Проблема подростков

Курение подростков как проблема охраны здоровья

Табакокурение широко распространено во всех странах мира и является одной из главных причин преждевременной смерти взрослых людей от заболеваний, связанных с курением. Среди них рак легкого, полости рта, пищевода и другой локализации, сердечно-сосудистая патология, хронические заболевания легких и др. Табакокурение убивает 5млн. людей каждый год, являясь единственной и устранимой причиной.

Собственные данные свидетельствуют о высокой распространенности курения среди московских подростков. Причем образ жизни подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений, существенно отличается. Если среди учащихся 9-11-х классов г. Москвы курят до 30% опрошенных обоего пола (наши данные, найти публикацию), то среди пятнадцатилетних воспитанников детских домов и школ-интернатов более половины (О.Ю. Милушкина, 2002). Среди подростков, обучающихся в профессиональных училищах, распространенность вредных привычек, в частности курения, часто превышает аналогичные данные старшеклассников; достигая 60-70% среди юношей и 40-50% среди девушек (Е.И. Шубочкина с соавт.,2004). Близкие результаты получены при обследовании учащихся профессиональных училищ Украины и Латвии (А.А.Беседина, 1995; Рубана И.М., Блука И., Лиепиньш Х., 2004).

Курение и здоровье

Обычно курение рассматривается как фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, растущий организм обладает повышенной чувствительностью к влиянию неблагоприятных факторов и для построения профилактических программ по профилактике табакокурения очень важно иметь более полные представления о последствиях раннего курения.

Очень важны данные о влиянии пассивного курения на детей, когда они вдыхают табачный дым курящих дома родителей. Оказалось, что такие дети чаще и тяжелее болеют респираторными инфекциями и хроническими отитами, чем те, чьи родители не курят. Установлена тесная связь между загрязнением воздуха табачным дымом курящих родителей и повышенным риском проявления у 8-11-летних детей кашля с выделением мокроты.( (цит. по книге «Женщины и табак». ВОЗ. Женева. 1994 ).

У курящих школьников 9-х классов обнаруживается по сравнению с некурящими снижение ряда когнитивных функций—внимания, объема кратковременной памяти, снижение точности и скорости логических операций, ухудшение зрительно- моторной координации (Надеждин Д.С., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. и др., 2003).

Ранние последствия табачной интоксикации были обнаружены у курящих школьников в возрасте 11-17 лет, несмотря на сравнительно малый стаж курения. Среди курящих были больше распространены жалобы по сравнению с некурящими на кашель, одышку, слабость. Жалобы подтверждались данными медосмотров и данными обращаемости за медицинской помощью (И.А.Левашова, А.Н.Чайка, А.А.Адельшина, 2004).

Курение подростков способствовало повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивало заболеваемость ОРЗ (Шубочкина Е.И, Молчанова С.С., Куликова А.В., 2004; Давыденко Л.А., 2006).

С увеличением возраста число подростков, имеющих вредные привычки, растет. Причем, табакокурение, как правило, является манифестным признаком ухудшения образа жизни подростка в целом. Курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения — уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Сочетание указанных вредных привычек, которые рассматриваются как психоактивные вещества (ПАВ), оказывает более выраженное негативное влияние, чем только курение.

Нами с использованием методов доказательной медицины (Р.Флетчер, С.Флетчер. Э.Вагнер, 1998) были рассчитаны дополнительные риски увеличения нарушений менструальной функции у девушек при употреблении психоактивных веществ (ПАВ). Оказалось, что риск появления сильных болей во время менструации у курящих девушек в 1,6 раза выше, чем у некурящих. При сочетании вредных привычек вероятность появления этого симптома была уже в 2,8 раза выше. Вероятность увеличения числа принимающих лекарства во время менструации при наличии вредных привычек оказалась в 1,4- 1,5 раза выше. Вероятность увеличения нерегулярных менструаций и роста жалоб в предменструальный период у девушек, имеющих сочетание вредных привычек, выше в 1,3-2,3 раза.

У взрослых женщин курение ассоциируется не только с высоким риском появления нарушений менструальной функции, но и повышенным риском бесплодия, осложнений беременности и родов, ухудшением здоровья новорожденных, ранним климаксом (Женщины и табак. ВОЗ, 1994).

В состав всех видов табачных изделий входит алкалоид никотин, который и является главной причиной привыкания людей к потреблению табака. Никотин является сильным психоактивным веществом. Высокие дозы никотина могут привести к интоксикации и даже смерти. Дозы, содержащиеся в табачных изделиях, вызывают у потребителей чувство удовольствия и удовлетворенности. Никотин способствует ослаблению таких состояний как скука, стресс. Активизируя рецепторы никотина в центральной нервной системе, он вызывает зависимость. Никотиновая зависимость, как и другие формы наркотической зависимости, представляет собой прогрессирующее рецидивирующее расстройство. Тяжесть его варьирует от слабой до сильной, когда человеку трудно отказаться от курения, чтобы преодолеть зависимость и избежать выраженных ухудшений состояния здоровья.

Подростки достаточно осведомлены о вредности курения для здоровья — до 85-92% опрошенных подростков отвечают, что курение даже в первые годы наносит вред здоровью и является причиной многих заболеваний. Девушки знают, что курение может оказать вред будущему потомству. Хотя эти знания для значительной части подростков оказались пассивными и не помешали их приобщению к вредным привычкам, в том числе и к табакокурению, тем не менее половина курящих хотела бы бросить курить. Среди них каждый второй неоднократно пытался избавиться от этой привычки, но не смог. По данным опроса учащихся профессиональных училищ бросили курить 16% ранее куривших. В структуре причин доминирует собственное желание, затем причины, связанные со здоровьем, советы родителей, религиозные мотивы. Ни один подросток, бросивший курить, не отметил, что сделал это по совету врача иди педагога.

