколько десятилетий, и словно по-другому начали мы смотреть на мир, на некие постулаты общества, ранее казавшиеся незыблемыми на века. И оказывается, что «короли»-то были голыми. Оказалось, что те лозунги, которые были для многих девизом жизни, на самом деле тщательно разрабатывались только для управления людьми, играя на их простых чувствах. Целые институты писали диссертации о том, как помощнее и, главное, поглубже затронуть струны человеческой души. И самым простым для манипулирования оказалось понятие патриотизма. Все было бы правильно, если бы касалось всех членов общества до единого. Однако это не так. И это все прекрасно вписывается в то отношение общества к индивидууму, которое присутствует и по сей день повсеместно. Стране нужны были люди, в любую минуту прикрывающие собой… Вот только кого и для чего? Уважаемые ветераны, простите меня за эти слова. Родину я точно не имел в виду этим вопросом. Ведь почему-то сегодня, глядя на призывы в армию, уже никто не удивляется, что не видно детей и внуков нуворишей от власти, которые на словах хоть голову положат на плаху за государство. А на деле прячущих своих потомков от напастей войны, ими же развязанной, обучающих своих детей и внуков в престижных вузах за кордоном, а потом пытающихся их пристроить во властных структурах родной страны. Родной… да только уже не для них.

Они приезжают домой в родные пенаты уже, как в свое время популярном мультфильме про утят, с долларовыми значками в зрачках. Да еще пытаются постоянно ставить все происходящее в стране в сравнение с зарубежьем. Все учения, основанные на морали, в обществе предлагают только методики осуждения себя, как осудить себя, как понять, что ты плохой, преступный, грешный, виноватый. В христианстве утверждается, что человек зачат во грехе, то есть, еще ничего не сделав в своей жизни, он уже виноват просто по факту рождения.

А если он просто грешен, как он может себя любить? А если человек не любит себя, то он себя ненавидит. Недаром говорят, что от любви до ненависти один шаг. С детства все окружающие, правда, с благими намерениями, только помогают человеку найти изъяны, то, за что можно только себя упрекать и ненавидеть. И именно формирование, взращивание в себе такого иезуитского отношения под неусыпным оком окружающих близких родственников способствует тому, что человек, входя во взрослую жизнь, имеет весь комплекс негативных установок по отношению к себе.

С самого детства каждый ребенок мечтает о том, чтобы мама и папа любили его, гладили, прижимали к себе и т. п. Даже если, к сожалению, у кого-то не было родителей, то кто-то из взрослых все равно участвовал в воспитании, и здесь ситуации в плане желаний все равно похожие на те, где присутствовали родители. На самом же деле, очень часты случаи совершенно противоположные, когда родители, в первую очередь, за малейшее непослушание или проступок маленького человечка и обзывают, и кричат, и делают еще бог знает какие вещи. Но было бы только это – еще полбеды. К этому иногда со своими нравоучениями присоединяются находящиеся рядом в этот момент люди. А потворство этому со стороны родителей дети воспринимают как предательство. Ведь родители с первых дней жизни ребенка воспринимаются как гаранты безопасности, защитники.

И, наверное, хуже всего в плане воздействия на психику ребенка вполне рядовые встречи с родственниками, которые имеют детей. Казалось бы, безобидные шутки и смешки по поводу поступков ребенка. А на самом деле, за счет этих разговоров близкие родственники лишь пытаются возвысить своих собственных детей. Собственные же дети под добродушными улыбками родственников и смехом собственных родителей молча проглатывают обиды и добросовестно растят в себе комплексы неполноценности. Откуда бедному ребенку знать, что он просто стал игрушкой в игре взрослых, которая предназначена, в большинстве случаев, для того, чтобы родственникам приподняться до уровня родителей ребенка в собственных глазах, опуская ребенка, и, второе, – для поднятия своих собственных детей, опять-таки, в своих собственных глазах? И спокойное попустительство, вроде шуток со стороны родителей, грозит ребенку закреплением чувства незащищенности, ощущения неполноценности.

