Возрастная психология

Возрастная психология

Возрастная психология

Фото с сайта annamatedadventures.wordpress.com

Возрастная психология, как отрасль психологической науки, представляет интерес не только для специалистов. Основы ее знаний полезны как для тех, кто занимается воспитанием детей, так и для тех кто занимается своим личностным ростом.

Как утверждал Антуан де Сент-Экзюпери, все мы родом из детства. Еще Зигмунд Фрейд в своих исследованиях обратил внимание на тот факт, что причиной многих психических заболеваний, которые ему приходилось наблюдать, является не расстройство деятельности нервной системы, а личностные проблемы. В подавляющем большинстве случаев это оказывались глубокие психические травмы, полученные в детстве. Таким образом, ученый предположил, что все детские переживания таки или иначе оказывают влияние на становление личности в зрелом возрасте.

При более тщательном изучении этого вопроса исследователи пришли к выводу, что действительно путь познания психологии взрослого человека лежит через понимание процессов изменения психики ребенка в определенные периоды.

Возрастная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением динамики развития и формирования личности на разных возрастных этапах. В некоторых источниках, включая Википедию, ее также называют психологией развития. Однако, существует мнение, что возрастная психология — это часть психологии развития. Первая изучает развитие психологических качеств на различных этапах взросления человека, т.е. соответствие этих качеств и психических процессов конкретному возрастному периоду, в то время как психология развития помимо этого, занимается изучением психических процессов в целом.

Возрастная психология зародилась в конце XIX века, как одно из ответвлений сравнительной психологии. Необходимость в более точном и конкретном понимании процессов, происходящих в детской психикой, была вызвана общим улучшением социального уровня жизни. Если до этого самым эффективным методом воспитания во многих семьях считалась банальная порка ремнем, то постепенно родители начали приходить к пониманию, что должны существовать более гуманные методы общения со своими детьми.

Ключевым на том этапе стал вопрос: как правильно воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему? Исследования в данном направлении стали толчком к дальнейшему развитию этой психологической области. Но сегодня задачи возрастной психологии трактуются более широко. Они заключаются в изучении тех движущих сил, которые влияют на психическое развитие ребенка на каждой стадии его взросления.

Вспомогательной наукой в вопросах исследования динамики психических процессов выступает генетическая психология. По словам Сеченова, она отвечает на вопрос: «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль». Одним из наиболее известных ученых, чьи исследования внесли значительный вклад в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896—1980).

Дети – достаточно непростой объект для исследования. С одной стороны, они совершенно искренни, поэтому в достоверности результатов исследований сомневаться не приходится. Если им плохо они плачут, если смешно – смеются, особенно в младенческом возрасте они еще не умеют выдавать желаемые эмоции за действительные. Но, с другой стороны, выбор методов исследования при работе с маленькими детьми очень ограничен, а анализ полученных результатов требует квалифицированного подхода.

Так, если для школьников можно устроить опрос, анкетирование или тестирование, то для дошкольников подходят только методы наблюдения и эксперимента. Причем, для получения достоверных данных наблюдение нужно проводить регулярно. Ведь маленький ребенок, как известно, «растет не по дням, а по часам», поэтому даже один упущенный месяц может исказить результаты исследования.

Природа в своем развитии допустила такой интересный парадокс: чем выше по умственному развитию живое существо стоит в животной иерархии, тем дольше длится период детства. Действительно, личинки мухи буквально сразу после своего рождения начинают ползать и добывать себе пропитание, маленькие котята становятся самостоятельными уже в двухмесячном возрасте. В то же время человеческий ребенок рождается абсолютно беспомощным и долгое время не может обходиться без поддержки родителей.

Современная возрастная психология определяет период детства с рождения до 11 – 12 лет – того возраста, когда ребенок достигает определенной психологической зрелости. Однако в наши дни мы вряд ли можем себе представить 5-классника, который способен самостоятельно и взвешенно принимать серьезные решения, зарабатывать себе на пропитание или обеспечивать семью.

Однако в эпоху Средневековья или послевоенный период 12-летний подросток считался практически полноправным членом общества, с которого спрашивали как со взрослого. То есть, период детства значительно сокращался. С чем это связано? Практика показывает, что чем выше уровень духовной и материальной культуры общества, тем больше времени ребенку дается на взросление и беззаботное познание мира.

