Ситуации о дружбе

Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы

Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы

Данная беседа длится в течение 2-х занятий

(Учитель читает стихотворение А. Барто.)

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

И характер кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной.

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти —

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

— Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — А ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Не вставать же на колени,

Напишу я объявленье:

«Срочно требуется друг!»

Ситуации для обсуждения с детьми

Ситуация 1. В классе — четверо: два мальчика и две девочки — первоклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают парты.

— Чем вы тут занимаетесь? — спрашиваю.

— Мы парты моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Копылов пять ошибок сделал. Ему двойку поставили. А мне пятерку!

— Пятерка — хорошо. Только зачем хвастать?

— Вот идите, посмотрите, — потянула меня за полу пиджака хвастунья.

Она бесцеремонно взяла у Копылова тетрадь и стала показывать:

— Смотрите: раз, два, три. пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня — пятерка!

Девочка очень рада своей пятерке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Копылова двойка.

— Какие качества характера проявились в поступках девочки?

— Как вы их оцениваете?

— Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

Ситуация 2. Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки.

Он первым выбегал из-за парты, и если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.

— Каким растет Алик?

— Что бы вы ему посоветовали?

— Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса?

— Как вы боретесь с ними?

Ситуация 3. К Мишиному папе приехал из другого города старый, еще школьный, товарищ. Миша слышал, как они, обнявшись, напевали песенку из фильма про трех мушкетеров:

Из кабалы, из тюрьмы,

Шпагой клянемся, шпагой клянемся,

Шпагой клянемся мы.

Миша грустно улыбался и завидовал папе и его школьному другу. И как-то вечером, беседуя с папой, сказал:

— Хорошо тебе! У тебя друзья настоящие. А я вот на Макса обиделся.

— А мне казалось, что вы всегда дружили. Прямо не разлей вода, — удивился папа.

— Дружить дружили. Да вот только он мне обещал дать диск послушать, а дал его Алешке. Я теперь даже и не знаю, дружить мне с ним или не дружить!

Папа доверительно-серьезным тоном начал говорить Мише:

— Понимаешь, Миша, дружбу нужно строить, как дом, из кирпичиков добра и понимания. Спрячь обиды поглубже, научись прощать, научись не огорчаться по пустякам и не спорить по мелочам. Попробуй принимать своего друга, если он настоящий друг, таким, каков он есть, — со всеми его странностями и мелкими недостатками. И в конце концов, разве это главное, кто первым получит диск?

— Почему обиделся Миша?

— Почему он стал сомневаться в своем друге?

— Как понимаете слова папы о настоящей дружбе?

Правила настоящей дружбы

• Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

• Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.

• Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

• Останови товарища, если он делает что-то плохое.

• Хорошо дружить — значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

• Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам — надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

• Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Правила дружной работы

• Четко договорись с товарищами о плане работы и сроках ее выполнения.

• Распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто и что будет делать. Учитывайте, кто что хочет и умеет делать.

• Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше. Нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе.

• Каждый должен работать на совесть.

• По ходу работы узнавай, как идут дела у других. Помоги, научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа; научись сам пользоваться советами других.

Правила честной игры и состязаний

• Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем. Только честная победа по-настоящему ценна.

• Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

• Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Тест

1. Твоя подружка (твой друг) жалуется тебе на неприятности. Как ты поступишь?

а) постараешься ее (его) утешить и предложишь помощь;

б) расскажешь про свои неприятности, у тебя их гораздо больше;

в) мне никто никогда не рассказывает про свои неприятности, потому что они меня только смешат.

2. Ты на дне рождения у своей подруги (друга). Как ты себя ведешь?

а) веселюсь, танцую, если попросят, могу и спеть. Для име- нинницы(ка) сочиню веселый стишок;

б) потихоньку злюсь на именинницу за то, что все внимание только ей (ему);

в) обязательно приготовлю для именинницы(ка) подарок, какую-нибудь колкую фразочку, например «все здорово, только прическа у тебя сегодня неудачная».

3. Учительница часто хвалит твою подругу (друга) за работу на уроке, а сегодня по контрольной она (он) получила тройку. Твои мысли:

а) как мне утешить ее (его)?

