Стремление к сохранению согласия дружеских отношений

Аффилиация и межличностные отношения

Аффилиация — это потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними. В аффилиации выделяют две стороны:

1) стремление к принятию (позитивная сторона аффилиации, или собственно аффилиация);

2) страх отвержения (негативная сторона аффилиации).

Основои? аффилиации считается страх отвержения. Именно из-за него люди стремятся к принятию их другими людьми. Поэтому стремление к принятию и страх отвержения связаны друг с другом. Но эта связь не прямая, а обратная: чем меньше выражен страх отвержения, тем больше выражено стремление к принятию, и наоборот. Некоторые исследователи говорят о самостоятельности этих двух сторон аффилиации, так как корреляты потребности в принятии и страха отвержения оказываются разными.

Доминирование у человека стремления к принятию приводит к стилю общения, характеризующемуся уверенностью, непринужденностью, открытостью и социальнои? смелостью. Если же преобладает страх отвержения, то у человека проявляются неуверенность, неловкость, скованность. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты навыки общения.

Рассматривая потребность человека в эмоционально доверительном общении (аффилиации), специалисты выделяет две тенденции — надежду на аффилиацию (ожидание отношении? симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденции? дает четыре типа мотивации общения:

1. высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назои?ливости;

2. низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетвореннои? и человек уходит в мир своих переживании?;

3. низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;

4. высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у человека возникает сильныи? внутреннии? конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

Слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношении?. Наибольших результатов в групповои? работе достигают лица с сильнои? потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения.

Мотив аффилиации (стремление к принятию) коррелирует со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, к самоутверждению. Вследствие этого он проявляет большую активность и инициативу в общении с окружающими. Лица с выраженнои? потребностью в аффилиации делают больше телефонных звонков, пишут больше писем и чаще гостят у друзеи?, чем лица со слабо выраженнои? потребностью в аффилиации. Выявлено также, что старшеклассники с выраженнои? потребностью в аффилиации состоят в большем количестве клубов, однако на взрослых эта закономерность не распространяется, как предполагают, потому, что многие общественные организации для взрослых объединяют людеи? по специфическим интересам.

Люди с высокои? аффилиациеи? предпочитают такого партнера по общению, которыи? обладает чувствами привязанности, дружбы, верности. При этом и сами они, хорошо относясь к людям, пользуются симпатиеи? и уважением окружающих, их отношения строятся на основе взаимного доверия. Характерно, что и в качестве партнеров по работе они предпочитают друзеи?, а не экспертов, а при выяснении того, как обстоят дела в группе, больше интересуются тем, как члены группы ладят друг с другом, а не как они работают. Люди с высокои? потребностью в аффилиации быстрее получают представление о социальных отношениях между людьми, которых они наблюдают. Лица с выраженнои? потребностью в аффилиации, как правило, примиряются с противоположным мнением незнакомого человека только в том случае, если этот человек привлекателен, они более ориентированы на сотрудничество и компромиссы.

Парадоксальным является то, что, стремясь к установлению устои?чивых положительных отношении? с другими, лица с высокои? аффилиациеи? становятся менее популярными. Исследователи, выявившие этот факт, объясняют его тем, что лица с выраженнои? потребностью в аффилиации беспокоятся по поводу отношении? с другими людьми, опасаются неодобрительнои? оценки, всячески стараются получить поддержку (т. е. становятся назои?ливыми). Лицам с высокои? аффилиациеи? не нравятся люди, взгляды которых расходятся с их собственными.

Люди с высокими показателями потребности в аффилиации считают себя самоотверженными, готовыми к сотрудничеству, общительными и предупредительными. Эти характеристики говорят о желании людеи? с высокои? аффилиациеи? угождать другим людям. А это, в свою очередь, предполагает их более активныи? подход к межличностным отношениям, которыи? сочетается с потребностью в контакте и поддержке.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 900 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Аффилиация и межличностные отношения
Аффилиация — это потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремлении постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные взаимоотношения с ними. В аффилиации выделяют две
http://helpiks.org/7-37891.html

Способы разрешения конфликтов

Исследования показывают, что не само наличие конфликтов, а именно неудачи в разрешении их неконструктивными способами ведут к разрушению взаимосвязей. Взаимоотношения без конфликтов могут быть признаком того, что отношения как таковые отсутствуют, а не признаком наличия хороших взаимоотношений. Разрешение конфликтов конструктивным способом может привести к более высокой степени сближения и более высокому качеству взаимоотношений.

