Открытые поры дуба пигментная отделка

Отделка древесины — В начало раздела

  • Древесина некоторых пород таких как дуб, крупнопористая, поэтому для нее подходят не все отделки — например французское полирование. Открытые поры такого типа древесины следует заполнять специальным порозаполнителем, или грунтовкой, которая состоит из тонкого порошка, входящего в состав пасты или жидкости. Грунтование уменьшает гигроскопичность древесины и убыстряет отделку политурой, а это заметно экономит время.
  • Грунтовки широко используются для обработки крупнопористых порол, таких как дуб и ясени. Однако они применимы и для мелкопористой древесины, например. махагона и ореха.
  • Древесину окрашивают после того, как она была загрунтована.
  • Покройте поверхность шеллачной шлифующейся грунтовкой
  • Грунтовка на масляной основе сохнет 20 минут.
  • Шеллачная шлифующаяся грунтовка сохнет 20-30 минут
  • Грунтовка из гипса высыхает примерно за 15 минут.

Первоначально грунтовку делали из гипса, смешанного с водой и пигментом, но со временем она белела и становилась заметной. Современные грунтовки изготавливают из смеси порошка-заполнителя, связующего вещества. пигмента и растворителя. Существуют различные типы грунтовок, подходящие для определенных целей, но все различие между ними заключается в типе связующего вещества.

Грунтовки на масляной основе часто называют лаковыми. Их не рекомендуется использовать с нитроцеллюлозными покрытиями. но хорошо наносить до отделки полиуретановым лаком или шеллачной политурой. Этими грунтовками удобно пользоваться. и их можно приобрести уже в готовом виде. Грунтовки продаются на вес и отличаются богатой цветовой гаммой. Хорошо начать с покупки таких цветов грунтовки, как махагон, орех и светлый дуб. Масляные морилки хорошо смешивать с шеллаком, но. как правило, грунтовку трудно окрашивать Для этого используют пигменты, которые в виде порошка примешивают к связующему веществу.

Источник:
Отделка древесины — В начало раздела
Подготовка к отделкеДревесина некоторых пород таких как дуб, крупнопористая, поэтому для нее подходят не все отделки — например французское полирование. Открытые поры такого типа древесины с
http://delostroika.ru/org/wo/otd-osnova/3762-zapolnenie-por-v-drevesine.html

Отделка древесины и древесных материалов

Отделка древесины и древесных материалов. Лаки. Полиэфирные лаки.

Отделка во многом определяет внешний вид продукции и выбор потребителя, а отделочные материалы призваны обеспечить изделию не только привлекательность, но и защиту от воздействия разного рода факторов — механических повреждений, перепадов температуры и влажности и т. п. Все защитно-декоративные покрытия (ЗДП) можно условно подразделить на три группы: твердые облицовочно-отделочные, жидкие лакокрасочные и порошковые. Предприятия промышленности выпускают также и комбинированные ЗДП, в которые вместе с облицовочными входят лакокрасочные материалы (ЛКМ).

К группе твердых облицовочно-отделочных материалов относятся строганый или лущеный шпон, пластики, полимерные и бумажно-смоляные пленки. В качестве основы жидких лакокрасочных материалов могут использоваться природные или синтетические пленкообразователи. Материалы каждой группы могут быть органорастворимыми и водоразбавляемыми. Водоразбавляемые подразделяются на водорастворимые и вододисперсионные.

Лакокрасочные материалы — многокомпонентные системы. Основная часть всех ЛКМ — это природные или синтетические пленкообразователи, то есть вещества, которые после нанесения на поверхность древесины тонким слоем способны образовывать при определенных условиях тонкую и прочную пленку, обеспечивающую хорошее сцепление с поверхностью детали или изделия. Компонентами отделочных материалов также являются растворители пленкообразователей, пластификаторы, красящие вещества, наполнители и в некоторых случаях вещества, которые необходимы для ускорения процессов отверждения.

ЛКМ классифицируют по химическому и эксплуатационному признакам, строению покрытий, оптическим свойствам и агрегатному состоянию. В основу химической классификации положена природа пленкообразующего вещества, из которого изготовлено покрытие. В этой публикации мы не будем рассказывать об основах формирования ЗДП для древесины и древесных материалов и рассматривать их структуру и строение, нас интересует применение в практике предприятий того или иного вида ЛКМ, используемых в технологиях отделки.

