Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами

Вопросы и задания

Представленные в практикуме задания направлены на отработку практических умений студентов интерпретировать поведение человека с позиции основных психологических школ: психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии.

УПРАЖНЕНИЕ № 1. Выясните, какой вид психологической защиты преобладает у респондента. Определите, от каких травмирующих воздействий пытаются избавиться люди в описанных ниже ситуациях, какие механизмы психологической защиты используются, как они работают и к каким результатам приводят.

Ситуации проявления механизмов психологической защиты

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами. Под гипнозом она рассказывает, что в детстве подверглась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика — событие, о котором она в сознательном состоянии совершенно не помнит.

В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум соседнего водопада, умрет. Ни один представитель этого племени никогда не слышал шума падающей воды.

Человек заявляет, что был бы счастлив прийти на встречу, сулящую ему новую работу. Но в назначенный день забывает явиться на эту встречу.

Женщина, которая не может иметь детей, становится образцовой медсестрой в родильном доме.

Студенту, который думает о том, как бы обмануть на экзамене преподавателя, воспользовавшись шпаргалкой, кажется, что все преподаватели смотрят на него так, как будто он уже известен как шпаргалочник.

Агрессивный юноша, в детстве не раз проявлявший жестокость в отношениях с другими детьми, становится «звездой» профессионального бокса.

Маленькая девочка настолько сильно любит своего младшего братца, что ночи напролет проводит у его изголовья на тот случай, если он «вдруг перестанет дышать».

Молодая женщина, нередко проявляющая агрессивную реакцию на поступки мужа, испытывает непреодолимую склонность прятать его вещи.

Агрессивный по характеру человек часто держится слишком слащаво и даже подобострастно, подчеркнуто демонстрируя свою вежливость.

Муж убежден, что жена ему изменяет, хотя он подсознательно сам хочет изменить ей.

Человек, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из движений протеста.

Мать проявляет чрезмерную, переходящую все разумные пределы заботу о своем ребенке, о котором она во время беременности и думать не хотела.

Человек не признается самому себе, что его квалификация недостаточна для занимаемой им должности, но ему кажется, что все недовольны его работой.

Студент оправдывает свой провал на экзамене тем, что преподаватель к нему «придирался».

Начальник учреждения убежден, что пользуется авторитетом среди своих подчиненных. Он не замечает, что они относятся к нему с иронией, а иногда и со скрытой насмешкой. Когда социологический опрос выявляет, что подчиненные считают его плохим руководителем, он встречает это с искренним изумлением и недоверием.

Человек, склонный к полноте, в душе мечтает похудеть, стать более стройным, привлекательным, но при этом «строит» защиту: «Хорошего человека должно быть много», «Толстяки все добряки, а худые — нервные и злые», высмеивает за глаза худых знакомых: «Кожа да кости», «И в чем душа держится».

В семье родился второй ребенок. Но, неожиданно для родителей, проблемы начинаются со старшим пятилетним сыном. Он постоянно хнычет, начал писать в штаны, хотя до этого был приучен к горшку.

Студент, у которого низкая успеваемость, приводит доказательства отсутствия прямой связи между успеваемостью и уровнем интеллекта, а также успешностью в жизни, в профессии, например, такие: «Все великие люди плохо учились в школе» и т.п.

Максим В. (2,5 года) не хочет надевать брюки. Объясняет маме, почему: «Там коленкам темно!»

Бабушка целует Максимку. Тот не хочет, вытирает щеку, бабушка обижается, но через несколько минут все-таки опять целует. Максим вытер щеку, искоса взглянул на бабушку и говорит: «Пыль вытер. »

Долго гуляли на улице. Максим устал: «Мамочка, возьми на ручки.

Я забыл, как ходить».

Женщине, чей муж изменяет, «открыли глаза». В ответ: «Вы говорите неправду, все завидуют нашему счастью. Это зависть или недоразумение! Я благодарю вас за желание помочь мне, но вы ошибаетесь! У них деловые, невинные отношения». И это говорится убежденно.

Теперь женщина как будто услышала истину, но психологическая защита и тут воздвигла баррикаду — она отказывается это принять, потому что «нельзя этому верить!» Так неосознанно сопротивлялось ее сознание.

