Рождество история

История Рождества

Поделись ссылкой с другом в соцсети 🙂

Несмотря на разницу и особенности в традициях празднования, этот светлый религиозный праздник носит общие корни, являя собой торжественное празднование дня появления на свет Иисуса Христа. Святой малыш родился в пещере куда пастухи загоняли скот. Именно здесь, в Вифлееме оказались его отец и мать — Иосиф и Пресвятая Дева Мария, отправленные из Назарета на перепись населения. Местом появления на свет стала пещера, т.к. все дома были переполнены. Малыш родился в бедности, не имея даже своей колыбели. Мать святого, которую сегодня принято называть Богородицей, положила ребенка в место, куда животным накладывали корм. В первоначальном значении это место называли яслями. Именно отсюда пошло значение слова «ясли» — детские учреждения для младенцев.

Первыми грешниками извещенными о рождении Христа стали пастухи, услышавшие голос Ангела, торжественно сообщившего о рождении Спасителя. Пастухи первыми поспешили узреть и поклониться чуду. В то же время, на встречу с младенцем спешили волхвы с востока, давно ожидающие рождение Христа. Божественная звезда, внезапно появившаяся в небе и известившая о рождении Спасителя, указала волхвам путь в Иерусалим. Волхвы принесли младенцу свои символические дары. Весь мир возрадовался долгожданному рождению Спасителя.

Точный день появления Христа на свет не был известен, посему в далеком IV веке римским императором Константином была установлена дата празднования Рождества Христова. Днем празднования рождения Спасителя стало 25 декабря — день большого древнеримского праздника середины зимы, языческого праздника Солнца. Согласно римскому мифу, этот день стал днем рождения Солнца. Так Иисус — спаситель людей на Земле олицетворял само Солнце. Свет Спасителя озарял путь людей подобно Солнцу. Но главной причиной установления именно этой даты явилось убеждение в том, что Иисус был зачат в день еврейской Пасхи, в тот же день когда пострадал. На тот момент данный еврейский праздник приходился на 25 марта. Таким образом, прибавляя 9 месяцев мы получаем дату Рождества Христова по старому стилю.

Стоит отметить, что 7 января у христиан и 25 декабря у католиков, Рождество праздновалось далеко не всегда. В глубокой древности первохристиане праздновали Рождество 6 января по старому стилю, что равно 19 января по новому стилю. Причиной этому явилось убеждение в том, что Иисус — искупитель грехов рода человеческого, является антиподом грешника Адама. Так, церковь пришла к выводу, что Иисус был рожден в тот же день что и первый человек на Земле.

До наступления святого праздника Рождества Христова было принято старательно готовиться к торжественному дню, дабы встретить праздник в полной идиллии. В день перед Рождеством, получивший название Сочельник, никто не работал. Все хлопоты были нацелены на встречу дня рождения Иисуса Христа. Люди старательно готовили дом к встрече большого праздника: зажигали свечи, расстилали солому на столе и лавках, подобно месту где родился Христос.

К слову сказать, праздничное меню народов мира к Рождеству и сегодня весьма разнообразно и различается главным образом от места проживания. Так в России, как и в древности, на Рождество принято подавать утку или гуся с яблоками. В Великобритании и Греции это индейка, в кулинарной Франции, в этот светлый праздник гостей принято потчивать устрицами, индейкой или паштетом из гусиной печени. Как и много лет назад, одним из главных продуктов праздничного рождественского стола является мясо и рыба.

Главными особенностями Рождества являются традиции празднования. Помимо акцентирования внимания на богатстве праздничного стола, стоит упомянуть целый ряд славных традиций, благодаря которым этот христианский праздник является поистине торжественным и светлым. Какие-то традиции славно дошли до наших дней, неся радость праздника Рождества Христова, а какие-то — оставили память в истории, навсегда уйдя из обычаев праздника. Одной из традиций навсегда ушедших из праздничного обихода Рождества является обряд славления, когда патриарх со всем приближенным духовенством приходил в палаты государя и славил Иисуса Христа, а также поздравлял государя и его семью.