Управляя конфликтами, необходимо:

  • • признавать, что они всегда имеют место;
  • • рассматривать конфликты как часть более крупной «картины»;
  • • не давать конфликтам затихнуть, использовать их для продвижения к намеченным целям.
  • Разъяснение требований к работе:
    • – ожидаемые результаты работы;
    • – каналы передачи информации;
    • – система полномочий и ответственности;
    • – политика, процедуры и правила.
  • Координационные и интеграционные механизмы:
  • – иерархия полномочий как способ упорядочения взаимодействия людей, принятия решений и информационных потоков;
  • – правило «шеф всегда прав», использование проектных групп, межфункциональных групп, межотдельских совещаний.
  • Общеорганизационные и комплексные цели:
    • – совместные усилия всех сотрудников для эффективного осуществления целей.
  • Структура системы вознаграждений:
  • – скоординированное использование системы вознаграждений для осуществления организационных целей и поддерживания внутренней политики компании.
  • Избегание – нежелание идти на конфликт, уход в сторону, откладывание проблемы.
  • Приспособление – пренебрежение своими интересами ради удовлетворения интересов другого лица.
  • Конкуренция – отстаивание своих собственных интересов или «прав» за счет других, стремление к «победе».
  • Компромисс – поиск взаимоприемлемого решения, частично удовлетворяющего обе стороны.
  • Сотрудничество – выработка решения, полностью удовлетворяющего обе стороны; глубокое проникновение в суть вопроса и поиск альтернативного решения; открытое общение и эффективное взаимодействие, хорошая рабочая атмосфера.

Ученые выявили шесть основных мотивов, с которыми люди вступают во взаимодействие:

  • 1) мотив максимизации общего выигрыша (или мотив кооперации);
  • 2) максимизации собственного выигрыша (или индивидуализм);
  • 3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
  • 4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);
  • 5) минимизации выигрыша другого (агрессия);
  • 6) минимизации различий в выигрышах (равенство).

Если мотивы общения совпадают или естественно дополняют друг друга, то контакты таких людей будут наиболее успешны. Однако есть заведомо проигрышные, с точки зрения успешности общения, мотивы поведения. Здесь можно, безусловно, выделить агрессию и индивидуализм, которые игнорируют интересы партнера по общению. В соответствии с мотивами можно выделить особенности стратегии поведения.

Давайте представим себе взаимодействие как процесс, разворачивающийся в системе координат (рис. 10.5). По оси Y мы расположим стратегии взаимодействия, ориентированные па достижение участниками собственных целей; но оси X – стратегии, ориентированные на достижение целей партнеров по общению.

Соответственно на каждой из шкал могут быть выделены точка минимума и точка максимума. Тогда в соответствии с исходной мотивацией участников общения можно выделить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия.

  • Стратегия противодействия (П) соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша. Человек ориентирован только на свои интересы и цели без учета целей партнеров по общению. Это конкуренция, силовое решение проблемы.
  • Стратегия избегания (И) соответствует мотиву минимизации выигрыша другого. Смысл этой стратегии состоит в уходе от контакта, истинного взаимодействия, собственных целей ради исключения выигрыша другого.

Рис. 10.5. Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации (сетка Томаса – Килмана)

Нет плохих и хороших способов разрешения конфликтной ситуации. То, что подходит в одном случае, может не подойти в другом. Большее значение имеет гибкость в использовании различных стратегий.

Уходя от конфликта и не принимая участия в дальнейшем развитии событий, вы тем самым провоцируете оппонента на завышение требований или ответный уход. Проблема так и не будет решена. Зато за время вашего отсутствия она может значительно вырасти. То, что можно было достаточно легко решить на начальном этапе возникновения разногласия, будет достаточно сложно решить, когда проблема разрослась до огромных размеров.

Хотя если ваше разногласие несущественно, а выигрыш невелик, если решение данного разногласия отвлечет вас от более важных дел, если жаль тратить свое время на решение несущественной проблемы, а потеря представляется такой мелочью, на которую не стоит даже обращать внимание, – проще уйти и забыть, что этот человек вообще существует. Уйти от конфликта можно и в ситуации, когда вам нужно «протянуть время», собрать дополнительную информацию.

Формы избегания:

  • • молчание;
  • • демонстративный уход;
  • • затаенный гнев;
  • • депрессия;
  • • игнорирование оппонента;
  • • «перемывание косточек» за спиной обидчика;
  • • переход на «чисто деловые отношения»;
  • • индифферентное отношение;
  • • полный отказ от любых взаимоотношений с провинившейся стороной.

Человек пытается любой ценой поддерживать добрые отношения. Острые углы старательно сглаживаются, противоречия «замазываются», свои интересы подавляются. Делается вид, что ничего не произошло, что все замечательно. Конечно, иногда бывает, что конфликты разрешаются только за счет поддержания дружеских отношений. Эта тактика оправдывает себя, если вы оказались не правы, если восстановление отношений для вас важнее сути конфликта, если для вас уступка незначительна, тогда как для оппонента она очень важна, или если отстаивание своей позиции требует массу времени и сил. Если ваш оппонент значительно сильнее вас, вам тоже поможет эта тактика.

Формы уступчивости:

  • • вы делаете вид, что все в порядке и ничего страшного не происходит;
  • • продолжаете вести себя так, будто ничего не произошло;
  • • принимаете то, что происходит, чтобы не нарушать покой;
  • • подавляете свои негативные эмоции;
  • • ругаете себя за раздражительность;
  • • идете к цели обходным путем, например, используя свое обаяние для достижения цели;
  • • молчите, вынашивая в глубине души план мести.