Изучение распространенности табачной зависимости среди курящих подростков с использованием теста Фагерстрома показывает, что среди школьников табачной зависимостью страдает каждый десятый школьник или каждый третий курящий (О.Ю.Бадалов, И.З.Козловский и др., 2003). По нашим данным среди учащихся профессиональных училищ две трети курящих юношей и треть девушек имели умеренную и сильную табачную. Среди взрослых курильщиков до 70% имеют выраженную зависимость. Это является одной из причин того, что из желающих бросить курить — а это 60-70% курящих — две трети пытались бросить курить, но без эффекта или с временным эффектом. Основной причиной неудач являются слабая мотивация и табачная зависимость (В.Ф.Левшин, 2003).

В связи с этим, можно придти к выводу, что у значительной части курящих подростков уже имеется сформировавшаяся потребность в помощи для отказа от курения. Неудачные попытки бросить курить самостоятельно могут быть связаны с наличием табачной зависимости. Все это говорит о сложности решения проблемы снижения табакокурения среди подростков 15-17 лет и важности программ, направленных на раннюю профилактику курения. Для разработки и внедрения таких программ необходимо изучать причины способствующие формированию курительного поведения и детей и подростков.

Подростковый возраст — особый период в физиологическом, психологическом и социальном плане. Интенсивный рост и половое созревание, определенная психологическая неуравновешенность и эмоциональность сочетаются со стремлением стать взрослее, самоутвердиться, быть принятым в своем окружении. Для подростков характерно экспериментирование, проба своих возможностей и, как следствие, склонность к рискованным формам поведения. Формирование вредных привычек связано с определенными социальными и индивидуальными предпосылками. Эксперты ВОЗ, выделяют следующие обстоятельства, способствующие началу и поддержанию курения подростков:

— наличие курящих в семье, курение друзей и сверстников

-отсутствие определенных жизненных целей и низкая успеваемость в школе

— отношение к курению как проявлению независимости и даже мужества, вызову определенным нормам поведения

— риск для здоровья, обусловленный курением, рассматривается подростком как отдаленная потенциальная опасность.

-социальная приемлемость курения в конкретном обществе

Подростки отмечают также такие причины начала курения как любопытство, пример друзей и взрослых, влияние средств массовой информации, рекламу, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников (И.В. Журавлева, 2002).

При высокой распространенности курения большой процент подростков не курит. Наши данные показали, что структура причин отказа от курения юношей и девушек практически совпадает и выглядит следующим образом: — 75 % ответили, что курение очень вредно для здоровья; 7% считали, что на сигареты жалко тратить деньги; — 7 % испытали неприятные ощущения во время первой попытки закурить; 3 % отметили возражения и запреты родственников ;остальные указали на другое.

Таким образом, для большинства некурящих подростков, причина, связанная с риском для здоровья, оказалась ведущей для отказа от курения. Это говорит о том, что убедительно представленная информация о вредности курения существенно влияет на формирование отношения к табакокурению. Следует отметить, что причина, связанная с запретами и возражениями родственников, представлена в очень небольшом числе ответов и связана, вероятно, с традиционно высокой распространенностью курения среди взрослого населения России.

В этой же выборке среди курящих подростков изучались причины курения. Ответы мало отличались у юношей и девушек — 44,5%- ответили, что курение успокаивает, 9% указали, что это приятное занятие, 6% считали, что это помогает в общении, 5% ответили (чаще юноши), что благодаря курению чувствуют себя взрослее и увереннее, значительное число подростков (38%) отметили среди причин курения — другое.

Более подробная шкала возможных причин курения позволила уменьшить процент “ других” нераскрытых причин. Ведущая причина курения юношей — желание снять напряжение, на втором месте — пример окружающих, следующие места с большим отрывом занимают желание самоутвердиться, повзрослеть, и даже желание похудеть. У девушек пример окружающих доминирует, второе место занимает желание снять напряжение, последующие места, как и у юношей, с большим отрывом занимают те же причины: желание повзрослеть, самоутвердиться, похудеть.

Таким образом, в структуре причин выделяются две главные, независимо от пола — пример окружающих и желание снять напряжение. Последнее, по-видимому, является отражением стресса, обусловленного активными процессами полового развития, неуравновешенностью нейро- эндокринных процессов на этапе подросткового онтогенеза. Вторая причина — пример окружающих – причина внешняя. На обе причины можно и необходимо влиять.

Альтернативными способами снятия стресса является двигательная активность, занятия физической культурой и спортом, активное времяпрепровождение, посвященное занятиям по интересам и увлечениям, важное значение имеет обучение психологическим способам снятия стресса, аутотренингу.

На высокую опасность и агрессивность современной среды окружения указывают данные опросов подростков по поводу рекламы курения на улице, в общественных местах или в печати. Очень часто видят рекламу сигарет в указанных местах около 80% опрошенных подростков, от 14% до 21% ответили, что иногда видят, и только 2,5% ответили, что не помнят этого Отношение к рекламе неоднозначное. Не обращают внимания на рекламу от 44% до 57% подростков, около 20% она не нравится, раздражает, тем не менее, каждый пятый ответил, что отдельные виды рекламы привлекают, около 5% затруднились с ответом.