Оправдание неэтичного поведения: первоначально тот, кто берет взятки, чувствует, что этот поступок не согласуется с общей моралью, и выстраивает защиту: «Берут все, Иванов берет больше и даже деньгами. И вообще это не взятка, а подарок за особое внимание».

Ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получив этой любви, начинает испытывать прямо противоположные чувства и желания: старается досадить, разозлить мать, вызвать ненависть матери к себе, ссору.

Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя, позволяет ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т.д.

Папе сделал замечание начальник. Папа устроил сцену ревности маме. Мама отругала сына за плохую учебу и не пустила его гулять. Сын пнул собаку, которая разлеглась на дороге и мирно спала. Собака укусила папу.

В фильме «Три тополя на Плющихе» главная героиня — замужняя женщина — принимает приглашение симпатичного таксиста встретиться, но так и не решается пойти на свидание, испугавшись своего желания, чувствуя даже в нем вину перед мужем, семьей.

Винни-Пух поднялся на воздушном шарике, чтобы достать мед, но, когда увидел сердитых, агрессивно настроенных пчел, передумал: «Пятачок!

Я все понял: это неправильные пчелы, совсем неправильные, и они, наверное, делают неправильный мед».

Сверчок горевал, свою участь кляня: «Не сплю я — бессонница мучит меня. » Козел не ответил, а только жевал. Казалось, он молча переживал.

Скорбела кукушка: «В конце-то концов осталась я в мире одна без птенцов. » Козел не ответил, а только жевал. Казалось, он молча переживал.

Мышь плакала тоже: «Несчастная я! Мышиную норку разрыла свинья. »

Козел не ответил, а только жевал. Казалось, он молча переживал.

И поняли мышка, кукушка, сверчок, Что все их несчастия — так, пустячок.

Что в целой вселенной нет злейшего зла, нет горя сильнее, чем горе козла.

Ю. Саакян (перевел Г. Плисецкий)

Коля (2,6 года) достал из холодильника 2 конфеты — себе и маме. Свою съел, через некоторое время, увидев, что мамина конфета лежит, взял ее. «Это же моя конфета!» — сказала мама. «Тебе нельзя ее кушать, у тебя животик будет болеть» — ответил Коля.

Человек оправдывает свою профессиональную некомпетентность физическим недомоганием: «Избавиться бы от головных болей, я бы сосредоточился на работе».

УПРАЖНЕНИЕ № 2. (В качестве иллюстраций использованы «Ситуации в картинках», созданные студентами на практических занятиях по психологии.)

На представленных ниже картинках отражены различные психологические ситуации. Определите, какие защитные механизмы продемонстрированы. К каждой картинке подберите соответствующее название из числа предложенных вариантов.

  • • отрицание реальности, * регрессия, * замещение,
  • • рационализация, • компенсация, • сублимация,
  • • изоляция, * проекция, * подавление.
  • • реактивное образование,

Рис. В.

УПРАЖНЕНИЕ № 3. Проинтерпретируйте представленные на рисунках ситуации с позиции психоаналитика, психолога-бихевиориста или пси- холога-гуманиста. Определите проблему и подберите название к каждому рисунку.

УПРАЖНЕНИЕ № 4. Прочитайте текст. Обратите внимание на неравномерность шрифта, подчеркивания. Какой психотерапевтический замысел скрыт в тексте? Определите, к какому из психологических подходов можно отнести данный психологический прием. Дайте краткую характеристику приему.

«Яблони окутаны розовой дымкой. Утро предвещает радость.

Я быстро просыпаюсь. У окна рассыпалось солнце, пытаясь войти в наш дом. Яркие сочные и упругие лучики скользят по взъерошенным волосами.

Я пытаюсь их поймать губами, вскакиваю и обнимаю солнечное буйство красок.

Источник:
Вопросы и задания
Представленные в практикуме задания направлены на отработку практических умений студентов интерпретировать поведение человека с позиции основных психологических школ: психоанализа, бихевиоризма и
http://studref.com/352900/psihologiya/voprosy_zadaniya

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами

Логические задания и проблемные вопросы:

1.Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы

психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом

она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со

стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном

состоянии она не помнит.

Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

2. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему

работу, но забывает туда явиться.

Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

3. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой

Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

4. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

5. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время

беременности даже и думать не хотела.

Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство от-вержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

6. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет

Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

7. Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей

должностью и ему кажется, что все недовольны его работой.

Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

2. Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них, на ваш

взгляд, и почему может быть отнесен к экстравертам, а кто – к интровертам?

Что общего можно обнаружить у всех интровертов и экстравертов?

интроверты: Анна Каренина, Родион Раскольников, Джульетта, Онегин, Обломов, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Снежная Королева, Золушка.

Экстраверты: Чиполлино, Буратино, Алиса, кот Бегемот, Анжелика, Красная Шапочка, Колобок ,Баба-Яга, Отелло, Дон Кихот, Емеля, кот Матроскин.

общего в них то, что нет абсолютных интровертов и абсолютных экстравертов.

Источник:
Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами
Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами Логические задания и проблемные вопросы: 1.Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в
http://studfiles.net/preview/1729172/

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, как в детстве подверглась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика-событие, о котором в ‘сознательном состоянии она совершенно не помнит.

1 Сходные исследования (щп\ no J. Arseneau, 1983), проведенные в Новой Шотландии и Квебеке, дали аналогичные результаты (Leighton et al, 1971; Denis et аЦ 1973),

2 Возможные варианты ответов см. на с. 205.

178_______________________________Г. юна 12__________________________________

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум соседнего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться,

4. У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается преувеличенная чистоплотность.

5. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образ­цовой патронажной сестрой.

6. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экза­мене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошен­ничал» взаправду.

7. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола,

8. Маленькая девочка настолько сильно «любит» своего младшего братца, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет дышать».

9. Агрессивность одной женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.

10. Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком слащаво по отношению к другим.

П. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.

12, Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из движений протеста.

13, Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

14. Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью, и ему кажется, что все недовольны его работой.

15. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы на «засыпку».

Документ 12.3. Психические расстройства

в детстве и отрочестве

На протяжении всех первых дет жизни или в отрочестве у некоторых детей могут развиться расстройства поведения, которые будут сильно осложнять их собственную жизнь и жизнь окружающих людей. В большинстве случаев причины таких расстройств остаются неизвест­ными. Одни расстройства могут сгладиться или даже исчезнуть с наступлением половой зрелости; другие, наоборот, лишь к этому вре­мени и проявляются. Как бы то ни было, большинство нарушений накладывают на человека отпечаток до конца его дней.

Детский аутизм. Аутизм-это расстройство, которым из каждых 10 тысяч детей страдает 3-4 ребенка; это большей частью (в 75% случаев) мальчики.

В отличие от ребенка-шизофреника, который в первые годы жизни

Причины аутизма не известны; ни одна из предложенных до сих пор гипотез фактически не дает определенных объяснений, хотя все они отчасти дополняют друг друга. Существуют серьезные основания пред­полагать биологическую причину этого заболевания, но каких-либо свидетельств в пользу его генетической природы нет. Показано, что в голодном мозгу при аутизме образуется больше серотонина, чем у нормальных детей, и этот избыток нейромедиатора мог бы влиять на обработку мозгом внешней информации, поступающей по тем или иным сенсорным каналам.

Однако более правдоподобной кажется гипотеза о том, что биологи­ческие факторы обусловливают предрасположение к описанному выше аномальному поведению лишь тогда, когда ребенок попадает в условия, в которых ему ничего не остается, как только «забиться в уголок своего сознания». Особенно это касается тех случаев, когда такие психически хрупкие дети испытывают постоянное давление со стороны родителей, доброжелательность которых к ребенку сочетается с нетерпеливым стремлением развить его потенциальные способности. Беттелхайм, от­давший долгие годы изучению и лечению аутистичных детей, полагает, что под влиянием такого давления ребенок утрачивает способность к надлежащему развитию представлений о самом себе. Вот почему, по мнению этого автора, важно изолировать таких детей от семьи, с тем

1 Так, вместо того чтобы просто отвечать «нет>\ такой ребенок может, например, говорить; «Не таскай кошку за хвост» (замечание, некогда сделанное ему матерью, когда он мучил животное).

180 ________ I\uma 12_________________

чтобы вернуть им возможность следовать собственному ритму жизни в соответствии с собственными потребностями в специально предназна­ченной для этого среде1.

Это концепция противостоит представлениям бихевиористов, ко* торые, как, например* Ловаас (Lovaas* 1977), напротив, полагают, что аутистичного ребенка следует систематически «перевоспитывать» с по­мощью прежде всего оперантных методов (см. документ 12,9).

