Статья о дружбе

Классный час на тему «Дружба

Рубрика: Общеобразовательная школа

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 195 раз

Циванюк Н. М. Классный час на тему «Дружба — чудесное слово» // Образование и воспитание. ? 2017. ? №4. ? С. 34-39. ? URL https://moluch.ru/th/4/archive/67/2743/ (дата обращения: 17.03.2019).

Цель: создание дружного и сплочённого коллектива.

? научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;

? дать понятие дружбы;

? ознакомить с правилами дружбы;

? учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали;

? воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям;

? воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу;

? развивать умения аргументировать свою точку зрения.

Учитель: Здравствуйте, Ребята попробуйте из данных букв составить слово («дружба»). Это и есть тема нашего классного часа «Дружба — чудесное слово».

Дружба — главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда —не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Учитель: А как вы думаете, как возникло слово «Друг»?

Стихотворение «Слово друг» (Я. Л. Аким).[4]

Когда ещё никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык.

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, уменье рук.

И человек придумал слово «друг»

«Монолог одружбе» (Л. Измайлова) [3]

Что такое Дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино?

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершил?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видит и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Задачи дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать…

Ну, а может, дружба — это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью

И не скажет резкость никогда?

Учитель: Вы согласны с такой трактовкой дружбы?

Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. [1, с.176]

В нем можно найти:

Друг — это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

Учитель: Предлагаю вам провести «собственное расследование» и найти ответ на вопрос «Что такое дружба?», а также составить правила настоящей дружбы.

Итак, вперед за новыми открытиями…

С чего дружба начинается?

Ребята исполняют песню «Улыбка» [6].

Игра: «Угадай друга».

Учитель: Я буду называть сказочного персонажа, а вы, ребята, хором называйте его друга. Итак, начинаем:

Добрая Белоснежка и ……. (Семь Гномов).

Забавные бурундучки Чип и …… (Дейл).

Добрый Малыш и ……. (Карлсон).

Доверчивый Буратино и …… (Пьеро, Мальвина).

Зелёный Крокодил Гена и ……. (Чебурашка).

Забавный Винни-Пух и …… (Пятачок).

Учитель: Какое прекрасное слово «дружба»! Произносишь его, и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, смотреть любимые мультфильмы или посекретничать о своём. А как вы думаете, кого можно назвать друзьями.

Друг это и любимая книга.

Друг — это мама, которая всегда тебя приласкает.

Друг — это школьный учитель, который ведёт по дорогам Знаний.

Друг — это старенький плюшевый медвежонок, который выслушивает тебя, когда бывает плохо.

Если есть друзья на свете — всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер, даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу будем весело шагать.

При любой погоде дружим, дружбы этой не сломать.

Дети исполняют песню «Если сдругом вышел впуть» [6]

Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и простые люди. В народе сложено огромное количество пословиц и поговорок о дружбе.

А вы знаете пословицы о дружбе?

ИГРА «Доскажи пословицу»

Человек без друзей — что дерево без корней.

Друзья познаются вбеде.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Не имей сто рублей, аимей сто друзей.

Один за всех ивсе за одного.

Дружба — как стекло, разобьется — не сложишь.

Учитель: Если у людей одни интересы, вкусы или им нравятся одинаковые занятия, или даже одна и та же игрушка…

Е.Благинина «Подарок» [2, с. 33]

Пришла ко мне подружка,

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Мне скучно без игрушки-

Но все же я подружке

Учитель: О чем это стихотворение? Правильно, о дружбе.

Ю. Энтин «Про дружбу» [2, с. 49]

Дружит с солнцем ветерок,

А роса — с травою.

Дружит с бабочкой цветок.

Дружим мы с тобою!

Все с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Песня «Все мы делим пополам». [6]

Девочки-подружки исполняют частушки одружбе

Учитель: Если ребята добры и отзывчивы, то и дружба бывает настоящей, крепкой, верной и долгой.