Опросы украинских школьников показали, что 67% видели много щитов с рекламой табачных изделий, однако наличие предупреждающих надписей на них отметили только 49%. Авторы объясняют это тем, что яркие привлекательные изображения успешных курильщиков формируют скорее положительное отношение к курению, чем «сухой» текст о вредности табака. Помимо этого, приведены данные о том, что представители табачных фирм бесплатно предлагают подросткам сигареты и распространяют сувениры с эмблемой сигарет, которые имелись у каждого третьего подростка (Полька Н.С., Бердник О.В, 2006).

Таким образом, среда окружения является весьма агрессивной в отношении навязывания табакокурения подросткам. В противовес этому, активная реклама в СМИ элементов, составляющих здоровый образ жизни, практически отсутствует или представлена в ограниченном и мало непривлекательном виде.

Важная роль в формировании курительного поведения принадлежит семье, где дети впервые узнают о курении и зачастую становятся пассивными курильщиками. Существует тесная связь между курением родителей и формированием привычки у детей. Исследования показывают, что вероятность приобщения подростков к курению в 5 раз выше в курящих семьях. Для предупреждения раннего курения существенное значение имеет родительский запрет, отсутствие его увеличивает число юных курильщиков в 3-4 раза (Женщины и табак. ВОЗ, 1994).

Факторами риска, способствующими формированию отклоняющихся форм поведения подростков, являются определенные социальные характеристики семьи (состав семьи и психологический микроклимат). В неполных семьях и особенно в семьях с ухудшенными семейными взаимоотношениями происходит более раннее формирование вредных привычек, их распространенность превышает в 1,5 -2 раза аналогичные данные у учащихся, проживающих в благополучных семьях ( Шубочкина Е.И., 2001).

На формирование здорового образа жизни детей и подростков может и должна оказывать влияние школа. Закон об образовании возлагает на школу ответственность за здоровье учащихся, программы гигиенического обучения и воспитания должны занять соответствующее остроте проблемы место в программах обучения детей от младшего до старшего возраста (Л.П Почуева, И.И Ковешникова, Л.В Барков, 2006). В настоящее время вопросы охраны здоровья представлены в совершенно недостаточном объеме в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Таким образом, высокая распространенность вредных привычек в современной популяции подростков с тенденцией роста при снижении возраста их формирования является неблагоприятным для прогноза здоровья подрастающего поколения в ближайшем будущем и развития хронической патологии в последующем. За последнее десятилетие произошло не только количественное увеличение распространенности табкокурения среди подростков, но и качественное изменение — увеличение доли подростков со сформировавшейся зависимостью к курению. Совершенно очевидно, что профилактические программы формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни должны начинаться в более ранних возрастных группах. У подростков старшей группы, наряду с потребностью в таких программах, сформировалась выраженная потребность в конкретной помощи для отказа от курения, что требует помощи психологов и медиков.

Решение неотложной задачи по снижению распространенности вредных привычек среди подростков требует межведомственного взаимодействия, объединения усилий врачей, педагогов, родителей, социальных работников, всего общества. Необходимо принятие решений и на законодательном уровне, в частности, активная профилактика вредных привычек среди взрослого населения, ограничение рекламы табачных изделий, активная реклама в СМИ составляющих здорового образа жизни и вытеснение социально опасной рекламы.

Исключительно важными представляются меры по снижению пресса скрытой и явной рекламы в интересах производителей и поставщиков табачной продукции, организация и проведение просвещения подростков с целью формирования у них потребности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к здоровью в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения. Средства массовой информации, телевидение, Интернет должны формировать новую моду среди молодых – модно и хорошо быть свободным от вредных привычек и здоровым. Девушка, выходящая из метро, и нервно закуривающая – имеет табачную зависимость ! Мы их видим каждый день. Ее здоровье и здоровье ее будущих детей в опасности.

23. Скворцова Е.С.// Российский медицинский журнал.- 2001.- № 6.- С.14-16.

Источник:
Курение подростков как проблема охраны здоровья
Федеральный образовательный портал — ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ
http://ecsocman.hse.ru/text/16206952/

Общение подростка: проблемы и решения

Ваш ребёнок вырос. Что с ним происходит? Откуда берутся проблемы общения в подростковом возрасте? Что делать? Чем может помочь подростку налаженное общение со сверстниками? А если этого общения нет, какие могут быть последствия? И это только часть трудных вопросов, которые возникают перед родителями подростка.

Вот что говорит нам психологическая наука. Первое: развитие человека проходит через кризисы. В 11–13-летнем возрасте появляются признаки очередного кризиса, ребёнок меняется, прежде всего, эмоционально, меняется и его поведение. Чаще всего появляется чрезмерная активность, или, наоборот, уныние, а иногда и то, и другое попеременно. Возможны закрытость, дерзость или нелюдимость. А в наше время подростковые симптомы могут обнаружиться уже и с 9-летнего возраста. Необходимо помнить, что кризис – признак развития, а значит, грядёт переход на другой уровень.

Второе: у каждого возраста своя ведущая деятельность – она способствует развитию и качественному изменению. В подростковом периоде такой деятельностью является общение, а именно – эмоционально-значимое общение со сверстниками. Оно – питательная среда для развития. Поэтому так важно, чтобы у ребёнка к этому возрасту уже был навык общения с ровесниками. Именно поэтому, работая в психологической консультации и встречаясь с подростками и их родителями, я создала группу открытого типа (прийти можно на любое занятие): «Мастерская общения» для подростков.

