Разновидности клитаров

Новгород и Новгородская Земля

История и археология Новгорода

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВГОРОДА

БОЕВОЙ ТОПОР XIV ВЕКА ИЗ СТАРОЙ РУССЫ (Находка 2005 г.)

СЕ. Торопов, Е.В. Торопова

В 2005 году на Пятницком раскопе в Старой Руссе при разборке заполнения сруба ПС-7 был найден боевой топор с хорошо сохранившимся деревянным топорищем (13-14 № 270). Сруб находился в северо-западном углу раскопа, на уровне 12-13 пластов и был отнесён к IV строительному ярусу (общая датировка яруса -1360-е годы). Постройка эта интересна тем, что, по-видимому, входила в состав комплекса сооружений, связанных с производством соли. Пространство к востоку от сруба, на площади около 8-10 квадратных метров, было покрыто слоем спёкшейся серо-голубой шла-ковидной массы — отходов выпаривания соли (т.н. — сидерита). Здесь же, найдено несколько деревянных деталей, вероятно, принадлежавших варнице, а также более 200 фрагментов цренов2 и заклепок от них (Рис. 1).

Длинной стороной сруб был ориентирован меридионально, с незначительным отклонением к северо-западу. Его северная стена осталась за пределами раскопа. Размеры вскрытой части сооружения составляли 4,2×3,8 м. От постройки сохранились бревна нижнего венца западной и восточной стен, а также, возможно, остатки опечка в ( г перо-западном углу в виде двух столбов и нескольких обрубков бревен, хотя сопутствующих обычно развалу печи камней, углей и кусков глиняной обмазки зафиксировано не было. Кроме того, внутри сруба расчищено несколько фрагментов досок, вероятнее всего от пола.

Заполнение остатков постройки состояло в основном из специфического рыхлого маслянистого темно-коричневого гумуса со значительной примесью щепы и скорлупы орехов. Значительное место нанимали золисто-углистые и глинистые прослойки. Здесь же зафиксированы куски серо-голубой ошлакованной массы «солеваренного шлака» и фрагменты цренов.

Коллекция индивидуальных находок из заполнения сооружения состоит более чем из 250 единиц. Почти половина из них — предметы из чёрного металла, в основном фрагменты цренов и заклепки. Кроме того, в состав комплекса входят ювелирные украшения, янтарная бусина, поделки из дерева, детали кожаной обуви и рукавиц, фрагменты текстиля. Топор был найден в замощении юго-восточного угла сруба, вместе с обрубками жердей и обломками досок. Здесь же обнаружено деревянное коромысло и ботало с длинной рукояткой.

Несмотря на небольшие размеры и явную принадлежность к комплексу по производству соли, постройка могла использоваться как жилое помещение, в котором хранились также различные бытовые предметы.

По результатам дендрохронологического анализа бревно западной стены сруба датируется 1365 г, восточной — 1363 г., столбы опечка также — 1365 г.3 Таким образом, 1365 год — наиболее вероятная дата постройки сооружения. К сожалению, точное время существования постройки установить затруднительно. В более поздний период этот участок усадьбы, судя по всему, относился к хозяйственной зоне. В двух вышележащих пластах здесь не зафиксировано следов постоянных сооружений, только остатки изгородей. Можно ориентироваться лишь на общую датировку III строительного яруса — 1370-е годы (предпочтительно 1373-74 гг.). Таким образом, общее время формирования интересующего нас комплекса предположительно составляет около 10 лет (1365-1373-74 гг.).

Поверхность предмета после извлечения из культурного слоя была покрыта толстой спекшейся коркой окислов, минеральных солей и органики. В целях сохранения находки, учитывая возможность активизации коррозионных процессов и сочетание материалов, требующих разных методов консервации (черный и цветной металлы, древесина), было принято решение провести ряд предварительных реставрационно-консервационных мероприятий в условиях экспедиционной лаборатории.4

Рис. 1 План остатков сруба ПС-7 (Пятницкий р-п, 2005 г.).