Понятно, что такое поведение гиперактивного ребенка сильно отра­жается как на его социальном, так и на умственном развитии, осложняя его социальные взаимоотношения, что в дальнейшем может обернуться для него трудно преодолимым препятствием.

Причины гиперактивности изучены далеко не полностью. Поскольку это расстройство проявляется очень рано, весьма вероятно, что анома­лия имеет отчасти биологическую природу, Была выдвинута гипотеза, что важную роль в развитии гиперактивности у предрасположенных к ней от рождения детей могут играть некоторые компоненты пищи, такие, например, как вкусовые добавки и красители, а также салицилаты (которые содержатся в некоторых плодах) и в особенности рафинирован­ный сахар (Feingoldj 1976; Prinzet аЦ 1980). Как это ни странно, прием стимулирующих веществ (вкдючая кофе), по-видимому, вызывает у гиперактивных детей заметное снижение активности.

До сих пор из всех методов, применявшихся для лечения этого расстройства, заметного улучшения поведения удавалось достичь глав­ным образом с помощью бихевиористских подходов.

1 Основанное Беттелхаймом в Чикаго специальное учебное заведение пы­тается создать такие условия физического и социального окружения ребенка, в которых он чувствовал бы себя наиболее устойчиво. Во Франции Делинъи (DeJigny, I975) также стремится к созданию для ребенка условий сгабильного существования, помещая его в небольшие «самодостаточные» сообщества, на­подобие сети разбросанные пб одному из горных массивов Севенн+

От расстройств поведения до соцжшатнн. Некоторые дети лишены всякой способности думать о благополучии других людей и всякий раз попирают их права, когда дело касается удовлетворения собственных нужд. Речь идет о «манипуляторах»-детях (а впоследствии и подрост­ках), пускающих в ход все свое, обаяние и играющих на самых чувстви­тельных струнах других людей, чтобы добиться собственной цели. Как правило, они не способны испытывать какие-либо чувства или прояв­лять раскаяние по поводу причиненного ими зла. Иногда они могут быть просто опасными, так как не умеют предвидеть возможные последствия своих поступков. Таких социально неадаптированных лю* дей называют социальными психопатами.

Антисоциальная личность таких детей все чаще и чаще толкает их на то, чтобы жить за счет других* максимально эксплуатируя любой недостаток последних, лишь бы извлечь из него побольше выгоды

Впоследствии такие социопаты попадают в исправительные заведе­ния, где и проводят значительную часть жизкн. Очутившись в тюрьме, они способны вести себя как «примерные» заключенные, без какого- л но о недовольства принимая все ограничения и проявляя большое уважение к начальству, чтобы добиться условного освобождения; получив его, они при первой же возможности снова совершают преступление.

1 Цит* по М, Ferguson, „La revolution du cerveau», p. 188.

182_______________________________________Г.шва 12 >____________________________

образом это подтверждает, что социопат способен думать лишь о тех выгодах, которые он может извлечь в данный момент.

Психическая анорексия. Из каждой тысячи молодых людей анорек-сией в среднем страдает от 3 до 10 человек, причем в 7-20% случаев это расстройство приводит к летальному исходу. Анорексия наблюдается почти исключительно у девушек-подростков в возрасте от 12 до 18 лет; они упорно отказываются от- пищи, иногда даже потеряв более 25% своего нормального веса, Анорексия нередко сопровождается прекра­щением менструаций.

Больная анорексией имеет превратное представление о собственном теле, она считает себя «слишком жирной» даже тогда, когда лицо её выглядит изможденным, глаза глубоко запали, суставы на исхудавших руках и ногах выступают. Она отрицает голод, а если у нее и случаются иногда приступы булимии, она сразу же после еды искусственно вызы­вает рвоту. Анорексия сопровождается также гиперактивностью; де­вушка может заниматься разнообразными видами спорта или танцами, иногда поднимается даже ночью, чтобы проделать несколько упраж­нений и тем самым израсходовать сколько-то калорий.

Причины анорексии остаются неясными. Но, учитывая этап разви­тия* на котором она возникает, и то, что страдают ею в основном девушки, можно думать, что это расстройство подросткового созре­вания, связанное с «упорным отказом от феминизации физического облика». Весьма возможно, что оно представляет собой реакцию на преждевременное половое созревание или на реальную или вообра­жаемую опасность стать жертвой кровосмешения; взоры, которые об­ращают мужчины семейного круга на физическую трансформацию девушки, вполне могли бы способствовать появлению этой аномалии.

