Наука быть лидером

Как и зачем становиться лидером

Слушай аудиоверсию этой статьи в нашем подкасте:

Я люблю прокачивать свои гибкие навыки, но с лидерством у меня как-то не задалось. Когда я задумываюсь о своих лидерских качествах, у меня тут же возникает масса сомнений. Как бы я ни старался, не могу выкинуть из головы образ «политика, лидера и борца», с которым я у себя же в голове никак не ассоциируюсь. Впрочем, разобравшись в вопросе, я понял, что лидеры бывают совершенно разные, и, в каком-то смысле, им должен быть каждый.

Но обо всём по порядку.

Кто такой лидер

Для начала давай определимся с пониманием самого термина «лидер».

В статьях о гибких навыках (раз и два) я писал, что «лидерство» — это способность сплотить вокруг себя единомышленников и повести команду к успеху. Причём это не обязательно касается работы. Мы живём в обществе, в окружении людей, с которыми постоянно взаимодействуем, поэтому практически в любой сфере (замечаем мы это или нет) встречаем всевозможных лидеров: от родителей и учителей до блогеров и политиков. Да чего там — на определённом этапе жизни любой человек и сам может оказаться лидером (когда в детстве говоришь друзьям, что лучше пойти лупить крапиву палками, а не на качелях качаться, и все дружно идут искать палки помощнее — это тоже лидерство).

Частенько лидера воспринимают, как человека, который управляет людьми, но такое определение не совсем верно и скорее подходит руководителю/начальнику/боссу. Для последнего люди — это подчинённые, а не команда. Инструмент для достижения целей, если можно так выразиться. Руководителю безразлично, доволен ты или нет — для него важно, чтобы всё работало. Из-за того, что руководители-не-лидеры не умеют вдохновлять людей на свершения, им часто приходится контролировать всё-всё-всё, использовать людей, как руки. Так и хочется удариться в псевдо-лингвистику и сказать, что не даром в слове «руководитель» есть слово «рука». Но шутки в сторону. Лидер — это не обязательно руководитель. Лидером человека делает не должность, а его поступки, качества и умения.

Лидерами рождаются или становятся?

С одной стороны, есть теория великих людей, согласно которой люди наследуют определённые черты характера и лидерские качества. Впрочем, и они, если не будут их развивать, лидерами вряд ли станут.

С другой стороны, есть небезосновательное мнение, что все люди рождаются с равными способностями и возможностями. И уже от того, как они с этим ресурсом они будут работать, зависят их успехи на лидерском поприще.

То есть, какой бы вариант ни был верным (хотя, я всё-таки склоняюсь ко второму), самое главное — постоянно искать возможности для развития и работать над собой. Думаю, при должном упорстве, любой человек может стать лидером. Захочет ли — это вопрос другой.

Зачем становиться лидером

Я этим вопросом задаюсь постоянно, когда поднимается тема развития лидерских качеств и навыков. Ответ на него разный, в зависимости от того, управляешь ты чем-то или нет.

  • Если ты управляешь командой или целой компанией, лидерство поможет сделать бизнес конкурентоспособным, сэкономить ресурсы и предотвратить текучку. Всё-таки, чтобы развивать компанию, нужно объединять и мотивировать команду.
  • Если ты ничем не управляешь, кроме себя, в лидерстве всё равно есть польза. Дело в том, что лидеров слушают. Для людей, как существ социальных, очень важно быть выслушанными. Если к нашему мнению прислушиваются, это положительно влияет на нашу самооценку. Думаю, именно для этого многие ведут блоги, мечтают о медийности и так или иначе становятся лидерами (т. н. ЛОМы — лидеры общественного мнения) — всё для того, чтобы их слушали.

Качества и умения лидера

Итак, лидер — это человек с авторитетом, способный влиять на поведение других людей. Именно это выделяет лидера на фоне других членов коллектива. С одной стороны, нет смысла обобщать качества лидеров, потому что разных людей убеждают разные качества. Но с другой — есть ряд качеств и умений, которыми должен обладать каждый лидер вне зависимости от того, где и с кем он работает.

Большинство навыков лидера — это самые обыкновенные гибкие навыки, так что не удивляйся.

Управление рисками

Лидеру важно уметь предвидеть риски и вовремя устранять их в экстренных ситуациях. Это навык особенно важен для лидеров, которые работают в стартапах, где этих рисков из-за неопределённости очень много. Но и во многих других ситуациях уметь управлять рисками очень важно: когда ты бросаешься внедрять всё новое, ничего не тестируя; когда хочешь вносишь изменения ради изменений и т. д.

Новаторство

Способность смотреть на привычные вещи по-новому очень важна. Она помогает и тебе, и участникам команды не оставаться на месте и постоянно двигаться вперёд, повышать свою конкурентоспособность и развивать широкое и нестандартное мышление. Перенести сервис на новую архитектуру, оптимизировать работу команды по новой рабочей методике, внедрить в продукт новые фичи — всё это круто и полезно (если ты оцениваешь риски, конечно). Ищи связи между вещами, которые, на первый взгляд, друг с другом не связаны и не бойся экспериментировать.

Делегирование

Как я уже говорил, неспособность доверить работу другим людям и тотальный контроль — это признаки не-лидера. Настоящий лидер понимает, что в одиночку не справится и не боится распределять роли между участниками коллектива. Команда с грамотно распределённой ответственностью и чётким пониманием целей и задач отличается более высокой производительностью и, соответственно, быстрее добивается результатов, чем команда, в которой «лидер» боится делегировать.

Приоритизация

С расстановкой приоритетов у меня беда. Отчасти поэтому я пока не могу думать о себе, как о лидере, ведь без этого навыка не получится успевать больше самому и уж тем более — объяснять участникам команды, какие задачи первостепенны, а какие можно отложить. А без этого команда не сможет нормально работать — люди будут постоянно чувствовать себя перегруженными и, рано или поздно, перестанут понимать, что вообще происходит.

У нас есть крутой подкаст с кучей полезных советов по расстановке приоритетов — обязательно послушай, если ещё не.

Уверенность в себе

Если ты, как руководитель, не уверен в себе, другие люди не доверят тебе управление собой и уж тем более не будут прислушиваться. Кроме того, неуверенность в себе помешает тебе развивать харизму.

Имей в виду, что уверенность в себе и самоуверенность — это разные качества. Первое — помогает развивать авторитет, а второе — лишь раздражает окружающих.

Экспертность и постоянное саморазвитие

Чтобы к твоим словам прислушивались, тебе нужно очень хорошо владеть темой. Сложно нормально относиться к человеку, который назидательно высказывается, но, при этом, не разбирается в вопросе. В то же время, эксперт в области автоматически становится неформальным лидером людей менее компетентных, даже если он не руководитель. Поэтому, чтобы стать настоящим лидером, нужно постоянно улучшать знания, не упускать ни одной возможности узнать что-то новое и полезное.

Умение решать конфликты

Лидер команды должен уметь избегать конфликтов и разруливать конфликты в коллективе. У нас про это есть большой материал — обязательно прочитай.

Смелость и решительность

Хороший лидер должен уметь быстро переходить от слов к действиям. Долгие размышления порождают сомнения и нерешительность. Не хочу говорить «меньше думайте — больше делайте» (это несколько противоречит умению управлять рисками), но в этом есть определённый смысл.

Кроме того, никто никогда не будет следовать за человеком, который всего боится и не решается сделать шаг.