б) я расскажу ей (ему) о том, что у меня троек уже целая куча;

в) я так рада, что наконец-то тройки не только у меня. Результаты. Если больше ответов «а», то можно сказать, что ты хороший друг и тебя непременно будут ценить за это. Если больше ответов «б», в твоей душе нет зла, но твое равнодушие нужно как можно быстрее исправлять, и тогда ты станешь хорошим другом. Если больше ответов «в», в твоей душе уже поселился злой человечек. Если ты не помешаешь ему вырасти в коварного, злого великана, то, даже если в твоей жизни встретится принц (принцесса), щедрые и добрые, ты обязательно испортишь им жизнь.

— Есть ли среди них такие черты, который присущи твоему характеру? Много ли совпадений?

— Как ты относишься к тайнам своего друга?

Ситуация 4. Толстячок Илюшка, которого мы зовем Илья Муромец, хотя он по силе явно и не богатырь, получил по физкультуре двойку: плохо подтягивался и отжимался. Девчонки смеются, мальчишки бросают колкости. Решил Илюшка отжиматься и подтягиваться — приходит в школу на полчаса раньше и на спортивной площадке тренируется. Сначала тайком от всех, потом другу Костику рассказал о своих тренировках. Только попросил никому пока ничего не говорить. Костик пообещал, только проболтался соседке по парте Анечке. А та возьми и на физкультуре скажи учителю: «Сергей Степанович, а не пора ли у Ильи Муромца силу проверить? Он, оказывается, тайком от класса (тут все хихикнули) тренируется». Костик покраснел как рак. Илюшка на него ужасно обиделся, хотя к концу урока весь класс и Анечка удостоверились, что отжиматься он стал лучше.

— Как вы оцениваете поступки Костика и Анюты?

— Будут ли дружить эти мальчики?

— Следовало ли Костику доверять Анюте тайну своего друга?

Запомни:

1. Если тебе доверили тайну, не рассказывай ее никому. Так поступают настоящие друзья.

2. Если хочешь, чтобы твой секрет остался секретом, не доверяй его даже другу. Если ты сам не в силах был промолчать, то нельзя требовать молчания ни от кого.

3. Не сплетничай ни о друзьях, ни о знакомых. Помни, что не стоит говорить о других плохо, ведь что-нибудь плохое можно рассказать и о тебе.

Пословицы о дружбе

• «Нет друга — ищи, а найдешь — береги».

• «Без беды друга не узнаешь».

• «Друг познается в беде».

• «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».

• «Недруг поддакивает, а друг спорит».

• «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

• «Старый друг лучше новых двух».

Ситуация 5. Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать домашние задания. Работали они добросовестно, серьезно. В это время пришла Петина мама, нагруженная сумками, и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сумки». Петя сказал: «Мама, мы ведь серьезным делом заняты — уроками».

— Выскажите свое мнение по поводу поведения мальчиков.

Источник:
Беседа о дружбе и товариществе для учащихся начальной школы
Внеклассное занятие на тему: Дружба, 3 — 4 класс Данная беседа длится в течение 2-х занятий (Учитель читает стихотворение А. Барто.) Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной,
http://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov/beseda-o-druzhbe-i-tovarischestve-dlja-uchaschihsja-nachalnoi-shkoly.html

Классный час — Дружба нужна всем

Классный час

Тема: Дружба нужна всем

Предполагаемые результаты:

Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг.

Развитие умения учащихся вести рассуждения, аргументировать

свою точку зрения.

Воспитание добрых взаимоотношений между детьми в классе,

нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Презентация «Дружба нужна всем».
  4. Карточки для игры с пословицами.
  5. Картинки для распределения на группы.
  6. Карточки для обсуждения ситуаций.
  7. Законы дружбы.

Ход классного часа:

Этапы проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Вступительная часть

Организация класса. Эмоциональный настрой.

Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

Пожмите дружески руки друг другу.

Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.

Займите, пожалуйста, свои места.

Дети встают в круг с учителем и берутся за руки, улыбаются друг другу.

Садятся на свои места.

Слайд 1

2. Основная часть

Сообщение темы

Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, тему которого мы сейчас вместе и определим.

А помогут нам вот эти картинки на экране (Герои сказок).

Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев?

Правильно, это друзья.

Поднимите руку, у кого из вас есть друзья.

Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить?