Но, к сожалению, дружбу можно легко разрушить грубым словом, невежливым поступком. Например, как в этом стихотворении:

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в этот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок-

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу не влечет.

Учитель: Да, такие отношения дружными не назовёшь.

Сценка: «Кто кого обидел первый?» [2, с.34]

Андрей подрался с Александром.

Дружили, дружили и вдруг — драка!

Друзья драли друг друга за кудри,

Разодрали куртки и брюки.

Разрыдались — какая драма!

—Кто кого обидел первый?

_ Кто кого ударил первый?

—Вы же раньше так дружили!

—Что же вы не поделили?

Учитель: Если ты хочешь помириться со своим другом, что нужно сказать: «Прости меня. пожалуйста, я был не прав» или «Мне бы хотелось, чтобы ты все забыл»?

Скорее миритесь! И больше не деритесь!

Если дружбой дорожить,

Можно спорить и дружить.

И не вспыхнет ссоры

Из любого спора.

Р. Сеф «Совет» [2, с. 37]

Учитель: Какой совет дает автор в этом стихотворении? Как вы понимаете выражения «разбитая посуда» и «разбитая дружба»?

Учитель: Продолжаем искать ответ на вопроc:

«Что такое дружба?» [5]

Спросила я у птицы.

Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

— Что такое дружба?

Это, когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила я у девочки:

— Дружба — что такое?

Это что-то огромное,

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

Инсценировка по М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль» [2. с. 48]

Учитель: Какой совет преподал маленький утенок большой собаке? Как вы думаете можно ли дать этому рассказу другое название? Обсудите в группах.

Учитель: Верная дружба бывает не только между людьми. Верным вам, ребята, может быть и ваш четвероногий друг. Ведь мы в ответе, за тех, кого приручили.

Дружить можно и нужно с животными. Предлагаю вам посмотреть презентацию, которую подготовил Петрук П. и послушать песню «Человек собаке — друг».

Учитель: Известно выражение: «Дружбу купить нельзя». А давайте заглянем в «магазин игрушек».

В. Берестов «В магазине игрушек» [2, с. 38]

Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

В магазине игрушек,

Друзей и подружек!

Учитель: Ребята, а вы согласны с автором стихотворения, что игрушки могут быть друзьями?

Танец «Моя любимая игрушка»

Учитель: Дружба нужна не только детям, но и взрослым. Крепкая, верная дружба помогает в любой жизненной ситуации.

Презентация от родителей

Учитель: Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?

(Дети и родители формулируют правила дружбы)

Правила дружбы (на доске)

? Не бояться просить прощения, если обидел друга.

Соблюдая эти правила, уверена, что вы никогда не потеряете друга.

А вы сами соблюдаете эти правила?

(Работа в портфолио…)

«Монолог одружбе» (продолжение) [3]

Что такое Дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год…

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а то, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех- детей и взрослых…

(Все встают в общий круг)

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмемся, встанем в круг.

Каждый человек человеку-друг!

За руки возьмемся пусть пойдет

По земле огромный хоровод!

«Подарок другу» [2, с. 33]

Ведущий: Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в нашем классе проведём праздничный салют.

Все присутствующие на празднике выходят на школьный двор и выпускают в небо «салют из воздушных шаров».

  1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толвовый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.;Российский фонд культуры; — 3-е издание., стереотипное — М.: АЗЪ, 1995. — 928с.
  2. Литературное чтение. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2 / (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.). — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2016.- 79с.: ил. (Школа Россиии)
  3. http:// nsc.1september.ru «Я иду на урок». Архив.
  4. http:// kinder-stihi.ru
  5. http:// infourok.ru
  6. MASTER KARAOKE «Лучшие песни для детей»

«Лучше во тьме пребывать, чем без друга»: представления.

Значимость дружбы для ученицы Сим Хана проявляется и в то, что она готова заводить дружбу с новыми ребятами.

