Труд пища общение управление дружба что лишнее

Виды потребностей и их классификация

В основу классификации потребностей челове­ка положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности фи­зиологические, физические, психические, в общении, нравст­венные, духовные и др.

Физиологические потребности — в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой приро­дой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявле­ния, способы удовлетворения видоизменяются и совершенст­вуются по мере развития производительных сил и производст­венных отношений. Например, потребность в жилище из про­стейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.

Физические потребности — это внешние потребности по от­ношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в ча­стности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и ус­луг.

Психические потребности — это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.

Потребность в общении выражает социальную природу че­ловека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом соци­альной жизни. Общение с людьми обогащает личность интел­лектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на со­трудничестве и пересечении интересов, новый характер при­обретает потребность человека в существе другого пола, кото­рая становится потребностью человека в человеке. Потреб­ность в общении порождает дружбу и любовь.

Нравственные потребности — это поведение, соответствую­щее моральным принципам общества, добро, истина.

2.4. Виды потребностей и их классификация

Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населе­ния, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: О потребности общества, определяемые необходимостью обес­печения условий его функционирования и развития. К ним от­носятся потребности в государственном управлении, обеспе­чении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;

о личные потребности возникают и развиваются в процессе жиз­недеятельности человека и выступают как специфическая эко­номическая категория, выражающая общественные отноше­ния между людьми по поводу производства, обмена и исполь­зования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Лич­ное потребление происходит не на производстве, а за его пре­делами и включает в себя потребление людьми пиши, одежды, жилища и т.д.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко-г торой проявляются личные потребности, выделяют две группы j этичных потребностей — материальные (экономические) и ду­ховные.

Материальные потребности — основа жизнедеятельности i человека — пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), •общественно-исторического развития человека и составляют его род о вое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и до­машняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности — часть физических потребно­стей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).

Поступки людей определяются их интересами, прежде все­го экономическими. Экономическая жизнь общества включа­ет в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Произ­водство может быть нормальным только при условии нормаль­ного свободного потребления. Между производством и по-

Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека

2.4. Виды потребностей и их классификация

треблением — сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление — цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и каче­ство общественного производства. Потребление материаль­ных благ не однозначно: производительное потребление пред­ставляет собой процесс производства, где потребляются сред­ства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.

Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном — уничтожается. В производстве потребляют сред­ства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обуслов­ливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. созда­ет импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утра­тила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продук­тов требует их создания и по мере удовлетворения старых по­требностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.

Духовные потребности — высшие человеческие потребно­сти, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуаль­ных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую дея­тельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-

вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого ду­ха — преодолеть все противоречия.

Интеллектуальные потребности — рациональные мысли­тельные функции человеческой психики, познавательные про­цессы в целом — рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в позна­нии окружающего мира, образовании, повышении квалифи­кации, в различных видах творческой деятельности (в том чис­ле творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повы­шением его интеллектуального уровня, приобретаются в про­цессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспи­тывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспиты­ваемой обществом индивидуальности.

Потребность в познании — переменная личности, отражаю­щая степень, в которой индивид получает удовольствие от по­знавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, по­знании мира как целого) и частные (страсть к познанию специ­фических явлений действительности).

Потребность в научном познании образуется на основе по­требности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удо­вольствие от решения проблем, особенно трудных.

Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой.

Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.

Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.

Социальные потребности — потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик — возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности

Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека

Потребность в труде проявляется как жизненно необходи­мая и приятная деятельность. В таком случае человек не может не трудиться. Если он временно лишается этой возможности, то испытывает напряжение и неудовлетворенность. Труд, став­ший первой потребностью жизни человека, дает ему ощуще­ние успеха и самоудовлетворения. Воспитание потребности в труде является непременным условием совершенствования и развития личности. Труд —источник материальных и духовных благ, культуры в целом. Отсутствие (или минимизация) такой потребности у человека ведет к сужению материального и ду­ховного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу — к ее деградации. Как отмечает академик РАН А.В. Петровский, паразитические потребности, не регу­лируемые трудом, могут стать и нередко становятся источни­ком антиобщественного и даже преступного поведения.

