Красота спасет

Красота спасёт мир

Красота спасёт мир

Когда говорят: «Красота спасёт мир», то подразумевают, что она спасёт его от жестокости и насилия, от всего дурного и разрушающего. Но задумаемся, каким же образом она его спасёт?

Понятие красоты является субъективной мерой, так как оно относится строго к определённому времени. А так как каждые десять лет время меняет понятие о красоте, осовременивая его, то каждые пятьдесят лет всё меняется коренным образом. Так что получается: в каждом временном промежутке существует свой определённый тип красоты, соответственный образ которого и должен спасти мир, то есть вывести его из своеобразного тупика в развитии.

Красота, употребляемая в данном выражении как понятие относительное, имеет в виду определённую законченную форму, структура которой поэтапно сконструирована и поэтому поэтапно предельна, где каждый этап имеет один промежуток времени: год, десять лет, пятьдесят лет и т.д. А мы знаем, что любая завершённая форма есть идеальная конструкция, которая «отточила» и «отшлифовала» свою развивающуюся структуру до определённого совершенства на данном этапе развития.

Следовательно, любая идеальная конструкция совершенна по отношению ко всем находящимся в этом этапном промежутке времени, но стоящим немного ниже в развитии. А с любой совершенной формой всегда ассоциируется понятие «Красота». И любой индивид, стоящий на данной лестнице развития ниже этой совершенной формы, стремится к данному идеалу, и для него он является эталоном красоты, которому следует подражать.

Поэтому лишь идеал может спасти мир, то есть достижение предела в совершенстве. А для достижения данного предела надо много, долго и упорно развиваться каждой личности на Земле. Развитие же помогает человеку избавиться от своих пороков и недостатков, от агрессии и жестокости, так как растут его сознательность, моральные устои, духовность. Идеал внешней структуры всегда связан с внутренним содержанием, поэтому злобный человек страшен и отвратителен, а добрый и благородный источает внутреннюю гармонию и красоту.

И, конечно же, важно не путать красоту внешнюю, физическую, с красотой духовной. Если не красив внешне, то дело самого человека — стремиться или нет к определённому эталону внешней красоты данного общества. Сейчас уже возможно достигнуть внешнего совершенства, без особых усилий можно воссоздать образ идеальной красоты. Другой вопрос: надо ли это человеку? Ведь гораздо важнее стремиться к совершенству духовному! И если индивиду дали конкретное тело, которое хоть и не устраивает его, но оно дано таким, чтобы в нём он смог максимально вырасти духовно.

Но если он устремится к изменению физического тела, как своей внешней формы, неудовлетворяющей его, то, прежде всего, лишит себя достижения другого предела — духовного идеала в развитии на данном жизненном промежутке, потому что душа в изменённом теле уже не будет ощущать себя так, как в первоначально данной форме. А отсюда в душе не произойдёт планомерной наработки требуемых качеств, что для личности является невыполнением программы жизни.

Лишь имидж является единственной платформой для экспериментов со своей формой, предоставленной человеку. Только здесь можно делать себя максимально похожим на идеал красоты. А стремление к её общему идеалу, где гармонично уживаются и красота духовная, и красота физическая без ущемления в развитии каждой из сторон, есть тот самый совокупный эталон красоты, понятие о котором существует на Земле в высказывании: «Красота спасёт мир от жестокости и насилия».

Конечно же, если каждый человек взрастит в себе константу такой совокупности идеалов, то и жестокость, и насилие сами по себе исчезнут в мире, так как мораль и нравственность ликвидируют их на корню. Мораль и нравственность формируют и внешнюю красоту, и внутреннюю, строят по своим законам душу человека, изгоняя

Источник:
Красота спасёт мир
Красота спасёт мир
http://www.vektorduha.ru/krasota-spasyot-mir

Красота спасет


















Фёдор Михайлович Достоевский считал, что “красота спасет мир”, а А.С. Пушкин в Сказке о Золотом Петушке и не только в этой сказке показал, что красота может и погубить мир. Шамаханская царица, без оружия и без единого выстрела, только своей красотой погубила сначала двух сынов царя с их войском, а затем и самого Дадона, который, в конце концов, поплатился “головой” и царством за безумную любовь к заморской красавице. А ведь она была угрозой миру, т.е. врагом царства Дадона, о чем не один раз предупреждал своим криком Золотой петушок, который никогда не ошибался при приближении неприятеля.

Так кто же прав: Достоевский или Пушкин? Красота спасет или разрушит мир?