Лечение анорексии основано главным образом — на доведении до сознания пациентки реальности симптомов (потеря веса, прекращение менструаций), на пробуждении у нее желания восстановить нормальный процесс социализации и, наконец, на твердой постановке перед ней цели восстановить нормальный вес, что позволило бы объективно оценивать изменения в установках больной.

По мнению ряда авторов, расстройства, связанные с питанием, видимо, имеют тесное отношение к процессу самоидентификации. Страх быть отвергнутым в сочетании с отсутствием самоуважения мог бы быть одной из важных причин булимии, особенно если в недавнем или более отдаленном прошлом человек действительно был отвергнут пред­ставителем противоположного пола. В этом смысле навязчивое обжор­ство могло бы служить своеобразным способом занять свободное время, столь тягостное для отвергнутого; таким образом, эту аномалию можно было бы рассматривать как форму поведения с самовозна­граждением !.

Источники: Barker М.. Вгипеаы С. 1985. «Aspects psycho! ogiques de Tartorexie men tale et implications», dans J. Wilkins (Ed,), Mcdccine de Fadolescence: Une medecine specifique, Montreal, Centre d’information sur la sante de I’enfant, Hopital SteJustine, p, 302-309.

Neuman P.A.r Halvorson P. A>, 1983. Anorexia Ncrvosa and Bulimia* Van Nostrand Rein hold Company Inc.
Документ 12.4. Путешествие через

«Нормальный» человек определяет границу между тем, что прием-лемо и тем, что неприемлемо, своим отношением к галлюцинациям, бреду и неадаптивным или странным формам поведения, встречающим­ся у некоторых людей, При этом он руководствуется описанием и медицинской классификацией симптомов психических расстройств. Ко «насколько же сомнительна, зловеща и немыслима власть специалис­тов-психиатров, которые продолжают пользоваться правом закапывать больных-живых и вопящих-в могилы своих терминов. Их вопли -якобы не что иное, как симптомы истерии, их ужас-признак паранойи; их отсутствующий взгляд свидетельствует о пугающей утрате всех нравственных устоев» (Laing, 1986)* Кто может сказать, что на самом деле означает симптом, который человек использует как способ выра­жения своей неприспособленности к миру?

Источник:
Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами
Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами 1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, как в детстве подверглась сексуальной агрессии со
http://birmaga.ru/dost/%D0%96.+%D0%93%D0%BE%D0%B4%D1%84%D1%80%D1%83%D0%B0+%D0%A7%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8Fa/part-16.html

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами

Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, как в детстве подверглась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика — событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум соседнего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

4. У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами, развивается преувеличенная чистоплотность.

5. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.

6. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду.

7. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

8. Маленькая девочка настолько сильно «любит» своего младшего братца, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет дышать».

9. Агрессивность одной женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.

10. Агрессивный человек часто ведёт себя слишком вежливо или слишком слащаво по отношению к другим.

11. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.

12. Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из движений протеста.

13. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

14. Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью, и ему кажется, что все недовольны его работой.

15. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы на «засыпку».

(Возможные варианты ответов на вышеизложенные ситуации: 1. Подавление. 2. Отрицание. 3. Подавление. 4. Реактивное обучение. 5. Сублимация. 6. Проекция. 7. Сублимация. 8. Реактивное обучение. 9. Вытеснение. 10. Реактивное обучение. 11. Проекция. 12. Вытеснение. 13. Реактивное обучение. 14. Проекция. 15. Рационализация.)

Документ 12.3. Психические расстройства в детстве и отрочестве

На протяжении всех первых лет жизни или в отрочестве у некоторых детей могут развиться расстройства поведения, которые будут сильно осложнять их собственную жизнь и жизнь окружающих людей. В большинстве случаев причины таких расстройств остаются неизвестными. Одни расстройства могут сгладиться или даже исчезнуть с наступлением половой зрелости; другие, наоборот, лишь к этому времени и проявляются. Как бы то ни было, большинство нарушений накладывают на человека отпечаток до конца его дней.

Детский аутизм. Аутизм — это расстройство, которым из каждых 10 тысяч детей страдает 3–4 ребенка; это большей частью (в 75 % случаев) мальчики.