Развитие базовых потребностей можно представить сле­дующим образом:

О потребность в активности — от потребности в «разрядке энер­гии» до потребности в труде;

2.4. Виды потребностей и их классификация

о потребность в общении — от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);

О потребность в познании — от элементарного любопытства до страстного поиска истины;

о потребность в отдыхе — от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жиз­ни.

По степени конкретизации все потребности подразделяют­ся на две группы:

О общие потребности — потребности, вытекающие из какого-ли­бо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, напри­мер, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, ин­формации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удов­летворяться различными наборами конкретных благ и услуг;

о конкретные потребности — потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хле­бе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.

Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

По количественной определенности и возможности удов­летворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:

о абсолютные потребности — выражают желание обладать това­рами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактны и характер, не связа­ны с конкретными предметами потребления;

О действительные потребности — формируются в рамках достиг­нутого уровня производства. Как и абсолютные, они не огра­ничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направле­ны на определенный предмет или услугу, которые производят­ся и предлагаются потребителям;

о платежеспособные потребности — определяются платежеспо­собными возможностями потребителей, что их отличает от аб­солютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-

Глава 2. Потребность — основа и источник активности человека

сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами во­обще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности — потребности, которые факти­чески удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособ­ных возможностей потребителей. Платежеспособные потреб­ности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке дос­таточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.

Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, аб­солютная потребность под влиянием достигнутого уровня про­изводства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного про­дукта принимает форму платежеспособной, которая затем вы­носится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам — из-за не­достаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития об­щественного производства, совершенствования производст­венных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкрет­ные потребности.

По степени рациональности потребности разделяют на ра­зумные и иррациональные.

Разумные (рациональные) потребности — потребности, соот­ветствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармо­ничном развитии личности. Они определяются уровнем про­изводительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребно­сти в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук — физиологии, биологии, медицины — и формируются наукой о питании. Разумные потребности — это

2.4. Виды потребностей и их классификация

общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма при­близительны и носят условный характер. Но поскольку не вы­работано ничего лучшего, они используются сейчас для опре­деления границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребно­стей.

Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные фор­мы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бы­вает, что в мироощущении даже самых активных людей по­является желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррацио­нальные потребности могут складываться одновременно у до­вольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляю­щиеся по причине этого болезни. К иррациональным относят­ся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.

Каждый человек характеризуется неповторимым сочетани­ем потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.

Существует тенденция рассматривать потребность как эк­вивалент влечения. Этот способ употребления расширяет ба­зовые и биологические потребности. Приравнивание потреб­ности к влечению наделяет состояние потребности мотива-ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в ки­слороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, ко­гда задерживает дыхание, — это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

\. В чем сущность природы человека?

2. От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?

3. Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существен­ное, определяющее человека?

4. Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человече­ской деятельности на примере размышлений античных мыслителей.

5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху Средневековья?

6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу че­ловека и его потребностей.

7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие челове­ческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства?

8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в запад­ной обществоведческой мысли середины XX в.?

1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.

2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке соци­ально-ценностных характеристик личности?

3. Что побуждает человека к деятельности?

4. Что является источником развития потребностей?

5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психо­логический уровень?

6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение?

7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей че­ловека?

8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.

9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?

10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.

Дата добавления: 2015-01-15 ; просмотров: 9039 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Виды потребностей и их классификация
В основу классификации потребностей челове­ка положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности фи­зиологические, физические, психические,
http://helpiks.org/2-14388.html

Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека

Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека

Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Играть дети начинают с момента рождения. С возрастом игры усложняются. Для детей игры имеют преимущественно развивающее значение. У взрослых игра не является ведущей деятельностью, а служит средством общения и разрядки.