Хотя винить своих родителей не стоит торопиться, так как их воспитание, и те условия, в которых проходило их детство, были гораздо хуже, чем у нас. Времена были другие. Отношения между людьми были другие – человечнее, что ли. Объясняется это тем, что с каждым годом количество людей на планете увеличивается. И никуда от этого не деться, внутривидовая конкуренция с увеличением количества особей вида в экологической нише только ожесточается. Вот и становятся люди более черствыми к себе подобным в погоне за удачным рабочим местом, более выгодными условиями жизни, в борьбе за место под солнцем, короче.

Дети, любя своих мам и пап, доверяя им, вдруг видят в таких случаях, что родителям в их поведении что-то не нравится! Даже если там не было каких-то претензий, ребенок нутром чует, что что-то не так. Он ориентируется на слова, значения этих слов, вернее сказать. А значения таковы, что приходится делать вывод, что он, ребенок, сделал что-то не так, сказал не то, так как это вызывает насмешки у взрослых, и у мамы с папой в том числе.

Что же остается делать ребенку? Что, в конце концов, ребенок может изменить? Он начинает, принимая все насмешки за чистую монету, заниматься самокопанием. Он начинает всерьез думать, что то, над чем смеялись окружающие, есть на самом деле. И действительно их поступки могут вызвать изменение отношения родителей к ним! А чем дорожит ребенок в детстве? Что для него самое главное, дорогой читатель?

Надеюсь, что вы, так же как и я, помните себя в детстве. И у вас, как и у меня, на эти вопросы ответ один: любовь и хорошее отношение родителей к нему, маленькому!

А дальше… А дальше происходит в большинстве случаев следующее. Ребенок начинает прилагать максимум усилий для того, чтобы исправить положение и вызвать улыбку родителей, ведь улыбка в его детском понимании означает полное принятие и одобрение, любовь и заботу, защиту и сытость.

Этот максимум усилий начинает проявляться в том, что маленькое существо начинает строить свои отношения с окружающим миром исходя не из своих истинных намерений, тех намерений, которые диктуются обыкновенными исследовательскими инстинктами, а ведь именно они руководят детьми в их познании мира и выстраивании отношений с ним, а исходя из единственно волнующих ребенка – положительных реакций родителей на их поведение! И вот здесь-то и начинается, по сути, жесткое форматирование, выражаясь современным языком, маленького существа, которому не на что больше ориентироваться. Ведь улыбка родителей, особенно мамы, означает принятие, безопасность, пищу, любовь, в конце концов.

Ребенок становится заложником взглядов и значений своих собственных родителей. Он постепенно перестает воспринимать мир чистым детским, еще не окрашенным никаким социальным ореолом, взглядом. Он начинает воспринимать весь окружающий мир с точки зрения, может ли это помочь вызвать улыбку мамы, не получится ли так, что сказанное слово или действие вызовет негатив. Ребенок начинает изменять свое поведение в угоду взрослым. Он начинает притворяться. Он начинает лицемерить. И этому тоже прекрасно учится у родителей. Ведь как получается? На людях родители говорят одно, а между собой, дома, иногда совершенно противоположное. Чем не школа лицемерия? Интересно и показательно то, что постепенно ребенок начинает отходить от первоначально гармоничных взаимоотношений с окружающим миром в сторону приспособленчества и лицемерия. Постоянно продолжая сличать свое поведение с отношением сначала родителей, потом все большего круга своего окружения, изменяя в угоду этому свое поведение, ребенок отходит от своего естественного поведения.

Ведь дети так хотят любви родителей! Они искренне верят, что если бы они делали все правильно, то взрослые были бы довольны ими – и все было бы хорошо. И он, ребенок, видя признаки неудовольствия на лице родителей, говорит себе, что он плохой, начинает изменять свое поведение, которое было продиктовано естественными причинами. Откуда ему знать, маленькому, что, кроме естественных причин, существует еще куча причин, поддерживающихся общественными правилами, характером отношений родителей с другими людьми. И вот ребенок, подрастая, скрывает от окружающих, отторгает от себя часть своих черт, давя и пряча их в глубине себя.

Все, что родители внушили маленькому ребенку, который живет в каждом из нас, до сих пор руководит нашим поведением. И если вы бываете недовольными своими поступками, то этот внутренний ребенок начинает бояться наказания.

