Капризный ребенок

Капризный ребенок

Рассказывает молодая мама по имени Галя:

— Я просто не знаю, как себя вести. До двух лет мы жили спокойно. Она все понимала. Я скажу — она сделает. А теперь. Я говорю: «Подними игрушку», — а она еще и другую на пол бросит. Я говорю: «Нельзя книги рвать», — так она дождется, пока я из комнаты уйду, достанет их из шкафа и порвет в мелкие клочки. Начинаешь наказывать — орет как резаная, на пол кидается. Кухонный стол новый маркером разрисовала — бабушку чуть удар не хватил. У мужа со стола схватила какую-то важную бумагу — скомкала. И ведь знает же, что нельзя. Все равно. На улице тоже. Сначала — не пойду гулять. Потом — не пойду домой. Я уже сама не понимаю — чего ей надо. У невропатолога были, он сказал: здорова. Правда, таблетки какие-то выписал. Муж говорит: ты ее избаловала. А я ее вроде и не баловала никогда.

Маленькая Лариса двух с половиной лет — смешливая, общительная, с носом пуговкой и лукавыми серыми глазами. В кабинете лезет во все ящики, стащила на пол все игрушки, украдкой оглядываясь на мать, подбирается к моим ключам.

Я прошу Галю:
— Расскажите, пожалуйста, что у вас в доме можно, а что нельзя.
Галя (нерешительно):
— Ну, то есть как. Как у всех. рисовать нельзя на обоях.
— А где можно?
— В альбоме, у нее есть специальный, но она в нем не рисует почему-то. Ну, посуду нельзя брать из серванта, книги рвать, воду открывать без спросу, брызгаться, на пол лить. Да вы чего, думаете, мы ей все запрещаем, что ли?! Да она.
— Нет, нет, я так совершенно не думаю. Продолжайте, пожалуйста.

Галя (задумчиво):
— Ну, нельзя обрывать листья у цветов, кошку мучить, залезать на подоконник, трогать розетки, стучать по мебели. вы знаете, очень трудно все перечислить. А зачем это?
— Видите ли, я попросила вас назвать, что можно и что нельзя в вашем доме. Причем слово можно я поставила на первое место. Вы же перечислили мне только нельзя .
— Все остальное — можно! Это же понятно.
— Это понятно вам, может быть, понятно мне. хотя, впрочем, тоже не очень. А можно ли стучать по стенкам? Рисовать маркером на стеклах?
Галя (несколько растерявшись):
— Стучать по стенам? Н-не знаю.

1. Нельзя ударить никого из членов семьи.
2. Нельзя мучить кошку.
3. Нельзя открывать окно на улицу.

Вырабатывается табу следующим образом. Сначала все члены семьи договариваются о содержательной стороне системы. После согласования распределяют роли. На какое-то время всем членам семьи придется стать актерами, ибо в выработке табу и в самом деле есть нечто театральное, а если смотреть глубже — нечто от древних ритуалов. Ведь, если помните, именно у дикарей были очень сложные и разветвленные системы табуирования, регулирующие практически всю жизнь взрослого населения племени. Предположим, постулат, который необходимо усвоить полуторагодовалому ребенку, звучит так: «Нельзя бить маму!»

И вот маленький агрессор, чем-то недовольный, размахнулся и, как это у него водится, шлепнул маму по щеке. Если ребенка держали при этом на руках, то его тут же спускают на пол. С этого момента и до конца сцены никто не обращается прямо к нему. Все реплики подаются через его голову. Примерный сценарий:

Мама: Как! Мой сын меня ударил! О боже! Что же мне делать! Как я несчастна! (Сидит, закрыв лицо руками, потом медленно, стеная, удаляется в другую комнату.)

Папа: Невероятно! Этот мерзавец посмел ударить мать! Какой кошмар! И это мой сын! Я уничтожен! Я не желаю его видеть и говорить об этом. (Удаляется вслед за женой и там громко утешает ее, продолжая громко возмущаться поступком сына.)

Бабушка: Господи! И это в нашем доме! Да я с дедом сорок лет прожила, он на меня ни разу руку не поднял! А мой внук. (Печально качая головой, удаляется вслед за остальными.)

Отчуждение от родителей — самое страшное и невероятное событие в жизни маленького ребенка. В результате вышеописанной сцены (если, конечно, никто не хихикает в процессе исполнения) ребенок убеждается в том, что есть поступки, которые могут перевернуть его мир с ног на голову. Тут уж не до экспериментов. Как правило, двух-трех повторений бывает достаточно, чтобы занесенная для удара ручка начала сама собой опускаться. Только учтите, что подобную реакцию должен встречать каждый табуированный проступок ребенка. Не может быть такого, чтобы сегодня все стенали как сумасшедшие, а назавтра на то же самое не обратили внимания. Подобное отклонение куда вреднее, чем отказ от системы табу вообще.