А вот информация от самих подростков: «Меня всё время колбасит. Хочется то плакать, то смеяться. А ещё я очень часто раздражаюсь, даже по пустякам. И всё бесит, особенно люди».

Эмоциональная нестабильность, которая делает подростков колючими и трудновыносимыми, часто не связана с конкретными событиями. И родители здесь должны проявить понимание, терпение и такт. Ведь их ребёнок ищет ответ на главные вопросы: кто я, какой я, куда я иду? И первое, что он делает, – отрицает: я не такой! Не такой, как взрослые, как родители, которых он видит чаще всего. Главные в иерархии ценностей – сверстники. А мир подростков – тот же мир взрослых, там и конкуренция, и борьба за власть, и агрессия. И порою всё происходит даже более жёстко. Следовательно, дома у ребёнка должен быть тыл. И ни в коем случае ему нельзя презрительно бросать: «Да какие у тебя могут быть проблемы?» Проблемы у него могут быть и философские (он ещё не знает, кто он и что он), и конкретные, с ровесниками.

Ещё несколько цитат от подростков: «У меня никого нет», «В общении с девушкой огромная проблема», «Заметил, что больше замыкаюсь, надо размыкаться».

Скорее всего, речь идёт о неуверенности в себе и в том, что окружающие его примут. Чем могут помочь родители? Заняться собой. Найти для себя дело столь же значимое, как воспитание ребёнка, и признать, что дальше он идёт сам, с правом на ошибки. Быть увлечёнными и счастливыми – тоже помощь подростку в его социализации, в адаптации среди своего окружения.

На приёме мама с 15-летним сыном. Муж внезапно умер, сын стал для неё всей семьёй. И у него вдруг пропал интерес к школе и ко всему остальному вообще. Он как будто замер на месте. Уйти с друзьями – значит, оставить маму. Сидеть дома и заниматься только уроками – это вызывает злость и раздражение. А на маму злиться нельзя, он у неё один. И парень отказывается что-либо делать.

И ещё одно высказывание подростка: «Меня очень бепокоит будущее. Я боюсь, что у меня не получится найти свою профессию, любимого человека… Мне кажется, что мне не хватит сил, чтобы чего-то добиться. Особенно когда я смотрю на взрослых, мне становится страшно и кажется, что быть счастливым невозможно».
И опять нагрузка на родителей. Надо понять страхи и тревоги ребёнка. Ведь если они уменьшатся, то и ожидания от жизни будут оптимистичнее.

А пока для подростка комфортным местом может стать специально созданная группа ровесников, где можно научиться навыкам самопрезентации и коммуникации. Но главное – атмосфера поддержки и понимания. Помните фильм «Доживём до понедельника»? Там один из главных героев написал сочинение из одной фразы: «Счастье – это когда тебя понимают». Это очень верно, особенно для подростков. Но эта фраза – лишь начало цитаты из Конфуция. А продолжение такое: «Большое счастье – это когда тебя любят. А настоящее счастье – это когда любишь ты». Вот такой непростой путь в общении нужно пройти. И начинается этот путь с понимания. Чтобы подростков приняли сверстники, им необходимы самостоятельность и уверенность. А эти качества закладываются в семье.

На приёме мама и дочь 13 лет. Девочка сидит с низко опущенной головой. Мама жалуется, что дочка замкнулась, стала неласковой. «Она раньше просто висела у меня на шее, – вспоминает мама, – я была в курсе всех её дел, а теперь дочке дороже подруги». Мама не понимает своего счастья. Ведь это первые опыты самостоятельного построения отношений, а без них не построить свою собственную жизнь.

Маме вдвойне тяжело. Она лишилась доверительного и нежного отношения дочери. Кроме того, она абсолютно уверена в своей любви к ней и уж точно знает, что желает девочке лучшего. А друзья – это неизвестность, они могут быть опасными. Да и задевает тот факт, что ребёнку отдаёшь столько сил, а ему вдруг становятся дороже посторонние люди. Но так начинается путь самостоятельности. И важно, чтобы отделение происходило при сохранении внутренней связи с родителями. Это требует большой устойчивости, а иногда и душевной работы от родителей. Им приходится заново проживать собственный подростковый возраст, вспоминать свои тогдашние чувства, а это сближает с детьми и помогает подростку встать на путь самостоятельности. Ему можно будет доверять как взрослому. И ему станет легче справляться с проблемами в общении.

Источник:
Общение подростка: проблемы и решения
Ваш ребёнок вырос. Что с ним происходит? Откуда берутся проблемы общения в подростковом возрасте? Что делать? Чем может помочь подростку налаженное общение со сверстниками? А если этого общения нет, какие могут быть последствия? И это только часть трудных вопросов, которые возникают перед родителями подростка.
http://www.za-partoi.ru/obschenie-podrostki.html

Основные проблемы подросткового возраста

Переходный возраст, подростковый период, можно сказать, огонь, вода и медные трубы, чтобы пройти и одержать победу в борьбе за достойное будущее своего чада, через что только не приходится пройти, и именно этот период становится настоящей каторгой, как для самих родителей, так и для бывших деток.

Только вчера любимая доченька была маминой помощницей, юным дарованием и просто прекрасным ребенком, а сегодня она хамит, злится по пустякам, забросила любимые занятия и увлечения, зато обзавелась друзьями неформалами и уговаривает родителей проколоть себе губу.