На поставленный вопрос имеются всего четыре варианта ответа и только один из них – правильный.

  1. Одновременно не правы по данному вопросу и Достоевский и Пушкин.
  2. Одновременно правы по данному вопросу и Достоевский и Пушкин.
  3. Достоевский – прав; Пушкин – не прав.
  4. Достоевский – не прав; Пушкин – прав.

А какой вариант выбрали бы вы, уважаемые читатели этой статьи?

Ответ не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Попробую высказать и свою точку зрения. Я однозначно выбираю второй вариант и попробую обосновать свой выбор.

Вопрос связан с таким широким понятием, как “красота” и если определимся с тем, что мы подразумеваем под этим словом в данном контексте, то и ответ будет понятен. По мнению автора, оба классика литературы под словом “красота” в данном вопросе подразумевали красоту человека.

Человеческую красоту можно условно разделить на две составляющие: внешнюю (физическую) красоту, определяемую только внешними данными и “внутреннюю” (духовную) красоту, напрямую связанную с морально-нравственными качествами человека.

А.С. Пушкин в своей Сказке о Золотом петушке показал только внешнюю, физическую красоту Шамаханской царицы, которая, при отсутствии духовной “красоты”, оказалась смертельной для мира Дадона и такая бездуховная красота действительно способна разрушить мир.

P.S. Эта статья является продолжением наших публикаций о “духовном здоровье”, но не отдельного человека, а государства и человечества в целом. Смотрите также на нашем сайте и другие материалы по этой тематике:

© Здоровье-МЭИ 2007г. При перепечатке ссылка обязательна.
| Введение | Статьи | Народное | Тесты | Эл.книга | Назад | Вперед

Источник:
Красота спасет
Фёдор Михайлович Достоевский считал, что “красота спасет мир”, а А.С. Пушкин в Сказке о Золотом Петушке и не только в этой сказке
http://health.mpei.ac.ru/krasota.htm

Красота спасет мир?

«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее?» С малых лет возникает перед нами этот вопрос. Мы живем в обществе, где внешние данные крайне важны, чтобы преуспеть в карьере и — почему бы нет? — в личной жизни. Физическая красота не только норовит стать первостепенной, но ей посвящаются и конкурсы, участницы которых соревнуются друг с другом, чтобы получить титул «самой красивой» из красавиц. Я не думаю, что быть «самой-самой» плохо, но ни одна женщина не может полагаться лишь на это, потому что приходит время, когда физические качества уходят, и тогда возникает неизбежный вопрос — а что же осталось?

В Румынии, да и не только у нас, есть женщины, которым удалось сделать карьеру в разных областях и которые в молодости были победительницами конкурсов красоты. Матильда Паскаль-Кожокэрицэ (исполнительница народных песен), Роберта Анастасе (председатель Палаты депутатов), Рита Мурешан (модный дизайнер), Даниела Нане (актриса), Хейли Бери (американская актриса) — это только несколько примеров. Однако думаю, что эти женщины преуспели в жизни благодаря своей подготовке и шансу, а никак не потому, что были мисс — обладательницами короны какого-нибудь конкурса.

Конкурсы красоты с участием девочек

Маленькая конкурсантка убита

В 1996 году эти конкурсы красоты тоже пережили кризис, когда крошечная Джон Бенет Рэмси, которой было всего 6 лет, одна из претенденток на титул мисс, была найдена задушенной в подвале. Хотя убийство не было раскрыто, пресса возложила вину на мать, которая якобы использовала собственную дочь. Остальные родители сняли тогда своих детей с конкурса, испугавшись, что убийцей мог быть педофил, вьюном вившийся вокруг сцены, на которой проходил конкурс. Но умы успокоились сравнительно быстро, родители забыли о несчастном случае, а конкурсы красоты для девочек проводятся и в наши дни, являясь для их организаторов настоящими «денежными станками».

В наши времена нужно признать, что внешность стала визитной карточкой для всех, но для женщин намного больше, чем для мужчин. Если взять газету и раскрыть ее на рубрике «Требуются», то можно прийти к выводу, что все работодатели хотят видеть кандидатку с приятной и красивой внешностью, так что уже и в продуктовом магазине за углом ты не сможешь быть продавщицей, если ты не милашка по всем стандартам. Почему? Потому что красота продает. Если и для такой работы требуется красота, то что же мы удивляемся тому, что все телепередачи нуждаются в «ассистентах по съемочной площадке»? Может, вы скажете, что они красивые, но глупые. Не знаю, таковы ли они, но они привлекают аудиторию к соответствующим программам, и если красивы, то, конечно, разыгрывают из себя простушек, потому что этого требует должностная инструкция. В конце концов, они сами позволяют себя унижать и дискриминировать.