Общительность, вежливость и искусство переговоров

Одно из главных качеств лидера — общительность. Всё-таки лидерство — порождение общества. Этот навык очень полезен и для управления людьми, и в целом для жизни. Во время общения будь вежлив, не груби, показывай эмпатию и интересуйся собеседником. Если расположишь к себе коллектив, будешь всегда получать обратную связь. А обратная связь для лидера очень и очень важна.

Дисциплина

Хорошая черта не только лидера, но и вообще любого человек, который считает своё и чужое время ценным ресурсом. Дисциплинированные, требовательные к себе люди показывают пример своим последователям.

Ответственность

Умение отвечать за свои поступки — отличительная черта лидера. Он психологически зрел и устойчив, не ищет на кого опереться и умеет положиться только на себя. Поэтому старайся нести ответственность за свои слова, решения и действия. Ну и не перекладывай ответственность на других, чтобы скрыть ошибки.

Организация

Ну и, конечно, настоящий лидер должен уметь организовывать не только себя, но и окружающих. Для этого нужно обладать системным мышлением, находить оптимальные решения и рационально распоряжаться имеющимися ресурсами.

Наука быть лидером
weeek.net

Каким должен быть современный научный лидер?

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, член РСМД

Развитие какой-либо сферы напрямую зависит от наличия там харизматичных и умелых лидеров. О том, какими качествами должен обладать лидер в научной сфере и как подготовить необходимые кадры, рассказала корреспонденту STRF.ru в рамках открытия проекта «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее» ректорСеверного Арктического федерального университетаЕленаКудряшова.

— Каким должен быть лидер в научной среде?

— С одной стороны есть некие формальные показатели, которые лидер научного направления или школы должен выполнять, чтобы, например, претендовать на получение грантов. Поэтому он, безусловно, должен быть лидером в научном смысле: основателем научной школы, создателем уникального подхода и так далее. Но с другой стороны, как лидер-организатор, он должен помнить тенденции современного развития научного знания и выявлять перспективные направления. Сегодня, безусловно, это междисциплинарные и кросс культурные подходы, которые формируются и разрабатываются, как правило, большими коллективами ученых, участники которых могут быть рассеяны и по России, и за рубежом. То есть, он должен уметь координировать усилия всех участников, должен делегировать полномочия, потому что он его рол — быть неким идеологом, человеком, который аккумулирует всю информацию по своему направлению. При этом очевидно, что отдельные вопросы в рамках этого направления отдаются на рассмотрение подгруппам.

Кроме того, я считаю, современный лидер в сфере организации науки должен понимать ответственность и за дальнейшее её развитие. Это значит, с одной стороны, опираться на молодежь, прислушиваться к мнению талантливых ребят, а с другой стороны, отвечать за последствия того или иного открытия, которое будет совершено в рамках его проекта.

— Настоящий научный лидер должен работать в сфере фундаментальной науки или больше ориентироваться на производство?

— Мне кажется, успешных и при этом чисто фундаментальных проектов сегодня очень мало, их можно по пальцам пересчитать. Бо льшая часть исследований сочетают и фундаментальную, и прикладную составляющую.

Есть, например, задачи, связанные с Арктикой. Необходимо экологично развивать и осваивать этот регион, но при этом делать это всё приходится в интересах отдельных государств и корпораций. Для этого нужны прикладные знания, но они невозможны без фундаментальных исследований, связанных, например, с изменением климата, с состоянием льда. Поэтому если речь идёт о научных исследованиях, очень сложно провести границу между фундаментальными и прикладными работами.

Опять же прикладные исследования больше финансируются, если взять мировой опыт. И это понятно, потому что во многих регионах мира такие исследования реализуются за счёт средств бизнеса, а бизнесу нужен быстрый результат.

— Как Вы считаете, нужно ли включать соответствующие дисциплины в программу на естественнонаучных факультетах или даже в школах?

— Я уверена, что да. В ведущих инженерных школах мира, для того, чтобы получить диплом по технической специальности, студентам необходимо пройти не менее 12 гуманитарных и социальных дисциплин. Можно и больше.

И, конечно, если говорить о траектории развития определенного человека, наличие лидерских, управленческих способностей делают его более конкурентоспособным на рынке образования и науки. Хотя бы потому, что

современный лидер должен предвидеть возможное развитие той или иной системы, в том числе технологической, которой он занимается, не только как развитие технологий, но и с точки зрения влияния этих технологий на общество.

Чтобы решать такие задачи, конечно, лучше обладать определёнными знаниями, чем полагаться на интуицию. Тут стоит отметить, что чем раньше человек поймет, что ему такие знания нужны, тем лучше. Я надеюсь, и «Ломоносовский обоз» позволит его юным участникам это осознать. Мне, как ректору, чрезвычайно импонирует то, что это проект поддерживает талантливых российских школьников нашей великой страны.

Проект «Ломоносовский обоз. Дорога будущего» реализуется Международным Ломоносовским клубом. В рамках проекта, который должен стать ежегодным мероприятием, 100 старшеклассников пройдут по пути Михайло Ломоносова из Архангельской области до Москвы.По дороге их ждёт культурная и учебная программа. Участников проекта отбирает жюри на основании конкурса эссе.

Организаторы отмечают, что главной задачей проекта является не только поиск талантливых детей и их подготовка к поступлению в лучшие российские вузы, но и интеграция их в научно-развитую среду.

russiancouncil.ru

Лидерство: теории и типология

Лидерство: общие понятия

Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.

Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы. Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей. Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.

Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.

Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.

Понятия «лидер» и «цель» неразрывно связаны между собой. Потому как лидер всегда имеет определенную цель. Но если человек достигает цель самостоятельно, без помощи других людей, он не может называться лидером. Лидер должен иметь хотя бы одного последователя. Основная задача лидера – суметь повести за собой людей, создать между людьми в группе связи, способствующие решению определенных задач. Исходя из этого, лидера можно назвать элементом упорядочивания системы людей в группе. Лидер может рассматриваться как зеркало группы людей.

Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.

Лидерство в группе состоит из нескольких компонентов: эмоциональный компонент, деловой и информационный. «Сердцем группы» всегда является эмоциональный лидер. К такому лидеру каждый член группы может обратиться за помощью, попросить поддержки. «Руками группы» является деловой лидер. Такой лидер профессионально организует дело, наладит необходимые деловые связи, обеспечит успех компании. «Мозгами группы» является информационный лидер. Это эрудит, к которому любой может обратиться с вопросом. Оптимальным вариантом является универсальный лидер, который сочетает в себе все три компонента.

Теории лидерства

Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
  2. Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
  3. Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.

Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями. Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером. Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.

  1. Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.
  2. Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.
  3. Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.
  4. Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.
  5. Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.
  6. Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.
  7. Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.
  8. Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).

Замечание 2

Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:

  • если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;
  • если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;
  • восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;
  • у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.

Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.

