Ночь перед рождеством гоголь

Анализ «Ночь перед Рождеством» Гоголя

Бессмертное произведение Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни 18 века.

Действие повести разворачивается в большом малорусском селе Диканька. Среди обитателей деревни молодицы, казаки, молодые парни и девушки, духовные лица и естественно — ведьма, без которой не могло обойтись ни одно крестьянское общество.

Молодой парень Вакула влюбляется в первую красавицу села Оксану, которая не отвечает ему взаимностью, так как уверенна, что достойна лучшей партии. Более того, Вакулу недолюбливает и отец Оксаны, казак Чуб, и всячески препятствует общению дочери с ним.

В ночь перед Рождеством казак Чуб отправляется в гости к дьяку, который по случаю праздника устраивает прием для самых глубокоуважаемых жителей Диканьки. Воспользовавшись отсутствием Чуба, Вакула спешит к дому Оксаны, чтобы увить любимую девушку.

Тут и пришло время вмешаться в ход черту, который шатался по селу, толкая людей на совершение грехов перед праздником. Черт давно невзлюбил парня за то, что он нарисовал икону Страшного Суда, на которой изобразил его в неприглядном виде.

Представитель нечистой силы ворует месяц, с мыслью о том, что если на улице станет темно, Чуб останется дома, и Вакула не сможет пойти к Оксане. После похищения месяца, черт отправляется в гости к своей закадычной подруге ведьме Солохи, которая по совместительству является и матерью Вакулы.

Тут то и начинают происходить самые забавные события: к Солохе одним за другим приходят ее поклонники, которых предусмотрительная ведьма, по очереди прячет в мешки. В это время, самовлюбленная красавица Оксана, ставит Вакуле ультиматум: она выйдет за него замуж только в том случае, если он подарит ей черевички, в которых ходит императрица.

Обиженный молодой человек возвращается домой, где посреди комнаты видит множество больших мешков. Думая, что в мешках находятся сладости для колядующих, парень берет один из них и принимает решение навсегда уйти с села.

Внезапно в его голову приходит мысль посоветоваться со старым колдуном Пацюком и спросить у него совета каким образом достать черевички для Оксаны. В доме Пацюка Вакула видит мистическую картину: вареники летают вокруг колдуна и по очереди прыгают ему в рот.

Потрясенный парень не успел сказать ни слова, как Пацюк посоветовал ему обратиться к черту, который сидел у него за спиной (в мешок чертенка спрятала Солоха). С помощью черта, Вакула совершает путешествие в столицу и выпрашивает у царицы одну пару ее туфлей в подарок.

На следующие утро парень идет к Оксане с черевичками и предлагает выйти за него замуж, на что красавица ответила согласием. Девушка призналась, что давно любила Вакулу и очень жалеет о том, что его обижала.

Наверное, вряд ли кому то из нас в жизни посчастливилось встретить настоящего черта, который в рождественскую ночь гуляет по улицам города, или ведьму, рассекающую вечернее небо верхом на метле. А может вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетают вареники? Скорее всего нет.

Такие образы и события, описанные в произведении «Ночь перед Рождеством» и носят мистический характер. Повесть напоминает волшебную сказку, в которой происходят самые чудесные вещи, которые могут случиться с людьми только в рождественскую ночь.

Но тем не менее произведение не вызывает у читателей чувства страха, наоборот забавные образы и смешные сцены, заставляют нас искренне улыбаться.

Источник:
Анализ «Ночь перед Рождеством» Гоголя
Бессмертное произведение Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора,
http://www.nado5.ru/e-book/gogol-noch-pered-rozhdestvom

Гоголь Ночь перед Рождеством

Автор: Zver. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Гоголь Ночь.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 2099 КБ.

Учебные материалы к уроку литературы в 6 классе по теме:

« Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» Составитель: Чернова Л.Н., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г.Светлого

Великий русский писатель Н.В.Гоголь родился в местечке Большие

Сорочинцы Полтавской губернии, в семье украинского помещика. Свои детские и юношеские годы Гоголь провел среди украинской природы. Будущий писатель горячо любил украинские сказки, его очаровывали рассказы странствующих кобзарей – их песни и предания.