По эксплуатационному признаку или назначению покрытия подразделяются на атмосферостойкие, химически стойкие, термо-, морозо-, водостойкие и др. По строению ЛКП подразделяют на одно- и многослойные. Для многослойных покрытий приняты следующие названия слоев: первый (контактирующий с подложкой) — грунтовочный, или грунт, следующие слои — промежуточные, а верхний — покровный. Несмотря на тенденцию к сокращению количества слоев, многослойные покрытия сохраняют свое значение. Однако при формировании прозрачных декоративных покрытий функции промежуточных слоев все больше выполняют шпатлевочные материалы или специально создаваемые для этих целей грунт-лаки.

По оптическим или декоративным свойствам покрытия подразделяются на прозрачные и непрозрачные. Проз­рачные чаще всего используют для обработки древесины и древесных материалов красивой текстуры и цвета. Для формирования прозрачных покрытий применяются бесцветные нитроцеллюлозные, полиэфирные, полиуретановые лаки или пленки.

Непрозрачные покрытия полностью скрывают цвет и текстуру древесины и древесных материалов. Этот вид ЗДП используется для обработки древесины хвойных или малоценных лиственных пород. Их также применяют для изделий, к которым предъявляются повышенные эксплуатационные требования (например, кухонной мебели). Для нанесения непрозрачных покрытий используют непрозрачные материалы, к которым относятся краски, эмали, порошки и пленки на основе пропитанных бумаг.

В зависимости от показателей внешнего вида ЛКП подразделяются на две подгруппы: с открытыми порами (A) и закрытыми порами (Б). Различить лакокрасочные покрытия по степени блеска или матовости позволяет простая классификация: высокоглянцевые (ВГ), глянцевые (Г), полуглянцевые (ПГ), полуматовые (ПМ) и матовые (М).

Для лакокрасочных покрытий установлены две категории: в первой не допускаются дефекты поверхности, во второй возможны отдельные дефекты поверхности в виде единичных штрихов, рисок, проколов, пузырей и т. д.

Лакокрасочные покрытия в зависимости от вида основного пленкообразователя, подразделяются на семь групп: полиэфирная (ПЭ), полиуретановая (УР), меламиновая (МЛ), полиакриловая (АК), карбамидная (МЧ), нитроцеллюлозная (НЦ), пентафталевая (ПФ).

В зависимости от агрегатного состояния ЛКМ защитно-декоративные покрытия могут быть сформированы на основе жидких ЛКМ, порошков или пленочных материалов. Производители ЛКМ сегодня все в больших объемах выпускают водоэмульсионные и порошковые материалы, а также составы, которые не содержат летучих компонентов и наносятся в виде расплавов, — так называемые стопроцентные лаки и краски. В мебельном производстве значительно возросла доля использования воднодисперсионных ЛКМ. Это экологически чистые материалы, обеспечивающие безопасность производства. Стоимость таких материалов невысока, а покрытия по физико-механическим и эксплуатационным свойствам не уступают органорастворимым продуктам.

Плюсы полиэфирных лаков: большой сухой остаток, прекрасная наполняющая способность, высокие твердость и физико-химическая устойчивость. Такие лаки при высыхании образуют твердую пленку большой толщины, стойкую к воздействию разных реагентов и воды. На поверхность изделий полиэфирные лаки обычно наносят методом пневматического распыления или налива (с использованием лаконаливной машины).

Полиэфирные лаки подразделяются на парафиносодержащие и беспарафиновые (горячего или холодного отверждения). Парафиносодержащие лаки отличаются высоким содержанием пленкообразователей (93-97 %), что предопределяет их высокую эффективность. Такие лаки применяют для получения покрытий с зеркальным блеском или матовых покрытий для лицевых, фасадных поверхностей дорогой мебели. Парафиносодержащие лаки можно наносить толстыми слоями, так как их усадка мала, а отверждение происходит быстрее и надежнее в толстых слоях, чем в тонких, поэтому покрытие толщиной 300-400 мкм можно получить за одно-два нанесения. Грунтование и порозаполнение подложки редко применяют при отделке парафиносодержащими лаками.

Главный недостаток лаков, содержащих парафин, — невысокая адгезия к древесине. Эти лаки характеризуются низкой вязкостью и высокой текучестью. У растворов этих лаков короткий период жизнеспособности (около 30 мин). Из-за высокой текучести парафиносодержащие лаки применяют в основном для отделки горизонтальных щитовых поверхностей. При нанесении на вертикальные поверхности в них вводят специальные добавки.