Типы лидерства

Существует десять типов лидерства, которые выделяют психоаналитики:

  1. «Патриархальный повелитель», еще его называют «соверен». Этот тип подразумевает лидера, который находится в образе строгого, но любимого отца. Такой лидер может внушить человеку уверенность в себе и исключить негативные эмоции. «Патриархальным повелителем» становятся на основе почтения и любви.
  2. «Вожак» — это тип лидера, в котором группа людей видит выражение и концентрацию своих желаний, которые соответствуют определенному групповому стандарту. И данный лидер включает в себя все эти стандарты. «Вожак» вызывает подражание в группе.
  3. «Тиран» — это тип лидера, внушающий группе безотчетный страх. Такой тип лидера воспринимается в группе как самый сильный. Лидеры-тираны, как правило, доминирующие, авторитарные личности. Группе, имеющей такого лидера, свойственно смиренное подчинение и страх.
  4. «Организатор» — это тип лидера, который для группы предстает в виде силы для подражания «Я-концепции». Такой тип лидера удовлетворяет потребность каждого, убирает чувство вины и тревоги. «Организатор» пользуется уважением в группе.
  5. «Соблазнитель» — это такой тип лидера, который играет на слабостях других. Такой лидер предстает как «магическая сила», он дает выход подавленным эмоциям членов группы, сглаживает конфликтные ситуации, снимает напряжение. «Соблазнитель» пользуется любовью и обожанием в группе. Недостатки такого лидера, как правило, вовсе не замечают.
  6. «Герой» — это тип лидера, который способен пожертвовать собой ради других. Данный лидер ярко проявляет себя в ситуациях группового протеста. Ориентируясь на его храбрость, члены группы следуют за ним. Группа видит в «герое» эталон справедливости.
  7. «Дурной пример» — это тип лидера, который выступает в качестве источника заразительности для бесконфликтной личности. Такой лидер способен эмоционально заряжать группу.
  8. «Кумир» — это такой тип лидера, который способен повести за собой группу. Притягательный, положительно заражающий группу – «кумира» любят, идеализируют и боготворят.
  9. «Изгой».
  10. «Козел отпущения»

Два последних типа рассматриваются как антилидеры, которые предстают как объект агрессивных тенденций, развивающие групповые эмоции. В большинстве случаев группа борется с антилидером, но как только он исчезает, группа приходит в состояние распада, так как больше нет обще группового стимула.

Виды лидерства психология еще классифицирует по преобладающим функциям. И тут выделяются следующие виды:

  1. Лидер-организатор – это вид лидера, который считает желания группы своими собственными. Такой тип лидера склонен к активным действиям, он уверен в себе и оптимистичен. За лидером-организатором следуют, зная, что он не будет предлагать не действенные варианты. Он может убедить, поощрить. В случаях, когда лидер недоволен каким-либо членом группы, негодование свое он высказывает, не задевая чужого достоинства. А это, в свою очередь, мотивирует людей на лучшую работу.
  2. Лидер-творец – это вид лидера, который видит новое, берется за решение сложных проблем. Данный тип лидера не склонен командовать, принятие решений происходит при помощи обсуждения. Лидер-творец ставит задачи таким образом, чтобы они заинтересовали и привлекли исполнителей.
  3. Лидер-борец – это такой вид лидера, который уверен в своих силах. Он первым пойдет навстречу опасности и неизвестности, в любой момент готов вступить в борьбу. Лидеры-борцы отстаивают то, во что верят, не склонны к уступкам. Но минус такого типа лидера заключается в нехватке времени на обдумывание своих действий.
  4. Лидер-дипломат – это вид лидера, который опирается на отличное знание ситуации и ее невидимых деталей. Он всегда в курсе всех сплетен, поэтому хорошо осведомлен в том, как и на кого можно повлиять.
  5. Лидер-утешитель – это вид лидера, который может поддержать в сложные жизненные ситуации. Он склонен к уважению людей, доброжелательному отношению.

Типы лидерства психология также классифицирует и по влиянию на членов группы. И тут выделяют следующие типы лидеров:

  1. Беспрекословный лидер – это такой лидер, указания которого исполняются даже в тех случаях, когда они не отвечают интересам группы.
  2. Небеспрекословный лидер – это такой тип лидера, подчинение которому возможно до момента, когда возникают противоречия между собственными интересами лидера и желаниями членов группы.
  • конструктивным, то есть помогает достижению целей организации;
  • деструктивным, создается на основе стремлений, которые наносят ущерб организации;
  • нейтральным, никак не влияет на эффективность деятельности.

Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности

Теория лидерства психосоциотипов предполагает связь между врожденным психосоциотипом и типом лидерства. Зависимость от психосоциотипа личности определяет тип лидерства, присущей тому или иному человеку.

Рассмотрим на рисунке специфику лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:

Наука быть лидером
zaochnik.com

Наука быть лидером

«Наука быть лидером»,

Статья значки (солнце и облако), реквизит для инсценировки, листы рефлексии для каждого участника.

способствовать развитию в учащихся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе;

поощрять инициативу и самостоятельность;

создавать реальные ситуации для формирования характера,

создавать условия для самоорганизации и организации жизнедеятельности ученика, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.

формирование у подростков понятия «лидер»;

развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;

формирование навыков и умения работать в команде;

обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности; воспитание ответственности, самостоятельности и гражданской активности.

Этапы проведения занятия

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами гости, давайте поприветствуем их дружными аплодисментами. Садитесь. Попрошу наших гостей быть активными участниками всего происходящего.

-Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, … спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.

Кулаки – вы настроены агрессивно. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.

2. Актуализация знаний. Мотивация.

-Мы сегодня познакомимся с новым понятием. Вы постарайтесь догадаться, что это за понятие. В этом Вам помогут подсказки.

-Что это за понятие?

О ком идет речь?

-Попробуйте самостоятельно дать определение понятию «лидер».

3. Исследование в парах.

-А теперь давайте проверим формулировку данного понятия. Для этого возьмите текст «Наука быть лидером». Познакомьтесь с ним.

-Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к характеристике «лидера»?

-Сейчас мы с вами совершим путешествие на космическом корабле и попробуем применить наши знания на практике, но для того, чтобы наш полёт состоялся, нам нужно организовать экипажи.

-Для начала я предлагаю вам встать в круг. Каждому необходимо представить соседа справа от своего имени, т. е. — не «мою соседку зовут Маша», а «меня зовут Маша». После выполнения задания наши гости определят двух самых ярких представителей (кто точно выполнил задание, сделал это нестандартно, но корректно). Эти ребята становятся лидерами (капитанами корабля).

Игра: «Найди себе подобного». (Лидеры по значкам набирают себе экипаж)

Кроме капитана экипаж входят: штурман, пассажиры и «заяц». Слайд 7

-Распределите предлагаемые роли у себя в группе и познакомьтесь с обязанностями, которые Вы должны выполнять. (Распределяются роли. Идет наблюдение, как происходит распределение ролей, по какому принципу. Комментарий по ходу работы)

-Теперь каждый, зная свою роль и обязанность примет участие в коллективном деле.

-Во время полёта, который будет длиться 10 минут, вам нужно будет выполнить полученное задание.

-Давайте вспомним модель совместной деятельности Слайд 8

-Счастливого полёта! С нетерпением жду вашего возвращения! Слайд 9

А чтобы наши гости в это время не скучали, я им предлагаю создать свой экипаж, распределить роли и выполнить задание: сочинить четверостишие на тему «Лидер».

-Мы рады приветствовать вас на земле!

Задания для групп:

Что-то Вы засиделись.

Подготовьте и проведите комплекс упражнений для всех участников. Внимание условие. Должно быть весело, интересно, оригинально. Проявите свое творчество. Заинтересуйте всех! Слайд 10-11

Все ждут от Вас непредсказуемости и полета фантазий. Ведь Вы знаменитые артисты, сыгравшие не одну блистательную роль. Сегодня премьера спектакля «Репка». Реквизит на месте. Желаем удачи! Слайд 12-13

Участники представляют выполненные задания.