Учительница Ма, вникнув в произошедшую ситуацию, объясняет Хане, что «друзья» и «дружба» — это только слова.

Давайте будем дружить друг с другом, Как птица — с небом, как поле — с плугом

Уважают того, кто с любовью и вниманием относится к своей матери, родным и близким, верен дружбе, трудолюбив, честен, находчив, у кого золотые руки и доброе сердце.

(ведущий и «богатыри» кланяются друг другу, все дети выстраиваются полукругом).

Классный час на тему «Дружба — чудесное слово».

Учитель: Какой совет дает автор в этом стихотворении? Как вы понимаете выражения «разбитая.

Конспект организованной образовательной деятельности по.

Друг без друга мы скучаем, Вместе с радостью играем. И нам ссориться не нужно. Ведь всего сильнее. Дети: Дружба.

Воспитатель: — Ну что ребята, поможем Шапокляк (ответы детей). Воспитатель: — Какие правила дружбы вы знаете?

Конфликт между учениками в классе. | Статья в журнале.

По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга.

Основные термины (генерируются автоматически): дружба, друг.

— Вот Дружбе я рад, только верных друзей не хватает мне. А вместе с дружбой в дверь вошли Любовь и Богатство.

Вопрос учителя: — О чем эта притча, чему она учит нас? На формирование личности большое влияние оказывает дружба.

Конспект интегрированной организованной образовательной.

Ребята, поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг, руки опущены).

Узнать секреты Дружбы. (варианты ответов детей).

Звезда Дружбы: Ребята, вы замечательные, добрые, верные и отзывчивые друзья!

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина.

Мальчики встретились и подружились, чтобы открыть друг для друга новые стороны привычной жизни.

образ ребенка, проблема взаимоотношения родителей и детей, художественное своеобразие, тема дружбы, борьба за справедливость.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.

Дети: — Да. Дефектолог: Ребята, сегодня я предлагаю поговорить о друзьях, о дружбе. Все мы разные, но всегда во все времена дружба ценилось как

А теперь повернитесь друг к другу и улыбнитесь (улыбаются друг другу). Теперь совсем другое дело. Я вижу веселые лица, улыбки.

Источник:
Классный час на тему «Дружба
Рубрика : Общеобразовательная школа Дата публикации : 03.10.2017 Статья просмотрена: 195 раз Циванюк Н. М. Классный час на тему «Дружба — чудесное слово» // Образование и
http://moluch.ru/th/4/archive/67/2743/

О подростковой дружбе

« …. Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало
времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. —
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи
готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы
друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у
тебя был друг, приручи меня!
— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там,
поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты
молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись
немножко ближе…»
А. С-Экзюпери

Приведённые эпиграфом строчки из самой знаменитой в мире сказки ни в каких комментариях и объяснениях, что очевидно не нуждаются… Эти слова просты, объяснения — очевидны и даже почти банальны, однако «банальность » эта уровня гениальности, и объяснение это будет понятно даже самому неразумному из наших детей — подростков. Вместе с тем, никакие словари и энциклопедии не способны лучше объяснить смысл и сущность понятия «дружба ».

Стоящая перед нами, уважаемый читатель, задача, сейчас чрезвычайно проста и в то же время — сложна чрезвычайно — попытаться понять, что же такое «дружба », как понимают её подростки и почему это подростковое понимание нередко не находит одобрение и встречного понимания у нас, родителей, или не-родителей — просто взрослых.

Итак, психологический словарь: « …ДРУЖБА — вид устойчивых, индивидуально-избирательных отношений межличностных, характерный взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации (от англ. affiliation «соединение , связь») — стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности…»

Развитие дружбы предполагает следование неписаному «кодексу », утверждающему необходимость взаимопонимания, взаимную откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьезные нарушения «кодекса » ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность-вражду .

Противопоставление дружбы, при всей ее интимности, деловым, служебным и другим отношениям — относительно. Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство.