Люди, однако, забывают, что физическая красота проходит. Она ведь только каркас, который, как бы мы его ни надраивали, в определенный момент начинает ржаветь и трескаться. Мы не можем полагаться на красоту бесконечно. Желательно, чтобы преимущество отдавали внутреннему и другим человеческим качествам, а красота, если есть и она, то слава Богу! «Не занимайтесь внешней красотой, которая состоит в украшениях и красивой одежде или прическе. Красота ваша пусть будет внутренней, красотой сердца, проникнутого нетленным очарованием умиротворенного духа, столь драгоценного пред Богом», — говорил нам святой апостол Петр, но сегодня кто еще слышит его?

Говорят, что внутреннее отражается вовне, и мы видим, что это правда. Сколько раз вам приходилось видеть красивую женщину, красота которой не говорила вам ничего, и другую, менее красивую, но способную очаровать любого собеседника своей манерой держаться и вести себя? Смотрела я однажды телевизор и увидела нашу выдающуюся актрису Кармен Стэнеску. Я была поражена ее красотой, которую она излучала в свои… 85 лет. Помимо природной красоты, которую она сохранила до этого почтенного возраста, глаза этой дамы излучали такую благость и свет, какие мне редко доводилось видеть у людей намного моложе.

Красота может помочь нам в жизни, но она не должна стоять на первом месте. Если бы мы больше занимались своей душой, то, конечно, для нас не было бы никакой драмы в том, что мы стареем и заодно с возрастом множатся морщины на нашем лице.

Каждая морщина — это опыт

Почему бы нам не посмотреть на каждую морщину как на опыт, который мы пережили в жизни и без которого не стали бы теми, кто мы есть сегодня? И еще мы знаем, что глаза — это зеркало души. Теплый и ласковый взгляд говорит больше любого безупречного лица, не передающего ничего через гладкость кожи. А если заключить вместе с писателем Ф. М. Достоевским, что красота спасет мир, то не красота-мисс, а красота прожитой жизни, красота, которая облагораживает душу, всегда занятую тем, чтобы не грешить.

Газета «Ziarul Lumina»
Перевод с румынского Зинаиды Пейковой

Источник:
Красота спасет мир?
«Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее?» С малых лет возникает перед нами этот вопрос. Мы живем в обществе, где внешние данные крайне важны, чтобы преуспеть в
http://www.pravoslavie.ru/42980.html

ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
/Быт. 1.31/

Все Божье творение изначально прекрасно. Бог любовался Своим творением на разных этапах его создания. «И увидел Бог, что это хорошо» — эти слова повторяются в 1 главе книги Бытия 7 раз и в них явно ощутим эстетический характер. С этого начинается Библия и заканчивается она откровением о новом небе и новой земле (Откр. 21.1). Апостол Иоанн говорит о том, что «мир лежит во зле» (1 Ин. 5.19), подчеркивая тем самым, что мир не есть зло сам по себе, но что зло, вошедшее в мир, исказило его красоту. И в конце времен воссияет истинная красота Божественного творения — очищенная, спасенная, преображенная.

Красота — в христианском понимании категория онтологическая, она неразрывно связана со смыслом бытия. Красота укоренена в Боге. Отсюда следует, что существует только одна красота — Красота Истинная, Сам Бог. И всякая красота земная — есть только образ, в большей или меньшей степени отражающий Первоисточник.

«В начале было Слово… все через Него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1.1-3). Слово, Неизреченный Логос, Разум, Смысл и т.д. — у этого понятия огромный синонимический ряд. Где-то в этом ряду находит свое место удивительное слово «образ», без которого невозможно постичь истинный смысл Красоты. Слово и Образ имеют один источник, в своей онтологической глубине они тождественны.

Образ по-гречески — ????? (ейкон). Отсюда происходит и русское слово «икона». Но как мы различаем Слово и слова, так же следует различать Образ и образы, в более узком смысле -иконы (в русском просторечии не случайно сохранилось название икон — «образа»). Без понимания смысла Образа нам не понять и смысла иконы, ее места, ее роли, ее значения.