— А сейчас я предлагаю составить вам синквейн. Слайд 15

Кто помнит, что это такое? (Каждая группа составляет свой синквейн)

Командам задаются следующие вопросы.

-Понравилось ли вам работать в данной команде?

-У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?

-Все ли справились со своей ролью в группе? Почему?

-Справился ли ваш лидер со своей ролью?

-Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?

-Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?

-Заполните листы рефлексии. Слайд 16

-Давайте вернемся к нашему определению понятия «лидер» Слайд 17

(еще раз зачитывается определение). Согласимся мы с ним?

-Поднимите руку те, кто считает, что в нём есть задатки лидера?

-Кого из известных вам людей вы могли бы назвать лидером и почему?

-Послушайте музыка. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, закройте глаза и постарайтесь услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично, теперь двигайте и локтями, позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр. Слайд 19

-Каждый из вас – дирижер своей души. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости!

Что такое синквейн. Правила составления синквейна.

В переводе с французского слово « синквейн » означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза , предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме , которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

doc4web.ru

Научное лидерство

Специфика лидерства в научной среде

Феномен лидерства проявляется во всех сферах человеческой жизни, для которых характерны социальные формы существования, складывание групп, объединений, обществ.

Лидерство представляет собой форму властных взаимоотношений между лидером и последователями, при этом лидер не назначается извне, а выдвигается самими последователями исходя из специфики их представлений о типическом лидере и особенностей наличной ситуации групповой динамики.

Во взаимодействии с последователями лидер опирается на различные формы власти. Власть эксперта заключается в превосходстве лидера над подчиненными в конкретной области, признании авторитета и ценности его суждений и рекомендаций по осуществлению деятельности. Власть традиции опирается на стереотипические представления о необходимости подчинения лидеру или руководителю в связи с его статусом. Власть примера имеет своим источником потребности последователей в росте, развитии, преобразовании личностных качеств, относительно которых лидер выступает как образец успешности и самореализации.

Традиционные модели лидерства делают упор прежде всего на его организационных способностях, стиле выстраивания взаимоотношений с последователями, мотивацию к достижениям, укреплению и сохранению лидерской позиции. Однако данные особенности, эффективно проявляющие себя в рамках организационного лидерства, не вполне отвечают специфике научной среды, для которой также характерен феномен лидерства.

Рассматривая научную среду, можно выделить следующие ее отличительные черты:

  • Интеллектуализированность
  • Процессуальность
  • Высокий потенциал последователей
  • Совмещение научной и управленческой деятельности

Научная сфера предъявляет по отношению к лидеру высокие требования. Он должен эффективно проявлять себя в рамках напряженного, творческого и высоко интеллектуального труда, который носит, по сути, бесконечный характер, т.к. результаты одного исследования становятся отправной точкой для нового и достижение конечного результат неосуществимо. Более того достижения и данные в научной сфере достаточно быстро устаревают, наука как деятельность в целом направлена на постоянное обновление и переосмысление самой себя. В связи с этим личность занимающая лидерские позиции в науке сегодня, уже завтра может оказаться в аутсайдерах.

Специфическая среда отражается также на качествах последователей. Научный коллектив состоит из творческих, самостоятельных, независимых личностей, способных на самоуправление, не признающих традиционную форму власти и скептически воспринимающих авторитеты. Лидер такого коллектива должен в первую очередь быть ученым и иметь качества характерные именно для успешного ученого, а не управленца. Попытки жесткого контроля, регуляции деятельности последователей могут привести к обратному эффекту – нарушению отношений и падению продуктивности.

Особенностью российской науки является вынужденная необходимость научного руководителя выполнять также административные и организаторские обязанности, что в значительной степени затрудняет ведение собственно-научной деятельности и снижает его эффективность в целом. Особое внимание на данную проблему и необходимость разделение административных и научных функций обращал П. Л. Капица еще в 1956 году.

Функции научного лидера

Таким образом научный лидер осуществляет свою деятельность в качественно иной среде по сравнению с лидером организационным или политическим. Вместе с тем, несмотря на высокий уровень развития и самостоятельности последователей, а также общую высокую динамику условий, в которых протекает деятельность, лидерство в научной сфере играет ничуть не меньшую роль.

К основным функциям, которые должен реализовывать научный лидер можно отнести созидательную, стратегическую и воспроизводящую.

Созидательная функция ориентирована на организацию научной деятельности здесь и сейчас. Однако это организация не на уровне управления сотрудниками и распределения задач, она заключается в создании необходимых условий для протекания исследовательского и творческого процесса, т.е. предоставления необходимой свободы, поддержки, финансирования, организация встреч научных сотрудников в рамках одной или смежных проблем, выстраивания синергических отношений между учеными.

Стратегическая функция реализуется посредством организации дальнесрочного планирования, определения направления движения исследований и научной отрасли в целом, обеспечение необходимой поддержки на высшем уровне.

Воспроизводящую функцию можно отнести к наиболее значимым, так как она связана с введением в научное сообщество молодых ученых, их поддержку и адаптацию к условиям деятельности, традициям науки. Важность данной функции заключается в том, что только воспитав достойную смену лидер сможет обеспечить преемственность науки, и, следовательно, способствовать ее реальному развитию, т.к. без преемников любые достижения прошлого быстро становятся достоянием истории.

Необходимые качества научного лидера

Обеспечение выполнения функций невозможно без наличия у лидера определенных личностных и социальных качеств. Специфика научной деятельности ставит перед лидером требование быть разносторонней личностью, успешной в самых разных областях деятельности, и в собственно научной, чтобы быть авторитетом для своих последователей, и в организационной, чтобы создавать необходимые условия для развития науки, и в психологической, чтобы выстраивать доверительные взаимоотношения с сотрудниками, способствовать их личностному росту.

Среди важных качеств можно выделить следующие:

  • надежность
  • цельность
  • аналитичность
  • целеустремленность
  • коммуникативность
  • интеллектуальная гибкость
  • прогностичность
  • эмпатичность

Научный лидер наряду с личностными качествами, должен поддерживать высокий морально-этический облик, способствующий с одной стороны выстраиванию здоровых отношений с сотрудниками, а с другой обеспечивающий понимание и ответственность за результаты собственно-научной деятельности, и воспитывающий эти качества в молодых ученых.

2dip.su

Обучение лидерству. История вопроса

Автор: Евгения Скиба | Источник: Trainings

Наши эксперты:
Игорь Гансвинд, управляющий директор MTI.
Юлия Ершова, HR-директор Svenska Handelsbanken Russia.
Ирина Архипова, Старший менеджер дирекции по управлению персоналом ЗАО «Северсталь-Ресурс».
Анна Тимофеева, Исполнительный директор МОО «Ассоциация юных лидеров».

Первые исследования в области феномена лидерства были проведены западными социологами в 1930-х годах прошлого столетия. Давно, не правда ли? На основании тех исследований было определено, что лидерство – это определенный тип поведения, «something that people do», а также было сделано предположение, что этому поведению можно обучать. Лидерство было обнаружено в трех типах общества: свободной конкуренции, авторитарном и демократическом обществе. Исследования подтвердили, что наиболее продуктивным оказались группы, работающие по принципу демократического стиля лидерства: когда люди принимают участие в процессе принятия решений и в развитии проекта.