В дополнение ко всему изложенному, для понимания всего того, что происходит при воспитании детей и как это влияет на их взрослую жизнь, постараюсь вкратце рассказать о теории возрастных кризисов Эрика Эриксона. Согласно этой теории, каждый человек в течение жизни проходит восемь стадий (периодов) развития, в ходе которых он испытывает специфические, связанные с развитием, конфликты, которые становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий выделяется приоритетно одна из задач развития. Другими словами, один из конфликтов развития приобретает более важное значение по сравнению с другими. Хотя эти переживаемые конфликты наиболее важны и актуальны в указанные периоды, они продолжают присутствовать у человека на протяжении всей жизни. И если конфликт не был удачно разрешен, это продолжает проявляться, внося коррективы, во взрослой жизни. Например, хотя, согласно теории, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от одного до трех лет, в течение всей последующей жизни люди все равно должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми.

Я вкратце опишу первых пять стадий по Эриксону для того, чтобы было понятно, насколько детские события влияют на дальнейшую жизнь.

Первая стадия: от рождения до 1 года. Решается вопрос доверия к миру. При поддержке удовлетворения у ребенка основных потребностей развивается доверие к миру, ребенок считает окружающий мир последовательным и предсказуемым. При неблагополучном разрешении этого конфликта ребенок начинает бояться мира, испытывает большую потребность в контроле над миром, выбирает действия посредством интеллекта, у него нарушается контакт с собственным телом и чувствами.

Вторая стадия: от 1 до 3 лет. Во главу угла ставится решение ребенком вопроса возможности управлять своим собственным поведением. При разумной поддержке со стороны окружающих и баланса ограничений и дозволенности у ребенка вырабатывается чувство собственной автономии, здоровое воображение и способность уступать своему телу, эмоциям. При неблагополучном разрешении этого конфликта ребенок испытывает стыд, сомнение, что непременно отражается на взрослом поведении. Будучи взрослым, руководствуется «буквой», а не «духом», демонстрирует зависимое поведение, испытывает большой страх быть покинутым, предъявляет заботливое поведение, обременяя им других.

Третья стадия: от 3 до 6 лет. Решается вопрос возможности быть независимым от родителей и исследование границ своих возможностей. При положительном разрешении конфликта у ребенка развиваются здоровая моральная и социальная ответственность, он растет инициативным, использующим свои возможности. При неблагоприятном разрешении конфликта у ребенка развивается отравляющее чувство вины. Будучи взрослым, он боится пробовать новое, ему не хватает решительности, целеустремленности.

Четвертая стадия: от 6 до 12 лет. Конфликт выражается в решении ребенком вопроса, может ли он с помощью своих умений выжить в окружающем мире и приспособиться к нему. Благополучное решение этого вопроса заключается в систематическом обучении и воспитании, наличии примеров для подражания и поддержке этого у ребенка. При этом формируется чувство личностной силы, которое подтверждается компетентностью, что составляет основу трудолюбия и в детстве, и в более взрослом возрасте. Это способствует нормальной социализации и формированию здорового чувства соревнования. Если же конфликт не разрешается положительно (плохое обучение, отсутствие руководства) и от ребенка требуют или ожидают слишком многого или слишком малого, то у него начинает развиваться чувство неполноценности, результат которого во взрослом возрасте будет проявляться в нетерпимости, боязни ошибки, чрезмерной соревновательности, критичности к другим, социальной некомпетентности.

Пятая стадия: от 12 до 19 лет. Это уже период отрочества и юности. В это время решается вопрос идентификации себя: кто я? Каковы мои взгляды, позиции и убеждения? Положительное решение этих вопросов позволяет молодым людям четко определиться со своей Я-идентичностью, почувствовать социальную ответственность и свою сексуальную зрелость. Происходит адекватное решение задачи выхода из родительской семьи. Если же конфликт решается отрицательно, то во взрослом возрасте проявляют зависимость от родительской семьи, чрезмерное согласие (конформизм) или протестующий стиль жизни.

И, наверное, самое важное в этой теории то, что неблагополучное разрешение какого-то конфликта продолжает выражаться в мыслях, а через мысли – и в поведении человека на протяжении жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

esoterics.wikireading.ru

Начальная школа для родителей и учителей

четверг, 25 марта 2010 г.