Широкое распространение получила традиция зажигания рождественских свечей, имеющая глубокие языческие корни. Огонь издавна означал торжество победы над злом. В христианстве свечи так же означали победу над силами зла и символично олицетворяли Иисуса Христа как дарителя света. Сегодня, рождественские свечи выполняют исключительно декоративную функцию, радуя людей различными цветовыми вариациями и формами исполнения.

Благодаря англичанину Хорслей, нарисовавшему первую рождественскую открытку в далеком 1843 году, праздник Рождества Христова обрел еще одну теплую традицию. Была продана первая тысяча поздравительных открыток. Вскоре эта добрая традиция получила всеобщее признание и открытки стали обязательным атрибутом Рождества.

В современной истории, начиная со времен СССР, религиозная составляющая Рождества несколько поубавилась, отношение населения к празднику стало носить более светский характер. Рождество стало приятным семейным праздником, сопровождающим главный праздник зимы — Новый Год. Большинство замечательных традиций Рождества стали обычаями Нового Года. Одной из главных причин этого процесса стала отмена выходных в религиозные праздники во времена Советского Союза, в том числе и в праздник Рождества Христова. После распада Советского Союза, Рождество вновь обрело статус нерабочего дня. Несмотря на это, большая часть жителей России относится к священному празднику Рождества Христова как к младшему брату Нового Года. Тем не менее, в ночь на Рождество происходят богослужения, транслируемые в прямом эфире по телевидению.

Совершенно не важно является ли Рождество для Вас светлым днем рождения Иисуса Христа или просто уютным зимним праздником в кругу семьи, важно то, что этот замечательный праздник привносит в нашу жизнь ту частичку тепла, которая так необходима каждому.

Автор: Роман Матвеев,
специально для сайта
ПоздравьДруга.ру

Специально для сайта ПоздравьДруга.ру

Приглашаем авторов стихотворений к прямому сотрудничеству!

Источник:
История Рождества
Поделись ссылкой с другом в соцсети 🙂 Несмотря на разницу и особенности в традициях празднования, этот светлый религиозный праздник носит общие корни, являя собой торжественное празднование дня
http://pozdravdruga.ru/istoriya-prazdnikov/rozhdestvo.html

История Рождества Христова

Православные христиане 7 января радостно отмечают один из главнейших праздников — Рождество Христово. Даже те, кто не разделяет христианскую веру, знают, что в этот день на свет появился особенный младенец, которому суждено было изменить мир. Но далеко не каждому известна подробная история возникновения праздника, а она не ограничивается лишь одним событием.

Празднование Рождества начали отмечать в четвертом веке. До этого такого праздника в православном календаре не было, а было Богоявление, символизирующее Крещение Иисуса и явление миру в этот момент Пресвятой Троицы. Изначально этот важный праздник называли днем Просвещения, олицетворяя этим Бога со Светом и давая понять, что он явился в мир, чтобы сделать его светлее.

Однозначно, что дата 7 января не является точным днем рождения Иисуса, а назначена лишь приблизительно, основываясь на предположениях. Согласно библейским преданиям Христос должен был пребывать на земле полное количество лет, а значит, день его зачатия вероятнее всего совпадал с датой распятия.

Существует также предположение, что дата празднования Рождества не случайно приходится на день языческого праздника Рождения Солнца Непобедимого, символизирующего начало пребывания солнечного дня. Возможно, таким образом, христианская церковь хотела вытеснить древние обычаи. Не секрет, что христианство аналогичным способом заменило языческие праздники своими. К примеру, так произошло с Пасхой и Масленицей.

Рождество Христово входит в число двенадцати наиболее значимых церковных праздников. В ночь на 7 января его отмечают православные церкви, придерживающиеся юлианского календаря (в том числе российская и украинская церкви), а также некоторые восточные католики. Остальные христиане придерживаются григорианского летосчисления и празднуют появление на земле Спасителя в ночь с 25 на 26 декабря.