Любимый сын, который никогда не употреблял ничего крепче, чем полбокала шампанского на Новый год, пришел домой поздно и насквозь пропитанный ароматами тяжелого спиртного. Что происходит? Неужели началось? Переходный возраст во всей его красе.

Каждый из нас проходил этот сложный период, у кого-то он проявлялся в сложной форме, а кто-то практически и не заметил трудностей, но все-таки переходный возраст был, и бороться с ним удавалось каждому по-разному.

Очень жаль, что практически для каждого родителя такой новый период в жизни собственного ребенка становится чем-то абсолютно неожиданным и непонятным, такое чувство, что каждый в глубине души считает, а вдруг обойдется, но не тут-то было.

Далеко не каждый родитель готов осознать, что его маленькое и любимое чадо выросло, а даже если осознание и приходит, то вести себя правильно, чтобы не навредить психологическому и эмоциональному состоянию новоиспеченного подростка, удается единицам.

Еще одна проблема кроется в том, что практически каждый родитель под фразой «сложный подростковый возраст» видит, несомненно, собственные трудности, забывая, что ребенку здесь еще сложнее.

Проблемы современных подростков, в большинстве, кроятся в устоях современного общества, огромный вклад отводится домашнему воспитанию, а также внутренней атмосфере внутри семьи. Дети, которые росли в благополучной, искренней и любящей семье намного проще переживают кризис подросткового возраста, однако, и здесь бывают досадные исключения, правда, если научится правильно себя вести, можно избежать и их.

Подростковый период всегда характеризуется острыми скачками в настроении подростка, возникает повышенное внимание к своему внешнему виду, а также желание стать особенным, смешанное с желанием «быть как все», иногда возникает повышенная черствость и упрямство по отношению к собственным близким, безосновательная агрессия и приступы самонадеянности – также не станут исключением.

Все начинается с работы над собой, непосредственно сами родители должны четко уяснить, что ребенок, каким бы он любимым и самым опекаемым не был, отдельная от вас личность, которая имеет право на самоопределение, на решение определенных проблем и вопросов.

Основная проблема большинства родителей в такой шаткий и важный период – они никак не могут уяснить, что их «малыш» вырос, и поэтому за подростком по-прежнему сохраняются детские обязанности и, соответственно, права.

Что еще глупее – обязанности родители еще периодически меняют и усовершенствуют по возрасту, а вот с правами все остается на прежнем уровне, что невероятно злит взрослого «ребенка».

Но как поступить правильно? Бросится в омут, и отпустить ребенка в полное и самостоятельное плаванье? Не совсем так, но отчасти истина кроется где-то здесь: поймите, что вы не сможете всю жизнь контролировать своего ребенка, придет время, когда вам придется дать ему возможность прожить свою жизнь самостоятельно, при чем, именно так, как нравится ему.

Но вместе с тем, если сможете параллельно жить своей наполненной, яркой и гармоничной жизнью, вы станете лучшим примером, на который сможет ориентироваться ваше чадо.

Но, как помочь, что сделать, чтобы процесс психологического и физического взросления в этот период проходил, как можно, проще? После того, как вы приняли факт взросления своего чада, необходимо переходить ко второму пункту: что можно, а что нельзя?

Соберите семейный совет, на котором распределите все обязанности и права, которые устроят каждого. Общий смысл следующий: раз ты теперь взрослый, то да, ты можешь приходить домой позже, решать некоторые свои проблемы самостоятельно, а также выбирать секции и увлечения.

Однако, как и все взрослые люди, ты обязан: делать какие-то обязательные покупки, следить за чистотой своей комнаты, а может и вносить часть средств в семейный бюджет.

Все зависит, естественно, от возраста самого подростка, сложный период обычно начинается с 12-13 лет, а заканчивается в 16-18, у всех индивидуально. За это время ребенок проходит несколько стадий, и то, что под силу 16-летнему подростку, совершенно рано для 12-тилетнего, поэтому систему «обязательств и прав» необходимо редактировать по течению возраста.

При таком раскладе, ребенок начет видеть, как устроено все внутри семьи, как работает семейный бюджет и, что, оказывается, чтобы он пополнился, нужно много и тяжело работать.

Главное, чтобы отработанные вами правила и устои соблюдались безукоризненно, как самим ребенком, так и родителем, а не в зависимости от того, какое настроение у вас сегодня.

Если родители не соблюдают свои собственные правила, то, как их будет соблюдать ребенок? Правильно, никак. Еще один – личный пример родителей. Вам не нравится, что ваш ребенок приходит поздно и не предупреждает вас об этом? А у вас в семье все так делают? Если да, то и само чадо быстро осознает, что именно такая модель поведения – правильная и нормальная.

Еще один момент, почему возникают проблемы с подростковым возрастом, он связан с социальными устоями нашего общества: уже в 12-15 лет у ребенка полностью формируется личность, он чувствует себя взрослым и способным, что-то делать, но возможности реализовать свои потребности у него, нет.

Дайте возможность подростку почувствовать свои силы, попробовать себя где-то вне дома, например, отлично подойдут лагеря или экскурсии, которые будут проходить вдали от дома.

Еще одна отличная возможность дать подростку почувствовать свою значимость и «взрослость», предложить ему подработать: это может быть летняя подработка, привлечение к семейному бизнесу или несколько часов после школы в сфере услуг.