Существует несколько типов игр: индивидуальные, групповые, предметные, сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры — род деятельности, когда игрой занят один человек.
Групповые игры — в деятельность включены несколько индивидов.
Предметные игры — связаны с включением в игровую деятельность каких-либо предметов.
Сюжетные игры — игровая деятельность по определенному сценарию.
Ролевые игры — поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую берет на себя в игре человек.
Игры с правилами — игровая деятельность, регулируемая определенной системой правил поведения их участников.

Данные типы могут смешиваться — предметно-ролевые, сюжетно — ролевые, сюжетные с правилами.

Сначала у ребенка игровая деятельность является предметной. Однако необходимость освоения системы человеческих взаимоотношении и стремление к участию в них приводят взрослеющего ребенка к использованию игр с возрастающим психическим содержанием. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры, которые требуют от них значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом развивающая сила
данного вида игр.

С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд Однако и здесь игра не исчезает полностью.

Учение — это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, при осуществлении других видов деятельности.

В обучении есть две стороны: деятельность учителя и деятельность ученика (учение). В школе ребенок не только перенимает совокупность знаний, умений и навыков, но, что не менее важно, он учится жить, понимать жизнь во всей ее сложности и принимать в ней участие.

Движущей силой учения является противоречие между тем, что ребенок знает, и тем, что он хочет или должен узнать. Так, например, в младенческом возрасте манипуляции с предметами и игрушками позволяют ребенку научиться использовать их в соответствии с назначением. Большинство действий ребенок усваивает по образцу. В одном случае ребенок видит, как действуют взрослые, и сам воспроизводит их действия. В другом — взрослые специально показывают приемы действия и помогают освоить их. Обычно самостоятельного освоения детьми образцов значительно больше, чем тех, которые они осваивают по инициативе и с помощью взрослых. Здесь наблюдается тесная связь между игрой и учением, постоянный переход игры и учения друг в друга, включение элементов одной деятельности в другую.

Учение как познание мира и игра с самых первых дней жизни ребенка неразрывно связаны.

Учение, организуемое, направляемое взрослыми, называется обучением.

Из индивидуального и самостоятельного учения этот процесс превращается в обучение — двусторонний целенаправленный процесс, одной стороной которого является учение, а другой — преподавание.

Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности.

Труд — это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
— физический труд;
— интеллектуальный труд;
— духовный труд.

В теории и на практике под трудом, собственно, в наибольшей мере и понимается именно труд физический.

Физический труд можно классифицировать следующим образом: — труд по самообслуживанию (поддержание в порядке жилища, одежды, рабочего места, приготовление для себя пищи и т.д.);
— бытовой семейный труд;
— производительный труд.

Труд по самообслуживанию осваивается раньше других в детском возрасте и сопровождает человека всю его жизнь.

Бытовой семейный труд — труд более продолжительный, сложный по содержанию и требующий большего напряжения сил. Нередко его лишь условно можно отделить от труда по самообслуживанию. Основным признаком его выделения является выполнение работы не для себя или не только для себя.

Массовый характер приобретает труд производительный, в котором выделяются труд ремесленный (с использованием простейших машин, инструментов, оборудования) и труд индустриальный (высшая форма производительного труда).

Интеллектуальный труд. Умственный труд (и только он) позволяет человеку узнать мир и свое место в нем.

Душевный труд — к данному виду труда можно отнести и работу по самосовершенствованию, по постоянному самоконтролю, рефлексию.

Только в труде — физическом, интеллектуальном и душевном — человек становится личностью.

Человеку присуща потребность в общении, взаимодействии с другими людьми. Удовлетворяя эту потребность, он проявляет и реализует свои возможности.

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется, прежде всего, в общении. И все многообразие жизни отражается в столь же бесконечном многообразии общения: в семье, школе, на производстве, в быту, компаниях и т.д.

Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с обучаемыми на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата и оптимизацию учебной деятельности.

Педагогическое обшение осуществляется главным образом ради воспитанника, и реальный результат обеспечивается благодаря деятельности самого воспитанника.

Еще одной особенностью педагогического общения является его воспитательный характер: в отличие от других видов общения (социальное, психологическое, бытовое и др.) обязательно предусматривается решение педагогических задач.