Тема нашего классного часа «Дружба нужна всем»

Они все дружат

О дружбе

Слайд 2

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Дружба нужна всем» »

Тема: Дружба нужна всем

Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг.

Развитие умения учащихся вести рассуждения, аргументировать

свою точку зрения.

Воспитание добрых взаимоотношений между детьми в классе,

нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу.

Презентация «Дружба нужна всем».

Карточки для игры с пословицами.

Картинки для распределения на группы.

Карточки для обсуждения ситуаций.

Ход классного часа:

Организация класса. Эмоциональный настрой.

Дети, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.

Пожмите дружески руки друг другу.

Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.

Займите, пожалуйста, свои места.

Дети встают в круг с учителем и берутся за руки, улыбаются друг другу.

Садятся на свои места.

2. Основная часть

Работа над понятием «дружба»

Работа с пословицами

Работа над понятием «настоящий друг»

Работа над обсуждением ситуаций

Игра «Волшебный стул»

(по методике Н.Е.Щурковой)

3. Заключительная часть

Ребята, сегодня мы с вами собрались на классный час, тему которого мы сейчас вместе и определим.

А помогут нам вот эти картинки на экране (Герои сказок).

Как вы думаете, что общего у этих сказочных героев?

Правильно, это друзья.

Поднимите руку, у кого из вас есть друзья.

Как вы думаете, на какую тему мы сегодня будем говорить?

Тема нашего классного часа «Дружба нужна всем»

А как вы думаете, что такое дружба?

Произнесите это слово. Что вы представляете?

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Подумайте, зачем дружба нужна людям?

О дружбе придумано много пословиц.

Что такое пословица?

Пословица – это краткая народная мудрость. Пословица советует, поучает. Люди с уважением относятся к пословицам, употребляют их в своей речи.

Вот мы с вами поиграем в игру «Закончи пословицу». На экране написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.

(на листах — вторые половинки пословиц).

Нет друга – ищи … /а нашёл – береги.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

Где вы встречали пословицы?

Какая подойдёт для вашего класса? Почему?

Сейчас мы распределимся на группы.

Подойдите к столу и возьмите карточку.

Ребята, мы с вами распределились по группам.

Как вам нужно работать в группе?

Вам нужно вместе обсуждать задание, советоваться, обращаться за помощью друг к другу.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Ребята, нам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю вам на экране слова. Выберите те качества, которыми должен обладать друг. Подумайте, какие качества лишние для настоящего друга.

Обсудите в группе и назовите, какие качества нужно убрать.

На экране записаны слова: честный, злой, завистливый, доброжелательный, общительный, хвастливый, отзывчивый, добрый, жадный.

Почему нужно убрать слова «злой», «завистливый», «хвастливый», «жадный»?(группа объясняет по одному слову)

Какие качества остались?

Сейчас каждая группа получает задание. (Учитель раздаёт карточки с ситуациями для разбора). Обсуждаете в группе ситуацию. Если группа готова, капитан поднимает руку.

Ситуации для разбора в группе:

1.Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?

2.Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.

3.Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

4.Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?

5.Володя учится в 4-ом классе, а его друг Саша во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо” Правильно ли Володя понимает дружбу.

Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распадаться? По каким причинам она может распадаться?

Давайте посмотрим, какие же есть секреты дружбы.(экран) Прочитайте.

Помогай другу в беде.

Не смейся над недостатками друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь, совет.

Не обманывай друга.

Не предавай друга.

Относись к другу так, как бы ты хотел. Чтобы он относился к тебе.

Умей признавать свои ошибки.

Какие законы вам уже были известны? Какие для вас новые?

Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Эти законы вы можете повесить в свой классный уголок.

Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу.

И сейчас я предлагаю вам игру, которая называется «Волшебный стул»

Перед Вами стул. Но он не простой, а волшебный. Он способен высвечивать все достоинства человека сидящего на нём, при этом не один недостаток не способен « высветить» «волшебный» стул.

Пожалуйста, кто желает убедиться в этом.

( садится на стул кто –то из учащихся)

Итак, глаза присутствующих здесь видят только положительные стороны личности. Произнесите вслух, что видят ваши глаза?

Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.