Он писал стихи на русском языке, комедии, пользовался славой замечательного рассказчика. Мальчик очень много читал. Свои карманные деньги тратил на книги, а те, что стоили очень дорого, он тщательно переписывал на самую лучшую бумагу с рисунками собственного изображения. Тогда же, в гимназии, у писателя пробудилась страсть к сочинениям.

Книга Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832 гг.) – повести из украинской народной жизни – была восторженно встречена друзьями писателя и широкими читательскими кругами. «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности, — писал А.С.Пушкин. – А местами какая поэзия. » Все повести Гоголя, входящие в эту книгу, окрашены мягким, добрым юмором. После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь становится знаменитым.

Этот урок познакомит с одним из эпических жанров – повестью, а именно,

вы узнаете, что такое сказочная повесть на примере произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

По жанру это произведение – сказочная повесть. Но от сказки ее отличают характеры главных героев, полуреальная, полуфантастическая действительность, нетрадиционный сюжет, отсутствие сказочных героев. Литературовед Н.Л.Степанов считает, что в «Ночи перед Рождеством» «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Повествование ведется от лица рассказчика – Рудого Панька. Язык его прост, понятен, невозмутим. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело.

Её прихотью было условие, поставленное Вакуле: достать такие черевички, в которых ходит сама царица. Тогда капризная красавица обещала выйти за кузнеца замуж. Но на протяжении повести девушка меняется. Меняются ее мысли о Вакуле, меняется также и наше отношение к ней. Оксана влюбляется в кузнеца, и ей уже не нужны черевички, которые она требовала. В конце повести мы узнаем, что Оксана и Вакула женятся и живут счастливо.

Кузнец Вакула привлекает своей простотой, настойчивостью и упорством,

тем, что сильно любит красавицу-Оксану. Вакула человек набожный и верующий, кроме кузнечного дела занимался еще тем, что писал картины и иконы. Это помогло ему победить черта. Кузнец не поддался его искушениям и не изменил вере в Бога. Вакула нарисовал черта в аду, победил его силой любви и веры. Писатель показывает превосходство сил добра над злом. Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке еще и остались герои, которые имеют отношение к нечистой силе (Солоха, Пацюк).

Солоху считают ведьмой соседки-старухи за «хитрости и сметливость»,

говорили, что видели у нее хвост, что она оборачивается черной кошкой, свиньей, петухом. Кроме того, Солоха была привлекательной, умела «причаровать» к себе казаков. Кадждый из гостей Солохи думал, что он единственный пользуется ее расположением; солидные люди, даже дьяк, спрятались в мешки из-под угля, чтобы не попасть в смешное положение, и как раз попали в него.

Источник:
Гоголь Ночь перед Рождеством
Презентация: Гоголь Ночь перед Рождеством, Файл: Гоголь Ночь.ppt, Тема: Произведения Гоголя, Урок: Литература
http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Gogol-Noch/Gogol-Noch-pered-Rozhdestvom.html

Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

Первые произведения Николая Васильевича Гоголя напоминали народные поверья и сказки. Поэтому в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, пронизанные фольклорными мотивами и народными приметами. Одним из таких произведений считается сказочная повесть «Ночь перед Рождеством». Согласно народному поверью, в эту ночь черт в последний раз может сделать какую-нибудь пакость людям, что и делает герой повести: черт крадет месяц, что вызывает множество забавных и не очень приключений.

Настоящий враг черта — кузнец Вакула, изобразивший дьявольское отродье в непотребном виде, за что черт не просто невзлюбил Вакулу, но и поклялся ему отомстить при первом удобном случае. Случай вскоре представится, да только, скорее, пострадает снова черт.