Противодействие – это открытая борьба за собственные интересы, жесткое отстаивание собственной позиции. Предпочтение этой тактики – подсознательное стремление оградить себя от боли поражения. Она, безусловно, оправдывает себя, если нужны быстрые и решительные меры в сложной ситуации, если для вас очень значим исход и многое поставлено па карту, если у вас нет выбора и терять вам уже нечего, а отношения с противоположной стороной вам глубоко безразличны. Но эта тактика редко приносит долгосрочные результаты. Решение зачастую саботируется проигравшей стороной. Опасайтесь потерпевшего поражение!

Формы противодействия:

  • • стремление доказать свою правоту и неправоту другого человека;
  • • «дуться» до тех пор, пока оппонент не передумает;
  • • перекричать обидчика;
  • • применить физическое насилие;
  • • «не слышать» и не принимать отказа;
  • • требовать безоговорочных уступок и принятия вашей точки зрения;
  • • перехитрить их;
  • • позвать для поддержки на помощь союзников;
  • • требовать согласия для сохранения отношений.

Компромисс – желание урегулировать возникшие разногласия путем взаимных уступок. Он может быть полезен, если вас устраивает временное решение, если вам важно договориться с минимальными потерями, если времени мало, а решение принять необходимо, если вы хотите хоть что-то получить, нежели все потерять. Однако если компромисс достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, то это не самый лучший исход переговоров. Необходимо учитывать то, что пи одна сторона не будет придерживаться того решения, которое не удовлетворяет ее нужд.

Формы компромисса:

  • • в конфликте вы стараетесь поддерживать товарищеские, дружеские отношения;
  • • ищите справедливое решение;
  • • стараетесь поделить предмет желаний поровну;
  • • избегаете напоминаний о вашем первенстве;
  • • получаете что-то для себя и даете возможность получить что-то другому;
  • • избегаете «лобовых столкновений»;
  • • немного уступаете, чтобы поддержать равновесие.

Эту стратегию еще называют «выиграть/выиграть». Она отличается от других тем, что наличие победителя не означает наличие побежденного. При использовании данной стратегии выигрывают обе стороны. Вы находите решение, удовлетворяющее обе стороны. Когда выигрывают обе стороны, они будут поддерживать принятое решение. В любом случае гораздо лучше и выгоднее в долгосрочной перспективе обойтись с оппонентом порядочно. Не зря же есть пословица: «Хорошая слава лежит, а дурная впереди бежит». Это выгодно даже с экономической стороны. Сейчас, когда конкуренция растет, лучше иметь репутацию порядочного человека. Тогда с вами захотят работать. Основной принцип данного подхода основан на поиске соглашения, созданного на анализе интереса сторон. Этот подход требует подробного изучения ситуации и вариантов ее разрешения перед принятием окончательного решения. Для этого необходимо следующее:

  • • установите, какая потребность стоит за желанием другой стороны;
  • • определите, в чем ваши разногласия компенсируют друг друга;
  • • разработайте новые варианты решений, наиболее полно удовлетворяющие потребности каждого;
  • • сделайте это вместе.

Для успешного разрешения конфликта необходимо определить истинную причину, его породившую. Обычно люди стесняются назвать истинную причину недовольства, предполагая, что это ущемит их гордость или унизит. Нередко выявление настоящей причины участниками конфликта быстро приводит к урегулированию отношений. Работать надо именно с истинной причиной конфликта. Поняв истинные потребности оппонента, проще договориться. Может быть, разногласия основаны на различных интересах, стоящих за выдвигаемыми требованиями. Представим, что ваш сын любит музыку, которую вы не переносите. Как быть? Споры о том, включать или не включать магнитофон, разрешатся сами собой, если вы купите ему хорошие наушники!

Можно с успехом применять метод, который позволяет договориться: каждый уступает оппоненту те позиции, которые в принципе для него не важны, т.е. отдаешь то, что тебе не нужно, но нужно оппоненту, и берешь то, что нужно тебе, по незначимо или малозначимо для противника. Для использования этой тактики необходима информация о том, что является значимым для противоположной стороны. Это не всегда просто выяснить, так как люди склонны считать, что то, что важно для них, так же важно и для другого человека.

Если вы рассчитываете па конструктивное решение и дальнейшее сотрудничество, не поленитесь и подготовьте как можно больше различных вариантов предложений, выполнение которых будет работать на обоих оппонентов. Выделите общие интересы, которые вы сможете реализовать вместе.

Очень важно, чтобы ваши предложения не унижали оппонента, чтобы они давали ему возможность даже при уступках «сохранить лицо». Проговорите возможность взаимовыгодного сотрудничества в будущем. Опирайтесь на общие цели и интересы сторон. Если необходимо поделить какой-то ресурс, используйте следующую тактику: один делит, другой выбирает (в таком случае все будет «по-честному»).

Как разрешать конфликты в реальной жизни? Искать компенсирующие аспекты разногласий и продумывать варианты решений более эффективно совместно. Этим вы показываете, что воспринимаете оппонента как партнера, а не как противника. Для успешного разрешения конфликта начните с достижения согласия именно по незначительным моментам и зафиксируйте на этом внимание вашего оппонента.