Источник:
Классный час — Дружба нужна всем
Классный часТема: Дружба нужна всемПредполагаемые результаты: Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг. Развитие умения учащи
http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/klassnyi-chas-druzhba-nuzhna-vsiem

Классный час — О дружбе и друзьях

Тема: «О дружбе и друзьях»

Форма проведения: классный час

Цель:

Формирование нравственных качеств – доброты, готовности помогать близким и друзьям.

Задачи:

  • выявить уровень понимания учащимися понятия «Дружба»;
  • помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями;
  • дать возможность ощутить себя единым целым с классом, незаменимой частью целого.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «О дружбе и друзьях»»

План-конспект классного часа

Тема: «О дружбе и друзьях»

Форма проведения: классный час

Формирование нравственных качеств – доброты, готовности помогать близким и друзьям.

выявить уровень понимания учащимися понятия «Дружба»;

помочь учащимся разобраться в себе, сформировать твердые понятия о дружбе, осознать свои обязанности перед друзьями;

дать возможность ощутить себя единым целым с классом, незаменимой частью целого.

За неделю до классного часа учащимся предлагается в письменном виде ответить на следующие вопросы:

Есть ли у тебя друзья?

Кого в классе ты считаешь своим другом (друзьями)?

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Чего никогда не должен делать настоящий друг?

Помогает ли тебе дружба в жизни, учебе?

Всегда ли ты говоришь другу правду?

Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков?

Оборудование: маркеры, листы с афоризмами о дружбе, цветная бумага, клубок ниток, мультимедиа.

Вступительное слово учителя.

Работа с ассоциограммой.

Обсуждение проблемной ситуации.

Рассмотрение «законов дружбы» (по Сухомлинскому).

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя.

Звучит песня великого русского барда В.Высоцкого. Ребята, о чем эта песня. Да, о дружбе и друзьях. Это и будет темой нашего общения. Сегодня мы постараемся больше узнать, что такое настоящая дружба и верные друзья.

Я предлагаю сегодня работать в группах по следующим правилам.

(В начале классного часа ученики были разделены на 4 группы).

Внимательно слушай говорящего.

Обсуждаются идеи, но не люди.

Сам говори только по делу, спокойно и ясно.

Право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.

Помните, неправильных идей не бывает.

Каждый из вас будет выполнять определенную роль в группе. Я даю вам минуту, чтобы распределить роли.

Управляющий — следит, чтобы каждый участник принимал активное участие, стимулирует к сотрудничеству.

Аналитик – оценивает все идеи.

Секретарь – фиксирует все идеи команды на бумаге.

Хронометрист – следит за чтением отведенного времени.

Оратор – презентует идеи группы.

Дружба – это удивительное чувство, возникающее между людьми. Давайте вспомним, что об этом говорит народная мудрость. Давайте вспомним наиболее известные пословицы о дружбе и друзьях. Я называю начало пословицы, а вы по очереди заканчиваете.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Был бы друг, будет и досуг.

Был бы дружок, найдется и часок.

Это была народная мудрость, а вы, отвечая на вопросы анкеты, написали следующее.

Работа с ассоциограммой.

Это были ваши рассуждения о друзьях. А сейчас я хочу узнать, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите понятие «дружба». Откройте пакет с заданием №1, там вы увидите лучики, напишите по одному слову на одном луче. Я даю вам 2 минуты. Приглашаю ораторов для озвучивания идей.

(Озвучиваются идеи учениками).

Благодарю за откровенность.

Такое понятие « дружбы» дает словарь Владимира Даля: дружба – бескорыстная стойкая приязнь.

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.

Чтение афоризмов о дружбе.

А как трактовали понятие «дружба» в разные времена известные люди. Откройте пакет с заданием №2. Прочитайте афоризм, обсудите, выскажите свое мнение о прочитанном.

«Нет ничего драгоценнее друзей; не теряйте поэтому случая приобретать их, когда только можете».

Ф. Гвиччардини, итальянский историк

«Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!»

«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

«Дружба- это, прежде всего искренность, это критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жестокую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку».

(Учащиеся высказывают свое мнение о прочитанном).

Из высказываний известных людей и вашего мнения можно сделать следующие выводы.

1.Дружба – это преданность человека человеку.

2. Дружба всегда сопровождается духовной готовностью прийти на помощь другому человеку.

3.Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступиться ради него собственными интересами и временем.