Если при подготовке поверхности древесины под отделку не предполагается окраска водными растворами красителей, допускается обработка такими лаками шероховатой поверхности, так как лак не вызывает заметного разбухания поверхностного слоя древесины. По этой же причине из технологического процесса можно исключить операцию удаления древесного ворса.

Парафиносодержащие лаки рассчитаны на сушку при комнатной температуре. Полученные полиэфирные покрытия обладают высокой стойкостью к истиранию, поэтому при отделке может быть применено пигментное крашение древесины без опасения, что в процессе эксплуатации покрытие сотрется до подложки вместе с окрашенным слоем.

Беспарафиновые лаки содержат около 70 % пленкообразователей. Период жизнеспособности рабочих растворов этих лаков составляет не менее 20 ч. Покрытия на основе беспарафиновых лаков, в отличие от покрытий на основе парафиносодержащих лаков, характеризуются более высокими эластичностью и адгезией к различным подложкам. Беспарафиновые полиэфирные лаки просты в применении. Часто они используются в сочетании «полиэфирный грунт плюс полиуретановый лак или эмаль».

Статья Екатерины Матюшенковой взята из журнала ЛесПромИнформ №2 (84) 2012

Источник:
Отделка древесины и древесных материалов
Отделка древесины и древесных материалов. Лаки. Полиэфирные лаки.
http://ekspert-komforta.ru/otdelka-drevesiny-i-drevesnyh-mater

Открытые поры дуба пигментная отделка

Телефон для справок:

Перейти на сайт официального дилера.

Если у Вас возникли вопросы, то заполните форму ниже и наш менеджер свяжется с Вами.

* — поля обязательные для заполнения

** — заполните хотябы одно из полей

TL 339 – Двухкомпонентный высокоглянцевый акриловый лак для нанесения распылением или лаконаливом. Отличается высокой прозрачностью, стойкостью пожелтению и хорошей растекаемостью. Время сушки немного меньше, чем у TL 336.

TU 54 – Двухкомпонентный акриловый грунт для нанесения распылением или лаконаливом на пористые породы. Он прозрачен, не меняет своего цвета под действием света, не дает поверхности пожелтеть. Незаменим в работе с древесиной, которая была отбелена химическими веществами (например, перекисью водорода).

TL 336 – Двухкомпонентный высокоглянцевый акриловый лак, образующий на поверхности твердое покрытие, стойкое к свету, с хорошей растекаемостью и прозрачностью. Он не так чувствителен к условиям использования, как полиуретановые лаки, поэтому поверхность не так подвержена появлению бугорков и кратеров.

TU 55 – Двухкомпонентный акриловый грунт для нанесения распылением или лаконаливом на гладкопористые породы. Имеет высокий сухой остаток (37%), светостоек, прозрачен, отлично шлифуется, стоек к пожелтению. Идеален для светлых пород древесины и для отбеленной древесины.

TZ 70** — Двухкомпонентный акриловый лак для нанесения распылением или лаконаливом. Отличается быстрой сушкой, отличной гладкостью и прозрачностью поверхности. Идеален для тех систем покрытий, где необходимо обеспечить устойчивость к пожелтению, а также поверхностей, отбелённых перекисью водорода.

5% 10% 15% 25% 40% 50% 80%

TU 4103/XX — Двухкомпонентный акрилово-уретановый грунт, стойкий к пожелтению. Имеет два исполнения: белое (13) и прозрачное (00). Хорошо заполняет поры, легко шлифуется, наносится лаконаливом или распылением.

TZ 73** — акрило-полиуретановый двухкомпонентный лак. Несмотря на наличие в своём составе полиуретановых смол демонстрирует полную прозрачность и гладкость поверхности, и подходит для областей применения, требующих устойчивость к пожелтению. Наносится покрасочными пистолетами и лаконаливным оборудованием.

TZ 13** — акриловый двухкомпонентный лак, характеризующийся равномерной матовостью слоя, устойчивостью к пожелтению, гладкостью на ощупь и хорошей твёрдостью поверхности. В смеси с алюминиевой пастой IC 108/36 используется для создания «металликов». Наносится покрасочными пистолетами и лаконаливным оборудованием.

5% 15% 25% 35% 50% 70%

TZ 93** — акрилово-уретановый двухкомпонентный лак, который демонстрирует равномерную матовость и гладкость поверхности, а также отличную твердость. В его состав входят специальные смолы, которые гарантируют устойчивость к образованию царапин. Он особенно рекомендуется для не желтеющих систем отделки и в качестве финишного покрытия для мореной древесины. Стойкость к царапинам по карандашам Kooh-I-Noor 4Н. Наносится распылением.