Для начала постарайтесь прийти к согласию в каких-то незначительных моментах и зафиксируйте на этом внимание вашего оппонента. Не используйте выражения типа «да, но. «. Гораздо продуктивнее не отрицать позицию человека, а мягко выразить свое несогласие с ним. В этом вам помогут фразы типа:

  • – Вы правы, и вместе с тем.
  • – Я понимаю ваши чувства, и в то же время.
  • – Мы с вами пришли к согласию по следующим моментам.

Исключите частицу «но». Она только усугубляет противоречие. Использовав такой простой прием, вы добьетесь расположения человека гораздо быстрее, нежели открытым отрицанием его позиции.

Когда эмоции перехлестывают через край, человек не внемлет никаким доводам. Он чувствует себя орудием справедливости. Поэтому для начала ему надо дать возможность «выпустить пар» и успокоиться. Самое сложное в этот момент – самому оставаться спокойным. Постарайтесь максимально дистанцироваться от отрицательных эмоций оппонента и не позволить ему «завести» вас. Гораздо важнее для решения общей проблемы дождаться спада эмоций и накала страстей. Если же «момент истины» затягивается, вы можете прибегнуть к небольшой хитрости: попросить разрешения позвонить или отлучиться под любым предлогом. Может быть, в такой ситуации будет целесообразно перенести разговор на другое время.

Очень важно сразу же отсечь историю конфликта. Возврат к истокам лишь разжигает страсти и не способствует благополучной развязке. Недаром говорится: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

В любом случае в конфликте вы должны держать активную позицию и управлять им. Возьмите инициативу на себя, попробуйте поговорить с оппонентом:

  • – Давай поговорим о том, что происходит.
  • – Что-то у нас с тобой последнее время не клеится.
  • – Меня волнует, что между нами пробежала «черная кошка».

В этом случае человек либо начинает оправдываться, либо честно говорит, что именно ему не нравится. В любом случае, это уже диалог, значит, появляется возможность снять напряженность ситуации. Можно использовать следующие фразы.

  • – Хорошо, предлагай альтернативные варианты решения конфликта.
  • – Что ты предлагаешь конкретно?
  • – Мы пришли к согласию в том, что нам надо работать дальше (эти слова уже ориентируют человека на дальнейшие события, на долговременное сотрудничество).

Перечислим этапы работы:

  • • определите потребности всех участников конфликта;
  • • подумайте, как можно все их удовлетворить;
  • • признайте не только свои, но и чужие ценности;
  • • старайтесь быть объективными, отделяйте проблему от личности;
  • • ищите творческие и нестандартные решения;
  • • не щадите проблему, щадите людей.

Для перехода к стратегии сотрудничества можно использовать следующие фразы.

  • – Я хочу справедливого решения для нас обоих.
  • – Давайте посмотрим, как мы оба можем получить то, что хотим.
  • – Я пришел сюда, чтобы решить нашу проблему.

Проникнуть в глубь разногласий можно, используя следующие вопросы.

  • – Почему это кажется вам наилучшим решением?
  • – Какой реальной потребностью это вызвано?
  • – Что важно для вас в данном случае?
  • – Допустим, мы решили эту проблему. Что дальше?

Подобные вопросы помогают находить наиболее оптимальное решение.

Там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять принятые решения, поскольку они приемлемы для них, ведь обе стороны принимали участие в процессе достижения соглашения.

Разрешению конфликта мешают:

  • • эмоции: гнев, обида, желание отомстить;
  • • нежелание слушать другую сторону;
  • • оценка конфликта как неразрешимого;
  • • уход от переговоров.

Тест американского социального психолога К. Н. Томаса (1973) позволяет оценить индивидуальную стратегию и тактику поведения в конфликтной ситуации.

  • 1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь

обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

Ключ к опроснику Томаса

Отметьте, пожалуйста, какую тактику вы выбрали из каждой пары.

Источник:
Способы разрешения конфликтов
Исследования показывают, что не само наличие конфликтов, а именно неудачи в разрешении их неконструктивными способами ведут к разрушению взаимосвязей. Взаимоотношения без конфликтов могут быть
http://studme.org/41287/menedzhment/sposoby_razresheniya_konfliktov

Стремление к сохранению отношений (С)

Этот показатель характеризует ориентацию поведения человека в конфликте на тактичное, не ущемляющее интересов окружающих, доброжелательное разрешение ситуации. Лица, придерживающиеся данной тенденции подвержены групповому давлению (обладают высокой чувствительностью), их привлекает взаимодействие с окружающими, они испытывают потребность в уважении, принадлежности к другим. Поэтому в ситуации конфликта поведение отличается конформностью, слабым отстаиванием своих интересов, склонностью уступать другим. Возникшее напряжение в отношениях преодолевается за счет стремления к сохранению стабильности группы, усиление доброжелательного поведения и соблюдения социальных норм.

Количественно этот показатель характеризуется суммарной выраженностью показателей “сотрудничество” и “приспособление”.

Стремление к изменению отношений (N).