Нормативная функция педагогического общения выражается в обеспечении усвоения норм и правил социального поведения и формирования определенных умений и навыков. Осуществляется это в ходе специально организованных мероприятий — бесед, обсуждений, собраний, а также в обычной повседневной работе педагога. Большое значение имеет и общение воспитанников между собой, если оно целенаправленно организуется и корректируется воспитателями.

Познавательная функция педагогического общения заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природе, общественных явлениях и процессах.

Эмоциональная функция педагогического общения — обогащение всего спектра состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы за счет пополнения памяти обучаемых, развития их мышления, совершенствования мира эмоций, переживаний.

Под актуализирующей функцией педагогического общения понимается самоутверждение педагога и обучаемого, их утверждение в мнении других. Общение дает возможность для понимания ими своей индивидуальности и значимости.

Перечисленные функции реализуются с помощью вербальных и невербальных средств.

В педагогическом общении, как и в других его видах, велика роль слова. С его помощью педагог объясняет и спрашивает, убеждает, направляет и стимулирует, а воспитанник сообщает о своих проблемах, успехах и желаниях.

Любая потребность, возбуждаясь, вызывает работу воображения, ведет к активизации деятельности, включающей технику удовлетворения этой потребности. Так, достижение цели, вызванной потребностью в престиже, включает определенную технику удовлетворения этой потребности вызывающую те или иные действия в партнере: положительную оценку моих достижений, восхищение мной. Способы, какими человек вызывает нужное ему поведение в партнере, собственно, и составляют эту технику, которой некоторые владеют хотя и бессознательно, но в совершенстве.

Общение зависит от того, в какой степени нам удалось вызвать в партнере желательные переживания, стремления и виды поведения. На улыбку, как правило, отвечают улыбкой, на приветствие — приветствием, на вопрос-ответом Поэтому искусство общения состоит как раз в том, чтобы непринужденно вызывать в другом действия, поддерживающие общение.

Техника вовлечения другого в общение будет различной в зависимости от того, какая потребность актуализируется в данной ситуации, какие образы возникают в сознании партнера по общению.

Каждая потребность имеет свою специфическую технику удовлетворения Она вырабатывается большей частью бессознательно в повседневном общении и может быть адекватной или неадекватной, эффективной или неэффективной. Она способствует удовлетворению потребностей вызвавших необходимость общения.

Выполнение данных правил поможет оптимизировать процесс общения и снизить дезорганизующее влияние вышеперечисленных факторов.

Источник:
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра сопровождает
http://psyera.ru/igra-uchenie-trud-obshchenie-kak-osnovnye-vidy-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-185.htm

Контрольный итоговый тест

Контрольный итоговый тест

1. Вставь пропущенное слово:

_________— совокупность качеств, которые человек приобретает в процессе жизни в обществе.

2. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает, это:

3. Какое понятие объединяет все перечисленные ниже слова?

Игра, учёба, труд, общение — ________________

4. Верны ли следующие суждения?

А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности.

Б. Познавая себя, человек познаёт мир, а познавая мир, ближе подходит к пониманию себя.

1) верно только А

2) верно только Б

4) верных суждений нет

1) Создание музыкального произведения

2) Футбольный матч

3) Покупка продуктов питания

4) Выполнение проектной работы по обществознанию

6. Установи соответствие между примерами и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери более подходящую позицию из второго столбца. Запиши в таблицу выбранные тобой цифры под соответствующими буквами.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) выращивание цветов на продажу 1) хозяйственная

Б) покупка продуктов питания 2) художественная

В) исполнение музыкального произведения

Г) ремонт одежды

7. Ниже приведён список потребностей человека. Все эти потребности за исключением одной относятся к биологическим. Найди и выдели номер, обозначающий потребность другого вида.

4) Защита от холода

8. Заполни пропуск в схеме «Межличностные отношения».

9. Ниже приводится список терминов, все они, кроме одного, характеризуют общение. Найди этот термин и запиши его.

Обмен информацией, симпатия, устная речь, письмо другу, СМС.