Рождественским праздникам предшествует сорокадневный пост, он не такой строгий, как проходящий перед Пасхой Великий пост. Четыре дня в неделю допускается включать в меню растительное масло, а в субботу и воскресенье, а также в церковные праздники, выпадающие на это время, разрешено кушать рыбу.

Встречать Рождество начинают вечером 6 января. Христиане называют этот день Сочельником и придают ему огромное значение. В последний день поста строго запрещено работать и есть. Празднование начинают только после того, как на небосводе загорится первая звезда — символ рождения Иисуса. В этот момент все дружно садятся за стол и начинают встречать великое событие.

Сначала на столе должно быть ровно 12 постных яств, главное из которых сочиво — по-особенному приготовленная каша из зерен пшеницы, сдобренная медом и фруктами. Стол застилают белоснежной скатертью и обязательно кладут на него небольшой пучок сена, символизирующий ясли, в которых лежал новорожденный Спаситель.

Только после полуночи разрешается ставить на праздничный стол мясные и рыбные закуски, сладости и другие деликатесы. Православные приступают к трапезе сразу после окончания ночной церковной службы. Рождественское застолье одно из самых пышных и сытных. Изобилием еды христиане радуются чуду рождения Христа.

В России Рождество начали отмечать в 5 веке, сразу после Крещения Руси. К концу 19 века праздник стал не только церковным, но и светским. Правители всячески не одобряли попытки народа в этот день любые упоминания о языческом празднике — Дне солнцестояния. Запрещалось наряжаться в костюмы, ходить в них по улицам и петь песни. В начале 20 века появился обычай наряжать Рождественскую елку, тогда и родился любимый всеми Дед Мороз с подарками и гостинцами.

С приходом к власти атеистически настроенных коммунистов Рождество внесли список запретных праздников, о которых не допускалось было даже упоминать. Долгие годы этот день всячески старались вычеркнуть из памяти людей, запрещая даже украшать дома нарядными елками. Но в народе продолжали отмечать великое событие, ставя под угрозу карьеру и свободу.

В 1990 году Рождество Христово было объявлено не только государственным праздником, но и стало официальным выходным днем, впервые в масштабах страны его отметили 7 января 1991 года. Сейчас в рождественскую ночь во всех храмах проходят всенощные красивые праздничные службы, а по телевизору всю ночь транслируют службу из Храма Христа Спасителя — главной церкви страны.

В неделю Рождества принято ходить в гости, преподносить друг другу подарки и гостинцы. Но до сих пор в празднике угадываются дохристианские традиции — в святки в народе принято наряжаться и ходить по домам с песнями и играми.

Источник:
История Рождества Христова
Подробная история Рождества на портале ПоздравОК — как появился, когда отмечают, традиции празднования. Рождество в России.
http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/rozhdestvo-khristovo/istoriya/

Рождество история

Рождество? Христо?во (в Русской православной церкви — Рождество? по пло?ти Господа Бога и Спаси?теля нашего Иисуса Христа; др.-греч. ? ???? ????? ???????? ??? ?????? ??? ???? ??? ??????? ???? ????? ??????? ; церк.-слав. Є??же по пло?ти рж??тво? гд??а бг?а и? сп?са на?шаго і?и?са хр??та? ; у старообрядцев Рожество? Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления — 6 января. Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века [3] . По одной из версий, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря — тогда на этот день приходилось зимнее солнцестояние.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, Польская, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и все другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея (Мф. 1:18-25) и Луки:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле [комм. 1] . Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею [комм. 2] [комм. 3] . Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф был потомок Давида и Мария была обручена Иосифу, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3). К тому времени Святое семейство уже нашло приют «в доме» (Мф. 2:1-11).

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

По всей видимости, сначала, в 8-й день после рождения Иисуса, произошло Его обрезание (Лк. 2:21), а в 40-й день жертвоприношение в Иерусалимском храме (Лк. 2:22—38), а только потом уже поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение младенцев.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он писал, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида [4] .

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э. [5] Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году [6] .

Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII) [7] . Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны») [7] , то есть 25 декабря.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 года до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э. [8] ). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада» [9] . Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков [10] .