Неплох тот вариант, когда родители отпускают в более взрослом подростковом возрасте поработать где-то в другом городе, например, на каком-нибудь курорте, там всегда нужен обслуживающий персонал.

Специалистами установлено, что дети, которые с самого раннего возраста активно подключаются к взрослой жизни, хотя бы частично, намного проще переживают этот трудный период, или он вовсе стирается, как таковой. После того, как подросток сможет зарабатывать, он зауважает сам себя, да и вы сможете посмотреть на своего «малыша» несколько в другом ракурсе.

Именно в подростковом возрасте бывший ребенок вдруг осознает, что он уже совсем не ребенок, он меняется физически, появляется либидо и первые признаки «взрослого человека», первые влюбленности и половые контакты.

Все бы ничего, это должно было произойти когда-нибудь, вот только проблема остается в том, что физиологически мы можем рожать детей хоть в 15 лет, а вот морально до этого еще нужно расти и расти.

Обязанность родителей в такой ситуации не становится нудным и зудящим созданием, которое только смущает и ничего не понимает (а именно так считают подростки).

Здесь нужно поступать тонко: пробовать смотреть тематические фильмы, обсуждать на примере знакомых какой-то случай (незапланированная беременность, болезни и т.д.). Помните, что разговоры в «в лоб» редко приводят к чему-то хорошему, опять-таки личный пример – лучший способ показать, что такое настоящие чувства, любовь и романтика.

Источник:
Основные проблемы подросткового возраста
Каждый из родителей с опасением ждет переходный возраст своего ребенка. Ведь у подростков в это время возникают проблемы, с которыми они сами справится не могут.
http://brjunetka.ru/osnovnyie-problemyi-podrostkovogo-vozrasta/

Проблемы подростков или проблемы с подростками?

Утверждая, что подросток прочно занял место на обочине педагогического поиска и педагогической практико-ориентированной науки, заметим, что в настоящее время сложилась достаточно запутанная картина с определением возрастных рамок подросткового возраста. Одни берут за основу тинейджерскую модель, продлевая рамки периода до 18-19 лет, другие предельно сужают интервал. Не вдаваясь в длительную дискуссию, позволим себе принять за основу достаточно традиционный подход к периодизации: раннее детство и дошкольное детство, период младшего школьника (7-10 лет), подростковый период (10-14), первый юношеский период (старшеклассники — 14-17 лет). Естественно, в этой периодизации читается прямая взаимосвязь с существующей образовательной системой, но модель эта, на наш взгляд, продуктивна, понятна и может быть легко использована в современной педагогической практике.

Говоря о проблемах становления современного подростка, хотелось бы попробовать выделить наиболее существенные характеристики именно 10-14-летних, тех, кто в соответствии с Законом об образовании Российской Федерации должен учиться в 5-9 классе общеобразовательной школы.

Попробуем перечислить несколько присущих именно подростковому возрасту противоречий, известных каждому педагогу со страниц вузовских учебников педагогики.

Подросток считает себя взрослым, оставаясь по своим реальным силам ребенком. «Я взрослый, а поэтому взрослым не доверяю», — таково одно из наиболее символичных утверждений, отражающих как в зеркале ключевое противоречие подросткового возраста.

Из этого противоречия естественным образом вытекает ряд других.

Подросток больше всего нуждается в референтной группе, он хочет входить в ту или иную группу, считаться ее полноправным членом, жить по ее законам, но именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг подростка с трудностями в общении.

Для подростка характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность, уникальность, при этом, как ни странно, он хочет одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть — как все».

Подросток еще не ушел от детства, не ушел от игры, он испытывает потребность в игровых видах деятельности, но, стесняясь своей «детскости» — он стесняется и игры. Своеобразным механизмом защиты игры от самого себя выступает потребность в романтике, в приключениях, в ярких и эмоциональных событиях. Это стоит подчеркнуть особо — нормальное развитие подростка без событийно-эмоционального ряда жизнедеятельности практически невозможно.

Вот еще несколько типичных утверждений, определяющих совокупный портрет подростка.

  • «Я очень быстро расту и я стесняюсь своего быстрого роста».
  • «Я очень быстро меняюсь во всех отношениях, я сам испытываю дискомфорт от вечных перемен во мне и вокруг меня, я так нуждаюсь в прочном фундаменте вашей любви и понимания».
  • «Я очень неуверен в себе и стараюсь скрыть эту неуверенность любым доступным для меня способом».
  • «Я нуждаюсь в действии и движении и не понимаю, почему вы пичкаете меня своими беседами и наставлениями».
  • «Я не готов принимать слова и советы на веру, я хочу вырабатывать свое мнение по любому вопросу».
  • «Я люблю все яркое, неожиданное, интересное, красочное. Я хочу подражать настоящим героям, мне не интересны серые будни и негероические личности».
  • «У меня очень маленький опыт жизни в обществе, но именно эта сторона человеческого бытия меня более всего интересует».

Это перечисление можно продолжать еще очень долго, пытаясь создать хотя бы приблизительно достоверный образ Страны Подростков. Все это аксиомы, но — парадокс, очевидное знание о подростках чаще всего остается только знанием и никак не затрагивает мир педагогической практики.

Наша педагогическая деятельность в мире подростков изобилует ошибками, которые трудно понять и объяснить чем-либо, кроме непрофессионализма и лености ума.