10. В стране К. социологи провели опрос молодых людей. Их спрашивали: « Какой способ разрешения межличностных конфликтов вы считаете самым эффективным? » Результаты представлены в таблице:

% выбравших это мнение

Продолжать противоборство до тех пор, пока не убедишь противника в своей правоте

Лучше всего уйти от конфликта даже если уверен в своей правоте

Нужно быть готовым в случае необходимости пойти на уступки

Проанализируй данные таблицы. Найди в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы. Выдели номера верных ответов.

1) Ответ « противоборство » выбрало больше юношей, чем девушек.

2) Уступку выбирает приблизительно одинаковое количество юношей и девушек.

3) Уход от конфликта менее популярен у юношей, чем противоборство.

4) Уход от конфликта наиболее популярен среди обеих групп опрошенных.

5) Сотрудничество более популярно у девушек, чем уход от конфликта.

11. Выбери номера верных ответов.

1) отсутствие зла

2) деяние, направленное на личное благо

3) то, что выгодно в конкретном случае

4) деяние на благо других

Контрольный итоговый тест

1. Вставь пропущенное слово:

Человек рождается как биологическое существо, а развивается как ___________.

2. Если человека характеризуют с точки зрения его неповторимых, уникальных признаков, качеств, присущих только ему, то используют понятие:

3. Верны ли следующие понятия?

А. Личностью человек становится только в обществе.

Б. Личность – это человек, проявляющий в деятельности социально значимые черты и признаки.

1) верно только А

2) верно только Б

4) верных суждений нет

4. Верны ли следующие суждения?

А. Самопознание характерно только для человека.

Б. Самопознание свойственно только человеку.

1) верно только А

2) верно только Б

4) верных суждений нет

5. Какой пример иллюстрирует трудовую деятельность?

1) создание музыкального произведения

3) покупка продуктов питания

6. Установи соответствие между примерами и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) изучение правил грамматики

Б) изготовление посуды из глины 1) учебная

В) подготовка к контрольной по математике 2) трудовая

7. Ниже приведен список потребностей человека. Все эти потребности за исключением одной относятся к социальным. Выпиши номер потребности другого вида.

3) в признании товарищей

8. Заполни пропуск в схеме «Межличностные отношения»:

_____________, приятельство, товарищество, дружба, любовь

9. Ниже приводится список терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют общение. Выпишите лишний термин.

Записка приятелю, СМС, запись в блоге, чтение книги, память.

10 В стране К. социологи провели опрос среди молодых людей. Их спрашивали: «Какой способ разрешения межличностных конфликтов вы считаете самым эффективным?» Результаты представлены в таблице:

% выбравших это мнение

Продолжать противоборство до тех пор, пока не убедишь противника в своей правоте

Лучше всего уйти от конфликта даже если уверен в своей правоте

Нужно быть готовым в случае необходимости пойти на уступки

Проанализируй данные таблицы. Найди в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы. Выдели номера верных ответов.

1) Уход от конфликта наиболее популярен у обеих групп опрошенных

2) ответ «противоборство» выбрало больше юношей, чем девушек,

3) уступку выбирает приблизительно одинаковое количество юношей и девушек.

4) Сотрудничество более популярно у девушек, чем уход от конфликта

5) Уход из ситуации менее популярен у юношей, чем противоборство.

11. Какое суждение верно?

А. Страх – вредное чувство, поскольку он мешает человеку совершить достойные поступки.

Б. Страх никогда не мешает человеку поступать по совести.

Источник:
Контрольный итоговый тест
Контрольный итоговый тест 1. Вставь пропущенное слово: _________ — совокупность качеств, которые человек приобретает в процессе жизни в обществе. 2. Отношение человека к
http://pandia.ru/text/80/082/33420.php

Обществознание_образцы заданий_2015

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

школьного и муниципального этапа олимпиады по обществознанию в 2015–2016 уч. году

Примерная модель заданий школьного этапа олимпиады .

Примерная модель муниципального этапа Олимпиады .

Примерные темы сочинений-эссе для муниципального тура (9-11 класс) .