TU 74** — акриловый двухкомпонентный самогрунтующийся лак. Основное назначение продукта – получение нежелтеющего покрытия с равномерно открытыми порами на дубе, ясене и других видах древесины. Наносится покрасочными пистолетами и лаконаливным оборудованием.

SZ 41** — однокомпонентный акриловый лак для закрепления золотого листа, который следует разбавлять растворителем DP 695 в количестве 50-100% и накладывать очень тонким слоем. Сохнет в течение нескольких минут. Нанесение этого лака гарантирует высокую защиту и предотвращение возможности повреждения золотого листа. Наносится покрасочными пистолетами.

Источник:
Открытые поры дуба пигментная отделка
Телефон для справок: Перейти на сайт официального дилера. Если у Вас возникли вопросы, то заполните форму ниже и наш менеджер свяжется с Вами. * — поля обязательные
http://www.sayerlack.ru/material/60/

Открытые поры дуба пигментная отделка

Готовые резные изделия, различные малые архитектурные формы и декоративные скульптуры для лучшего вида и длительного их сохранения от воздействия внешней среды необходимо отделать и покрыть защитными материалами. Характер отделки и защиты зависит от назначения резных изделий.

Часто используют дерево натурального цвета без подкраски и тонирования, например подзоры, фризы, выполненные в технике прорезной или плоскорельефной резьбы. Такие изделия требуют только нанесения защитных покрытий. Для этого древесину обрабатывают наждачными шкурками различной зернистости или рубанком с двойной железкой.

Нанесение отделочных покрытий на деревянные изделия

Изделия, покрытые мастиками, олифой, лаком и другими материалами, сохраняются длительное время. Особенно это важно для резных изделий, находящихся на открытом воздухе, старение их происходит во много раз быстрее, чем в помещении. Покрытия наносят кистью или краскораспылителем, в некоторых случаях тампоном.

Для защиты от воздействия внешней среды на сухое отделанное резное изделие кистью наносят горячую олифу. Подогретая (с соблюдением правил пожарной безопасности!) олифа становится очень жидкой и при нанесении на поверхность глубоко проникает в древесину. Кроме того, олифа является отличной грунтовкой под масляные покрытия. При подогреве можно сразу получить олифу нужного колера, добавив масляную художественную краску. После высыхания олифы наносят слой светлого или темного масляного лака и после его высыхания — второй слой. Некоторые мастера красят загрунтованные олифой изделия масляными красками. Три защитных слоя такой краски предохраняют древесину от воздействия внешней среды в течение 4…6 лет. Затем в процессе старения изделия подчищают и вновь покрывают защитным слоем.

Резные изделия, находящиеся внутри помещения (различные поделки, сувениры, панно) также следует покрывать защитным слоем. Так, мебель, декоративные перегородки, кашпо покрывают масляными нитроцеллюлозными или полиэфирными лаками, поскольку эти изделия приходится часто протирать, увлажнить и т. д.

Лаки придают изделиям блеск или матовый оттенок, защищают древесину от загрязнения и воздействия влаги. Резные панно, декоративные скульптуры, маски не требуют блеска лакового покрытия.

Натуральную текстуру естественного цвета таких изделий выявляют с помощью специальных скипидарно-восковых паст-мастик. Восковую мастику можно приготовить самому. Для этого две весовые части расплавленного воска смешивают с одной весовой частью скипидара до получения однородной жидкой массы. Приготовленную пасту равномерно втирают щеткой в поверхность и выдерживают в течение 1…2 ч. После высыхания воскового покрытия резное изделие натирают щеткой или сукном до получения ровного матового блеска.

Декоративные скульптуры, предназначенные для открытых площадок, лучше всего покрывать составом, известным с давних времен: смесью воска с льняной или другой натуральной олифой. На 100 г олифы берут 250…300 г пчелиного воска. Смесь подогревают и расплавленным раствором покрывают скульптуру, втирая его в поверхность.

Применение современных полирующих составов и лаков делает работу по отделке древесины менее утомительной. Но независимо от способа отделки необходимо как можно тщательнее обрабатывать поверхность изделий шлифовальной шкуркой и затем покрывать ее несколькими слоями лака — тогда отделка будет красивой.