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, так как, по иудейскому вероучению, рождение человека — «начало скорбей и болей». Однако царь

Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). Появившиеся еретики-гностики считали Иисуса обычным человеком, на которого только во время крещения в Иордане сошёл Дух Святой. Крещение Господне было для них главным праздником, который они назначили на 6 (19) января — шестой день года [11] , во образ шестого дня, в котором был сотворён Адам, в шестой день [12] недели произошло и Искупление всего человечества.

Христиане считают Иисуса Христа Богом с момента его воплощения, поэтому его крещение назвали Богоявлением, и в этот день вспоминались события не только крещения Христа в Иордане, но и его рождение, поклонение волхвов, претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, насыщение множества народа и другие проявления Божественной силы Спасителя [13] .

25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года [14] , основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник N(atalis) Invicti. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на dies natalis solis invicti (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом [15] .

Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена [16] .

Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (7 апреля), так как к моменту установления Юлианского календаря на 25 марта чаще всего [ источник не указан 243 дня ] [17] приходилось весеннее равноденствие — некий образ уравновешенности двух природ в Иисусе Христе: Божественной и человеческой. Прибавление к этой дате девяти месяцев — периода беременности человека — соответственно даёт 25 декабря (7 января). Как раз на 25 декабря тогда же (при Юлии Цезаре) приходился день зимнего солнцестояния [18] , после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом для языческих народов считать 25 декабря днём рождения бога Солнца. Для христиан Солнцем Правды является Иисус Христос, и 25 декабря является очень символичным для его рождения (др.-рус. Рождество? ). Поэтому Рождество Христово стало восприниматься ещё и как праздник света, а в христианских храмах начали ставить ветвистое дерево со множеством светильников — прообраз Рождественской ёлки.

Однако, уже к моменту повсеместного закрепления церковного празднования Рождества Христова на 25 декабря в IV веке, из-за неточности Юлианского календаря, день зимнего солнцестояния за прошедшие четыре столетия сместился уже на три дня и стал приходиться уже не на 25 декабря, а на 22 декабря, а в високосные годы — даже на 21 декабря. Аналогичное изменение произошло и с празднованием Благовещения, когда весеннее равноденствие стало наблюдаться уже не 25 марта, как при Юлие Цезаре в 46 году до н.э., а на несколько дней раньше — 22 марта (а в високосные годы — 21 марта).

В IV веке восточные христиане (кроме Армянской церкви) и западные христиане заимствовали даты церковных праздников друг у друга, разделив празднование Рождества и Крещения Господня [15] . Впрочем, дата празднования Благовещения жёстко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря [19] .

Рождество в богослужении Православной церкви Править

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост, неделя праотцев, неделя отцев, особая суббота перед Рождеством, предпразднство и рождественский сочельник, а продолжается Рождество попразднством и святками.

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

В этих песнопениях (трипеснцах и канонах) отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, менее легким, чем Крест последний, то есть Распятие. Сын Божий, воплотившись, принимает «перстность» человеческого естества, принимает образ «раба» [20] .

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники) [21] .

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Русская православная церковь с 1814 года (согласно указу Александра I) в самый день Рождества празднует также и воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык [22] .

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю Рождество отмечают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. 4 Поместных Патриархата — Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю. Также Рождество по юлианскому календарю (7 января по григорианскому календарю) празднуют в Афонских монастырях [23] . Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов.

Тропарь и кондак на Рождество Христово

? ???????? ??? ?????? ? ???? ????,
???????? ?? ?????, ?? ??? ?? ??? ???????·
?? ???? ??? ?? ???? ??????? ???????????,
??? ??????? ???????????·
?? ??????????, ??? ????? ??? ???????????,
??? ?? ????????? ?? ????? ????????,
????? ???? ???.