Примерная модель заданий школьного этапа олимпиады

5 класс (45 минут)

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Отличительной чертой человека является способность мыслить.

2) Человек должен уважать только себя, а не окружающих его людей.

3) Каждая личность обладает собственным взглядом на окружающий мир.

4) Свободу, жизнь и достоинство человека признают общечеловеческими ценностями.

5) Человеку легко контролировать свои эмоции.

2. Установите соответствие между видами деятельности человека и пословицами и поговорками о них. Свой ответ внесите в

«Не сиди сложа руки, так не

«Не за своё дело не берись, а

за своим — не ленись».

«Мир освещается солнцем, а

«У нашего молодца нет

«Азбука — к мудрости

6) «Больше дела, меньше слов».

3. Определите, кто или что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

1) вязание крючком, служба в армии, собирание фантиков, оригами;

2) столкновение интересов, единство жизненных ориентиров, понимание друг друга, схожесть взглядов;

3) занятия физкультурой и спортом, соблюдение режима дня, курение, личная гигиена

1) служба в армии – обязанность, остальное – увлечения человека;

2) столкновение интересов – конфликт, остальное – дружба, сотрудничество;

3) курение – разрушает организм, наносит вред человеку и его социальному окружению, остальное – правила здорового образа жизни.

4. Прочитайте фрагмент книги Р.Киплинга «Книга джунглей» и выполните задание.

«Ба, – подумал Маугли, – болтовня, болтовня. Слова, слова. Люди

– кровные братья Бандар-лога. Теперь ему нужно промыть рот водой. Потом понадобится выпустить из губ дым; а после этого он начнёт рассказывать. Нечего сказать – мудрое племя – люди! … ».

Какая черта, по мнению Маугли отличает человека от других живых существ? Что еще отличает человека от животного? Назовите не менее трех отличий.

Речь. Учащиеся могут назвать другие отличительные черты:

1) Умеет производить орудия труда

2) Осознает самого себя

3) Способен действовать по плану

4) Способен к творчеству

5) Способен к прямохождению

5. Какая сфера жизнедеятельности общества отражена на представленных ниже картинках? Свой ответ запишите в таблицу.

6. Выберите высказывание, которое по вашему наиболее верно характеризует такую черту человека как самостоятельность. Приведите два примера, подтверждающие вашу точку зрения.

1) Человек становится взрослым и самостоятельным, когда

2) Человек становится самостоятельным, когда приобретает собственный взгляд на окружающий мир, но при этом прислушивается к советам и рекомендациям, если у него возникают сомнения.

Если учащийся выбрал первую точку зрения, то он может привести примеры, связанные, например, с выбором образовательного учреждения, профессии и т.п.

Если учащийся выбрал вторую точку зрения, то он может ее подтвердить примерами героических поступков, поведения в сложных ситуациях и т.д.

7. Представьте, что вам необходимо выступить в классе с сообщением на тему «Уважения все возрасты достойны». Составьте план своего рассказа. Он должен содержать не менее трех пунктов.

1. Стадии жизни человека.

2. Самый беззаботный период жизни – детство.

3. Переходный возраст.

4. Взрослая жизнь.

5. Уважение — основа хороших взаимоотношений между людьми.

6 класс (45 минут)

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.

3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.

4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.

5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека,

самостоятельность в поступках.

2. Установите соответствие между правами и обязанностями российских граждан. Свой ответ внесите в таблицу.

А) права Б) обязанности

выбор места отдыха

забота о детях и престарелых

свобода мысли и слова

1) получение образования

служба в рядах Вооруженных

2) свободный выбор места сил жительства

3) соблюдение законов

3. Прочитайте высказывания известных людей. О каком обществоведческом понятии они говорят? Свой ответ запишите.

1) «Это определенные предписания, согласно которым наш долг — управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах»

(Марк Туллий Цицерон)

2) «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» ( В. Г. Белинский)

«Под ее именем мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений».

Ответ: 1) обязанности; 2) патриотизм; 3) нравственность, мораль.