Существует несколько способов отделки древесины. Можно оставлять деревянные изделия и совершенно не отделанными; в этом случае просто гладко отшлифуйте их, как это делается с кухонными столами из сосны. Однако большинство изделий требуют какой-либо защиты. Защитное покрытие можно нанести, используя масло, воск, лак, политуру.

Засмоленная древесина плохо поддается отделке. Если изделие из хвойных пород нужно тонировать, их обессмоливают растворяющими и омыляющими смолу составами. Для этого предпочтительнее использовать ацетон, скипидар или бензин — они хорошо растворяют смолу и при обработке меньше увлажняют древесину. Для омыления применяют хозяйственное мыло, нашатырный спирт, но в этом случае древесина несколько темнеет и увлажняется. Обессмоливание выполняют следующим образом: на поверхности наносят раствор, тщательно растирают его тампоном, жесткими щетинистыми кистями или щетками, оставляют на некоторое время и протирают влажной тряпкой. Операцию повторяют до тех пор, пока на поверхности не останется смолы.

При нанесении отделочных составов древесина увлажняется и нарушается гладкость поверхности — на ней поднимается ворс, что снижает качество отделки. Поверхность в этом случае смачивают малоконцентрированным 3…5%-ным водным раствором столярного или синтетического клея, и после высыхания сошлифовывают мелкозернистыми шкурками подклеившийся ворс.

Все деревянные изделия, кроме выполняемых резьбой, требуют шлифовки. Наждачная или стеклянная шлифовальная шкурка представляет собой бумажную основу с нанесенными на нее мелкими твердыми частицами, образующими абразивную поверхность. Шкурка может иметь различную зернистость.

Шлифовать следует вдоль волокон. Шлифовка поперек волокон оставляет царапины, которые проявляются еще больше, когда нанесено отделочное покрытие.

Начинайте шлифовку грубой или средней шкуркой, используя в качестве колодки пробку или деревянный брусок. Затем переходите на более мелкозернистую шкурку и заканчивайте шлифовку самой мелкой шкуркой, от зернистости которой зависит качество отделки.

Некоторые породы древесины, имеющие крупные волокна, например дуб или красное дерево, очень пористы. Чтобы шлифуемая поверхность получалась гладкой, используйте порозаполнитель (но не шпаклевку, которой сглаживают трещины и углубления).

Для осветления любой древесины можно применять один из двух видов отбеливателей. Хлорированный хозяйственный отбеливатель является самым слабым и, следовательно, самым безопасным. Щавелевая кислота, которую можно ослабить охлажденным раствором буры, действует сильнее.

При работе с отбеливателем пользуйтесь синтетическими кистями и надевайте на руки резиновые перчатки. Помните, что отбеливатели опасны, особенно щавелевая кислота, и если они попали на кожу, их надо немедленно смыть.

Морилки бывают водные, спиртовые или масляные. Перед морением убедитесь, что поверхность древесины полностью очищена от грязи и старых отделочных покрытий. Морилку надо наносить по инструкции и лучше сначала проверить интенсивность окраски на небольшом участке.

Под воздействием жидкостей волокна на поверхности древесины поднимаются, и она становится неровной. Поэтому до нанесения морилки или отбеливателя протрите поверхность изделия влажной тряпкой. Высохшую поверхность обработайте мелкозернистой шкуркой.

Обычно масло наносится на какой-либо отделочный слой, но иногда его можно наносить и непосредственно на древесину. Тиковое масло, например, наносится прямо на поверхность изделий из тика. Масляные покрытия не очень прочны, и их требуется периодически подновлять.

Наиболее часто применяется льняное масло, которое подогревают с равными частями очищенного скипидара. Смесь втирается в древесину мягкой тряпкой. Не удаляйте излишки масла, дайте ему впитаться. Такая процедура повторяется несколько раз.

Воск наносится непосредственно на древесину или на слой порозаполнителя. Вы можете брать готовые восковые мастики, но самое красивое покрытие получается при использовании пчелиного и карнаубского воска.

Разогрейте пчелиный или карнаубский воск с достаточным количеством скипидара до пастообразного состояния. Нанесите состав на поверхность изделия, дайте высохнуть и затем хорошо отполируйте.