В процессе расчистки выяснилось, что топор имеет удлиненное, немного асимметричное секторовидное лезвие со слегка опущенным углом, узкую шейку, круглую проушину с незначительно выступающими округлыми ушками-щековицами и несколько вытянутый и суженный к концу обух, оформленный в виде молоточка-чекана прямоугольного сечения. Боковые стороны обуха и шейки украшены инкрустированным «растительным» орнаментом из кусочков проволоки красновато-желтого цвета, вероятно, бронзовой или латунной, в виде эсовидных завитков, заключенных в окантовку из двойной линии. Размеры предмета следующие: общая длина — 149 мм, ширина в наиболее массивной части — 33 мм; максимальная высота лезвия — 70 мм, длина — 102 мм; высота шейки — 19 мм; размеры проушины — 20×26 мм, при общей высоте — 30 мм; размеры обушка-чекана — 16x16x18 мм (Рис. 2; табл. 1).

Лезвие топора имеет сколы и трещины. Инкрустация местами утрачена. Топорище сделано из округлой в сечении прямой ветки вяза5, длиной 62 см, диаметром — до 2 см. В проушине топора оно закреплено с помощью полоски кожи и металлического клина. Форму и размеры топорища, а также способ его крепления можно считать классическими для древнерусской эпохи 6.

Топор, судя по внешним признакам, тоже изготовлен с использованием одного из двух традиционных технологических приемов, описанных Б.А. Колчиным: «Предварительно выкованную полосу на одном конце сгибали на вкладыше, место соприкосновения согнутого конца с полосой сваривали (получались проушина и обух). Из другого конца вытягивали лезвие и обрабатывали острие»7.

Топоры из Пятницкой церкви отличаются от неревского меньшей общей длиной, большей высотой лезвия и наличием декора. В двух случаях орнамент в виде монетовидных клейм на обеих сторонах лезвия выполнен в технике инкрустации проволокой из цветного металла. Обух и лезвие третьего экземпляра украшены насечкой. Очень близкий по форме и размерам топор с инкрустированным «клеймом» на лезвии был найден во Владимире (Рис. Зг)13.

Рис.2 A) — фото после реставрацпии; Б) — прорись.

Находка из Старой Руссы по форме и размерам почти идентична описанному выше топору с Неревского раскопа и отличается наличием небольших щековиц и формой проушины.

За время, прошедшее с момента появления публикации А.Ф. Медведева, был накоплен новый материал, позволяющий расширить наши представления о данной категории предметов вооружения. Одной из наиболее интересных находок, на наш взгляд, является боевой топорик, найденный в 1998 году на Трупеховском-Иб раскопе в Пскове, и опубликованный М.И. Кулаковой и С.А. Салминым (Рис. Зд)14. Авторы публикации датируют находку XV веком. Также как и неревс-кий топор, псковский не имеет щековиц. Спинка и боковые грани обуха, а также неударная часть лезвия украшена инкрустированным растительным орнаментом. Топор был найден с остатками круглого в сечении топорища (два фрагмента общей длиной 40 см). В проушине рукоять крепилась с помощью полоски кожи.

Если по своим конструктивно-технологическим особенностям топорик из Пскова очень похож на неревский, то по технике исполнения и стилю декора он явно аналогичен топору из Старой Руссы. Рисунок выполнен из кусочков проволоки красновато-желтого цвета и представляет собой орнамент из волютообразных завитков, окантованных по периметру двойной линией.

Боевые топоры, относящиеся к интересующему нас типу, есть и в археологических коллекциях Новгорода. Экземпляр, найденный в 1976 году на Дмитриевском раскопе в напластованиях второй половины XIV века (15-84-1; кп 26519/А 44-98) почти идентичен старорусскому по форме, но имеет несколько большие размеры (Рис. Зж). Ещё один топор, датируемый началом XV века, происходит с Нутного раскопа (Н-82; 9-88-40; кп 33577/А 97-103)15. От находок, охарактеризованных выше, его отличает наличие небольших щековиц треугольной формы, выполнявших, видимо, прежде всего, декоративные функции (Рис. Зз).

