Расстаться нам было так трудно

Вместе или порознь: почему так трудно расстаться с первого раза

Вместе или порознь: почему так трудно расстаться с первого раза

Психология цикличности отношений — что заставляет пары сходиться снова и чего от этого ждать

Как правило, люди плохо справляются с неопределенностью. И вполне закономерно, что нам плохо даются решения, если предполагаемый результат противоречит тому, чего мы на самом деле хотим. Когда два этих фактора сталкиваются в одной ситуации, второй аспект всегда играет решающую роль.

Решение о финале отношений дается особенно трудно. Расставание — прекрасный пример, иллюстрирующий человеческую природу сомнений, событие из тех, что буквально требуют отмены точки невозврата. А вдруг мы упустили шанс? А что, если бы у нас было больше времени? А другие обстоятельства? А может, черт возьми, нам снова? Такие мысли начинают роиться в голове, едва за ним захлопнулась дверь, и это не слабость, а нормальное восприятие реальной разлуки.

Вот базовые психологические уловки, на которые идет наше сознание, подталкивая нас к возврату в былую связь (этот список всегда будет незавершенным, не стесняйтесь добавлять свои причины):

  • Если мы в душе верим, что это не конец, нас утешает шанс однажды разыграть карту возврата, что куда приятнее, чем убеждать себя, что все кончено и это к лучшему.
  • Расставание может быть очень стрессовым, но, принимая форму надежды, оно переносится легче.
  • Когда заедает одиночество, хочется обратно туда, где было хорошо, без всех этих новых знакомств и неуклюжих первых свиданий.

Настоящая близость — это нескоро и не с каждым. И если не только о высоком: хороший секс тоже повод для ностальгии.

Определив причины влечения к бывшему, хорошо бы узнать, как дорого обходится тяга к привычному.

Упомянутая надежда также способна быть стрессовой — на самый что ни на есть токсичный манер, особенно когда служит многократным воссоединениям для разборок на тему «кто виноват». Недавнее исследование, опубликованное в журнале Family Relations, обнаружило связь между так называемым «циклом связи» и рядом очень негативных последствий, включая рост показателей депрессии и общего беспокойства. Токсичный риск возвратов в том, что каждый раз, стараясь забыть предпосылки разрыва и ступая в ту же реку, мы рискуем глубже погрузиться в тоску и тревогу.

На первый взгляд, все логично, и подобный эффект не тянет на сюрприз. Имеет смысл, что наименее стабильные отношения вызывают наибольшую психологическую драму, и наоборот.

Но в рамках того же исследования бросается в глаза небольшой, но печальный факт об отношениях в стиле «уйти, чтобы вернуться»: каждый новый раунд обычно заканчивается хуже, чем предыдущий. Основная причина — сбалансированный микс инстинктов самосохранения и саморазрушения: чем больше вы расставались, тем меньше инвестируете — времени, эмоций, умственных и моральных усилий — в развитие отношений. С одной стороны, почему нет, если история показала, что вливание ресурсов, скорее всего, будет пустой тратой времени? А с другой стороны, почему бы нет, если вы уже вложили столько энергии и чувств и все еще верите в лучшее?

Случается, но нечасто, что отношения 2.0 не совпадают с теми, на которых вы расстались. Возможно, вы разошлись по причинам, которые можно было предотвратить в перспективе или которые ярко сигнализировали о том, над чем нужно было поработать (пусть и в разлуке), и теперь, после большого прорыва в личностном росте, вы готовы предпринять согласованные усилия для решения общих проблем.

Другой сценарий заключается в том, что вы дрейфуете в режиме стартов-разрывов из-за удобства, ностальгии или даже ненасытного желания, которое, тем не менее, никак не связано с каким-либо планом ради совместного будущего. Такое развитие событий воплощает в реальность принцип «Уловки-22» — интеллектуального мема из одноименной книги писателя Джозефа Хеллера: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно сумасшедшим». Отношения такого рода объединяют пару в состоянии романтически-неопределенного квеста: пройдено уже достаточно, но оба не прочь заводить игру снова и снова. То, чему предполагалось быть счастливой совместной жизнью, превращается в промежуточный стиль быта — ни вместе, ни порознь. Это может затянуться надолго, но жизненный опыт доказывает, что счастье наполовину людей, как правило, тоже не устраивает.