Высокие оценки по этому показателю свидетельствуют о тенденции к неконформному поведению, ориентации на собственные интересы в ущерб интересов других. Мотивационной основой данной тенденции является “борьба с опасностью” — …
снятие напряжения в результате конфликта осуществляется через изменение существующих отношений с окружающими. Отношения с окружающими рассматриваются в зависимости от интересов личности: при возникновении опасности их ущемления отношения приносят в жертву. В этом случае наблюдается нарушение норм и условностей, уклонение от такого решения возникшей проблемы, которое требует учета интересов сторон. Люди с данной тенденцией поведения к конфликту подходят с практической логической меркой, не склонны брать на себя вину и идти на поводу у других людей.

Количественно этот показатель рассчитывается суммированием баллов по показателям “соперничества” и “избегания”.

Представленные показатели описывают поведение по вектору “стремление к сохранению – изменению отношений”. Выраженность одного из них относительно другого характеризует склонность человека либо к адаптивному, либо неадаптивному (с позиции разрешения конфликта) поведению.

Активность (А)

Данный показатель характеризует выраженность решительности, волевого начала в поведении в ситуации конфликта. Черты упорства, прямолинейности поведения придает высокая потребность в действии, в осуществлении своего плана разрешения конфликта. Эту тенденцию отличает быстрое принятие решения, отсутствие боязни трудностей, пренебрежение возникающими препятствиями. Возможно проявление враждебности и обидчивости к другим людям, легко, впрочем, угасающее в ситуации, не ущемляющей престижа личности. Поведению свойственен хороший самоконтроль.

Выраженность этой тенденции рассчитывается суммированием значений показателей “соперничества” и “сотрудничества”.

Пассивность (Р).

Данный показатель отличает преобладание пассивных способов разрешения конфликта – избегания и приспособления – в качестве ведущих в поведении. Неуверенность в поведении проявляется в пассивном характере реагирования, в покорности и низкой настойчивости, нерешительности, демонстративном пренебрежении своими интересами. Бесконфликтность также является важной особенностью этой тенденции поведения. Индивиды, у которых наблюдается явное преобладание этого показателя, как правило, являются ведомыми. Они либо идут на поводу у других, либо пассивно созерцают ситуацию конфликта. Вину за создавшуюся ситуацию возлагают на сложившееся обстоятельства, поэтому, по их мнению, в её возникновении никто не виноват.

Количественной оценкой этого показателя является сумма баллов по показателям “избегания” и “приспособления”.

Агрессивность (FR).

Этот показатель характеризует выраженность противоположных по направленности агрессивных реакций (экстрапунитивной и интрапунитивной) в конфликтных ситуациях. Это так называемое поведение – “погоня за двумя зайцами”, то есть ориентация на две цели. Как правило, данное поведение встречается в фрустрирующих ситуациях при наличии выраженной “эго – тенденции”. Разрешение конфликта сопровождается проявлениями эмоциональной неустойчивости, напряженности и тревожности. Необходимо отметить, что наличие эмоциональной неустойчивости и тревожности обычно компенсируется в коммуникативной сфере демонстративной решительностью и смелостью поведения, подчеркиванием своей невосприимчивости к угрозе, тяге к риску.

Для оценки выраженности этой тенденции необходимо суммировать “сырые” баллы по показателям “соперничество” и “приспособление”.

Толерантность (Т).

Данный показатель описывает общую выраженность неагрессивных реакций индивида в конфликте. Выбор в качестве ведущих способов стремления к сотрудничеству или избеганию ситуации конфликта характерно для лиц, эмоционально устойчивых, нефрустрированных, скромных, тактичных, доброжелательных, не склонных к лидерству. Вместе с тем, эти индивиды обладают повышенной чувствительностью к угрозе. Их отличает осторожность и сдержанность поведения, старательное планирование своих поступков.

Для измерения выраженности этого показателя необходимо вычислить сумму баллов значений показателей “сотрудничества” и “избегания”.

Каждый из показателей имеет внутреннюю (личностную) и внешнюю (поведенческую) характеристику. Исходя из этого, выделенные тенденции поведения могут быть элементом внутренней “природы” личности, а могут быть внешней “маской”, скрывающей истинное лицо человека. Если число ответов в каждой паре полярных показателей измерения приближаются к максимальному, то можно говорить о преобладании той или иной устойчивой тенденции поведения.

Предложенные измерения поведения личности в ситуации конфликта были использованы в качестве оснований его типологии. Таким образом, каждый тип характеризуется тремя показателями, в соответствии с выраженностью того или иного полюса измерения: 1)стремление к сохранению отношений — стремление к изменению отношений; 2)активность – пассивность; 3)агрессивность – толерантность.

В качестве критерия отнесения поведения к тому или иному типу взят эмпирически установленный уровень выраженности одного из его компонентов: 1-3 стена – низкий; 4-7 стена – средний; 8-10 стена – высокий уровень. Соотношение типов поведения личности в конфликте с их основными компонентами представлены в таблице 7.