Лакировки с использованием нитроцеллюлозных лаков (НЦ). Покрытия из этих лаков прочны и долговечны. В домашних условиях проще всего использовать полиуретановые лаки. Они бывают прозрачными (матовые и глянцевые), а также различных цветов. Лак наносится кистью вдоль волокон на поверхность древесины, обработанную шлифовальной шкуркой. Первый слой должен быть тонким. Дайте первому слою лака хорошо высохнуть, а затем протрите поверхность мотком тонкой стальной проволоки, которая удалит все неровности. Точно так же нанесите еще три или четыре слоя лака. Когда последний слой лака высохнет, протрите изделие тряпкой, смоченной льняным маслом. Для хорошей полировки наберите на тряпку немного порошка пемзы.

Сначала заполните все щели и углубления шпаклевкой и отшлифуйте поверхность. Затем нанесите грунтовочный слой краски. Когда он высохнет, обработайте поверхность мелкозернистой шкуркой и нанесите еще один или два слоя краски (в зависимости от ее вида и требуемого качества отделки).

вернуться к выбору статей ремонт своими руками

Источник:
Открытые поры дуба пигментная отделка
Отделка резных деревянных изделий, способы отделки изделий из дерева, древесины. Шлифовка, отбеливание, лакировка, отделка маслом и другие способы отделки резных деревянных изделий.
http://snip8.narod.ru/article/article_tree_otdelka.html

Открытые поры дуба пигментная отделка

Систематическое название (латынь) — Quercus robur.

Дуб — род деревьев, реже кустарников семейства буковых. Насчитывает около 450 видов. Произрастает в умеренном субтропическом и тропическом поясах Северного полушария, а также в горах Южной Америки и является лесообразующей породой. Светолюбивое дерево, произрастает в основном в лесостепи, зачастую по соседству с грабом, ясенем и буком. В высоту дуб достигает 40 м., диаметр ствола 1-1,5 м.

Дуб — мощное крепкое дерево, издавна считавшийся самым крепким и могучим деревом и отождествлялся с силой, мудростью и здоровьем. Древесина дуба твердая, пористая, но прочная и стойкая против гниения. Преимущество дуба — долговечность и стойкость к влаге. Самая распространенная порода дуба – черешчатый или или, так называемый, летний. Он занимает примерно 95% лесоплощадей. Дуб – это символ вечности, его в течение многих столетий используют в строительном деле. Для России дуб – очень распространенная древесная порода.

Самым старым дубом в Европе считается Стелмужский дуб, растущий в небольшой деревне Стелмуже в Зарасайском районе Литвы. Возраст дерева 1500 лет, высота — 23 метра, на уровне человеческой груди его диаметр достигает 4 метров. Если опоясать дерево на высоте 3 метров, то его обхват 13,5 метра. Дуб по-прежнему зелен, как и во времена варягов. В 1955 году литовские ученые сделали «операцию» долгожителю — была вскрыта сердцевина ствола, и нутро очищено от гнили. При повторной реставрации дуба внутренние стенки ствола обработали консервирующими составами. Дупло на высоте 4 метров заделали жестью, оставив дверцу, чтобы смотрители могли следить за состоянием древесины. Стелмужский дуб в 1960 году был объявлен памятником природы и включен в число охраняемых объектов Литвы.

Дуб имеет светло-желтую заболонь. Если на поперечном срезе древесина дуба имеет желтовато-коричневый оттенок, то это дуб со зрелой древесиной. Своеобразный оттенок благородной старины свойственный дубу, благодаря тому, что со временем его древесина темнеет. Сохнет древесина дуба медленно, если процесс просушки ускорить искусственно, то древесина может растрескаться. Древесину дуба часто подвергают травлению и морению, в результате чего она приобретает наиболее лучшие декоративные качества.

Наибольшую ценность представляет мореный дуб, который незаменим для маркетри и интарсии. При морении повышается хрупкость древесины, и повышается её твердость. Мореный дуб имеет темно-серый цвет и получается путем долгого выдерживания (иногда десятки лет) дубовых стволов в речной воде. Найти мореный дуб можно только случайно, поскольку он считается редкостью.

Дуб используется для изготовления скульптурных резных изделий, в мебельном производстве и для изготовления паркета.

Древесину дуба применяют при изготовлении шпона для отделки других пород древесины и машиностроении, а также производстве бочек для пива и вина и дубильно-экстрактном производстве. Опилки и дубовую кору используют для пропитки разных пород древесины, от чего их натуральная окраска изменяется в лучшую сторону.