Именно этот принцип демократического лидерства был положен Баден-Пауэллом при создании в Англии движения скаутов. По сути, мальчиков, а затем и девочек учили эффективной модели поведения, которая позволяет выстроить доверительные отношения с командой, вдохновляет ее, контролируя выполнение работы.

В 1960 вооруженные силы США начали проводить программу по идентификации и развитию лидерства среди сержантов. Эксперименты проводились в военной школе Fort Hood в Калифорнии.

Продолжая работать над лидерством теперь уже американских скаутов, в 1971 году было выделено 11 лидерских навыков, а в 1973 году они легли в основу одной из первых программ по развитию лидерства Junior Leader Training. В 1974 году на основе молодежной программы и военных педагогических разработок был впервые издан Troop Leader Development Stuff Guide, который, по одной из точек зрения, считается первым учебным пособием в этой области.

Почему лидерству обучали детей? Или лидерство сродни изучению иностранного языка, когда ребенок схватывает на лету, а взрослому приходится работать до седьмого пота? «Конечно, эффективнее начинать работать с молодыми людьми, — прокомментировала Trainings Анна Тимофеева, Исполнительный директор Организации, которая занимается развитием лидерских качеств среди молодых людей (МОО «Ассоциация молодых лидеров»). – Внимание бизнеса я бы хотела обратить на систему образования и социальную политику в тех регионах, где компании предполагают формировать кадровый резерв. Только таким образом можно реально влиять на подготовку мотивированной, обученной молодежи, которая завтра сможет занять место бизнес-лидеров. Некоторые компании уже сотрудничают с ВУЗами страны, работают с молодежью».

Сегодня тема лидерства очень популярна: проводится масса дискуссий, научных исследований, теме лидерства посвящаются конференции и саммиты.

На запрос «leadership» в поисковой системе Google выдается около 503000000 ссылок на разных языках мира. Аналогичный поиск на Amazon UK выдает 18741 книги, посвященные теме развития лидерства.

Вопрос, который в разное время волновал ученых, военных, психологов-практиков и, в конечном, итоге, бизнес-сообщество, это вопрос о том, можно ли «научить лидерству», т. е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются?

«Если у человека от природы нет лидерских качеств, то это не значит, что он никогда не станет эффективным лидером, — уверена Юлия Ершова, HR-директор Svenska Handelsbanken Russia. — Лидерство — это сочетание харизмы и определенного набора «технических» качеств менеджера — профессионализма в конкретной сфере, умения организовать себя, умение мотивировать свою команду и т. д. В моем представлении именно таким «техническим» вещам можно научить».

Ирина Архипова, старший менеджер дирекции по управлению персоналом ЗАО «Северсталь-Ресурс» имеет на этот счет иную точку зрения. «Лидерами, все-таки, рождаются. Можно приобрести навыки коммуникации, принятия решений, можно перенять стиль поведения и сформировать имидж. Но если у человека нет лидерского потенциала, то настоящим лидером он вряд ли станет. Поэтому перед запуском в компании программы развития лидеров необходимо проводить оценку лидерского потенциала будущих участников».

Тем не менее, Игорь Гансвинд, управляющий директор специализирующейся на развитии лидерства тренинговой компании MTI, считает, что современное общество и бизнес в состоянии «производить» эффективных лидеров. «Работая с лицензионными программами по развитию лидерства компании FranklinCovey, мы сегодня можем говорить о том, что производство лидеров поставлено на поток. Давайте уточним, что мы понимаем под лидерством, и о каких лидерах идет речь. Мы не говорим о политических лидерах. Конечно, мы не можем воспитать второго Мартина Лютера Кинга или Джона Кеннеди. Бизнес-лидеры работают в совершенно иных условиях, нежели политики. В бизнесе тоже есть такие величины, харизму которых мы повторить не можем: Бил Гейтс, Ричард Бренсон.

Говоря о потоковом создании лидеров, мы, прежде всего, говорим об уровне «операционных лидеров». Этот тип лидерства занимает середину в трех уровневой модели лидерства: Front-line или командное лидерство, операционное лидерство и стратегическое лидерство.

«Мы отталкиваемся от утверждения, что лидерство – это конкретная работа, — поясняет Игорь. — Лидеры – это рабочие лошадки, которые тянут за собой все предприятие. У операционного лидера есть четыре роли, в которых он должен успешно работать:

1.Создание атмосферы взаимного доверия, которое имеет четкое экономическое обоснование: быстрее принимается решение, как следствие, уменьшаются транзакционные издержки. Атмосфера доверия достигается путем разделения всеми общих ценностей.

2.Прояснение целей. Это не просто видение, это, скорее, перевод видения в конкретные цели.

3.Настройка бизнес-процессов и систем. Я считаю это очень тонкой работой. Необходимо понять, как достигаются поставленные цели, следить за дисциплиной исполнения.

4.Развитие таланта окружающих. Лидер ни в коем случае не управляет людьми, он вдохновляет их, раскрывает потенциал. Кроме того, такой лидер не боится окружить себя другими лидерами, работающими в разных направлениях».

Почему так часто задают этот вопрос: можно ли обучить лидерству? Часто речь идет о каких-то волевых качествах, которые, конечно, за короткий период развить нельзя. Западный подход к лидерству гласит: лидер – это хороший менеджер. Лидер – это следующая ступень развития для менеджера, новый виток. Этот тип лидерства не требует в свой адрес аплодисментов, но это тот тип, который работает.

У лидерства нет рецепта на все случаи жизни. В одной и той же ситуации разные лидеры будут вести себя по-разному, и иметь совершенно разные личностные качества. Больше того, в разных ситуациях могут быть востребованы разные лидерские качества. Классический пример, иллюстрирующий это утверждение: Уинстон Черчилль, который был превосходным военным лидером, но менее эффективным в мирное время. Точно также личная эффективность CEO компании может оказаться меньше в стабильные для компании времена, чем в период, когда нужно затянуть ремни потуже. Все это осложняет процесс определения лидерских качеств (компетенций).

Что на сегодняшний день изменилось в подходе развития лидерства на западе? Что представляют собой программы развития лидерства на сегодняшний день? Венди Лорд (Wendy Lord), ведущий психолог в Hogrefe The Test Agency, пишет в своей статье на www. workforce. com: «Современные программы развития лидерства дают участникам программ некоторое представление об их личных предпочтительных формах лидерства – часто определяемых как «тип» или «стиль». Программы помогают определить, в каких ситуациях какой стиль будет работать лучше всего. Но программы должны также развивать лидерский взгляд на вещи (leadership judgment), с позиции которого будут приниматься решения».

Ирина Архипова Рассказывает о новых технологиях, приобретающих популярность на западе. Так, компания McKinsey в рамках подхода “Exceptional leadership strength” предлагает следующие инициативы в области развития лидеров:

— on-the job коучинг;

— развивающая поддержка назначений;

— just-in-time тренинг, основанный на реальных рабочих задачах.

Основная задача такой программы развития – правильная поддержка в нужное время.

По данным опроса CIPD, проведенного в конце 2005 года, 65% респондентов ощущают нехватку лидеров в британском бизнесе и больше 1\3 участников опроса сообщают, что программы развития лидерства, используемые в их компаниях, не эффективны.