Причины аутизма не известны; ни одна из предложенных до сих пор гипотез фактически не дает определенных объяснений, хотя все они отчасти дополняют друг друга. Существуют серьезные основания предполагать биологическую причину этого заболевания, но каких-либо свидетельств в пользу его генетической природы нет. Показано, что в головном мозгу при аутизме образуется больше серотонина, чем у нормальных детей, и этот избыток нейромедиатора мог бы влиять на обработку мозгом внешней информации, поступающей по тем или иным сенсорным каналам.

Это концепция противостоит представлениям бихевиористов, которые, как, например, Ловаас (Lovaas, 1977), напротив, полагают, что аутистичного ребенка следует систематически «перевоспитывать» с помощью прежде всего оперантных методов (см. документ 12.9).

Понятно, что такое поведение гиперактивного ребенка сильно отражается как на его социальном, так и на умственном развитии, осложняя его социальные взаимоотношения, что в дальнейшем может обернуться для него трудно преодолимым препятствием.

Причины гиперактивности изучены далеко не полностью. Поскольку это расстройство проявляется очень рано, весьма вероятно, что аномалия имеет отчасти биологическую природу. Была выдвинута гипотеза, что важную роль в развитии гиперактивности у предрасположенных к ней от рождения детей могут играть некоторые компоненты пищи, такие, например, как вкусовые добавки и красители, а также салицилаты (которые содержатся в некоторых плодах) и в особенности рафинированный сахар (Feingold, 1976; Prinz et al., 1980). Как это ни странно, прием стимулирующих веществ (включая кофе), по-видимому, вызывает у гиперактивных детей заметное снижение активности.

Источник:
Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами
Читать книгу онлайн "Что такое психология" — Годфруа Жо — бесплатно, без регистрации.
http://www.litmir.me/br/?b=239703&p=169

Проанализируйте приведенные примеры

Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации?

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, что в детстве подвергалась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика – событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

Отрицание

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум осеннего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.Интроекция

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться. Проекция

4. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образцовой патронажной сестрой.Всемогущий контроль

5. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экзамене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошенничал» взаправду.Интроекция

6. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.Диссоциация

7. Маленькая девочка так сильно «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет» дышать.Интроекция

8. Агрессивность женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.Всемогущий контроль

9. Некто убежден, что ему изменят жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.Интроекция

10. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы «на засыпку».Проективная идентификация

Задача № 17

Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

1. Все поведение человека, по А. Адлеру происходит в социальном контексте, что порождает… а) социофобию, б) социальный интерес, в) фикционный финализм, г)чувство неполноценности.

2. В феноменологической теории личности способность принимать во внимание свои ощущения называется… а) креативностью, б) эмпирической свободой, в) оргазимическим доверием, г) открытостью к переживанию.

3. Дж. Келли считал, что у каждого человека уникальная система своих личностных конструктов, благодаря которой человек может… а) претендовать на уникальность собственного восприятия, б) добиваться своего, в) демонстрировать уникальность своей личности, г) устанавливать межличностные отношения.

4. Одна из ценностных ориентаций выделенных в диспозициональной теории личности – ориентированность на полезность, выгодность, прагматичность – называется… а) теоретическая ориентация, б) экономическая ориентация, в) социальная ориентация, г) религиозная ориентация.

5. Отражение способности индивида приспосабливаться к жизни, противостоять стрессовым ситуациям в теории типов личности называется… а) интроверсией, б) психотизмом, в) нейротизмом, г) экстраверсией.

6. Согласно аналитической теории К. Юнга, рациональной психической функцией называется… а) ощущение, б) интуиция, в) мышление, г) воображение.

7. Возврат к детским моделям поведения – это механизм психологической защиты, который называется… а) рационализацей, б) проекцией, в) сублимацией, г) регрессией.

8. Психической энергией, имеющей властное начало либидо называл… а) З. Фрейд, б) А. Адлер, в) К. Юнг, г) К. Хорни.

9. Комплекс психологической неполноценности, по А. Адлеру, развивается, в частности из-за этой причины… а) чрезмерной опеки родителей, б) зависимости мнения человека о себе от мнения других, в) фиктивного финализма, г) из-за неправильной идентичности.

10.Психологические свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, согласно теории…а) когнитивной теории личности, б) диспозиционной теории личности, в) когнитивно-поведенческой теории личности, г) аналитической теории личности.