Очевидно, что в каждом возрасте понятие «дружба » воспринимается совершенно по-своему , сохраняя при этом общее смысловое содержание. Иными словами — и ребёнок и подросток и взрослый вполне отчётливо понимают, что дружба значимее приятельских отношений, и что она не тождественна, например, простому знакомству.

В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, от принадлежности к одной группе, от совместной деятельности. Если детская дружба, характеризуемая эмоциональной привязанностью, основана, прежде всего, на совместной деятельности, то с возрастом формируется потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе происходят усиленные поиски друга, и появляется возможность его идеализации.

Вырастая, ребенок разрывает «пуповину » прежних отношений, основанных на зависимости от взрослых, переоценивает и перестраивает их, включая в новую, более сложную систему, в которой сам он претендует на самостоятельную и центральную роль. Его новая ориентация — на сверстников резко усиливается в переходном возрасте. Младшие дети еще принимают различие двух миров — детского и взрослого — и неравноправность отношения между этими мирами как нечто естественное, само собой разумеющееся.

Начиная разговор о дружбе в подростковом возрасте прежде всего необходимо отметить, что с одной стороны ориентир на некую идеальность общения, детскую модель — не обидит, выслушает, не будет смеяться -сохраняется, но само содержание понятий «доверие », «привязанность » и др -существенно меняется и усложняется многократно, что, к слову заметим, и для самих подростков представляет немалую сложность — противоречие в понимании и осознании чего-либо , попытка определить простыми словами сложное переживание практически всегда путь к внутриличностному конфликту.

Итак, с одной стороны — подросток уже не хочет считать себя ребенком, он все больше ориентируется на взрослые нормы и критерии. Вместе с тем, дабы обеспечить себе автономию от старших, он всячески подчеркивает свои возрастно-групповые отличия, считая себя представителем особого, не детского и не взрослого, «третьего мира». Хотя ощущение «групповой принадлежности» психологически очень важно для подростка, жесткая конформность неформальных групп то и дело приходит в противоречие с потребностью сознавать и чувствовать себя индивидуальностью.

Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, подросток открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Но вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества, ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда — рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, стремление найти того, с кем не только можно поговорить, но и вместе помолчать, насладиться тишиной природы, услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.

«Теперь нет желания появляться во дворе, где всегда шум и гам, хочется помечтать или подумать о чем-либо , постоять у картины, побродить по городу, а потом опять вернуться к ребятам»,- пишет ленинградский восьмиклассник. Рост потребности в интимном общении неизбежно психологизирует понятие дружбы. Но, вместе с тем важно помнить и двух принципиальных обстоятельствах — во-первых об одновременно возникающих специфических социальных страхах — страх ответственности, боязнь потерять друга, утратить его — в тех случаях когда он есть и страх одиночества -боязнь вовсе не иметь друзей, когда в наличии таковых есть обоснованные сомнения, страх несоответствия ожиданиям другого.

В одном из авторских исследований юношеской дружбы испытуемые дописывали несколько неоконченных предложений типа «Друг — это тот, кто…». Содержание ответов было разным, но форма в подавляющем большинстве случаев была эгоцентрической- испытуемые делали акцент на том, что друг делает или должен сделать для них ( «кто меня любит», «на кого можно во всем положиться» и т. д. ), и гораздо реже перечисляли то, что они сами делают для друга ( «кого я люблю», «кто может на меня положиться» и т. п. ).

Содержание и уровень взаимного самораскрытия во многом зависят от ситуации общения. Теплая, уютная комната благоприятствует интимности, тогда как формальная, холодная обстановка ее парализует. Положительную роль играет наличие прямого визуального контакта (взгляд в глаза) и телесной близости (прикосновение ) с собеседником, внешняя его привлекательность, внимание с его стороны и его социальный статус. Младшие легче и охотнее исповедуются старшим, дружественное внимание которых представляется лестным, а признание собственной слабости перед старшим меньше бьет по самолюбию.