Табл. 7. Характеристика типов поведения личности

Источник:
Стремление к сохранению отношений (С)
Этот показатель характеризует ориентацию поведения человека в конфликте на тактичное, не ущемляющее интересов окружающих, доброжелательное разрешение ситуации.
http://refac.ru/stremlenie-k-soxraneniyu-otnoshenij-s/

Стремление к сохранению согласия дружеских отношений

«М. М. Пастушик Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях Умение создавать и поддерживать близкие отношения приводит к взаимно обогащающему общению . »

уровнем нормативных идеалов. В выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность занимает десятое место.

Гедонизм в выборке воцерковлённых испытуемых так же, как и

на уровне нормативных идеалов, занимает десятое место. В выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность смещается на

одну позицию выше и занимает четвёртое место, по сравнению с

уровнем нормативных идеалов.

Достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами) в выборке воцерковлённых испытуемых занимает восьмое место и является незначимой ценностью, в выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность на втором месте и занимает значимую позицию.

Проанализировав полученные данные, мы можем говорить о наличии различий в структуре ценностных ориентаций юношей и девушек, активно исповедующих христианство, и не имеющих активной религиозной позиции. Воцерковлённые испытуемые сильнее дифференцируют ценности по степени значимости, у них прослеживается более чёткая ценностная иерархия. В ценностной иерархии воцерковлённых испытуемых более значимыми являются ценности, характеризующие отношение человека к другим людям. В качестве одной из самых важных ценностей выступает доброта, которая предъявлена в представлениях человека о том, как нужно поступать, и соотносится с его конкретными поступками. Человек стремиться к сохранению благополучия людей, с которыми находится в личных контактах.

М. М. Пастушик Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях Умение создавать и поддерживать близкие отношения приводит к взаимно обогащающему общению со значимыми людьми, а, следовательно, рождает чувство собственного психологического благополучия, способствует ощущению полноты и осмысленности жизни.

Можно сказать, что проблема близких отношений является достаточно новой для отечественной психологии. Трудности в проведении исследований связаны не только с отсутствием надежного методического аппарата, но и со слабой разработанностью системы понятий, охватывающих данную область.

В связи с этим, нами было предложено собственное определение, позволяющее описать степень глубины дружеских отношений.

С нашей точки зрения, наиболее подходящим является термин «эмоциональная близость», под которым мы будем понимать феномен межличностных отношений, заключающийся в наличии между партнерами стремления раскрыть свой внутренний мир, которое формируются на основе взаимного доверия, понимания, сочувствия и готовности к оказанию эмоциональной поддержки у партнеров по отношению друг к другу.

На основе анализа литературы нами были разработаны следующие шкалы для измерения степени выраженности эмоциональной близости в дружеских отношениях: «самораскрытие», «доверие», «принятие», «эмоциональная поддержка», «сопереживание», «субъективное взаимопонимание», «субъективная легкость общения». После психометрической проверки в окончательный вариант вошли все перечисленные выше шкалы, за исключением шкалы «принятие». Испытуемым предлагалось отмечать степень согласия с предлагаемыми утверждениями относительно собственных отношений с наиболее близким другом своего пола.

Целью нашего исследования было изучение факторов, влияющих на эмоциональную близость в дружеских отношениях. Вначале кратко остановимся на данных, представленных в литературе, относительно факторов, затрудняющих формирование эмоциональной близости. Многие исследователи указывают на важную роль наличия стабильной опекающей фигуры в раннем детстве для эмоционального благополучия индивида.

В основных психотерапевтических подходах (гештальттерапия, психоаналитическая терапия) описываются три основных феномена, блокирующие формирование близости – страх отвержения, страх оценки и страх потери независимости (слияния). При этом если первый из них получил достаточное освещение с точки зрения научного подхода (имеется его теоретическое описание, разработано средство измерения), то два других феномена практически игнорируются научной психологией. Знания об этих формах страхов уже давно и успешно используются в психотерапевтической практике. Поскольку в нашу задачу не входит их подробное описание, мы лишь наметим контуры теоретического обоснования этих феноменов.

Страх потери независимости (слияния) упоминается в научной литературе лишь в связи с кризисом переходного возраста, когда подросток «мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии». Как указывают исследователи самосознания, подлинная интимность, т. е. способность «впустить» в свой внутренний мир другого человека и не раствориться в нем, возможна только при условии стабильности личности. Поэтому в случае отсутствия у личности ощущения собственной стабильности, этот страх может блокировать установление близких отношений и в более позднем возрасте.

Страх оценки связан со склонностью личности к переживанию стыда. В последнее время появляются исследования, посвященные анализу стыда как социального феномена. Индивид, склонный к переживанию стыда будет опасаться, что любой человек, узнавший его поближе, заметит все его недостатки и сделает его объектом насмешек. В этом и заключается механизм блокирования стремления к построению близких отношений.

С целью эмпирического исследования рассматриваемой проблемы нами были опрошены 132 студента Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики (57 юношей и 75 девушек) в возрасте от 18 до 23 лет, учащиеся различных факультетов.

Мы использовали следующие методики:

авторский опросник для измерения эмоциональной близости в дружеских отношениях;

авторская методика для выявления доминирующих мотивов в дружеских отношениях;

графическая методика А.А. Кроник, Е.А. Кроник в авторской модификации;

Фрайбургский личностный опросник;

методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева, В.В. Столина;

опросник Леонгарда-Шмишека, в модификации Л.В. Куликова;

методика интерперсональной диагностики Т. Лири, в модификации Л. Собчик;

опросник для измерения мотивации аффиляции А. Мехрабиана.