Рис. 3 Топоры-чеканы X1V-XV вв. из древнерусских городов

а) -Новгород, Неревский р-п (6/9-1299); ж) -Новгород, Дмитриевский р-п (15-84-1); б-в) -Новгород, ц. Параскевы Пятницы: ‘) -Новгород, Путный р-п (9-88-40);

г) -Владимир; и) -Новгород, Дубошин р-п (13-28-47);

д) -Псков, Трупсховский-Иб р-п; *> -Новгород. Неревский р-п (5/6-7-1600).

е) -Старая Русса, Пятницкий р-п (13-14-270;,

(а-в) — по А.Ф. Медведеву; г) — по Н.Н. Воронину;

д) — по М.И. Кулаковой и С.А. Салмину; к) — по А.Р. Артемьеву.

Приведённый здесь обзор находок, конечно, далеко не полон, но даже такая небольшая подборка аналогий, происходящих из культурного слоя Новгорода, Пскова и Старой Руссы, подтверждает предположения о появлении в XIV — начале XV веков особой разновидности боевых топоров. По наблюдению А.Ф. Медведева, при сходстве размеров с топорами более раннего времени, в этот период происходит увеличение их веса, что «было связано с широким развитием стальных доспехов»18. Как считает А.Н. Кирпичников, в это время «возрождается почти совсем угасшая в XII в. боевая спецификация топора», обусловленная усовершенствованием доспеха и усилением роли пехоты 19.

Таблица 1. Основные размеры боевых топоров-чеканов

Источник:
Новгород и Новгородская Земля
История и археология Новгорода Новгородский государственный объединенный музей-заповедник РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ НОВГОРОДА БОЕВОЙ ТОПОР XIV ВЕКА ИЗ СТАРОЙ РУССЫ
http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/141.htm

Разновидности клитаров

ЦЕМЕНТАЦИЯ, 1) в гидрометаллургии — извлечение металла путем вытеснения из р-ра его соли другим металлом (цементатором), имеющим более отрицательный стандартный потенциал. Это электрохим. процесс, иногда его наз. внутр. электролизом. Т. к. с понижением концентрации катионов металла в р-ре потенциал металла становится более отрицательным, вытеснение из р-ра происходит только вплоть до какой-то миним. концентрации, когда потенциалы вытесняемого и вытесняющего металлов сравняются. Но такая равновесная концентрация часто не достигается вследствие кине-тич. затруднений, в частности явлений поляризации. Для осуществления цементации необходимо, чтобы разность потенциалов превышала

2) цементация- разновидность химико-термической обработки металлов, а именно науглероживание пов-сти стальных изделий для увеличения их твердости и стойкости против истирания. Производится нагреванием изделий с угольным порошком и добавками карбонатов (Na, Ва, Са и др.) при 900-930 °С, обработкой светильным газом (содержащим СО, Н2, СH4 и др.) или действием расплава солей, напр. смеси NaCN + Na2CO3 + NaCl (цианирование).

Лит.: Алкацев М. И., Процессы цементации в цветной металлургии, М., 1981; Бухман С. П., Цементация амальгамами металлов, А.-А., 1986.

Источник:
Разновидности клитаров
ЦЕМЕНТАЦИЯ , 1) в гидрометаллургии — извлечение металла путем вытеснения из р-ра его соли другим металлом (цементатором), имеющим более отрицательный стандартный потенциал. Это электрохим. процесс,
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/2/5130.html

Разновидности клитаров

19 ноября Всё для итогового сочинения на странице Решу ЕГЭ русский язык. Материалы Т. Н. Стаценко (Кубань).