4. Обсуждение проблемной ситуации.

Ребята, сейчас мы сделали вывод о том, что такое дружба, а вы задумывались, какими могут быть друзья. Настоящими, верными, преданными. Сейчас я вам прочитаю одну историю о друзьях, а потом мы с вами ее обсудим.

Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поле, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!»- в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

-Ты откуда, хлопец, взялся?

-Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

А как вы понимаете слово «мнимый»?

По словарю Ожегова С.И. мнимый-

А сейчас давайте обсудим рассказ, откройте пакет с заданием №3, прочитайте вопрос, выскажите свое мнение. Я даю вам 2 минуты.

— Какие качества характера проявил герой рассказа, чтобы сдержать данное слово?

— Как бы вы поступили на его месте?

— Почему мальчики бросили его одного?

— Можно ли мальчиков назвать мнимыми друзьями?

5. Рассмотрение «законов дружбы» (по Сухомлинскому).

Как вы считаете, существуют ли «законы дружбы». Обсудите и запишите по одному закону, который является самым важным. Я даю вам 2 минуты.

Русский педагог В.А.Сухомлинский вместе со своими учениками тоже составил законы дружбы. Вот что у них получилось.

Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.

Дружба испытывается в беде и опасности.

Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Сравнивая законы, которые составили вы и законы по Сухомлинскому, мы видим, что в дружбе главное…

Чтобы наше общение стало еще ближе, мне хотелось бы, чтобы мы встали в круг, улыбнулись друг другу, посмотрели в глаза и, передавая клубок, еще раз каждый для себя определил, что такое дружба, кто такой друг.

Посмотрите, на что похож наш круг. Мы с вами объединены общей идеей, идеей дружбы. Каждый держит частицу целого. Пока мы единое целое, мы вместе.

Друзья любят собираться у костра, мы сегодня в конце нашего общения зажжем костер дружбы. Откройте пакеты с заданием №4. Там вы найдете красные, синие и желтые язычки пламени, выберите цвет и покажите свое отношение к нашему общению. Приглашаются ораторы зажечь костер.

Посмотрите, как ярко горит наш костер дружбы.

Спасибо за общение, верных, надежных друзей вам.

В конце нашего классного часа я хочу подарить фрагмент стихотворения Расула Гамзатова.

Источник:
Классный час — О дружбе и друзьях
 Тема: «О дружбе и друзьях» Форма проведения: классный час Цель: Формирование  нравственных качеств – доброты, готовности помогать близким и друзьям.Задачи: выявить уровень понимания учащимися понятия «Дружба»; помочь учащимся разобраться в себе
http://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-o-druzhbie-i-druz-iakh-2.html

Конспект занятия — Как научиться дружить

Конспект занятия «Как научиться дружить. Или … Секреты дружбы»

НОД: Познание. Социальное окружение. Я, ты, мы

Цель – формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.

1. Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.

2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из
важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: Письмо, интерактивная доска, ноутбук, презентация на социально – значимую тему «Дружба», аудиозапись песен «Улыбка», «Когда мои друзья со мной», «Настоящий друг».

Словарная работа: честность, доброта, сопереживание, хмурый, ужиться вместе.

Вводная часть: Организационный момент (сюрпризный момент).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте будем вежливы …. и покажем, как мы приветствуем друг друга.

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

– Я вижу у вас хорошее, радостное настроение и это замечательно. Раздается стук в дверь (почтальон принес письмо) – Здравствуйте, это группа Лисята? Вам письмо. Получите, и распишитесь, пожалуйста.

Текст письма: Внимание, внимание. Тревога. К нашему детскому саду «Конек-Горбунок» приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они выполняли любые ее желания. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды.

Воспитатель: Да…, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать? – Правильно, мы должны показать, как мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора. – А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? – Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

– Давайте посмотрим на экран, как вы думаете – эти дети друзья? А как вы догадались? (слайды № 2-5) – Молодцы, ребята, вы все правильно поняли и правила дружбы вам знакомы (слайд №6), а сейчас мы с вами попробуем разгадать секреты настоящей дружбы – это те качества, которыми должны обладать друзья.

1. (слайд №7) Секреты дружбы.

Чтобы все секреты нам узнать

Предлагаю вам порассуждать.