Итак, у подростка возникает острое ощущение, что ему открывается очень много нового в жизни, во взаимоотношениях людей, в самом себе. И поэтому если, с одной стороны, может возникнуть замкнутость, желание одиночества, то, с другой стороны, рождается жажда общения, желание быть понятым, быть откровенным с человеком, которому можно было бы открыть самого себя. Отсюда стремление к дружбе, желание иметь друга.

Завершая первый, в какой-то степени, предварительный разговор о подростковой дружбе необходимо добавить только одно — сами взрослые и в первую очередь взрослые близкие, домашние, семья тоже могут и быть и восприниматься как друзья, как настоящие друзья для своих детей-подростков , однако думать, что это само собой разумеется и так и должно быть — наивно и конечно неверно, и детскую и особенно подростковую дружбу необходимо «завоёвывать » развивая в себе толерантность, готовность принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками, понимая и принимая их право на уважение, на самопроявления, даже и те, которые не слишком вписываются в наши взрослые «стандарты », «представления » и стереотипы. Обучение подростка быть Другом, кому бы то ни было, начинается с желания и умения нас самих становится Друзьями.

Источник:
О подростковой дружбе
Что же такое дружба, как понимают её подростки и почему это подростковое понимание нередко не находит одобрение и встречного понимания родителей. — Дети и подростки — Журнал
http://www.psy-culture.ru/journal/deti-i-podrostki/o-podrostkovoj-druzhbe/

Статья о дружбе

А.С. Пушкину
О ты, чья дружба мне дороже
Приветов ласковой молвы,
Милее девицы пригожей,
Святее царской головы!
Н.М. Языков

Приятель – это «коротко» знакомый, довольно близкий, с кем связь становится более тесной и, в определённой мере, интенсивной. По этимологии слово родственно ст.сл. «приязнь» («доброжелательство, дружба») и восходит к праслав. «прияти» («любить, дружить»), которое сокоренно и.е. корню prai-. От того же корня происходят др.-инд. priyas («милый, желанный»), нем. Freund («друг»), нем. freien («свататься»), готск. frijon («любить») и нем. frei («свободный»). Того же корня и укр. «сприяти» («способствовать, благоприятствовать»).

© Андрий Будугай — От чужого до брата

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, общности интересов.
Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность. любовь.

В Библии понятие дружбы передаётся греческим существительным «филиа» и глаголом «филео», который переводится как «дорожить» (кем-либо). Это слово подразумевает «теплоту, близость и привязанность». «Филиа – тёплая, дружеская любовь, основанная на обоюдном уважении. [. ] Спонтанно возникающее в нашем сердце чувство». Согласно труду Джеймса Стронга, глагол филео означает «быть кому-то другом (любить), т. е. выражать привязанность (означающую личную приверженность, в которой преобладают чувства)» («Сторожевая башня», выпуски от 15.10.93, стр. 12, 17, 18 и от 1.10.96, стр. 9).

Основана настоящая дружба на доверии, взаимопомощи. Людям, которые дружат, психологически друг с другом комфортно. Часто друзья бывают эмоционально ближе друг к другу, чем родственники.

Дружба – это, во-первых, чувство, то есть дружеская любовь. Это не что-то внешнее, дружба лежит глубоко в сердце. Во-вторых, дружба возникает спонтанно. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть своим другом. В-третьих, дружба базируется на некоторых основных столпах, которые необходимы как для её зарождения, так и для её сохранения. Этими столпами являются:

1. Взаимное уважение.
Что означает уважать своего друга? Это значит почтительно относиться к нему, считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинство и помогают ему не только лишь из чувства долга («Сторожевая башня», выпуск от 01.05.01, стр. 6).

2. Доверие.
Под доверием подразумевается уверенность в добропорядочности и искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет намеренно. Доверие не подразумевает уверенность в том, что друг никогда не будет совершать никаких ошибок – все мы несовершенны.

Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение (и, возможно, доверие), если видим, что он совершает поступки, аморальные в наших глазах, и считает это нормой?
Посодействует зарождению дружбы и наличие общих интересов или увлечений. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это фактор, видимо, не принципиален.
Дружеские чувства никоим образом не зависят ни от пола человека, ни от его возраста. Они могут быть очень сильными и заметно влиять на поведение и эмоциональное состояние человека. Тем не менее, эти чувства никогда не подразумевают никакого плотского влечения (это особенно касается дружбы между мужчиной и женщиной).

Одним из частых заблуждений о том, что такое дружба и кто такие друзья, является мысль, что наши друзья – это те, с кем мы проводим много времени, с кем нам весело и есть о чём поговорить, ну а дружба – это сам процесс такого общения. Однако, это совершенно не так. Запомните: дружба – это не общение, не какой-то процесс и вообще не что-то внешнее. Настоящая дружба – это чувство, причём чувство, лежащее глубоко в сердце : это – «филиа», или дружеская любовь, по отношению к другому человеку.

Совершенно не обязательно, чтобы дружба была напрямую связана с личным общением или зависела от него. Настоящие друзья всегда остаются друзьями независимо от обстоятельств. На этот счёт есть показательный пример в Библии. В силу обстоятельств Давид скрывался от своего врага – царя Саула – почти семь лет, и за это время он видел своего близкого друга Ионафана всего один раз незадолго до его смерти. Однако всё это время их дружба была нерушима, и спустя семь лет разлуки Ионафан был готов рисковать жизнью только ради того, чтобы ободрить своего друга и заверить в своей дружеской любви!

В отличие от дружбы, приятельские отношения зависят от общения, не связаны с чувствами. Хотя именно с приятелями мы зачастую общаемся больше всего (а иногда даже делимся секретами), «есть приятели, готовые разорвать друг друга на части» (Библия, Притчи 18:24). Какая уж тут дружба?!

Ошибочное принятие приятельских отношений за дружбу может в итоге привести к разочарованию и глубокой душевной травме, поскольку в итоге от таких отношений получаешь совсем не то, что ожидал (или не получаешь того, что ожидал). Поэтому, обзаводясь приятелями, не спешите поспешно делать выводы, что это уже Ваши друзья до гроба. Как сказал один известный человек, «выявит друга время, как золото – огонь».

Хотя между лицами противоположного пола могут существовать и романтические, и дружеские отношения, иногда первое ошибочно принимают за второе. Другими словами, иногда человек может принимать за дружбу то, что на самом деле является проявлением желания испытывать на себе внимание лица противоположного пола.

Библейские цитаты показывают, насколько крепкими могут быть дружеские чувства :
— «Настоящий друг любит во всякое время, он брат, рождённый на время бедствия» (Притчи 17:17)
— «Бывает друг более привязанный, чем брат» (Притчи 18:24)
— «[Ионафан] любил [Давида]; он любил его, как свою душу» (1 Самуила [1 Царств] 20:17)
— «Ты был мне очень дорог. Твоя любовь была для меня прекраснее любви женской» (2 Самуила [2 Царств] 1:26 – слова Давида об Ионафане после его смерти)

Отличительные особенности дружбы (дружеской любви):
— Бескорыстна;
— Устойчива (дружеские отношения длятся долго, а чувства являются стабильными);
— Может возникать к людям любого пола и возраста;
— Может испытываться по отношению к нескольким людям (обычно все жё немногим);
— Сама по себе никак не связана с сексуальными желаниями.

Личные качества, полезные для дружбы :
— Искренность, открытость;
— Сочувствие;
— Умение выслушать;
— Интерес к делам и переживаниям другого;
— Готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту;
— Готовность прощать;
— Умение признавать свои ошибки;
— Умение принимать советы;
— Умение хранить секреты.

Развивайте в себе такие качества и старайтесь их проявлять в повседневной жизни. Замкнутость, бесчувственность, а особенно высокомерие, безразличие и предательство убивают дружбу, сводя на нет её основание – взаимное уважение и доверие.