Административные и прочие здания украшали и украшают массивные резные дубовые двери, покрытые атмосферостойкими прозрачными лаками, т.к. красить сам дуб нецелесообразно. Для этого используют наиболее дешевую древесину. В местах, где необходима высокая износостойкость тяжелый и твердый дуб с широкими годовыми кольцами подходит лучше всего. Дубовая древесина используется и для изготовления причалов и мостов. Для токарных работ и в мебельной промышленности, а также внутренней отделки помещений применяют мягкий, легкий дуб с тонкими годовыми кольцами.

В полезащитных, лесомелиоративных, а также противоэрозийных насаждениях по оврагам и балкам смытых грунтов широко используют дуб обыкновенный. Корневая система его не разрушает и не дренирует стенки каналов и его высаживают вдоль оросительных систем.

О других деревьях-долгожителях читайте в статье «возраст деревьев»

В сравнении с этим могучим великаном обычные деревья выглядят карликами. Кажется, очень тесно пятнадцати его стволам (каждый из которых сам не меньше большого дерева), расположившимся по кругу на толстенном, приземистом штамбе. Словно ручка невиданно огромного зонтика, поддерживает он этими стволами-деревьями свою густую величавую крону.

Сколько исторических событий отшумело в прошлое, сколько сменилось человеческих поколений на веку этого редкостного долгожителя: свирепые татаро-монгольские орды, подобно смертоносному наводнению, захлестнули Русь и через долгие годы схлынули в пустыни Востока, отгремела громкая казацкая слава Запорожской Сечи, запылали огни днепровских социалистических строек. А он все еще растет-зеленеет в селе Верхняя Хортица, что близ Запорожья, никак не насытится жизнью, хотя возраст у него внушительный — свыше 800 лет.

Наука утверждает, что в давние времена приднепровские просторы были сплошь покрыты вековыми дубравами. Но хортицкий ветеран, выстоявший в жестокой борьбе со стихией, красуется теперь среди раздольных степных просторов Украины.

С волнением, которое всегда вызывают памятники, читаем на мемориальной доске, любовно изготовленной и прикрепленной к дереву:

«Запорожский дуб-памятник природы XIII века. Высота дерева — 36 метров, Диаметр кроны — 43 метра. Длина окружности ствола — 632 сантиметра».

Предание гласит, что этот великан пользовался особым уважением у запорожских казаков. Не одно поколение их отдыхало в тени его громадной кроны, вынашивая планы своих походов. Легенда утверждает, будто именно здесь собирал Богдан Хмельницкий войско для борьбы с польской шляхтой и здесь же, выступая в поход, принимал присягу своих рыцарей. Напутствуя отважных побратимов, он призывал их быть в бою такими же стойкими и непоколебимыми, как этот степной гигант.

Упорно держится в окрестных селах легенда, будто именно под этим дубом запорожцы, оглашая всю округу богатырским хохотом, сочиняли свое знаменитое письмо турецкому султану.

А вот дубы, которые были свидетелями более близких по времени великих исторических событий.

В годы Отечественной войны не раз, например, помогали нашим партизанам растущие на Кировоградщине, в Хиревском лесничестве, трехсотлетние деревья-великаны. Здесь прятались местные подпольщики во время облав фашистов, отсюда вели наблюдения за врагом партизаны. Сейчас эти памятные деревья называют партизанскими дубами.

«Среди стихий, которым предки поклонялись за силу, добро или красу, были и растительные великаны, подобные дубам, что еще недавно высились на Хортице», — говорит в своей пламенной речи-гимне зеленому другу профессор Вихров из «Русского леса» Леонида Леонова.

Немногие деревья издавна пользуются такой любовью и почетом у всех народов, как дуб. Славяне, древние греки, римляне еще на заре своей истории поклонялись этому дереву, нередко переваливавшему за 1000-1500 лет, приписывали ему чудодейственные свойства, сочиняли про него мифы, легенды, песни и былины. В Греции дубовая ветка была эмблемой силы, могущества и знатности рода. Дубовыми венками награждали воинов, совершавших выдающиеся подвиги.

Обожествляя дуб, древние греки посвящали его Аполлону — богу света, покровителю искусств. Могучие вековые деревья часто провозглашались святыми. Под ними совершались жертвоприношения, проводились оракульские «прорицания», якобы исходившие от божества: жрецы на свой лад истолковывали шум ветвей и шелест дубовых листьев, составляя пророчества для многочисленных посетителей.