8 ноября А утечек-то и не было! Решение суда.

1 сентября Каталоги заданий по всем предметам приведены в соответствие с проектами демоверсий ЕГЭ-2019.

? Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если резервуар объемом 638 литров она заполняет на 7 минут быстрее, чем первая труба заполняет резервуар объемом 812 литров?

Обозначим — объем воды, пропускаемой второй трубой в минуту, тогда первая труба пропускает литров воды в минуту. Известно, что резервуар объемом 638 литров вторая труба заполняет на 7 минут быстрее, чем первая труба заполняет резервуар объемом 812 литров, отсюда имеем:

Источник:
Разновидности клитаров
Тысячи заданий с решениями для подготовки к ЕГЭ—2019 по всем предметам. Система тестов для подготовки и самоподготовки к ЕГЭ.
http://reshuege.ru/test?pid=40053

Разновидности клитаров

Словарь этнографических терминов . 1999 .

Гусли — Традиционные русские гусли Классификация Струнный инструмент, Хордофон Родственные инструменты Кантеле Куоклес Каннель Кюсле Крезь Производители Мастерская гусельн … Википедия

ГУСЛИ — жен., мн. (густи, и гудить, и гудеть) род лежачей арфы, фортепиано, в четыре октавы, без клавишей; играющий перебирает проволочные струны пальцами. Цимбалы меньше, и по струнам бьют крючочками. | пермяц. копань, сапог с корнем, кница, кокора, для … Толковый словарь Даля

Гусли — Гусли. ГУСЛИ, русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4 14 и более струн, шлемовидные 11 36, прямоугольные (столообразные) 55 66 струн. Упоминаются с 6 в. В 20 в. используются главным образом… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГУСЛИ — ГУСЛИ, русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4 14 и более струн, шлемовидные 11 36, прямоугольные (столообразные) 55 66 струн. Упоминаются с 6 в. В 20 в. используются главным образом прямоугольные… … Современная энциклопедия

ГУСЛИ — (слав.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Восточной и Северной Европы. Имеют две разновидности: крыловидные, распространённые в северо русских областях, у народов Прибалтики (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес) и Финляндии … Этнографический словарь

ГУСЛИ — русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли ( звончатые ) имеют 4 14 и более струн, шлемовидные 11 36, прямоугольные (столообразные) 55 66 струн.ГУСМАН БЛАНКО (Guzman Blanco) Антонио (1829 99), фактический диктатор… … Большой Энциклопедический словарь

ГУСЛИ — ГУСЛИ, гуслей, ед. нет. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент вроде цитры, на котором играли обеими руками, положив его на колени. Гусли звонкие (эпитет в нар. поэзии). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

гусли — гусельцы, инструмент, гусельки, генсле, хордофон, кото, канклес, каннель, кунхоу, кантеле Словарь русских синонимов. гусли сущ., кол во синонимов: 16 • генсле (2) • … Словарь синонимов

Гусли — музыкальный инструмент, под названием которого в Россиипонимаются несколько разновидностей лежачих арф. Г. псалтированные имеютсходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: Г.чувашские, Г. черемисские, Г. клавирообразные и … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гусли — (слав.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Восточной и Северной Европы. Имеют две разновидности: крыловидные, распространённые в северных русских областях, у народов Прибалтики (эст. каннеле, латыш. кокле, лит. канклес) и… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

ГУСЛИ — ГУСЛИ, ей. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. | прил. гусельный, ая, ое и гуслярный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник:
Разновидности клитаров
Словарь этнографических терминов . 1999 . Гусли — Традиционные русские гусли Классификация Струнный инструмент, Хордофон Родственные инструменты Кантеле Куоклес Каннель Кюсле Крезь
http://ethnographic_dictionary.academic.ru/137/%D0%93%D0%A3%D0%A1%D0%9B%D0%98

Словарь художника (А)

АБРИС (нем. — чертеж) — линейные очертания изображаемой фигуры или предмета. То же, что контур. Абрис (keyline) — линии на рисунке, указывающие область наложения краски, позиции полутонов и т.д., или других участков изображения, подлежащих определенной обработке на этапе воспроизведения. Также абрисом называют ручной набросок при геодезической съёмке с указанием промеров.