Источник:
Вместе или порознь: почему так трудно расстаться с первого раза
Психология цикличности отношений — что заставляет пары сходиться снова и чего от этого ждать
http://www.elle.ru/otnosheniya/psikho/vmeste-ili-porozn-pochemu-tak-trudno-rasstatsya-s-pervogo-raza-id6796122/

Психологи объяснили, почему нам так трудно забыть бывших

Психологи объяснили, почему нам так трудно забыть бывших

«Давно расстались, но никак не могу выкинуть его/ее из головы» — знакомо? Психологи уверены: причин может быть несколько и ни одна из них не связана с чувствами. Даже у желания заходить на странички в соцсетях к бывшим есть свое объяснение.

AdMe.ru решил разобраться в ностальгии по прошлым отношениям, и у нас набралось 7 разных причин.

Вы строили совместные планы, уже воображали себя счастливой супружеской парой, окруженной детьми и завистливыми взглядами соседей. Конечно, трудно отказываться от мечты, которую вы лелеяли так долго, поэтому мысль о сближении будет приходить снова и снова.

Психотерапевт Фриц Перлз называл это «неотреагированной потребностью» и считал ее причиной неврозов и психологических блоков. Для решения проблемы нужно осознать свою потребность, четко ее сформулировать и отпустить, а на ее месте сформировать новые, реалистичные желания. Чтобы не было больно и обидно, нужно понять, что не все наши намерения должны исполняться, и в следующий раз не забегать вперед и не требовать от партнера то, что он просто не готов вам дать.

Некоторые люди ставят отношения превыше всего, делают их смыслом своей жизни. В таком случае расставание может стать крушением целого мира и попытки воссоединения будут казаться единственным шансом на спасение.

Психологи советуют научиться правильно расставлять приоритеты, гибко менять их в течение жизни в зависимости от обстоятельств и никогда не уходить в крайность: партнер не должен быть на первом месте — в гармоничном союзе оба человека равны и имеют свои цели.

Источник:
Психологи объяснили, почему нам так трудно забыть бывших
«Давно расстались, но никак не могу выкинуть его/ее из головы» — знакомо? Психологи уверены: причин может быть несколько и ни одна из них не связана с чувствами. Даже у желания заходить на странички в соцсетях к бывшим есть свое объяснение.
http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-nas-tyanet-k-byvshim-i-chto-delat-chtoby-okonchatelno-ih-zabyt-1827615/

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

Солоухин Владимир Алексеевич — Время собирать камни. Очерки

…В А. А. чувствовалась здесь опять таки (как не раз мною чувствовалось при разных обстоятельствах) не романтичность, а связанность с Землей, с пенатами здешних мест. Сразу было видно, что в этом поле, саду, лесе он рос и что природный пейзаж – лишь продолжение его комнат, что шахматовские поля и закаты – вот подлинные стены его рабочего кабинета, а великолепные кусты никогда мною не виданного ярко пунцового шиповника с золотой сердцевиной, на фоне которого теперь вырисовывалась молодая и крепкая эта пара, – вот подлинная стилистическая рама его благоухающих строчек – в розово золотой воздух душевной атмосферы, мною подслушанной еще в Москве, теперь врывались пряные запахи шахматовских цветов и лучи июльского теплого солнышка, – «запевая, сгорая, взошла на крыльцо», это написанное им тут, казалось мне, всегда тут всходит…

…Я смотрел за окно над деревьями скатывающегося вниз под угол сада, на горизонт уже нежно голубого неба с чуть золотистыми пепельными облаками, – там вспыхивали зарницы в «Золотистых перьях тучек танец нежных вечерниц». Словом, первый день нашего шахматовского пребывания прошел так, как если бы это было чтение «Стихотворения о Прекрасной Даме», а вся вереница дней в Шахматове была циклом Блоковских стихотворений».