На экран вы посмотрите,

Что увидите, скажите.

– Но сначала мы с вами сделаем гимнастику для глаз, и там спрятан первый секрет. Головками не крутим, работают только глазки. – Готовы. Вперед.

(слайды № 8-9) 1. Первый секрет: Гимнастика для глаз «Улыбка».

Воспитатель: С чего начинается дружба? – Правильно с улыбки. Приятнее общаться с тем человеком, который улыбается, а не с тем, который злой или хмурый. Я знаю пословицу, которая подойдет к нашему секрету – Нет друга, ищи, а нашел, так береги. И хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные, улыбки, что, глядя на них ярче становиться день и на душе теплеет.

(слайды № 10-13) 2. Второй секрет

Воспитатель: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Пословица – Друзья познаются в беде.

(слайды № 14-17) 3. Третий секрет

Воспитатель: Мы с вами видим, как мирно уживаются друг с другом совсем разные животные, как им тепло и хорошо вместе. – Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир.

– А такая пословица подойдет? – Будете, друг за дружку держаться — можете ничего не бояться.

4. Четвертый секрет.

Воспитатель: Теперь присаживайтесь по удобней. Ротик на замок и молчок. Сейчас ребята нашей группы разыграют небольшие сценки, и мы узнаем следующий секрет дружбы.

На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Семен. – Привет! Как у тебя дела? Максим:Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Семен уйти, Обидеться и отойти, Но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку. Максим: – Прости Семен меня за грубость! СеменЯ не сержусь на тебя!

Воспитатель: Запомните, дети, Если у друга беда, С печалью и злостью поможет вам справиться Только одна …(доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

(слайд №18) Физминутка «Настроение»

Настроение упало, развести руки в сторону и вниз, пожать печально плечами

Дело валится из рук… бьем легонько по внешним сторонам ладоней

Но еще не все пропало, Пальчиком влево-вправо

Если есть хороший друг. Показать на друга

С делом справимся вдвоем, Положить руки на плечи друга

С облегчением вздохнем – Эх

Настроение поднимем Присели, собрали настроение в ладошки

И от пыли отряхнем! Отряхивают руки.

Воспитатель: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Коли сейчас мы говорим о дружбе, Позвольте историю вам показать.

Сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Воспитатель: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

– Предлагаю вам подобрать рифмы к стишкам, будьте внимательнее, готовы?

3. Заключительная часть: Дидактическая игра «Подбери рифму»

– Заглянул щенок в окошко: — Чем там лакомится ……(кошка)

– Ходят всякие тут, ишь! – Смотрит зло на кошку….. (мышь)

– Может, хватит, мышка злиться? – Прочирикала….(синица)

– Капризуля наша Маша, у неё в тарелке …(каша).

– Очень громко плачет мальчик – Он поранил себе…(пальчик).

– Ничего не произнес под кроватью спящий…..(пес).

(слайды № 20-21) 4. Подведение итогов.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли справиться с коварной ведьмой Злючкой и не допустить ее к нам в сад? – Ну, конечно же, вы разгадали все секреты дружбы, и тем самым прогнали злую ведьму далеко-далеко. – Давайте, ещё раз их перечислим: Улыбка, помощь, мир, доброта, честность.

– Молодцы, и, у меня к вам просьба. Расскажите эти секреты родителям, друзьям, сестренкам и братишкам. А главное сами не забывайте их и соблюдайте!

– Занятие кончается и в группу нам пора, А дружба продолжается, ура, ура, ура!

Дети прощаются с гостями, под музыку «Настоящий друг» и, держась за руки, выходят из интерактивной комнаты.

Список используемой литературы:

1. В.В.Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе, с.38;

2. «Подбери рифму» Е. Лаврентьева, с.64 д.и.

3. Социальная программа Я, ты, мы.

Автор: Евтихова Наталья Николаевна, воспитатель,

МАДОУ № 81 «Центр развития ребенка — детский сад «Конек-Горбунок»,

г. Норильск, Красноярский край, Россия.