Задача № 18

Выберите правильные ответы (обведите в кружок) из предложенных вариантов.

1. Ключевое понятие аналитической психологии – это… а) артефакт, б) архетип, в) знак, г) символ.

2. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности…а) аналитическая, б) гуманистическая, в) когнитивная, г) диспозиционная.

3. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это…а) холерик, б) меланхолик, в) сангвиник, г) флегматик.

4. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел… а) К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, К. Роджерс.

5. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фред показал, что принципом удовольствия руководствуется… а) «Оно», б) «Я», в) «Сверх-Я», г) «Супер-эго».

6. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется… а) рационализацией, б) вытеснением, в) забыванием, г) переносом.

7. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс… а) Электры, б) Афродиты, в) Медеи, г) Фрейда.

8. Понятие «сублимация» введено в научный словарь… а) К. Юнгом, б) А. Адлером, в) З. Фрейдом, г) К. Хорни.

Семинарское занятие №5. ТемаМотивационная сфера личности.

1) Схема «Система ценностных ориентаций личности»

Задача № 19

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник:
Проанализируйте приведенные примеры
Проанализируйте приведенные примеры. Какие механизмы психологической защиты работают в каждой конкретной ситуации? 1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она
http://studopedia.org/14-78936.html

Психологической защиты

Ежедневно мы совершаем какие-то поступки, что-то говорим, о чем-то судим и как-то оправдываем свои действия. На первый взгляд, мы все это делаем сознательно, но всегда ли это так в действительности? В большинстве случаев здесь проявляются механизмы психологической защиты, с помощью которых наше «Я» позволяет нам преодолевать конфликты, в определенных ситуациях порождающие тревогу. Вот несколько примеров таких ситуаций. Можете ли вы определить какой механизм защиты рабогает в том или ином случае? 2

1. Молодая женщина избегает всяких контактов с мужчинами; под гипнозом она рассказывает, как в детстве подверглась сексуальной агрессии со стороны своего дяди-алкоголика-событие, о котором в сознательном состоянии она совершенно не помнит.

‘ Сходные исследования (цит. по J. Arseneau, 1983), проведенные в Новой Шотландии и Квебеке, дали аналогичные результаты (Leighton et al, 1971; Denis et al., 1973).

2 Возможные варианты ответов см. на с. 205.

2. В одном африканском племени бытует легенда, что тот, кто услышит шум соседнего водопада, умрет. Ни один представитель племени никогда не слышал шума падающей воды.

3. Некто заявляет, что был бы счастлив прийти на свидание, сулящее ему работу, но забывает туда явиться.

4. У ребенка, которому запрещали играть своими экскрементами. развивается преувеличенная чистоплотное гь.

5. Женщина, которая не может иметь ребенка, становится образ­цовой патронажной сестрой.

6. Студенту, который с удовольствием «смошенничал» бы на экза­мене, кажется, что все на него смотрят так, как если бы он «мошен­ничал» взаправду.

7. Агрессивный молодой человек становится «звездой» регби или футбола.

8. Маленькая девочка настолько сильно «любит» своего младшего братца, что все ночи проводит у его изголовья на тот случай, если он вдруг «перестанет дышать».

9. Агрессивность одной женщины по отношению к мужу выражается в том, что она непроизвольно прячет принадлежащие ему вещи.

10. Агрессивный человек часто ведет себя слишком вежливо или слишком слащаво по отношению к другим.

11. Некто убежден, что ему изменяет жена, хотя подсознательно он сам хочет изменить ей.

12. Некто, воспитанный властным отцом, становится активистом одного из движений протеста.

13. Некая мать чрезмерно заботится о своем ребенке, о котором во время беременности она даже и думать не хотела.

14. Человек не признается самому себе, что он не удовлетворен своей должностью, и ему кажется, что все недовольны его работой.

15. Студент оправдывает свой провал на экзамене недостатком времени для ответа или тем, что в билете были вопросы на «засыпку».

185.212.148.159 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник:
Психологической защиты
Ежедневно мы совершаем какие-то поступки, что-то говорим, о чем-то судим и как-то оправдываем свои действия. На первый взгляд, мы все это делаем сознательно, но всегда ли это так в действительности?
http://studopedia.ru/5_77846_psihologicheskoy-zashchiti.html

CATEGORIES