“Все начинается с детства” С.В.Михалков

Мы, родители, да и учителя, зная о пользе образования, считаем, что учеба в школе должна стоять на первом месте. Но наши дети так не считают. Для них какая-то польза, в каком-то отдаленном будущем не так интересна, как их настоящая жизнь с различными играми и развлечениями. Они не только готовятся к жизни, но и живут уже сейчас. Младший школьник идет в школу не только за знаниями. У каждого из них своя особая жизнь, что и надо учитывать при организации учебного процесса.

Был у меня первоклассник совершенно не готовый к обучению. Причина его “школьной незрелости” объяснялась тем, что его слишком рано привели в школу. Поскольку я никогда не запрещала приносить игрушки в класс, то Вова вопреки уговорам родителей в рюкзаке, карманах, сумке для обуви нес все, что было необходимо для реализации его бесконечных идей: строительные материалы, инструменты, технику… Однажды прихожу утром в класс, а мои книги, тетради лежат на полу. На их место в шкафу Володя поместил свои инструменты, какие то нужные строительные материалы. Мимоходом объяснил мне, что я занимаю слишком много ящичков, а ему самого необходимого некуда положить.

С трудом мы с ним научились читать, писать под диктовку, к математике он относился более менее сносно. Сложность была в том, что ему было некогда об этом на уроке даже подумать. Терпимее к урокам в 40 минут он стал относиться к концу 2-го класса, а интерес к процессу учения – в третьем. В результате закончил с отличием университет по специальности математик – программист, готовится к защите диссертации. По-моему сейчас он в Штатах. Это я рассказала к вопросу о развитии мотивации самообучения у детей, живущих своей насыщенной жизнью. В работе с Вовой мне очень помогала игра в ученых, исследователей.

Этот прием дает возможность ученику взять инициативу в организации своей познавательной деятельности. Позволяет поставить ребенка в позицию исследователя. Тем более, что дети младшего школьного возраста уже по природе своей исследователи. Еще в дошкольном возрасте исследовательская активность проявляется в любознательности, которая выражается в самостоятельной постановке бесконечных вопросов. Правда со временем, мы взрослые эту самую любознательность активно гасим. По причине занятости или отсутствия настроения мы уходим от решения проблемы, часто отталкиваем ребенка: “Не задавай глупых вопросов”, “Не мешай, я занят”. В начальной школе исследовательская позиция проявляется в проблемных ситуациях, в ситуации познания, открытия нового. С большим интересом они участвуют в разной исследовательской работе, организованной на уроке:

Например, для формирования вычислительных навыков можно давать ребенку тренировочные задания на нахождение верных равенств: 21658:7=3094; 162300:6=27050, а можно давать кратковременные исследовательские задания на анализ операций, входящих в алгоритм письменного деления,

1. Соедини пары выражений, значения которых содержат одинаковое количество цифр:

2. Объясни, почему при делении одного и того же числа на однозначное число в одном случае получили шестизначное число, а в другом пятизначное: 357675:3=119225; 357675:5=71535

3. Не вычисляя значений выражений, поставь знаки . чтобы получились верные неравенства:

137532:146 … 253242:198 981189:99 … 123450:25
1834:7 … 783:9 575640:82 … 422712:19
8554:91 … 7488:72 57365:35 … 42936:12
720009:9 … 630007:7 674460:90 … 73531:23
43296:96 … 52923:59 84952:41 … 546848:92

4. Составь равенства, в которых:

5. Догадайся! Какое из чисел: 31, 35, 9, 8, 14 является значением каждого выражения: 5742:638; 6768:846; 4256:532; 7595:217; 9858:318; 2002:143 ?

6. Можешь записать значения всех выражений, не выполняя деление “уголком”: 926926:926; 574574:574; 565565:56; 13451345:1345; 18181818:18 ?

7. Не вычисляя значений выражений, разбей их на группы: 18144:756; 10116:12; 17744:68; 11999:13; 24660:548; 19920:83.

Отрабатывая деление, можно подметить с учащимися закономерности, связанные с делением. Например:

Всегда ли в таких случаях получим то же самое число? С вопросов такого вида и начинается исследовательская деятельность малыша.

“Ребенок, как целостная и развивающаяся личность, входит в школу таким, какой он есть, не имея возможности, да и не желая трансформироваться только в ученика” – утверждает Ш.А.Амонашвили. Задания исследовательского характера и ставят ребенка в позицию исследователя, ученого развивают мотивацию к самообучению.

1-4class.blogspot.com
CATEGORIES