Почему Запад до сих пор не может эффективно обучать лидерству? «Общественная наука до сих пор не имеет доказательств, что курсы обучения лидерству эффективны», — отвечает на вопрос цитатой Барбары Келлерман, директора исследовательских программ Центра государственного лидерства Факультета им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета Ирина Архипова. — Что же касается данных опроса CIPD, то

— причины неэффективности корпоративных программ могут быть самыми разными, вот только некоторые из них:

— неправильно подобранные методы обучения, например, только тренинги или лекции по лидерству;

— подмена содержания, в таком случае программа развития лидеров представляет собою стандартный курс по менеджменту;

— личность преподавателя программы зачастую проводятся людьми, далекими от бизнеса, а учиться лидерству надо только у настоящих лидеров, т. е. здесь очень важно, чтобы преподаватель служил ролевой моделью».

«Лидерство – это ответственность и постоянная работа, – считает Игорь Гансвинд. — Многие люди работают по принципу «моя хата с краю» с 9.00 до 18.00. Если человек не хочет работать, отдавая значительную часть своей жизни бизнесу, он никогда не будет лидеров, какие бы тренинги он не проходил. Кроме того, не все могут справиться с задачами такой сложности, какие предлагает сегодня бизнес. Отсюда появляется объяснение: тренинги не помогли».

По общему мнению наших экспертов, нехватку эффективных лидеров отчасти можно объяснить британской консервативностью. Для развития лидерства важна способность человека отказаться от стереотипов, выйти за рамки привычного и увидеть будущее. Кроме того, эксперты отмечают, что западная аудитория характеризуется низким уровнем сопротивления и завышенным уровнем доверия к преподавателю. Как следствие не возникает диалога между тренером и аудиторией. «Они записывают то, что говорит тренер, и честно пытаются исполнить это, – поясняет Игорь Гансвинд. — Но самостоятельной работы души нет».

О развитии лидерства в России можно говорить всего лишь с 2001 года. Именно в это время российский бизнес начал интересоваться регулярным менеджментом и методами конкурентной борьбы. России требуется гораздо меньше времени, чтобы наверстать отставание от запада. За пять лет многие российские компании осознали необходимость развития лидерских навыков, но лишь немногие провайдеры обучения могут предложить сегодня качественные и интересные программы. Можем ли мы сравнивать западный и российский подход к развитию лидерства и, вообще, имеем ли мы право говорить о неком российском подходе к вопросу?

«В России пока не существует специализированных центров развития лидерства, таких как, например, в Америке, хотя наблюдается живой интерес к вопросу. – комментирует Ирина Архипова. — В этой области проводятся исследования, тренинговые компании предлагают отдельные курсы и тренинги, бизнес-школы включают обучение лидерству в свои программы, но, в большинстве своем, мы до сих пор используем западный опыт и западные консалтинговые технологии. Но и это, в основном, доступно только сотрудникам крупных компаний, а во многих других курс по лидерству можно прослушать только в «школе жизни».

Юлия Ершова Говорит, что если различия и есть, то они обусловлены в первую очередь менталитетом той или иной нации, а также экономической ситуацией в конкретной стране. «В скандинавских странах люди имеют возможность хорошо зарабатывать на так называемых рядовых позициях. Поэтому они в большей степени ориентированы на семейные ценности. Я наблюдала значительно меньшее число людей, которые стремились бы быть лидером на работе. Кроме того, скандинавскому менеджеру нужен несколько иной набор лидерских качеств, нежели, например, российскому. Так российский лидер, несомненно, должен обладать более яркой харизмой, что вдохновляет и дисциплинирует сотрудников. В то время как скандинавы с их высоким уровнем ответственности нуждаются в этом в меньшей степени».

«В России мы имеем дело с более авторитарной средой, — рассказывает Игорь Гансвинд. – В компаниях, как правило, есть один харизматический лидер, который держит все под контролем. Операционным лидерам, о которых я говорил, приходится трудно: их не ценят, не развивают». В качестве исключения Игорь привел пример компании «Евросеть», где в ходе экспансии бизнеса в регионы выбираются и развиваются лидеры направлений, которые в состоянии построить региональную сеть с нуля. Лучшая школа лидерства, на сегодняшний день, — это конкретная задача и желание работать, устанавливая взаимное доверие, имея цели, систематизируя бизнес-процесс и контролируя исполнение работы.

hr-portal.ru

Сам себе руководитель: как развивать в себе лидерские качества

Любовь Карась

Определенный набор внутренних качеств позволяет человеку стать лидером в первую очередь для самого себя вне зависимости от его социального статуса и должности. Способность управлять собой, амбициозность, целеустремленность, умение быстро принимать решения и другие компетенции являются предпосылками к развитию лидерского потенциала. Так, сотрудник может стать ориентиром для окружающих и повести за собой других. И прежде чем занять лидирующую позицию, необходимо развивать внутреннее лидерство, иначе команда будет воспринимать руководителя лишь формально. Т&P рассказывают о лидерских качествах и способах их развития.

Концепция внутреннего лидерства

Вопрос о том, рождаются лидерами или становятся, рассматривался в психологии через теории лидерства. Сторонники харизматической концепции верили в то, что человеку с рождения дается некоторая «харизма», благодаря которой он и становится лидером. Однако сторонники интерактивной теории уверены в том, что харизма — далеко не решающий фактор, и лидером может стать каждый, если будет обладать определенными качествами и компетенциями . Кроме того, лидерство подразумевает не просто определенное положение в обществе, а процесс вовлечения других людей в общую деятельность.

Человек может занимать руководящую должность, но при этом команда не будет видеть в нем лидера и не станет следовать за ним

В психологии выделяют три основных стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. Они отличаются методами взаимодействия с подчиненными и степенью вовлечения их в процессы. Однако вне зависимости от этих типов лидер должен обладать одной из главных компетенций — уметь принимать решения .

Американский предприниматель Кевин Кэшман несколько лет занимался executive coaching в крупных компаниях и написал книгу «Leadership from the Inside Out», в которой рассказал о том, как укрепить в себе внутреннего лидера.

Концепция внутреннего лидерства предполагает, что сотрудник вне зависимости от своей должности благодаря лидерскому потенциалу способен вести за собой других и вносить изменения, способствующие развитию проекта.

Автор выделил семь областей, в которых необходимо развиваться лидеру:

Самопознание. Человек стремится к пониманию себя, своих сильных и слабых сторон, он знает, как будет реагировать в определенных ситуациях, благодаря чему способен контролировать собственное поведение.

Целеполагание. Необходимо не просто понимать, что вы хотите, но и четко формулировать это и соотносить с возможностями в текущей ситуации.

Управление изменениями. Быстро меняющийся мир стремится диктовать свои правила, которым приходится следовать. Задача лидера — принять эти изменения и в то же время взять ситуацию под контроль, адаптируясь под новые реалии.

Межличностные отношения. Умение выстраивать доверительные отношения с окружающими позволяет лидеру вести других за собой.

Бытие. В рамках этого пункта Кэшман подразумевает следующее: человек понимает, в какой системе координат он живет, соотносит понятия материального и духовного с собой.

Нахождение равновесия. К равновесию можно отнести и внутреннее гармоничное состояние, и умение находить альтернативы и золотую середину.

Умение действовать. Принять решение и построить план недостаточно, его необходимо реализовать и при этом быть готовым корректировать его в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Критики классических представлений о лидерстве, согласно которым лидера определяли не его внутренние качества, а положение и отношения в социуме, Роналд Фишер и Алан Шарп написали книгу «Опосредованное лидерство». В ней авторы развивают идею того, что для выполнения функций лидера далеко не всегда нужно формально занимать соответствующую руководящую должность . Поэтому важна не позиция, а характер и результат деятельности. Создатели концепции перечислили навыки, необходимые для осуществления опосредованного лидерства:

четкое формулирование целей и результатов;

выработка видения перспективы для развития;

освоение новых форм обучения.