В изобразительном искусстве: линейный (контурный) рисунок вспомогательного характера, выполняемый при калькировании, например, в процессе работы художника над цветной литографией. В широком и менее точном значении термин АБРИС совпадает по смыслу с понятием контура.

Описание, характеристика кого-либо, чего-либо, данные в общих чертах, без деталей, подробностей.

АВТОПОРТРЕТ (греч. — сам) — портрет, в котором художник изображает самого себя. В этом случае создатель произведения и модель (см.) совмещаются в одном лице (см. Портрет). АВТОПОРТРЕТ (от авто.. и портрет), портрет художника, выполненный им самим (большей частью при помощи одного или нескольких зеркал).

Художник непосредственно выражает своё самосознание, оценку собственной личности, свои творческие принципы; с большой остротой воплощено единство личных и общественных начал — ощущение художником причастности своей судьбы к судьбам поколений и классов, к взлётам и упадкам искусства. Нередко, однако, художник изображает себя лишь в качестве наиболее доступной модели для различных художественных поисков, экспериментов.

Сальвадор Дали, автопортрет

Изображение себя художником известно уже в античном (Фидий) и средневековом (скульпторы 14 в. — новгородец Аврам и П. Парлерж в Чехии) искусстве. Живописцы итальянского Раннего Возрождения (Мазаччо, Доменико Гирландайо, Боттичелли) часто вводили свои изображения в сюжетные религиозные композиции.

Как разновидность портретного жанра автопортрет сложился в 16 в.: в искусстве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он выражает возросшее общественное значение художника, его самоутверждение, в искусстве маньеризма — замкнутость, неустойчивость внутреннего мира мастера, порожденную кризисом ренессансных идеалов; крупнейшие живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывают зрителю драматическую судьбу творческой личности, отстаивающей свою духовную независимость.

Эта психологическая напряжённость находит развитие в автопортрете-исповеди 17 в., где нередко раскрываются социальный облик художника, его отношение к миру и обществу, его полная достоинства позиция борца за свои убеждения (Н. Пуссен, П. П. Рубенс и особенно Рембрандт, автор беспримерной по многообразию и психологической глубине серии А.). А. 18 в. (Ж. Б. Шарден, Дж. Рейнолдс, Ф. И. Шубин) большей частью переносят художника в интимную рабочую или семейную обстановку, подчёркивая интеллектуальные усилия творчества, зоркость анализирующего взгляда.

Крупные художники 19 в. (Ж. Л. Давид, О. Рунге, О. А. Кипренский, Г. Курбе, И. Н. Крамской) не только утверждают ценность творческой личности и её богатой духовной жизни, но и видят в себе олицетворение типичных устремлений своего поколения, своей социальной группы.

На рубеже 19 и 20 вв. автопортреты часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной экспрессии (В. ван Гог, М. А. Врубель). В реалистическом искусстве 20 в. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), и в том числе в советском искусстве (С. Т. Коненков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие автопортреты выражают единство личного и общенародного, осознание художником своего общественного назначения.

Лит.: Gesser М., Das Selbstbildnis, Z., 1961.

АКЦЕНТ (лат. — ударение) — в изобразительном искусстве прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

В древней живописи акцент делался не только на пространственное изображение, но и на смысловое. Так, фигура военачальника была во много раз больше, чем фигуры воинов. В детских рисунках мы также наблюдаем, что наиболее значимые люди изображаются непропорционально большими.

АЛЛА ПРИМА (лат. — с первого раза) — художественный прием в живописи, состоящий в том, что картина пишется без предварительных прописок и подмалевка, разновидность техники масляной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс.