В древнем Риме дуб посвящался верховному богу — Юпитеру, а желуди назывались юпитеровыми плодами. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своих сочинениях о растениях того времени писал, что дубы «. не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают, своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира».Подобно грекам и римлянам, и славяне относили дуб к числу святых деревьев. Они посвящали его могущественному богу грома и молнии — Перуну. В старинных летописях можно встретить упоминания о «Перуновом дереве». Здесь, как и в Греции, приносились жертвы богам, созывались военные советы, принимались важные государственные решения.

Не удивительно, что предки так чтили это дерево. Ведь с лесом всегда была очень тесно связана история древних славянских племен. А там, где они обитали, леса были, как правило, дубовые. Дубравы служили нашим далеким предкам источником питания, защитой от разбушевавшихся стихий и даже своеобразными крепостями во время войн с многочисленными врагами. Как ни странно, но есть научные данные, утверждающие, что и появлением хлеба в умеренных широтах люди обязаны дубу.

Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что действительно первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки — рожь или пшеницу, а все тот же дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в очень древние времена. Советскими археологами при раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.

Проходят века, тысячелетия, а интерес людей к лесному великану не уменьшается, только стал этот интерес другим. Немало могут поведать об этом дереве лесоводы или ботаники. Однако под словом «дуб» они подразумевают не одна лишь вид, а целый род, объединяющий около 600 видов. Вполне естественно, что столь многочисленная семья занимает и соответствующую «жилплощадь». Она освоила обширные территории не только на европейско-азиатском континенте, но и в Северной Америке и даже в Африке.

Имена всех дубов трудно и перечислить: дуб болотный и дуб черный, дуб красный и горный, дуб каменный и пушистый, есть дубы пробковый и черешчатый, грузинский и виргинский и многие другие. В лесах Советского Союза специалисты насчитывают около 20 видов дуба. Сравнительно большая их коллекция (около 25 видов и форм) собрана на Лесостепной опытной станции (Орловская область), в Никитском ботаническом саду, Сочинском дендрарии.

Оцененная нашими предками красота дуба совершенствуется и развивается. Не удивляйтесь, если встретите великана с колонновидной, словно у стройного кипариса, кроной. Есть дубы с кронами шаровидными и даже плакучими, как у ивы, а у иных — пурпурная, золотистая или серебристая окраска листвы. Все эти формы отобраны в течение тысячелетий кропотливым трудом многих поколений людей.

Не оставляют «в покое» дуб и советские ученые. Особенно много сделал в деле освоения в СССР ценнейших форм пробковых дубов профессор Л. Ф. Правдин, в деле создания новых форм дубов — член-корреспондент ВАСХНИЛ профессор С. С. Пятницкий. Теперь и на Украине, родине новых дубов, названных их крестным отцом дубами Тимирязева, Мичурина, Комарова, Высоцкого, и в Москве у павильона «Лесное хозяйство» на Выставке достижений народного хозяйства растут стойкие и перспективные гибридные формы дуба.

Каждое дерево имеет свой характер, свои «повадки», «настроения». Наблюдая за дубом, лесоводы давно узнали, что, например, в первые годы он растет очень медленно, осторожно, как бы чего-то опасаясь. В это время дуб, готовясь к многовековой жизни, строит себе надежный «фундамент», пуская глубоко в землю толстые корни. Только с 8-10-летнего возраста начинается у него интенсивное формирование надземной части — ствола и ветвей. С этих пор дуб ежегодно вырастает на полметра, а то и больше, по диаметру же ствол утолщается всего лишь на несколько миллиметров. В отличие от многих других деревьев он может дважды в год давать прирост (трогаться в рост), образуя так называемые «ивановы побеги». При благоприятных условиях у дуба бывает иногда и три прироста.

А вот еще одна черта его характера: дуб любит, как говорят лесники, расти «в шубе, но с открытой головой». Другими словами, он нуждается в боковом затенении и плохо выносит затенение сверху. Зато дубу не страшны ни суровые морозы средней полосы, ни продолжительные засухи юга. Чтобы вырастить дуб, не всегда достаточно и двух человеческих поколений. Только отдельные деревья на 25-30-м году своей жизни дают первые редкие желуди. А чтобы дождаться их обильных, постоянных урожаев, нужны многие и многие годы. Они далеко не всегда выпадают на долю тех, кто отдает все свои силы на выращивание этого дерева.

Источник:
Открытые поры дуба пигментная отделка
Систематическое название (латынь) — Quercus robur. Дуб — род деревьев, реже кустарников семейства буковых. Насчитывает около 450 видов. Произрастает в умеренном субтропическом и тропическом
http://www.reznoe.ru/articles10_16.php

CATEGORIES