Какими качествами и навыками обладает лидер

По мнению Ларса Судмаана, руководителя, инструктора по лидерству, инновациям и коммуникациям для глобальных корпораций, успех лидера зависит от его способности управлять самим собой и работать над своим состоянием .

«Научитесь управлять собой, прежде чем управлять другими», — утверждает Ларс Судмаан

В статьях, опубликованных в Harvard Business Review, Дэниел Голман, американский психолог, писатель, автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше чем IQ» утверждал, что эффективность лидерства во многом зависит от степени развития эмоционального интеллекта . если вы не занимаете руководящую должность, эти компетенции необходимы . Благодаря им вы можете стать лидером для определенной группы людей, которые будут учитывать ваше мнение и поддерживать идеи и решения.

Согласно концепции эмоционального интеллекта Гоулмана, можно выделить пять компонентов эмоционального интеллекта:

Самосознание. Способность понимать свое нынешнее состояние, предсказывать реакции, понимать, как восполнить свои ресурсы и снизить стресс.

Управление своими эмоциями и реакциями. Способность контролировать свое настроение и не распространять свои проблемы на других.

Мотивация. Энергичность и настойчивость в достижении поставленных целей.

Эмпатия. Понимание эмоциональных состояний людей, с которыми вы взаимодействуете.

Социальные навыки. Способность устанавливать доверительные и долгосрочные отношения, учитывая при этом психологический аспект.

Что еще необходимо для развития внутреннего лидерства?

Знать себя

Прежде чем вы сможете вести за собой, вы должны научиться признавать свои сильные и слабые стороны. С этим пониманием приходит уверенность, которая является ключевой чертой лидеров. Так, вы точно знаете, какие задачи точно сможете довести до конца, а какие лучше делегировать. Зная о своих недостатках, вы можете выстроить свою траекторию развития соответствующих навыков .

Составьте список своих сильных и слабых сторон. Решите, что вам помогает достичь поставленных целей, а что, наоборот, препятствует. Определите компетенции, над которыми необходимо поработать в первую очередь.

Привносить изменения

Развитие невозможно без изменений и внедрения инноваций. Поэтому лидер должен генерировать и впоследствии реализовать вместе с командой новые идеи, что ценят работодатели сегодня. Для этого необходимо развивать креативное и критическое мышление. Первое помогает подвергнуть сомнению существующие схемы работы, а второе — подумать над тем, как их можно улучшить .

Составьте список ваших обычных задач. Какие из них можно выполнять эффективнее и при этом тратить меньше ресурсов? Какими способами это можно достичь?

Подумайте над тем, какие изменения вы бы хотели видеть в компании и что может им способствовать.

Брать на себя ответственность

Лидер умеет брать ответственность не только за себя, но и за других. Прежде чем предложить идею, принять решение и изменить что-либо — вы берете за это ответственность. Убедитесь в том, что вы действительно сможете реализовать свою идею и довести ее до конца .

Какими качествами и компетенциями нужно обладать для развития внутреннего лидерства:

целеустремленность и амбициозность;

генерирование инновационных идей и их реализация;

развитый эмоциональный интеллект;

активность и инициативность;

убеждение и ведение переговоров;

умение мотивировать других;

Наука быть лидером
theoryandpractice.ru

Топ-навыки современного лидера

Команда ManGO! Games в рамках своего популярного управленческого тренинга «Вдохновляющее лидерство» учит не только понимать термин «лидерство», но и понятие «вдохновляющее лидерство», причем сразу применяя новые знания на практике – становиться зажигающим, идейным, энергичным лидером, за которым идут. Но не все могут себе позволить тренинг, а разобраться в вопросе, научиться развивать в себе лидерские качества и оценивать их уровень можно самостоятельно, внимательно изучая информацию. С этого и начнем.

Теория лидерства: с чего все началось

Если спросить случайных людей без подготовки, что значит быть лидером в современном мире, предполагаем, многие ответят, что речь идет об образованном человеке, который умеет организовать людей.

Казалось бы, так оно и есть, но при огромном количестве образованных людей, а также людей, понимающих принципы организации коллектива, рекрутерам и HR-менеджерам найти эффективного тимлида чрезвычайно трудно. Компаниям недостаточно человека с соответствующими компетенциями, им нужен человек, способный «вытягивать» на себе задачи по мотивации, воодушевлении, поддержке, направлении и контролю команды. Одним словом, им нужен лидер. В чем же оно заключается, настоящее лидерство, в чем заключается развитие лидеров, из каких пазлов его можно сложить, как развить и укрепить? Попробуем разобраться.

Лидер – тот, который отличается

В животном мире лидер более крупный, более заметный. Люди тоже считают лидером того, кто выделяется из толпы. Насколько это существенно? Джефф Безос, самый богатый человек планеты, отличается чем-либо внешне? Он долго и планомерно шел к цели и достиг своего состояния своим трудом, умом, талантом направить людей, его можно назвать великим лидером, он им является, но вряд ли его можно было бы выделить в толпе «на глаз».

Однако лидеры отличаются характером, и если бы пришлось пообщаться с таким человеком несколько минут, наверное, можно было бы отметить что-то, что отличает его от большинства. Лидерство – это изнутри.

Лидерство – это решение

Лидер «включается» в момент рождения цели. И это заметно при взаимодействии с ним. Лидер чувствуется и действительно отличается от других.

Умение руководить другими – еще не лидерство. Лидер, тот, кто зажегся не целью личной выгоды, а стремлением к общему благу. Самое главное для лидера – увидеть, как меняется жизнь других к лучшему.

Теперь вспомним, ради чего многие хотели бы стать лидерами. Чтобы повысить социальный статус, стать богатым, влиятельным, почувствовать власть, вести за собой людей для достижения своих желаний. Можно ли это назвать лидерством?

За многие годы лидерство приобрело множество значений и трактовок, но это не меняет смысл понятия.

Теория лидерства появилась еще в 1840 году.

Теория черт

Теория черт Томаса Карлайла, впервые озвученная им на лекции в 1840 году, считается первой попыткой описать лидерство. Шотландский философ и учитель исследовал особенности великих – Шекспира, Наполеона, Кромвеля и пр. – и выделил кое-что общее. Так появилась идея о том, что великое лидерство можно определить по определенным способностям, а значит, эти способности и можно приобрести. До этого черты лидера считались врожденными.

После этого разные ученые определяли, какие именно качества характеризуют лидера. Серьезным можно считать вклад Ральфа Мелвина Стогдилла, который объявил, что лидерские качества можно наблюдать не только у великих, но и у простых людей.

Основные его выводы сделали новую мини-революцию в теории лидерства:

  1. Даже если лидерам были присущи общие черты характера, еще не значит, что именно они определяли лидерство и что именно ими пользовались для достижения лидерских целей. Но если определить черты, без которых лидерство невозможно, то можно определять потенциальных лидеров.
  2. «Лидерские черты» должны соответствовать ситуации. Иными словами, лидер в одной ситуации может оказаться вовсе не лидером в другой.