Фактически снимаются все проблемы, связанные с применением различных объемов масел или смол, а также неравными сроками высыхания краски между слоями, поскольку, по существу, в картине присутствует лишь один слой. Данная методика укрепилась в живописи с появлением импрессионистов, которые в поисках возможности более продолжительной работы «по сырому» часто применяли в красках в качестве связующего вещества полувысыхающее маковое масло.

Принципы техники алла прима

Во многих отношениях живопись в технике алла прима — наиболее сложный метод работы масляными красками, поскольку он в огромной степени основывается на верном формировании каждого отдельного мазка, а не только на его собственных выразительных возможностях. Кроме того, результат зависит от цветовых и тональных характеристик выбранной краски, а также от цвета, тона и формы мазков кисти, примыкающих к уже нанесенному. Конечно, художник всегда может удалить неудавшийся участок с поверхности основы в процессе выскабливания, пока краска остается влажной, и затем переработать его. К этому прибегают многие художники; поэтому элементы работы, кажущиеся свежими, легкими и подвижными, на самом деле могут представлять собой результат шестой или седьмой попытки. Это вполне приемлемо, если в конце концов вы добиваетесь необходимого результата.

Как правило, способность внимательно изучать объект и верно переносить его в красках непосредственно на холст является результатом длительной практики — обычно в более систематизированных техниках живописи. Эта практика помогает художнику постепенно разрабатывать свой собственный, «персональный» язык в работе с краской, который может быть перенесен на любой другой объект живописи. Достижение беглости и подвижности в «языке» живописи требует от художника умения интуитивно оценивать и подготавливать на палитре смесь верного тона и цвета для каждого из участков холста, а также правильно выбирать кисть и методику работы. Кроме того, овладение собственным «языком» включает способность быстро принимать решения и готовность рисковать.

Во многих отношениях техника алла прима наиболее применима в работах малого формата, которые могут быть завершены в течение одного сеанса живописи. Это — отличный способ создания этюдов масляными красками, которые впоследствии могут быть переработаны в более крупные картины в условиях мастерской.

Систематизированные методики работы в технике алла прима

Далеко не все работы в технике алла прима отличаются экспрессивными характеристиками. Некоторые художники предпочитают работать в непосредственной и прямой манере, но наносят краски на пустое пространство холста медленно, последовательно и методично — до полного покрытия его поверхности; при этом на поверхность предварительно может быть нанесен рисунок карандашом.

АНАТОМИЯ ПЛАСТИЧЕСКАЯ — раздел анатомии, изучающий пропорции человеческого тела, зависимость внешних форм тела от их внутреннего строения и изменений, которые возникают в результате движения. Основное внимание в А. п. обращается на строение скелета и мускулатуры тела, на особенности соединения костей и мышц.

АНИМАЛИЗМ (лат. — животное) — изображение животных в искусстве. Анималистический жанр (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского «звериного стиля» (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.

Собственно анималистическийжанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А. Дюрер) начали рисовать животных с натуры. Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический — морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии (П. Поттер, А. Кейп, М. де Хондекутер) и Фландрии (Ф. Снейдерс, Я. Фейт).

В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных (К. Труайон во Франции, Б. Лильефорс в Швеции и др.) соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью (А.Л. Бари во Франции) или с декоративной стилизацией образов животного мира. Художники, работающие в анималистическом жанре называются анималистами.

Для того, чтобы изображение было правдивым,

от художника требуется знание анатомии, жизни и повадок животных и птиц.

Животные изображаются с глубокой древности, как самоценные объекты или как части целого произведения,например, в батальном жанре или в сцене охоты.

АНИМАЛИСТ — художник, работающий в этом жанре.

Анфас» означает, что снимаемый смотрит прямо в камеру, а не вниз или в сторону.