Да, восприятие Шахматова Андреем Белым, если судить по этим воспоминаниям, – литературно, вторично через стихи Блока. Но Блока самого, то есть его поэзию, конечно, Андрей Белый воспринимал односторонне со своей символической колокольни. Разве же пафос блоковской поэзии в этих «зацветающих снах», «вечереющих сумерках», «золотистых прядях на лбу»? Выходит у Белого Блок этаким певцом роз и грез, усадебного уюта, благоухающих строчек, розово золотого воздуха душевной атмосферы, в который врываются будто бы пряные запахи шахматовских цветов.

Правда, это еще 1904 год. Не написаны еще «Осенняя воля», «Старость мертвая бродит вокруг…», «Девушка пела в церковном хоре…», «В лапах косматых и страшных…» – все это будет написано годом позже, летом 1905 года. Тем более не написан весь цикл «Родина», «Куликово поле» с Непрядвой не вошли еще в поэзию Блока, поэтому, может быть, не так уж не прав Андрей Белый. Мы то теперь воспринимаем Блока целиком, как явление, с его высотой, с его «потолком», как говорят авиаторы, всю широту его творчества, а тогда он только еще начинался и даже приблизительно не сказал своего главного слова.

Но все же можно было уже и тогда если не увидеть, то почувствовать, что Блок вовсе не певец розово золотого воздуха, но что он, напротив, поэт неуюта, ветра, свистящего в голых прутьях, тяжелых надвигающихся туч, осенних кладбищ, глинистых косогоров, кровавых закатов, тревожного крика лебедей, – что он, короче говоря, поэт и пророк близкой гибели.

В то же время он и поэт жизнелюбия, но отнюдь не по А. Белому, а жизнелюбия яркого, деятельного, энергичного, жизнелюбия с топором в руке, с косой, верхом на коне, жизнелюбия с ослепительной улыбкой, с лицом, обращенным навстречу ветру. «Слышу колокол. В поле весна. Ты открыла веселые окна…», «Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо, Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо? Настежь ворота тяжелые! Ветром пахнуло в окно! Песни такие веселые Не раздавались давно!», «Разлетясь по всему небосклону, огнекрасная туча идет…», «Он занесен – сей жезл железный – над нашей головой. И мы…», «Прискакала дикой степью на вспененном скакуне», «Долго ль будешь лязгать цепью? Выходи плясать ко мне!»… Где же тут, спрашивается, розово золотая атмосфера с пряными запахами?

Да и что такое Шахматово как цикл стихотворений Александра Блока? Шахматово, как нас учили в школе, не более чем объективная реальность. Один напишет на основе этой реальности такие стихи, а другой – такие. Тем более что у нас есть пример для сопоставления – нарочно не придумаешь. Екатерина Андреевна Бекетова (Краснова), как известно, писала стихи и даже издала их сборником, который удостоился почетного приза Академии наук. Так вот, все стихи Екатерины Андреевны навеяны Шахматовом.

И что же, в ее стихах чувствуется «мистическое настроение окрестностей»? Чувствуется «как бы борьба, исключительность, напряженность»? Что «зори здесь вырисовываются иные среди зубчатых вершин лесных гор», что «по вечерам «маячит» Невидимка, но просияет заря…» И так далее?

О, нет! Это обыкновенные милые стихи культурной женщины девятнадцатого века, интеллигентки, барышни, я бы сказал, Значит, одно из двух: либо мистические настроения существовали в душе Блока и они то окрашивали пейзажи в стихах особыми красками, освещали особенным светом, либо эти настроения жили в Андрее Белом, который под влиянием их по особенному прочитывал стихи Блока, видя там то, чего не было.

На стихи Екатерины Андреевны стоит взглянуть еще и затем, чтобы увидеть, как из одних и тех же струн персты дилетанта вызывают просто милые звуки и как эти же струны рокочут и гремят под могучей рукой вдохновенного и гениального мастера.

Самое известное стихотворение Екатерины Андреевны известно уже потому, что Рахманинов написал на него музыку и оно существует теперь в виде романса под названием «Сирень». Сирень эта, оказывается, шахматовская.

Источник:
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Солоухин Владимир Алексеевич — Время собирать камни. Очерки …В А. А. чувствовалась здесь опять таки (как не раз мною чувствовалось при разных обстоятельствах) не романтичность, а связанность с
http://modernlib.net/books/solouhin_vladimir_alekseevich/vremya_sobirat_kamni_ocherki/read_8/

CATEGORIES