Другу
Ты влюбляться в меня не спеши
Не со мной, ты с другими греши,
Я не спорю конечно с судьбой,
Может мне быть навечно с тобой.

Все те дни, что остались для нас
Будут нашей мечтой мне сейчас.
Не хочу я открыть эту дверь,
Ты меня друг пойми и поверь.

Сколько раз ошибалась я вдруг.
Уж замкнулся порочный тот круг.
Как-то друг, мужем стал мне шутя
Муж — же другом не стал мне спустя.

Стань опорой мне дружеской ты,
Другом сильным из светлой мечты.
Верю в дружбу я разных полов,
Хоть и много она потеряла голов.

Международный день друзей

Ежегодно 9 июня в мире отмечается Международный день друзей.

Вот семь шагов к дружбе, которые легко запомнить и легко совершить:
1. Узнай (познай) друга.
2. Прими друга.
3. Доверяй другу.
4. Люби друга.
5. Принимай помощь от друга.
6. Благодари друга.
7. Помогай другу .

Для того, чтобы узнать друга — узнать по-настоящему, — нужно забыть всё, что вы думали о нём, всё, что вам о нём говорили окружающие, — и просто окунуться в собственный опыт общения. Вы не можете по-настоящему узнать друга, если считаете, что вам уже известно всё, что можно знать о нём, — особенно если ваши знания основаны на том, что рассказывают окружающие.
Вам будет очень трудно полюбить человека, которому вы не верите.
Вам будет очень трудно от всей души принять и впустить в свою жизнь кого-то, кого вы не любите.
Вам будет очень трудно принимать с благодарностью помощь от человека, которого вы не хотите принять и впустить в свою жизнь.
Вам будет очень трудно испытывать сердечную благодарность к кому-то, кому вы ничего не можете дать.

ХРИСТИАНСКОЕ ТАИНСТВО БРАТОТВОРЕНИЯ

Таинство побратимства – священнодействие, благословляющее союз двух душ в высокой дружбе. В России после братания обменивались нательными крестами в знак братства, и если союз распадался, то кресты возвращались обратно, подобно тому, как возвращались после развода обручальные кольца. Читались те же молитвы, что и на венчании, исключая, по понятным причинам, молитву на деторождение. Соединенная таким образом пара получала право на совместное пользование имуществом с правами его наследования. То есть практически пара приобретала статус супругов.

БРАТОТВОРЕНИЕ [лат. fraternitas spiritualis, или fraternitas per adoptionem], средневек. обряд церковногоблагословения двух христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у мн. народов, и христ. практики вступления в «духовное родство», возникшей еще в первые века в связи с таинством Крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а др. верующих — как самых близких родственников.

В античности братский союз заключался в форме клятвы и обычно скреплялся ритуальным смешением крови (возможно, даже ее испитием), обменом именами, оружием, одеждой, что нашло отражение и в христ. обычае обмена нательными крестами.

В I–III вв. все христиане назывались «братьями», а Церковь — «братством».
Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви. Например, в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», которые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну». В 4-й вспоминаются св. апостолы Петр и Павел, Филипп и Варфоломей, мученики Сергий и Вакх, ставшие братьями не по крови, но по вере и любви. В др. молитвах содержатся прошения о даровании любви и единомыслия вступающим в братский союз. Большое разнообразие молитв на Братотворение может свидетельствовать как о нестабильности чина, так и о его широком распространении.

Чин Братотворения был запрещён. В современных литургических книгах православной Церкви чин Братотворения не печатается. Уже в печатных венецианских греч. Евхологиях XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах». О недолжном использовании обряда свидетельствуют 2 неопубликованных постановления Константинопольского Патриарха Афанасия I († ок. 1315), в которых Братотворение характеризуется как источник безнравственности. Известны также 2 славянских рукописных сборника канонов XVI–XVII вв., из которых становится ясно, что одной из причин запрета было проникновение в христианский обряд языческих обычаев (за «побратимство с турчанином или с христианином», при котором совершается испитие крови друг друга, положено лишать Причащения на 5 лет).