Статья размещена в автороской редакции

Источник:
Конспект занятия — Как научиться дружить
НОД: Познание. Социальное окружение. Я, ты, мы Цель – формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу; воспитание дружественных,
http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-kak-nauchitsya-druzhit-ili-sekrety-druzhby.html

Тема: Поговорим о дружбе, о друзьях

Тема: Поговорим о дружбе, о друзьях

Задачи: раскрыть явление дружбы как формы межличностных отношений, обсудить роль дружбы и друзей в жизни человека, формировать понимание учащимися сложности чувства дружбы и невозможности полноценной жизни без друзей;

ознакомить с факторами, которые влияют на зарождение чувства дружбы; учить умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;

выработать правила, которые помогают сохранить дружбу;

развивать творческие и дискуссионные навыки.

Подготовительная работа: подбор литературы, предварительное анкетирование, задания учащимся, консультации; распечатка раздаточного материала, подготовка «Правил дружбы» в виде компьютерной презентации.

Участники: классный руководитель, его помощники – ребята из класса, все учащиеся.

1. Вступительная часть.

— Как вы уже поняли по предварительной подготовке, речь на сегодняшнем классном часе пойдёт о дружбе, о друзьях. Но для начала послушайте песню…

(Звучит песня В. Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»)

— Верно ли В. Высоцкий отразил в песне сущность дружбы?

— Кто такой настоящий друг?

— Почему друга называют «вторым Я»?

— Почему дружбу сравнивают с воздухом, светом?

— Как вы понимаете слова Цицерона: «Дружба возможна только между честными людьми»?

2. Слово учителя.

— Если говорить языком психологии, дружба – это устойчивые отношения индивидуально-избирательного характера, отличающиеся симпатиями и взаимной привязанностью. (см. слайд)

— Впервые же ввёл понятие дружбы Аристотель. Он отмечал, что это высококвалифицированный вид отношений. Что это, по сути, феномен жизни, потому что друзья не являются нашими кровными родственниками. А жить порой без них бывает просто невозможно. Они сами становятся частицей нашей жизни. Значит, не зря говорят: «Живёшь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься».

3. Анализ предварительных анкет.

— А какое определение дружбы дали вы в предварительной анкете?

Продолжите предложение «Дружба – это…» (см. слайд)

— Очень важное для человека чувство

— То, чем обязательно нужно дорожить

— Эмоциональное тепло и взаимопонимание с другим человеком

— Чувство защищённости в жизни

— Самое большое богатство

— Действительно, человек не может жить в одиночестве. Это неоспоримый факт жизни. Для человека дружба – одно из необходимых условий комфортного существования.

Всегда приятно думать, что есть кто-то, к кому можно обратиться в любой ситуации.

У Я. Акима есть маленькое детское стихотворение «Яблоко», в котором просто и незамысловато говорится о настоящей дружбе:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю…

— А вот иногда можно услышать такую фразу: «У меня полно друзей». Так

ли это на самом деле?

— Скорее всего, это широкий круг приятелей, просто приятных для времяпровождения и общения людей. А друзей не может быть много. Ведь настоящих друзей (и даже одного друга!) не так легко встретить.

— Приятели и приятельницы хороши на вечеринке, когда можно с кем-то посмеяться, потанцевать, пошутить, обсудить последние новости. А то, что глубоко в душе, что требует совета и поддержки, можно доверить только подруге или другу.

5. Анализ цепочки: знакомый, приятель, товарищ, друг. (см. слайд)

6. Выступление ученицы с творческим заданием:

подбор пословиц о дружбе.

1.Будь друг, да не вдруг.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Всякий избирает друга по своему нраву.

4. Без друга на сердце вьюга.

5. Без друга в жизни туго.

6. В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне.

7. Друзья познаются в беде.

8. Недруг поддакивает, а друг спорит.

9.Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.

10.Друзей не иметь – на мир хмуро глядеть.

11.В жизни есть пророчество – без друга одиночество.

12.Судьба послала дружбу – служи ей верну службу.

13. Другом надо быть – не слыть.

14.Старый друг лучше новых двух.

15. Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года.

16. Друг и брат – великое дело, не скоро добудешь.

17. Был я у друга, пил я воду – слаще меду.

18. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

19. Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.

20. Для друга семь верст не околица.

21.Без друга – сирота, с другом – семьянин.

22.Конь познается при горе, а друг при беде.

23. Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.

7. Ролевая игра «Волшебный стул».