4 . Вставьте пропущенные в тексте слова.

Умственный и физический ____________ — две взаимосвязанные стороны человеческой _________________. В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек строит свою практическую деятельность _____________, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. С возникновением _______________, классов и государства _____________ труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть ______________ труда падает на долю угнетенных масс. В условиях ______________ революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе. В будущем оба вида труда станут элементами целостной

деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах

____________ является первой жизненной _____________.

Источник:
Обществознание_образцы заданий_2015
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ школьного и муниципального этапа олимпиады по обществознанию в 2015–2016 уч. году Примерная модель заданий школьного этапа олимпиады .
http://studfiles.net/preview/6014712/

Основные виды деятельности

Основные виды деятельности. Игра. Учёба. Труд. Общение

Основные виды деятельности. Игра. Учёба. Труд. Общение — раздел Психология, Объект и предмет психологии. Методы психологии Психика Людей Познаётся И Проявляется В Их Деятельности. Деятельность.

Психика людей познаётся и проявляется в их деятельности. Деятельностью называется совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Деятельность – категория социальная, она носит общественный характер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности, взаимодействию с другими людьми. Вот почему в деятельности человек выступает как субъект общения и социального поведения.

У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.

Психологи обобщают и выделяют основные виды деятельности, свойственные всем людям. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение обществ опыта. Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности. В ролевых играх дети, подражая взрослым, осваивают формы социального поведения и общения людей. креативная деят., свободная, наполовину осуществляется воображением, св-енна от 0-6(7)лет. Основные приобретения- умение действовать инициативно,творчески, реализуя своё волеизъявление,свою цель.

Учение – это процесс системат овладения ЗУН необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Носит субъектно- объектный характер т.е. субъект передает знания объекту-затем объект становится суб. (учитель-ученик)

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего матер или духовные потребности людей. В труд Д чел реализует себя как профессионал, личность, чел самореализуется. Труд. Деят-ть успешна если требования труд. Деятельности совпадают с возможностями чел.

Общение – первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Особый вид деятельности по удовлетворению потребности в др. Человеке. Через общение координируется деят-ть коллектива. Это ведущий тип деят-ти.

Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Источник:
Основные виды деятельности
Основные виды деятельности. Игра. Учёба. Труд. Общение Психология Объект и предмет психологии. Методы психологии. На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c14/3x7lk/p14/

Труд пища общение управление дружба что лишнее

К 5 классу вы уже много знаете и умеете. Наверняка кто-то из вас занимается музыкой, спортом или танцами, интересуется жизнью выдающихся людей, ходит в театры, музеи, на концерты, путешествует вместе с родителями по разным городам. И, конечно, у вас есть потребность почитать книгу, помочь взрослым по хозяйству, защитить слабого. Во всём этом проявляется ваше «я», ваш внутренний мир.

Потребности играют важную роль в нашей жизни, не будь потребностей, не было бы ничего, что нас сейчас окружает, — домов, мостов, картин, храмов, самолётов и компьютеров. (Людям просто незачем было бы всё это создавать.)

Советуем запомнить!
Потребности — это различные полезные блага, которые необходимы людям. Например, пища и одежда, забота и любовь, дружба и взаимопомощь, музыка и спорт, учёба и общение, путешествия и многое другое.

Потребности человека очень разнообразны. Это и самые простые нужды: есть, пить, иметь крышу над головой. И более сложные: потребность в безопасности, в любви и дружбе, в самоуважении и уважении других, в познании и понимании, в красоте, гармонии и справедливости.

Потребности бывают разумными (подлинными) и неразумными (мнимыми). Разумными считаются такие потребности, удовлетворение которых приносит человеку пользу, а неразумными — вред. Потребность в алкоголе или табаке — неразумна, а хотеть заниматься спортом или помочь родителям убрать квартиру — разумно.