К сегодняшнему дню теория развилась к четкому перечню черт, которыми обладает лидер. Упомянутый тренинг «Вдохновляющее лидерство» учитывает этот перечень. Но список не окончательный, поскольку исследования продолжаются. На данный момент исследователи пытаются разобраться с такой чертой как харизма – ее сейчас считают одной из самых важных для лидера.

Характеристики лидера

Назовем те черты, которые исследователи уже отнесли к лидерским. По этим чертам можно определить лидера, их же можно развивать. Важно учитывать, что, имея необходимый перечень черт, лидер способен выполнять лидерские функции, и наоборот, попадая в определенные ситуации, можно развивать в себе и формировать лидерские навыки. К примеру, Деловая игра — Вызов лидеру искусственно создает условия, при которых как проявляются, так и формируются лидерские черты.

Инициативность

Инициативность – черта, без которой трудно себе представить лидерство. Инициативу проявляют далеко не многие, как правило, боясь совершить ошибку. Это объясняется вполне естественным стремлением к безопасности, страхом оказаться виноватым, если постигнет неудача. Лидеры способны на риск, они скорее выберут несовершенное решение, которое потом можно будет улучшить, чем нерешенную проблему, которую оставили из соображений безопасности.

Лидеры не бояться ошибаться, но их риск продуманный и сознательный. Такой рациональный риск дается путем просчета и продумывания вариантов в поисках хороших решений. Для этого лидер постоянно учится, посещает управленческие тренинги, получая новые знания и навыки.

Знание бизнеса

Прежде чем попасть в тот или иной коллектив, лидер хорошо готовится, чтобы максимально эффективно управлять процессами и людьми. Лидеры много знают о своей и других областях.

Когнитивные навыки

Лидер должен быть умным человеком: он развивается, чтобы иметь возможность предлагать решения. Он не обязательно самый образованный в какой-то конкретной области, но он имеет достаточно знаний, чтобы предложить и реализовать предложенное, а также готов взять за это ответственность. Особенно заметны когнитивные навыки, когда лидеру приходится действовать в условиях недостатка информации.

Энергичность и самостоятельность

Лидер способен организовать себя, работать долго и эффективно, на время и на результат. Он может работать над конкретной задачей очень долгое время, не снижая концентрации, но это не значит, что он бесконечно переутомляется. Он имеет достаточно энергии в запасе, чтобы подпитывать себя при сдаче проекта, на важных этапах проекта, которые могут занять большой отрезок времени. У него в такие моменты столько энергии, что она даже передается команде. Он сам увлечен и умеет увлечь окружающих. Самому ему для этого внешние стимулы не нужны.

Гибкость

Лидеру приходится адаптироваться к возникающим изменениям и новым обстоятельствам.

Он также сам должен внедрять изменения, реагируя на новшества и перемены в окружающей бизнес-среде. К примеру, автоматизация используется повсеместно, упрощая жизнь компаниям и высвобождая время на более важные задачи. Если не автоматизировать процессы, конкуренты окажутся в преимуществе.

Гибкость проявляется также в партнерстве. Лидеры часто могут выполнить всю работу самостоятельно, но им нужны другие люди, с которыми нужно уметь взаимодействовать, причем не только руководить, но также слышать и учитывать обратную связь.

Уверенность

Уверенность в себе, в своих компетенциях, в своей победе необходима, иначе лидер не сможет внушить такую же уверенность команде. Без уверенности в себе не стоит занимать руководящую должность. Уверенность нужна всегда, особенно когда дела идут плохо. Распространяющаяся паника парализует работу и снижает шансы выхода из сложных ситуаций, которые могут случаться в ходе проекта, и наоборот, уверенность и оптимизм позволяет выйти победителем из любого тупика.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – это умение управлять своими и чужими эмоциями, взаимодействовать на эмоциональном уровне. Это важно, поскольку эмоции играют более весомую роль, чем может показаться. Лидер, обладающий эмоциональным интеллектом, способен выяснить нужную информацию (к примеру, причину снижения качества), мягко и деликатно, сможет разобраться в причинах снижения результатов, устранить источник проблемы, мотивировать, подбадривать, вселять веру в зависимости от состояния сотрудников.

Навыки лидера

Иногда понятие «менеджер» отождествляют с понятием «лидер». Но это не совсем одно и то же. Менеджеры могут не быть лидерами, а лидеры не всегда являются менеджерами. Часто эти роли разделены, и на сегодняшний день такое положение вещей практикуется чаще всего: лидеры ведут, менеджеры управляют. Однако это неэффективно. Было бы выгоднее для бизнеса, если бы управленцы развили в себе лидерские способности и могли находить подход к сотрудникам. Именно для этого проводятся лидерские тренинги, например, упомянутый выше тренинг «Вдохновляющее лидерство». Для укрепления лидерских навыков проводят деловые игры, пример которых тоже уже упоминался в статье: Деловая игра — Вызов лидеру от команды ManGO! Games.

Разберемся, какие именно навыки нужно развивать менеджеру, чтобы он стал лидером и смог вести за собой. И, главное, как это сделать.

Ориентированность на людей

Эффективный лидер остается в курсе отношений в коллективе, он должен уметь понимать других, чувствовать текущее настроение команды и каждого участника. В этом помогают:

  • Лидерские курсы и тренинги.
  • Психологические курсы и тренинги.
  • Обучение по теме продаж (даже если вы никогда не собираетесь заниматься продажами, там развивают необходимые для управления людьми soft skills.).

Умение принимать трудные решения

Большинство из нас предпочитают не принимать трудных решений вообще. Но только не лидеры. Без этой способности они просто не могут быть лидерами. Почему решения бывают трудными и какие из них к таким относятся? Трудность решений связана с несколькими факторами:

  • Большое количество вариантов решения.
  • Сложные взаимодействия при решении.
  • Скорость ответа.

Развить такие навыки помогут занятия математикой, логикой, как бы странно это ни звучало.

Способность вдохновлять команду

Это целая наука, которой посвящаются тренинги, целые обучающие программы по развитию руководителей. Остановимся только на нескольких основных аспектах. Задача лидера поделиться своим вдохновением с другими. Приблизиться к ее решению помогут такие приемы:

  • Подчеркивать свою уверенность в силе команды.
  • Хвалить сотрудников публично, а критиковать в частном разговоре.
  • Отмечать достижения и подбадривать даже за мелкие успехи.
  • Грамотно подбирать персонал.

Способность к стратегическому мышлению

Лидеру необходимо видеть будущее и анализировать каждый шаг. Отлично развивает стратегическое мышление игра в шахматы. Стратегическое мышление развивают на многих обучающих программах по развитию руководителей.

Способность подавать пример

Мотивировать личным примером – метод, который работает эффективнее всех других. Проявить ответственность и задержаться дольше остальных в случае напряженного этапа проекта; вникнуть и поискать лучшее решение для командной работы, если текущее некомфортно; лично помочь команде адаптироваться под новые условия; поделиться знаниями, лично обучая – все это привычно для дилера, который ведет за собой собственным примером. Развить необходимые навыки помогут тренинги тренеров.

Способность создавать новые возможности

Лидеры отличаются от остальных тем, что сами ищут и создают возможности, используя стратегическое мышление. Они умеют рассматривать каждую ситуацию как возможность. Для развития лидеров в этом направлении существуют тематические тренинги и мастер-классы. Укреплять это качество помогает привычка пробовать новое и разное, использовать технологии, внедрять что-либо, чего раньше не было.

Эффективные коммуникации

Наука быть лидером
mangogames.ru

CATEGORIES