Но в становлении психологически зрелой личности важен каждый этап ее развития. Исследования в сфере возрастной психологии показывают, что психика человека меняется в течение всей его сознательной жизни: начиная с детства и до старости.

Становление самосознания начинается с того момента, как ребенок впервые узнает свое отражение в зеркале и осознает себя как личность, отдельную от мамы. Всю последующую жизнь человек посвящает поиску собственного «я» и своего места в жизни.

В детстве ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, ищет свое место в коллективе, учится управлять своими эмоциями. Подростковый период проходит в поисках идеала личности, когда подросток «примеряет» на себя качества других людей, чтобы понять, что же из этого всего подходит именно ему. В юношестве определяющим моментом кажется творческое самовыражение, возможность «оставить свой след в истории».

Период взрослости, как рассматривает этот этап жизни человека возрастная психология, — это время относительной психологической стабильности. Многие к сорокалетнему рубежу уже имеют профессию, стабильную работу, детей и постоянного спутника жизни. В таком случае самосознание человека движется по пути дальнейшего саморазвития и усовершенствования.

Но если действительность не соответствует установленным жизненным идеалам, то человеку начинает казаться, что он ничего не достиг. К таким размышлениям подстегивают проблемы в семье или ее отсутствие, низкооплачиваемая должность, отсутствие желаемых материальных благ: квартиры, машины, дачи. Кризис среднего возраста, для которого характерно переосмысление своей жизненной стратегии, становится своеобразным толчком на пути к новому этапу развития личности. Одни в этот период бросают опостылевшую работу, другие расстаются со своими супругами и отправляются на поиски новых отношений.

Как показывает практика, личностное развитие человека может продолжаться до глубокой старости. И в восемьдесят лет, при желании, мы можем оставаться социально активными членами общества: заниматься любимым делом, совершать научные открытия, постигать новые знания. Главное условие для этого – твердая жизненная позиция и положительная «Я-концепция». Иными словами, мы должны быть уверенны в том, что выбранный жизненный путь – правильный, должны уметь получать удовольствие от происходящего и продолжать стремиться к развитию своей личности.

Возрастная психология – это сложная наука, которая требует глубокого, системного подхода. Изучение ее основных аспектов помогает нам понять особенности развития личности на каждом этапе взросления. Как известно, проблему всегда легче предупредить, чем решить. Зная причины возникновения кризиса среднего возраста, можно постараться его сгладить, помня о том, что это всего лишь переходной период, за которым следует новый виток развития личности. Знания об особенностях подросткового возраста помогут легче найти общий язык с сыном или дочерью, который неожиданно начали дерзить вам и пропускать школу.

И, наконец, понимание того, что во всем происходящем с вами – даже если это депрессия, личностный кризис или страх приближающейся старости, – нет ничего необычного и это лишь естественный этап развития, поможет вам проще преодолевать непростые жизненные периоды.

Источник:
Возрастная психология
Возрастная психология — отрасль науки, изучающая развитие человеческой личности, характерные для определенного возраста жизненные приоритеры, кризисы и качества
http://mirna360.com/psixologiya/vozrastnaya-psixologiya.html

Возрастная психология

Кризис 1 года жизни ребенка или чем может помочь родителям возрастная психология

Малышу исполнился один год, и родители не могут его узнать. Вчера такой милый, послушный и нежный карапуз, сегодня превратился в настоящего бесенка. Он совсем не желает слушать и слышать маму. Ему обязательно нужно делать то, что нельзя.

А я хочу по-своему!

Срочно требуется открыть все ящики в доме и вытащить оттуда содержимое, сломать то, что ломается, разобрать, оторвать, рассыпать! Ночью и днем кроха стал плохо спать. А кормление теперь — целое событие! На улице очень нужно измерить глубину луж, очистить своими ладошками каждую стоящую машину. Или залезть к маме либо папе на руки и уже оттуда руководить всей прогулкой. А родителей до чего довел за такое короткое время! Мама с папой уже бегут за градусником, если малыш вдруг решил спокойно поиграть! И это еще далеко не все! И знакомо практически всем родителям годовалых детей.

Я выражаю свой протест родительскому насилию!

Что происходит? Не нужно переживать, все объяснимо. Возрастная психология называет это как кризис первого года жизни.