Бог творит мир посредством Слова, Он Сам есть Слово, пришедшее в мир. Также Бог творит мир, давая всему Образ. Сам Он, не имеющий образа, есть Прообраз всего на свете. Все существующее в мире существует благодаря тому, что несет в себе Образ Божий. Русское слово «безобразный» — синоним слова «некрасивый», значит не что иное, как «без-образный», то есть не имеющий в себе Образа Божия, не-сущностный, не-существующий, мертвый. Весь мир пронизан Словом и весь мир наполнен Образом Божиим, наш мир иконологичен.

Евангелист Иоанн также свидетельствует: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1.18а), но далее добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1.18б). Здесь — центр новозаветного откровения: через Иисуса Христа мы имеем прямой доступ к Богу, мы можем видеть Его лицо. «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его» (Ин. 1.14). Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово есть единственный и истинный Образ Невидимого Бога. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона. Апостол Павел так и пишет: «Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1.15), и «будучи образом Божиим, Он принял образ раба» (Фил. 2.6-7). Явление Бога в мир происходит через Его умаление, кенозис (греч. ???????). И на каждой последующей ступени образ в определенной степени отражает Первообраз, благодаря этому обнажается внутренняя структура мира.

Процесс «обожения», духовного преображения человека — христоцентричен, так как основан на уподоблении Христу. Даже следование примеру любого святого замыкается не на нем, а ведет прежде всего — ко Христу. «Подражайте мне, как я Христу«, — писал апостол Павел (1 Кор. 4.16). Так и любая икона изначально — христоцентрична, кто бы ни был на ней изображен — Сам ли Спаситель, Богородица или кто-либо из святых. Христоцентричны также праздничные иконы. Именно потому, что нам дан единственный истинный Образ и образец для подражания — Иисус Христос, Сын Божий, Воплощенное Слово. Этот образ в нас и должен прославиться и воссиять: «все же мы, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3.18).

Человек расположен на грани двух миров: выше человека — мир божественный, ниже — мир природный, оттого, куда развернуто его зеркало — вверх или вниз, — будет зависеть, чей образ он воспримет. С определенного исторического этапа внимание человека было сосредоточено на твари и поклонение Творцу отошло на второй план. Беда языческого мира и вина культуры Нового времени состоят в том, что люди, «познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих… и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… заменили истину ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (1 Кор. 1.21-25).

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Все зримое вокруг покроют воды
И Божий Лик отобразится в них.

Восточно-христианская традиция воспринимает Красоту как одно из доказательств бытия Божия. По известной легенде последним аргументом для князя Владимира в выборе веры было свидетельство послов о небесной красоте собора Святой Софии Константинопольской. Познание, как утверждал Аристотель, начинается с удивления. Так нередко познание Бога начинается с удивления красоте Божественного творения.

«Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне осознает это» (Пс. 138.14). Созерцание красоты открывает человеку тайну соотношения внешнего и внутреннего в этом мире.

…Так что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)

Итак, «нетленная красота кроткого духа, ценная перед Богом» — вот, пожалуй, краеугольный камень христианской эстетики и этики, которые составляют неразрывное единство, ибо красота и добро, прекрасное и духовное, форма и смысл, творчество и спасение — нерасторжимы по сути, как едины в своей основе Образ и Слово. Не случайно сборник святоотеческих наставлений, известный в России под названием «Добротолюбие», по-гречески называется «?????????» .(Филокалия), что можно перевести как «любовь к прекрасному»[1], ибо истинная красота есть духовное преображение человека, в котором прославлен Образ Божий.
[1] Аверинцев С. С. «Поэтика раннехристианской литературы». М., 1977, с. 32.

Авторство: БОГОСЛОВИЕ ИКОНЫ. Языкова И. К. ИКОНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И БИБЛЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

Разъяснение распространенной фразы «Красота спасет мир» в энциклопедическом словаре крылатых слов и выражений Вадима Серова:

«Красота спасет мир» — из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 — 1881).

Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».

В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, — закричал он , громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.

Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал… Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.

Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему». Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений — он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает Главному замыслу романа — создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».

Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях).

Разумеется, в одночасье это не произойдет — нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):

«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.

— Да, хороша, — проговорила она, наконец, — очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? — обратилась она вдруг к князю.
— Да… такую… — отвечал князь с некоторым усилием.
— То есть именно такую?
— Именно такую
— За что?
— В этом лице… страдания много… — проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.
— Вы, впрочем, может быть, бредите, — решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».

Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное — это символ морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. — Сост.) убьет…»

Источник:
ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. /Быт. 1.31/ Все Божье творение изначально прекрасно. Бог любовался Своим творением на разных этапах его создания. « И увидел Бог, что
http://pravm.ru/2013/09/krasota_spaset_mir/

CATEGORIES