Чем можно объяснить тот факт, что за последние несколько лет мы практически «свели на нет» слой молодых организаторов (в прошлом вожатых), умеющих работать с подростками, стремящихся вместе с подростками строить интересную содержательную жизнь? Почему мы не замечаем, как катастрофически постарели ряды специалистов, собирающихся на «круглые столы» по проблемам детских общественных движений? Почему мы недооцениваем роль детского сообщества в жизни ребенка? Почему мы перестали учить педагогов сложному искусству — быть взрослым — руководителем детского коллектива?

Вопросы такого рода тоже можно задавать до бесконечности. Попробуем же мыслить конструктивно. Каким должно быть образовательное пространство, в котором создаются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности подростка? Ответ на этот вопрос легко можно найти и на страницах учебников, и в строчках литературных произведений и, к счастью, в опыте лучших из нас — тех взрослых, которые не забыли, что они когда-то были детьми.

1. Подросток нуждается в образовательных технологиях, качественно отличающихся от образовательных технологий младшей и старшей школы. Доминанта возраста — общение и действие смысл образования — становление отношения к миру, к себе, к познанию, при этом это отношение становится результатом действия и дискуссий вокруг сделанного. Это очень удобное время для формирования множества нужных человеку социальных навыков и умений, обогащенных уважением к праву подростка на самостоятельное мнение.

2. Подросток очень нуждается во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Выше уже говорилось о неприемлемости упования на назидательные беседы и нравственные нотации в отношении ребенка, точно так же, как недопустим «сюсюкающий» тон в отношении подростка. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Отсюда — требование построения в педагогическом процессе особых отношений с подростком — отношений созидающего взаимодействия. У нас есть единственный способ помочь ему в обретении социального опыта и освоении нравственных истин — включить его в практику совместного переустройства мира к лучшему (в соответствии с отстаиваемыми педагогом идеалами и ценностями).

Одна из самых типичных ошибок в отношении с подростками — обращаться к ним «Дети», еще хуже постоянно твердить — «Дети, вы должны. »

3. Подросток нуждается в героях. Как бы это не смущало нас, как бы мы не пытались проповедовать «великую правду маленького человека» — подросток будет искать кумира для подражания. И этим кумиром чаще всего становится тот, кому не жалко ярких красок, сильных эмоций и громких дел, разворачиваемых на глазах подростка.

Кто-то будет утверждать, что проблема героев выходит за рамки педагогической компетенции, что этим должны заниматься деятели искусства и специалисты по общественным отношениям. Есть еще одно суждение — «у нас сейчас слишком негероическое время». С таким утверждением можно согласиться (хотя и не хочется), но нельзя согласиться с тем, что подросток остается один на один со своей неутоленной потребностью «следовать за Звездой и подражать Звезде». А о том, что может в этом направлении сделать педагог, задолго до этой статьи блистательно рассказали В.Н.Сорока-Росинский и С.Соловейчик.

4. Подросток нуждается в детском коллективе как естественной среде нормального развития. Без детского сообщества подросток так же не может обойтись, как ребенок без игры. Из этого следует только одно — давайте вспомним все то, что мы когда-то так хорошо умели. Давайте восстановим для каждого классного руководителя, работающего с подростками, смысл таких словосочетаний как коллективное творческое дело, развитие коллектива, коллективное и индивидуальное поручение, малая группа, лидер детского сообщества, линия трех перспектив, чередование традиционных поручений. И давайте, наконец, договоримся, что коллектив не самоцель, а необходимое пространство становления индивидуальности, живущей в обществе других индивидуальностей.

5. Подростковый возраст — уникальное время для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, для постижения главного в современном гуманизме — другой человек, отличный от тебя человек — не должен становится предметом оценки «хуже он или лучше», он просто — другой, но равный тебе по общечеловеческой ценности.

6. Одна из важнейших педагогических заповедей — защита права подростка на яркие и сильные эмоции, на приключения, на романтику, на увлечения и интересы. Если мы хотим заботиться об обучении подростка — нас, в первую очередь, должен волновать его познавательный интерес. Проще говоря, подросток тем лучше учиться, чем ему интереснее. (Интересно, когда нам, наконец, удастся преодолеть многовековое заблуждение, что «корень учения горек, зато плоды его сладки»?). Если мы хотим заботиться о воспитании подростка — мы должны думать об эмоциональной и нравственной окраске событийного ряда его жизни. Исследования показывают, что наиболее значимые и запоминающиеся события происходят чаще всего за рамками школьной или семейной жизни современного подростка.

7. И о семье. С семьей у подростка очень сложные отношения. Увы, сложившиеся родительские стереотипы часто мешают взрослым настроиться на построение тех семейных отношений, в которых более всего нуждается подросток — отношений равных прав и равной ответственности за создание в семье атмосферы комфорта, взаимного расположения, понимания; атмосферы, способствующей развитию каждого члена семьи. Именно поэтому у школы образуются три специфических задачи:

— педагогического просвещения родителей в отношении особенностей мира подростков;

— определенного замещения родителей, в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию;

— защиты (деятельность классного руководителя, школьного психолога и социального педагога) подростка от беспредела, жестокости и равнодушия мира взрослых.

Последнее, видимо, особо актуально, поскольку у нас нет и не будет возможности хотя бы раз начать педагогический процесс с «чистого листа бумаги». Педагогические ошибки, родительское непонимание, социальная не расположенность — все это тот фон, на котором подросток действительно становится трудным — не только для себя, но и для других. Вот и превращается технология педагогического сопровождения в одну из ведущих в образовании; мы должны научиться помогать подростку решать его собственные проблемы так, чтобы они служили его позитивному развитию и не усложняли, а улучшали мир окружающих его людей.