При обработке полученных данных использовались дисперсионный анализ и непараметрический критерий Манна-Уитни.

В нашем исследовании было выявлено, что к факторам, обуславливающим эмоциональную близость в дружеских отношениях, можно отнести личностные особенности, специфику самоотношения, отношения с близкими людьми, мотивацию аффилиации, коммуникативные установки. Мы обнаружили, что влияние акцентуированных черт характера и особенностей отношений с близкими людьми на близость в дружеских отношениях имеет различный характер у мужчин и женщин. Для женщин, строящих отдаленные дружеские отношения, характерны импульсивность и более тесные отношения с матерью, мужчинам данная закономерность не свойственна.

Было выявлено, что субъекты, строящие дружеские отношения с низким уровнем близости характеризуются подозрительностью, недоверчивостью, скованностью в общении, неуверенностью в себе.

Они склонны пребывать в угрюмом, подавленном настроении, им свойственна эмоциональная неуравновешенность.

Что касается индивидов, которые формируют дружеские отношения с высоким уровнем близости, то им свойственны общительность, активное участие в общественной жизни, стремление заводить теплые, дружеские отношения с окружающими. Для них характерно приподнятое настроение, жажда деятельности, повышенная словоохотливость. Такие субъекты полагают, что их личность может вызывать у других симпатию и уважение, при этом им не свойственны внутренняя честность и развитая рефлексия.

Мы также обнаружили существование гендерных различий в уровне эмоциональной близости в дружеских отношениях. Оказалось, что для женщин характерны большая близость с другом, что проявляется в большей выраженности таких ее компонентов, как самораскрытие. доверие, эмоциональная поддержка, сопереживание. Было также отмечено, что мужчины и женщины различаются по уровню выраженности мотивов, которые способствуют поддержанию дружеских отношений – для женщин более важны мотивы принятия со стороны друга, возможность рассказать о чем-то сокровенном, всплеснуть эмоции. Мужчины больше ценят возможность поболтать, весело провести время с другом.

В заключении можно отметить, что изучение факторов формирования дружеских отношений различной степени близости имеет большое теоретическое и практическое значение, может быть использовано как в просветительской, так и в психотерапевтической работе.

Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно

Источник:
Стремление к сохранению согласия дружеских отношений
«М. М. Пастушик Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях Умение создавать и поддерживать близкие отношения приводит к взаимно обогащающему общению . » уровнем нормативных идеалов. В
http://pdf.knigi-x.ru/21raznoe/161917-1-m-pastushik-faktori-emocionalnoy-blizosti-druzheskih-otnosheniyah-umenie-sozdavat-podderzhivat-blizkie.php

Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях Текст научной статьи по специальности — Психология

Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Пастушик М. М.,

Текст научной работы на тему «Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях»

?уровнем нормативных идеалов. В выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность занимает десятое место.

Гедонизм в выборке воцерковлённых испытуемых так же, как и на уровне нормативных идеалов, занимает десятое место. В выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность смещается на одну позицию выше и занимает четвёртое место, по сравнению с уровнем нормативных идеалов.

Достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами) в выборке воцерковлённых испытуемых занимает восьмое место и является незначимой ценностью, в выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность на втором месте и занимает значимую позицию.

Проанализировав полученные данные, мы можем говорить о наличии различий в структуре ценностных ориентаций юношей и девушек, активно исповедующих христианство, и не имеющих активной религиозной позиции. Воцерковлённые испытуемые сильнее дифференцируют ценности по степени значимости, у них прослеживается более чёткая ценностная иерархия. В ценностной иерархии воцерковлённых испытуемых более значимыми являются ценности, характеризующие отношение человека к другим людям. В качестве одной из самых важных ценностей выступает доброта, которая предъявлена в представлениях человека о том, как нужно поступать, и соотносится с его конкретными поступками. Человек стремиться к сохранению благополучия людей, с которыми находится в личных контактах.

Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях

Умение создавать и поддерживать близкие отношения приводит к взаимно обогащающему общению со значимыми людьми, а, следовательно, рождает чувство собственного психологического благополучия, способствует ощущению полноты и осмысленности жизни. Можно сказать, что проблема близких отношений является достаточно новой для отечественной психологии. Трудности в проведении исследований связаны не только с отсутствием надежного методического аппарата, но и со слабой разработанностью системы понятий, охватывающих данную область.

В связи с этим, нами было предложено собственное определение, позволяющее описать степень глубины дружеских отношений. С нашей точки зрения, наиболее подходящим является термин «эмоциональная близость», под которым мы будем понимать

феномен межличностных отношений, заключающийся в наличии между партнерами стремления раскрыть свой внутренний мир, которое формируются на основе взаимного доверия, понимания, сочувствия и готовности к оказанию эмоциональной поддержки у партнеров по отношению друг к другу.