АППЛИКАЦИЯ (лат. — прикладывание) — изображение, составленное из разноцветных кусков бумаги или ткани, приклеенных или пришитых к бумаге, холсту и т. д. А. называется и сам способ исполнения этих произведений.

Аппликация (от латинского аррliсаtiо — накладывание) — это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага.

Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.

Аппликация — техника тканевой аппликации заключается в создании орнаментов или рисунков путём закрепления кусочков ткани на тканевом фоне. Кусочки можно приклеить или пришить. Аппликация может быть предметной, декоративной и сюжетной; одноцветной или многоцветной. Применяют как декоративный элемент как изделий, так и одежды.

Аппликация может быть плоской и рельефной. Чтобы получить рельефное изображение, под вырезанные фигурки кладут вату, поролон. Рельефная аппликация красива, но её труднее чистить, стирать, также она может деформироваться.

Очень красивы оформленные аппликацией предметы домашнего обихода: портьеры, скатерти, дорожки, салфетки, детские коврики, сумочки, подушечки, фартуки, грелки на чайник, кухонные рукавички, прихватки. А в отделке одежды аппликация по частоте применения вполне может конкурировать с вышивкой.

АСИММЕТРИЯ — см. Симметрия. Отсутствие или нарушение симметрии. Асимметрию во флористике называют еще и свободной расстановкой. Асимметричная расстановка должна быть оптически уравновешена. Если главная группа находится слева от геометрического центра, то противоположную группу ставят справа дальше от него — по принципу рычага. Чем меньше по сравнению с главной группой противоположная, тем дальше ее ставят. Соседнюю группу располагают слева от главной. При этом все три части должны соотноситься друг с другом.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — см. Хроматические цвета. Ахроматические цвета — тона, не имеющие цветности и отличающиеся друг от друга только по светлоте. Ахроматический бесцветный тон характеризуется нулевыми значениями чистоты цвета и насыщенности. Ахроматические цвета воспринимаются как серые цвета (от белого до черного) с отсутствием цветовых оттенков. Термин был предложен Американской комиссией по колориметрии в 1922 г. для обозначения бело-серо-черного ряда цветов.

Цвет, лишенный цветового тона в смысле восприятия. Названия цветов белый , серый и черный обычно используют для описания прозрачных, бесцветных или нейтральных объектов. В практике офсетной печати ахроматические цвета можно получать с использованием одной краски (K) или должным образом сбалансированных трех хроматических красок (C, M, Y).

Слово ахроматический греческое, и оно в переводе обозначает бесцветный. Нетрудно видеть, что ахроматические цвета отличаются один от другого только светлотой. Среди них белый самый светлый, а черный самый темный. Между белым и черным можно расположить огромное количество серых цветов, различных по светлоте. В тканях самым темным будет бархат, самым белым – отбельные ткани. Для чисто ахроматических цветов характерно отсутствие в них даже малейшего оттенка, какой – либо синеватости, зеленоватости, желтизны и т. д. Ахроматический цвет – это цвет совершенно нейтральный.

Слово хроматический обозначает цветной. К хроматическим цветам относятся: желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый, синий, голубой, зеленый и их многочисленные оттенки.

Хроматические цвета могут оцениваться нами по трем признакам: цветовому тону, цветовой насыщенности, светлоте.

Источник:
Словарь художника (А)
АБРИС (нем. — чертеж) — линейные очертания изображаемой фигуры или предмета. То же, что контур. Абрис (keyline) — линии на рисунке, указывающие область наложения краски, позиции полутонов и т.д., или других участков изображения, подлежащих определенной обработке на этапе воспроизведения. Также абрисом называют ручной набросок при геодезической съёмке с указанием промеров. В изобразительном искусстве: линейный (контурный) рисунок вспомогательного характера, выполняемый при калькировании, например, в процессе работы художника над цветной литографией. В широком и менее точном значении термин АБРИС совпадает по смыслу с понятием контура.
http://www.ukoha.ru/article/graphika/clovo/a.htm

CATEGORIES