И все-таки, согласитесь, как было бы плохо, если бы наши подростки разом переместились из своего удивительного, необузданного, противоречивого, нетерпимого, страстного, яркого, жаждущего и тревожащегося мира — в мир. взрослых. Спасибо всем взрослым, кто противится этому и ценит каждый день, проведенный вместе с коренными жителями Страны Подростков.

«Удивительная страна — эта страна Подростка! Она наполнена особенностями, чудесами, странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами. »

О том, на каком языке говорят иногда наши дети, смотрите «Словарь молодежного сленга»

Источник:
Проблемы подростков или проблемы с подростками?
Утверждая, что подросток прочно занял место на обочине педагогического поиска и педагогической практико-ориентированной науки, заметим, что в настоящее время сложилась достаточно запутанная картина
http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/1/3

Психологические проблемы подростков и пути их решения

Психологические проблемы подростков и пути их решения

«Психологические проблемы подростов и пути их решения» — тема нашей сегодняшней статьи.

Подростковый возраст — определенная ступень развития индивидуума, дислоцирующаяся на внутренней и внешней гранях периода детства и платформе полного формирования того или иного представителя общества соответственно, главной отличительной особенностью которой выступает широкомасштабное преобразование, завязанное на почве полового созревания.

На протяжении вышеупомянутого периода юное создание ощущает небывалое волнение душевных масс, раз за разом разрываясь между тем или иным решением, по несколько раз искажая, казалось бы столь фундаментально нерушимые обычаи, реальность своего существования, то воспаряя ввысь, то ныряя в бездну, в пучину страсти и необдуманных решений, которые в дальнейшем еще не раз скажутся на основном мировоззрении, так как многим из нас свойственно применять законную аналитику своего поведения для достижения некоего консенсуса со своим внутренним «я».

Наиболее существенным аспектом в преобразовании морального поведения субъекта является зарождение чувства вседозволенности и непоколебимости, раз за разом произнося в своей собственной голове слова «взрослый, я многое могу», очень редко кто-либо на самом деле трезво оценивает сложившуюся обстановку, не сбиваясь с той, задолго до того обрисованной жизнью, тропинки мироздания, вот почему в данной ситуации так важно уделять человеку, подверженному разрушительному влиянию переходного возраста, максимальное количество внимания и заботы, только этим путем можно добиться не только полного взаимопонимания, но и максимально правильно воздействовать на нашего персонажа.

Проблемы этого периода в жизни человека достаточно подробно обсуждаются самими подростками, но, преимущественно, со своей точки зрения. Причем, каждому подростку кажется, что его проблема – самая насущная и не находит понимания ни у кого.

Однако, как оказывается позже (к большому удивлению самих тинэйджеров) большая часть проблем сводится к нескольким, достаточно хорошо классифицированным.

1. Внешние проблемы

Вопросы экстерьера, т.е. внешнего вида, затрагивают одинаковой степени и парней, и девушек. Просто парни говорят об этом меньше, считая, что должны сами со всем справиться.

В это время уже начинается половое созревание, которое характеризуется колебанием уровня гормонов. Повышение титра половых гормонов вызывает приливы сексуального желания, как у парней, так и у девушек.

3. «Я – самый умный»

Считая, что взрослые недопонимают проблему подростка, дети, основываясь на п.2, стараются избегать разговоров с родителями сначала на «личные» темы, а после – вообще.

Часть подросткового максимализма связана с особенностями психики переходного периода, другая – с действием гормонов и метаморфопсиями (искаженным восприятием тела), что делает подростков особенно уязвимыми для любой критики. Со временем, когда состояние организма стабилизируется, многие «проблемы» просто забываются.

Не стоит забывать, что стресс, вызванный гормонами у подростков, может спровоцировать некоторые заболевания и увеличивает травматизм.

Не вызывает сомнения тот факт, что современное подростковое общество испытывает значительное влияние от информационных технологий, порой достаточно пагубное.

В таких случаях стоит иметь в виду, что подобные ситуации не возникают в одно мгновение, а являются следствием того, что в определенный момент времени родители перестали интересоваться жизнью воего ребенка, а он тем самым целиком погрузился в свой внутренний мир. Выход из данной ситуации мне представляется следующий. Родителям необходимо попытаться узнать то, чем интересуется подросток, вселить в него уверенность в том, что они не находят его увлечение простой тратой времени. Ведь в противном случае ребенок ещё больше удалится от семьи и в подобном случае придется обратиться к помощи специалистов.

Таким образом, совет, который стоит дать родителям во избежание потери доверия и интереса со стороны ребенка, заключается в том, чтобы проводить как больше времени со своим чадом, проявляя интерес к его мировоззрению, подверженному влиянию масс-медии, стараясь заинтересовать его и тем, что кажется вам полезным. Так, к примеру, в один день пойти на фильм с участием любимого актера подростка, а на другое день отправится всей семьей в театр.

В подобном случае, подросток не будет замыкаться в себе, не желая делиться с родителями своими переживаниями и мыслями, а родители, зная об увлечениях ребенка, помогут ему познать иные сферы времяпрепровождения.

Источник:
Психологические проблемы подростков и пути их решения
Как решить психологические проблемы подростков, пути решения
http://www.allwomens.ru/8863-psixologicheskie-problemy-podrostkov-i-puti-ix-resheniya.html

CATEGORIES