На середину класса ставится стул, на него садится один из учеников. Остальные должны сказать ему комплимент, похвалить, в общем, только самое хорошее, приятное. Затем садится другой человек и т. д.

8. Разговор о школьной дружбе, о своих друзьях.

а) Чтение ученицей выдержки из статьи :

— Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.

Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных. В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, — не радость.

…Так что не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

б) рассказы учащихся о своих друзьях

(по предварительно предложенному на стенде плану)

в) доброе слово о друге-маме

— А ещё мне приятно, что в разговоре о друзьях разговор сегодня будет и о маме. Действительно, мама – самый лучший, самый надёжный и верный друг!

— А у меня есть в жизни мама!

Она настойчива, упряма,

Идёт по жизни прямо, смело.

(Вот так бы я всегда умела!)

У нас по-разному бывает:

Поссоримся – она прощает.

Я не права – берусь за дело,

Чтоб кухня к вечеру блестела!

И снова в доме мир, покой…

Я всем совет хочу дать свой:

Лишь только тот согласие познает,

Кто понимает всё и уступает.

9. Результаты тестирования.

— А можете ли вы сами быть настоящим другом?

Об этом вам скажут результаты проведённого теста «Настоящий ли ты друг?» Вы отвечали на 25 вопросов, и вот что получилось…(см. на слайд)

0-14 очков. Вы ещё не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

15-37 очков. У вас уже есть определённый опыт настоящей дружбы. Но были и серьёзные ошибки, в результате которых вы разочаровались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

35-50 очков. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надёжно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

10. Решение ситуативных задач (см. слайд)

1. Ты договорился пойти с другом в кино, но опоздал к назначенному времени. Ты говоришь: «…»

2. Вы с другом в магазине увидели новый диск с играми – его мечтает купить каждый. Но у продавца остался только один экземпляр. Ваши действия…

3. Твои знакомые сообщают тебе, что твой друг виновен в серьезном проступке, и приводят доказательство этого. Как ты поступишь дальше.

4. В твоем присутствии начинают говорить о твоем друге в восторженных тонах, несколько преувеличивая его достоинства. Как ты отреагируешь.

5. При тебе неуважительно отозвались о твоем друге. Твои действия.

6. К тебе пришел друг, но у тебя срочная работа. Что будешь предпринимать.

11. Разговор о конфликтности в дружбе.

( Слушание песни «Со мною что-то происходит…»)

— Скажите, а из-за чего ссорятся друзья?

Перечислите самые частые причины.

— Сплетни, наговоры, клевета, злые языки, агрессивный настрой – это та страшная чёрная сила, которая может разрушить любые искренние отношения.

Поэтому я вам предлагаю испытать на себе процесс рождения сплетен и сделать очень важный вывод.

12. Ролевая игра «Как рождается сплетня»

13. Подведение итога

(читают заранее подготовленные ученицы):

1. О своём друге никогда не забывай

И правила все эти ты свято выполняй!

2. Друга выслушай всегда,

чтоб быть с ним «не разлей вода».

3. Кто-то о друге сплетню сказал…

Ты хорошо его, надеюсь, защищал?

4. Друга ты не критикуй при людях, публично.

Ведь такие разговоры – что-то очень личное.

5. Не будь большим занудой,

Как жить – не поучай,

Какой он есть по жизни,-

Таким и принимай.

На друге не срывай.

6. Тайну доверили – молчи и сохраняй,

В корыстных целях её не применяй!

7. Сменяет солнце злую вьюгу –

И ты прости ошибку другу.

8. Успех у друга – поздравляй!

В досаде губы не кусай.

9. Несчастья в жизни друга, виражи?

Не жди, а сразу помощь предложи.

10. И последний вам совет мы даём, друзья:

Друга берегите, как собственное «Я»!

2. Уважать внутренний мир друг друга.

3. Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.

4. Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.

5. Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.

6. Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.

1) Работа с раздаточным материалом (листовки с советами и «смайликами»)

2) — И в заключение послушаем несколько стихотворений о дружбе…

Источник:
Тема: Поговорим о дружбе, о друзьях
Тема: Поговорим о дружбе, о друзьях Задачи: раскрыть явление дружбы как формы межличностных отношений, обсудить роль дружбы и друзей в жизни человека, формировать понимание учащимися
http://pandia.ru/text/78/466/91211.php

CATEGORIES