Однако, несмотря на все канонические запреты, случаи совершения Братотворения иногда встречаются, особенно в Балканских странах, где обычай побратимства приобрел национальную окраску и был связан с противостоянием османскому владычеству. Более того, в славянских рукописях из Загребской библиотеки встречается его апология — «Слово како сътвори Господь побратимство».

В сер. 90-х г. XX в. этот чин оказался в центре скандала, возникшего из-за тенденциозной книги американского медиевиста-католика Дж. Босуэлла (умер в 1994 от СПИДа), который пытался доказать, что в средние века Братотворение служило легальным прикрытием мужеложства. На основании этого тезиса представители сексуальных меньшинств стали использовать чин Братотворения при заключении однополых браков. Несмотря на внешнее сходство с чином венчания (побратимы держатся за руки, священник обводит их вокруг аналоя, поется тот же тропарь, что и на венчание, в конце бывает Причащение Св. Таин).

О ДРУЖБЕ
Джебран Халиль Джебран

Подскажи мне, учитель, где в жизни Друзья?

Одному Мудрецу я вопрос задала:
«Подскажи мне, учитель, где в жизни Друзья?»
Улыбнулся в ответ он, плечами пожал,
А потом по-отцовски мне тихо сказал:
«Ждал я долго, когда ты задашь сей вопрос.
Из того, что за жизнь эту я перенес,
Я могу тебе честно сказать,
что твой Друг — Это тот, кто молчит,
но случись что-то вдруг — Будет рядом,
не требуя что-то взамен.
Это тот, кто с тобою под вихрь перемен,
Это тот, кто с тобою душою всегда,
Хоть он тих и спокоен.
Вот это Друзья!
И ты можешь не знать, кто тебя бережет,
Но тогда, когда нужно, тебя он найдет.»
И я долго молчала в ответ на слова,
Освятившие правду, что значат Друзья.
Для себя же решила,
что я для Друзей Никогда не закрою души своей дверь!
И я буду скалою стоять до конца,
Я пожертвую жизнью за тех, кто Друзья.

Дружба. Что это такое?

Дни и ночи без покоя,
Постоянная отдача,
И общение в придачу!
Собираешься в поход!
Друга в руки и вперед!
Хочешь обработать дачу?
Друг решит твою задачу!
Поломался унитаз?
Друг починит все за раз!
Стало грустно почему-то?
Друг придет помыть посуду
И станцует для тебя,
Рассмешит опять, любя.
Друг затеял день рожденья?
Ты ему несешь варенье!
В отпуск он в июне едет?
Сядь в автобусе в соседи!
У него горит работа?
Помоги ему в субботу!
У него в любви размолвка?
Время ты не трать без толка:
Разузнай и помоги,
Всех на свете привлеки!
В общем дружбу ты цени:
Будут радостными дни!

Я заведу красивую шкатулку…

и буду нашу Дружбу в ней хранить.
Я соберу все встречи по секундам,
как бусинки на шёлковую нить.
Я положу туда кусочек солнца,
охапку звёзд и крошечку луны…
И, посмотрев на них, я буду верить,
что в тот же миг на них посмотрите и Вы.
Я буду дорожить своей шкатулкой,
она всего дороже на Земле!
В ней самая большая драгоценность —
Простая Дружба, что дарите Вы мне.

Источник:
Статья о дружбе
А.С. Пушкину О ты, чья дружба мне дороже Приветов ласковой молвы, Милее девицы пригожей, Святее царской головы! Н.М. Языков Приятель – это «коротко» знакомый, довольно близкий, с кем связь
http://lubovbezusl.ru/publ/ljubov/mentalnaja/o_druzhbe/7-1-0-80

CATEGORIES