Повесть отличается особым сказочным двоемирием. Например, сам черт в некоторых сценах напоминает вполне обычного губернского стряпчего, который даже может любезничать с Солохой, являющейся не только матерью кузнеца Вакулы и привлекательной женщиной, но и ведьмой. В ходе развития действия, как ни странно, одно другому не мешает. Солоха умудряется устраивать свидание сразу с несколькими своими поклонниками, отчего вынуждена по очереди прятать их в мешки из-под угля. Сын Вакула, посчитав, что накануне праздника негоже лежать в хате мешкам со «всякой дрянью», выносит их на улицу, оставив себе только тот, в котором якобы лежит «струмент», на самом же деле там сидит черт.

Сам же Вакула влюблен в дочь казака Чуба — красавицу Оксану. Многие хлопцы страдали от неразделенных чувств к ней, но после подыскивали менее избалованных девушек. Лишь Вакула не оставлял надежду добиться взаимности от капризной барышни. Завязкой всех дальнейших событий становится как раз ее каприз — желание иметь черевички, «которые носит царица». Только при этом условии она готова стать женой кузнеца.

Удрученный Вакула идет за советом к еще одной загадочной фигуре — Пузатому Пацюку: именно Пацюк, способный есть вареники со сметаной без рук, а с помощью волшебства, подсказывает ничего не подозревающему кузнецу, как лучше всего попасть в Петербург к царице — верхом на черте, который только и ждал возможности оседлать ненавистного кузнеца.

Повесть Гоголя сочетает в себе описание повседневных событий и сказочный вымысел. Без труда можно отыскать эпизоды, в которых действие повести превращается в сказку. Полеты Солохи на помеле, встречи с чертом, подлунное путешествие Вакулы в Петербург за черевичками — все это вплетается в описание ночи украинского села так естественно, что практически не ощущается инородность сказочных элементов.

А еще соединение несоединимого — сказки и реальности — вызывает у читателя улыбку, придавая всей повести юмористическое звучание. Жители Диканьки предстают смешными обывателями, любителями поесть и охотниками до земных удовольствий. Подчас они наивные до глупости, ленивые, вздорные, готовые к скандалам, лживые и лицемерные, даже трусливые, прячущие свои истинные действия и желания за словами.

Однако автор пишет об этом с юмором — не возмущаясь, не негодуя, а улыбаясь, посмеиваясь, как над вполне обычными и вечными человеческими недостатками. Например, когда Чуб и голова вылезают из мешка, они даже не знают, о чем им говорить друг с другом, ведь слишком уж смешным и нелепым оказалось их положение.

Только вот главный принцип сказки сохранен: в конце добро непременно побеждает. Например, мать Вакулы Солоха, известная в Диканьке ведьма, не хочет женить сына не потому, что имеет что-то против будущей невестки, а потому, что сама мечтает выйти замуж за вдового Чуба и прибрать к своим рукам все его хозяйство. Но получает согласие и Оксаны, и ее отца именно Вакула, добившийся признания своенравной красавицы, в полной мере оценившей преданность и любовь кузнеца.

Получает свою «награду» и черт, поклявшийся вредить главному герою. Вместо этого он оказывается в ловушке: угрожая ему крестным знамением, Вакула садится верхом на черта и отправляется добывать царские черевички. К счастью для него, в Петербурге оказываются запорожские казаки, вместе с которыми и попадает Вакула на прием к императрице Екатерине. Государыня тронута искренностью молодого кузнеца и велит принести Вакуле свои башмачки.

Таким счастливым образом заканчиваются мытарства главного героя: как и положено в сказках, он получает достойную награду за свое душевное богатство. Важно, что происходит это в рождественскую ночь, когда могут исполниться самые заветные желания и у обычных людей. Эта повесть позволяет каждому сохранить веру в настоящее чудо. Потому-то и заканчивается повесть не свадебным пиром, как в сказках, а появлением «дитяти» в семье Оксаны и Вакулы.

И хотя произведение наполнено мистическими героями и событиями, оно не вызывают страха. Страх появится позже — в повестях «Вий» и «Заколдованное место».

Источник:
Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
Анализ сказочной повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»,, в которой тесно переплетены фантастика и реальность, мистика и юмор.
http://goldlit.ru/gogol/695-noch-pered-rozhdestvom-analiz

CATEGORIES