И бывает он у всех детей, только может проявляться по-разному и отличаться продолжительностью. Психологи считают, что такое состояние у ребенка может начаться в диапазон от десяти месяцев до полутора лет и длиться от нескольких недель до года. Не нужно впадать в панику! Все это при правильном подходе можно легко пережить. Но сначала нужно выяснить, как же узнать, что кризис уже наступил.

Кризис 1-го года — переход на новый этап

Любой возрастной кризис имеет свои проявления и особенности, и первый год жизни не является исключением.

  1. Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
  2. Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
  3. У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
  4. Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
  5. На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
  6. Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
  7. Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.

Говоришь, нельзя еду разбрасывать?!

Что превращает малыша в совершенно неузнаваемого человечка? В чем причины кризиса и что же со всем этим делать?

Причины возникновения переворота сознания у детей первого года жизни

Малыш научился вставать и самостоятельно ходить, он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых, и хочет, чтобы они это признали. Он может делать то, что еще совсем недавно было для него не доступно. Ребенок очень активно начинает изучать и узнавать на собственном опыте окружающий мир. И все пресечения в области познания и сомнения в его самостоятельности вызывают у него протест.

Не хочу я есть кашу! Хочу банан!

Родителям обязательно нужно осознать, что их малыш перешел на новую ступень своего развития, а не вести себя с ним как с только что родившимся, не позволяя ему никаких самостоятельных действий.

Все меняется для него в окружающем мире — отношение с родителями, к себе, его предметная деятельность. И этот кризис 1 года жизни переживается им тяжело, такая вот психология этого периода. Ведь столько всего ему приходится сейчас осознавать!

Хочу то! Купи! Почему нельзя?

Родительское «нельзя» часто провоцирует возникновение конфликтов, потому что малыш не понимает причин запрета. Ему сложно разобраться в этом вопросе. Он чувствует себя нелюбимым оттого, что мама или папа запрещает ему лезть в розетку дома, или есть землю на улице. А говорить он не умеет, что тоже вызывает крайние переживания, потому что он остается при всем своем старании передать свои мысли непонятым.

Кризис 1 года жизни малыша — что делать, чтобы легко пережить этот переломный период? Можно сгладить острые проявления, если правильно ко всему относиться. Во-первых, нужно уяснить, что эти перемены неизбежны, и этот период — совершенно естественный процесс, которому рано или поздно придет конец. Во-вторых, необходимо понимать, что тот вклад, который родители внесут в воспитание своего ребенка сейчас, он пронесет через всю свою жизнь.

Поэтому нужно запастись безбрежным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам, которые дает возрастная психология. Тогда кризис первого года жизни ребенка пройдет совершенно незаметно.

Малыши 1-го года уже пробуют нарушать запреты

  1. Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
  • то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
  • вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
  • просто дорогие сердцу предметы.

Запрещенные предметы и вещи лучше убрать из видимости и досягаемости малыша.

  1. Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка, иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам.
  2. Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
  3. Конечно, хорошо бы научиться понимать малыша. Хотя бы на интуитивном уровне. Наверное, многие мамы это умеют. Постараться услышать его. Если чаще играть вместе с крохой, то времени на капризы не останется.
  4. Общение. Это очень важный момент. Надо говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнения о чем-либо. Пусть он не может ответить. Все равно это необходимо. Он почувствует себя очень важным звеном в своей семье. А еще это отлично развивает речь.

Общение — лучший способ остановить развитие кризиса

Старшие дети отлично отвлекают и обучают малыша

Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.

Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.

Обучение первым навыкам

Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.

В этом возрасте малышу очень много хочется сказать, но не получается. Для того чтобы ребенок смог назвать какой-нибудь предмет, он должен его запомнить, и не абстрактно, а на практике. Огромный положительный результат в этом дают ролевые сюжетные игры. Обязательно нужно играть с ребенком!

В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.

В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!

НЕ НАДО кричать на ребенка! Найдите другой способ объяснить ему, как правильно

Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно. Негатив в сторону! Кризис — он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается. А разрядку после напряженного дня можно получить и другим способом, вовсе не обязательно срываться на ребенке.

Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.

Источник:
Кризис 1 года жизни ребенка или чем может помочь родителям возрастная психология
Кризис 1-го года — в чем проявляется и как сгладить острые моменты. Первые манипуляции. Обучение ребенка первым навыкам, общение, развитие самостоятельности
http://detki.guru/psihologiya-rebenka/krizis-1-goda-zhizni-rebenka-vozrastnaya-psihologiya.html

COMMENTS