Рж??тво? тво? хр??т? бж?е на?шъ,
возсї?? мі?рови св??тъ ра?з?ма:
въ не?мъ бо ѕв?зда?мъ сл?жа?щїи,
ѕв?здо?ю ?у?ча?х?с?,
теб?? кла?н?тис? сл?нц? пра?вды,
и? теб? в??д?ти съ высоты? восто?ка:
гд??и, сла?ва теб??.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
озарило мир светом знания,
ибо чрез него звездам служащие
звездою были научаемы
Тебе поклоняться, Солнцу правды,
и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило.
Господи, слава Тебе!

? ???????? ???????, ??? ?????????? ??????,
??? ? ?? ?? ????????, ?? ???????? ????????.
??????? ???? ???????? ???????????.
????? ?? ???? ??????? ???????????·
??’ ???? ??? ????????, ??????? ????,
? ??? ?????? ????.

Дв?а дне?сь прес??щественнаго ражда?етъ,
и? земл?? верте?пъ неприст??пном? прино?ситъ:
а??гг?ли съ па?стырьми славосло?в?тъ,
волсви? же со ѕв?здо?ю п?теше?ств?ютъ:
на?съ бо ра?ди роди?с? ??троча? мла?до,
прев??чный бг?ъ.

Дева в сей день Сверхсущественного рождает,
и земля пещеру Неприступному приносит;
Ангелы с пастухами славословят,
волхвы же за звездою путешествуют,
ибо ради нас родилось Дитя младое,
предвечный Бог!

Рождество в богослужении Римско-католической церкви Править

В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это период ожидания праздника Рождества и размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.

Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

С периодом Адвента связано несколько традиций, таких, как рождественский венок, рождественский календарь и другие.

24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат. vigilia , бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.

С 1978 года, после избрания Папой Иоанна Павла II, в Ватикане после большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы, также известные как Пастырские. Эти мессы были приняты в христианской церкви с V века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел II официально вернул всенощную рождественскую службу в обиход Ватикана, эту традицию продолжил его преемник — Бенедикт XVI.

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Источник:
Рождество история
Рождество? Христо?во (в Русской православной церкви — Рождество? по пло?ти Господа Бога и Спаси?теля нашего Иисуса Христа ; др.-греч. ? ???? ????? ???????? ??? ?????? ??? ???? ??? ???????
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE

Рождество Христово

Рождество Христово — 2014:
смысл, история и традиции праздника

Раннехристианский мыслитель Ириней Лионский (II в.), говоря о празднике Рождества Христова, тайне боговоплощения, пояснял: «Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом». Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается», совершает то, что по-гречески называется «кенозис», а по-старославянски – «истощание».

Известие о родившемся Спасителе дошло до пастухов, дежурящих ночью у своего стада. Им явился Ангел и сообщил об этом – и именно пастухи первыми пришли поклониться Родившемуся в ту ночь.

Иудейский царь Ирод связывал серьезные опасения с Рождеством Христовым, так как считал, что на свет появился новый царь, Который отнимет у него царский трон. Поэтому он сказал волхвам вернуться из Вифлеема в Иерусалим, чтобы сообщить ему, где находится Младенец. Но волхвы получили откровение во сне – не возвращаться к деспотичному правителю. Так они и поступили. Ирод же пришел в ярость и дал приказ убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Вифлеем был окружен войсками, словно в военное время, исполняющие приказ воины врывались в дома, вырывали младенцев из рук матерей, швыряли их на землю, топтали ногами, били головой о камни, поднимали на копья, разрубали ударами меча.

Попытки установить год Рождества Христова по датам сопутствующих событий (годов правления императоров и царей) не привели к какой-либо конкретной единой дате. По-видимому, исторический Иисус Христос родился между 7 и 5 гг. до н. э. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество Христово (согласно иудейскому мировоззрению, рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова. Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество , и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками. Рождество Христово стало праздноваться отдельно с IV века.

Источник:
Рождество Христово
Все о празднике Рождества Христова 2014. Смысл праздника, зачем Бог стал Человеком, тексты песнопений, викторина, Рождественские подарки и сувениры.
http://www.nsad.ru/rozhdestvo-hristovo/

CATEGORIES