На основе анализа литературы нами были разработаны следующие шкалы для измерения степени выраженности эмоциональной близости в дружеских отношениях: «самораскрытие»,

«доверие», «принятие», «эмоциональная поддержка», «сопереживание», «субъективное взаимопонимание», «субъективная легкость общения». После психометрической проверки в окончательный вариант вошли все перечисленные выше шкалы, за исключением шкалы «принятие». Испытуемым предлагалось отмечать степень согласия с предлагаемыми утверждениями относительно собственных отношений с наиболее близким другом своего пола.

В основных психотерапевтических подходах (гештальттерапия, психоаналитическая терапия) описываются три основных феномена, блокирующие формирование близости — страх отвержения, страх оценки и страх потери независимости (слияния). При этом если первый из них получил достаточное освещение с точки зрения научного подхода (имеется его теоретическое описание, разработано средство измерения), то два других феномена практически игнорируются научной психологией. Знания об этих формах страхов уже давно и успешно используются в психотерапевтической практике. Поскольку в нашу задачу не входит их подробное описание, мы лишь наметим контуры теоретического обоснования этих феноменов.

Страх потери независимости (слияния) упоминается в научной литературе лишь в связи с кризисом переходного возраста, когда подросток «мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии». Как указывают исследователи самосознания, подлинная интимность, т. е. способность «впустить» в свой внутренний мир другого человека и не раствориться в нем, возможна только при условии стабильности личности. Поэтому в случае отсутствия у личности ощущения собственной стабильности, этот страх может блокировать установление близких отношений и в более позднем возрасте.

Страх оценки связан со склонностью личности к переживанию стыда. В последнее время появляются исследования, посвященные анализу стыда как социального феномена. Индивид, склонный к переживанию стыда будет опасаться, что любой человек, узнавший его поближе, заметит все его недостатки и сделает его объектом насмешек. В этом и заключается механизм блокирования стремления к построению близких отношений.

С целью эмпирического исследования рассматриваемой проблемы нами были опрошены 132 студента Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики (57 юношей и 75 девушек) в возрасте от 18 до 23 лет, учащиеся различных факультетов.

Мы использовали следующие методики:

• авторский опросник для измерения эмоциональной близости в дружеских отношениях;

• авторская методика для выявления доминирующих мотивов в дружеских отношениях;

• графическая методика А.А. Кроник, Е.А. Кроник в авторской модификации;

• Фрайбургский личностный опросник;

• методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева,

• опросник Леонгарда-Шмишека, в модификации Л.В. Куликова;

• методика интерперсональной диагностики Т. Лири, в модификации Л. Собчик;

• опросник для измерения мотивации аффиляции А. Мехрабиана.

При обработке полученных данных использовались дисперсионный анализ и непараметрический критерий Манна-Уитни.

В нашем исследовании было выявлено, что к факторам, обуславливающим эмоциональную близость в дружеских отношениях, можно отнести личностные особенности, специфику самоотношения, отношения с близкими людьми, мотивацию аффилиации, коммуникативные установки. Мы обнаружили, что влияние

акцентуированных черт характера и особенностей отношений с близкими людьми на близость в дружеских отношениях имеет различный характер у мужчин и женщин. Для женщин, строящих отдаленные дружеские отношения, характерны импульсивность и более тесные отношения с матерью, мужчинам данная закономерность не свойственна.

Было выявлено, что субъекты, строящие дружеские отношения с низким уровнем близости характеризуются подозрительностью, недоверчивостью, скованностью в общении, неуверенностью в себе. Они склонны пребывать в угрюмом, подавленном настроении, им свойственна эмоциональная неуравновешенность.

Что касается индивидов, которые формируют дружеские отношения с высоким уровнем близости, то им свойственны общительность, активное участие в общественной жизни, стремление заводить теплые, дружеские отношения с окружающими. Для них характерно приподнятое настроение, жажда деятельности, повышенная словоохотливость. Такие субъекты полагают, что их личность может вызывать у других симпатию и уважение, при этом им не свойственны внутренняя честность и развитая рефлексия.

Мы также обнаружили существование гендерных различий в уровне эмоциональной близости в дружеских отношениях. Оказалось, что для женщин характерны большая близость с другом, что проявляется в большей выраженности таких ее компонентов, как самораскрытие. доверие, эмоциональная поддержка, сопереживание. Было также отмечено, что мужчины и женщины различаются по уровню выраженности мотивов, которые способствуют поддержанию дружеских отношений — для женщин более важны мотивы принятия со стороны друга, возможность рассказать о чем-то сокровенном, всплеснуть эмоции. Мужчины больше ценят возможность поболтать, весело провести время с другом.

В заключении можно отметить, что изучение факторов формирования дружеских отношений различной степени близости имеет большое теоретическое и практическое значение, может быть использовано как в просветительской, так и в психотерапевтической работе.

Мотивы обращения к компьютерной игре

Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня молодые

Источник:
Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях Текст научной статьи по специальности — Психология
Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях Текст научной статьи по специальности « Психология » Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Пастушик М. М.,
http://cyberleninka.ru/article/n/faktory-emotsionalnoy-blizosti-v-druzheskih-otnosheniyah

CATEGORIES