Интересные факты
Курение убивает шесть человек в минуту. На 20 лет в среднем сократилась жизнь россиян в возрасте от 35 до 69 лет в связи с курением. Курящие в 1,7 раза чаще становятся тугоухими. Число курящих подростков в возрасте от 13 до 15 лет по всему миру достигает 14%, однако две трети из них хотят избавиться от этой вредной привычки.

Сегодня во многих странах практически повсеместно запрещено курить в общественных местах. Борются с этой вредной привычкой и в России.

Неразумные потребности не способствуют совершенствованию и развитию человека, наносят ущерб обществу.

Какие неразумные потребности человека обличают плакаты? Почему с ними необходимо бороться?

К примеру, наркомания превратилась в бедствие для всего человечества. Тысячи молодых людей, полных сил и здоровья, смертельно заболевают, многие погибают.

Потребности подразделяют также на материальные (потребности в вещах и предметах): в пище, жилище, одежде, ноутбуке и др.; социальные (связаны с тем, что человек живёт в обществе среди людей): потребность общения и коллективизма, дружбы, любви, защиты слабого, взаимопомощи, потребность в заботе, уважении и др.; духовные (связаны с познанием окружающего мира и самого себя): потребность в познании смысла своего существования, в новых знаниях и впечатлениях, в путешествиях, в творчестве, в занятиях живописью, музыкой, спортом, танцами, в стремлении к самосовершенствованию.

К какому виду относится данная потребность? Является ли она материальной или духовной? Обоснуйте свой ответ.

Ранее всех возникли материальные потребности, так как людям приходилось бороться за выживание прежде, чем проявлять милосердие или изучать окружающий мир.

Духовные и социальные потребности возникли, по всей видимости, одновременно. Наскальные рисунки первобытного человека, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы появились одновременно с древними погребениями, обменом дарами, проявлением заботы о детях, стариках и инвалидах.

Удовлетворяя свои потребности, человек совершенствовал орудия труда, строил семейные отношения, украшал жилище, укреплял обороноспособность, развивал государственные отношения и делал многое такое, чтобы общество стало лучше. Стало быть, потребности — двигатель развития человеческого общества.

Но не всегда. Бывает, что у человека возрастают потребности сверх меры. Человек не успел удовлетворить одни потребности, помогающие ему устроить свою жизнь более комфортно, как возникают новые, ещё более настоятельные. Вспомните сказку про золотую рыбку. Сначала старуха захотела новое корыто, а когда оно появилось, потребности стали расти сверх меры — новая изба вместо землянки, затем — столбовая дворянка с поместьем, вольная царица с дворцом. Под конец старухе захотелось быть владычицей морского. Тут и сказке конец. Вернулся старик, а старуха у разбитого корыта сидит. Выходит, замахнулась она на то, что ей на самом деле было не нужно!

Материальные потребности — это низшие потребности, а социальные и духовные — высшие. В своей жизни нужно стремиться удовлетворять высшие потребности. Это называется возвышение потребностей.

Советуем запомнить!
Возвышение потребностей — переход человека от удовлетворения низших потребностей (материальных) к высшим (духовным, социальным).

Например, сначала надо покушать (материальная потребность), а потом почитать книгу (духовная потребность).

Потребности не только возвышаются, но и расширяются. В отличие от животных, имеющих постоянный круг потребностей, человеческие потребности постоянно расширяются. В каждую следующую историческую эпоху потребности человека становились всё более разнообразными. Первобытный человек довольствовался дичью, грубо обжаренной на костре. Современные любители вкусно поесть могут употреблять ту же птицу, но приготовленную на гриле и приправленную множеством специй и соусов.

Нужно стремиться расширять свои потребности: читать книги, слушать музыку, заниматься спортом, ходить в театры и музеи.

Подведём итоги
Потребности — это различные блага, к которым стремятся люди. Потребности человека очень разнообразны, они характеризуют его внутренний мир. Человеку присуще возвышение и расширение потребностей.

Основные термины и понятия
Потребности, возвышение потребностей.

Источник:
Труд пища общение управление дружба что лишнее
Обществознание. Кравченко. Учебник для 5 класса
http://tepka.ru/Obschestvoznanie_5/2.html

CATEGORIES