— Так, хорошо, я все поняла, — решительно сказала Галя. — И что же, если я все это сделаю, она перестанет
меня «доставать»?
Лариса, наконец, стащила мои ключи и вместе с ними быстро заползла под кресло.
— Отдай ключи доктору! — тут же заполошно вскричала Галя. — Отдай немедленно!
— А ты знаешь, Лариса, брать ключи — это можно, — задумчиво говорю я.
Лариса тут же выползает из-под кресла, протягивает мне ключи:
— На, тетя, кючи, — говорит она и начинает хищно посматривать на перекидной календарик.

Что такое детские капризы?

Наверняка каждый человек, даже никогда не имевший детей, видел, как капризничают маленькие дети. Истошно вопящий малыш в троллейбусе, маленький упрямец, не желающий уходить от вожделенного киоска, ревущее в три ручья существо неопределенного пола, которое буквально волочет по улице разгневанная или, наоборот, сама чуть не плачущая мамаша, — все это только верхушка айсберга. Основным полем детских капризов является, конечно же, дом, семья. Очень часто родители, беспомощно разводя руками, признаются: в яслях его хвалят, говорят — тихий, спокойный, все делает, а дома.

Что же такое детские капризы? Откуда они берутся и что означают?

Для начала немножко видоизменим вопрос и поставим его так: отчего дети капризничают? Послушаем голоса, выражающие так называемую народную мудрость:

— спал днем плохо, вот и капризничает;
— перегулял, давно уж надо бы спать положить;
— как что не по-его, так он всегда начинает;
— слишком много людей, новых впечатлений, вот он и перевозбудился;
— устал он, конечно, целый день в дороге;
— заболел, может. Лоб-то не горячий?

Легко убедиться, что все ищут и находят причину капризов ребенка во внешних по отношению к нему обстоятельствах. Сам он тут как будто бы и ни при чем. Ни при чем оказываются, как это ни странно, даже окружающие ребенка люди и их отношения между собой. Сказанное выше может относиться абсолютно
к любому ребенку. А то, что одни дети капризничают практически непрерывно, а другие — почти не капризничают вообще, вроде бы к делу и не относится. Так, некое абсолютно безликое стечение обстоятельств. Ну что ж, народная мудрость так же абстрактна, как и любая мудрость вообще. В этом ее достоинство, в этом и ее недостаток.

Но нас-то интересуют конкретные причины. Кроме того, всем известны такие ситуации, когда ребенок особенно капризен в присутствии какого-нибудь одного, конкретного человека, и случаи, когда даже очень уставший или больной ребенок проявляет совершенно ангельскую кротость.

В чем же здесь загвоздка? И чем, собственно, нехорошо народное толкование детских капризов?

Ответ очень прост. Детские капризы — это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру. Не учитывать этого при общении с ребенком, значит игнорировать значительную часть его действительных потребностей. Как же читать эти послания?

Иногда их текст прозрачен и легко прочитывается внимательной матерью или бабушкой (см. пример, приведенный выше: капризничает, значит, спать хочет! Достаточно такого капризничающего ребенка уложить, и все будет хорошо. Послание прочитано, потребность удовлетворена.) Но далеко не всегда все так просто. Вспомните Ларису.

Почему дети капризничают?

1. Первый пункт подскажет нам все та же народная мудрость.

Причиной детской капризности может быть хроническое или только начинающееся соматическое заболевание . Если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно если речь идет о ребенке до трех лет), но будет демонстрировать испытываемый им дискомфорт в виде изменений поведения. Это будет поведение протестное или непоследовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное.

Всегда, когда ребенок начал капризничать неожиданно или на ровном месте, в ближайшие часы следует внимательно проследить за состоянием его здоровья.

Если ребенок болен хронически и часто испытывает физический дискомфорт, то во избежание развития патологий характера следует компенсировать это большим (по сравнению с обычным ребенком) количеством впечатлений позитивного, развлекательного характера. С таким ребенком надо больше разговаривать, играть, показывать и объяснять ему доступные его возрасту картинки, книги и фильмы.

2. Очень часто основной причиной детской капризности бывают и различные виды нарушения воспитания в семье .

В этом случае послание ребенка может быть прочитано так: «Со мной нужно обращаться по-другому!»
Наиболее распространенными типами нарушения воспитания дошкольников являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Особо гибельным для детской уравновешенности является сочетание обоих нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка — позволяет абсолютно все).

Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не знает слова «нельзя». Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность). Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказываются от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.

Гипопротекция в своей крайней форме ведет к истощению адаптационных резервов. Ребенок, которому все запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И тогда с другой стороны, но мы приходим все к тому же протестному, капризному поведению, которое еще больше раздражает родителей. Родители запрещают ребенку капризничать, он протестует против запрещения протеста — и этот замкнутый круг может вертеться годами.

Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация членов семьи, ухаживающих за ребенком. Например, гиперпротективная мама и гипопротективный папа.

3. Иногда капризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии .

В этом случае при анализе ситуации ни гипо- ни гиперпротекции выявить не удается, ребенка вроде бы воспитывают правильно, иногда даже «по науке», но отношения внутри семьи до крайности напряжены. Например, свекровь не ладит с молодой невесткой и всячески стремится доказать и показать ее «никудышность». Или молодой отец после рождения ребенка не против погулять, а жена не спит ночами, потихоньку плачет и проверяет карманы его куртки в поисках доказательств супружеской неверности. Здесь капризы — послания ребенка, переводятся однозначно: «Я не хочу, чтобы значимые для меня люди ссорились между собой!»

В этом нет никакого врожденного миролюбия или, тем более, альтруизма со стороны ребенка. Просто та душевная энергия, которая по праву должна была принадлежать ему, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой или, наоборот, на сохранение «хорошей мины при плохой игре». И ребенок этим, естественно, недоволен. И также естественно демонстрирует это недовольство окружающим. Именно такие дети часто и на первый взгляд необъяснимо перестают капризничать, когда свекровь уезжает на дачу («Да она же к нему почти и не подходила!») или когда отец отправляется в длительную командировку («Он же любит папу, я знаю, он всегда по нему скучает!»). В действительности дети в этом случае реагируют не на само отсутствие члена семьи (иногда искренне любимого), а на приостановку явных или скрытых военных действий.

4. Иногда за капризы принимают что-то другое . Например, вполне закономерное исследование реакций родителей, которое ребенок предпринимает обычно на третьем году жизни: «Нельзя сюда ходить? А я пойду. И что она сделает? Кричит. А я опять пойду. И что тогда будет? Ага, тащит. А я вырвусь и опять пойду. Ой-ей-ей! Кажется, хватит. «

И так по много раз на дню, по самым разным поводам. Ужасно утомительно. Но это не капризы. Это — исследование. И если вы будете достаточно тверды и последовательны, то довольно быстро (у разных детей уходит на это от нескольких месяцев до двух лет) ребенок освоится со всем многообразием ваших реакций, и будет достаточно четко представлять, что можно, а что нельзя себе позволить в общении с мамой, с папой, с бабушкой.

Классической, многократно описанной в литературе подменой является игнорирование родителями требований ребенка по предоставлению личностной самостоятельности. Классическое «Я сам!». Не умеет чисто есть, но тянется к ложке. Пытается сам завязать шнурки, потом всей семьей полчаса распутываем. Упорно надевает штаны задом наперед и так порывается идти в садик. При попытке исправить ситуацию — злится, кричит. Это тоже не капризы. В этих случаях имеет смысл сначала похвалить ребенка за стремление к самостоятельности и отметить его очевидные достижения, а потом сообщить, что для завершения ситуации и для придания ей большей гармоничности необходимо сделать еще то-то и то-то. Как правило, дети в этом возрасте требуют именно признания их попыток, ибо о какой-то реальной автономии говорить еще рано, и они на самом-то деле прекрасно это понимают.

Что делать родителям, когда ребенок капризничает?

1. Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание ребенка, которое заложено в его
сиюминутной или долгоиграющей капризности.

Постарайтесь не относится к капризам ребенка как к очередной попытке помучить вас. Представьте себе инопланетянина, который плохо владеет земным языком и пытается донести что-то до вашего сознания. Помните, что положение ребенка осложняется еще и тем, что у него, в отличие от инопланетянина, нет «родного языка», которым он владел бы совершенно свободно.

2. Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по
этому поводу.

Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».

Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим».

Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей. В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что полученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка.

Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, когда ему остается только в буквальном смысле ткнуть пальцем в понравившийся пункт списка:
— Ванечка, ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела?
Обидела тебя бабушка, да? Или ты печенинку хочешь?

Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о наиболее выгодном предложении.

Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.

3. Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами.

Для этого есть один единственный способ — родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка. Уже трехлетний ребенок, приученный прислушиваться к себе и не встречающий возражений в описании своих чувств, вполне может сказать:

— Я сейчас злой! Я сейчас ужасно злой! Меня кошка разозлила, потому что я хотел поиграть, а она царапается. Вы от меня сейчас все отойдите, я буду на кухне злиться. А потом приду, и вы меня пожалеете (прямая речь подлинная, записана одной внимательной мамой со слов своего трехлетнего сына).

4. Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком.

И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи. И там, где никто не смеет взять ложку, пока не начал есть дедушка, и там, где все в любое время едят руками из большой кастрюли, которая всегда стоит на плите, вполне может вырасти спокойный, эмоционально устойчивый ребенок.

Но вот если мама что-то разрешает, а папа это же самое запрещает категорически, а у бабушки все зависит от настроения, а у дедушки — от состояния здоровья, а у дяди — от отметок, которые ребенок получил в школе. И все это относится к чему-нибудь одному, например, к тому, можно ли прыгать на диване. Именно против такого «плюрализма» часто, капризничая, протестуют дети. В семье, где много народа и несколько воспитательских позиций, имеет смысл устроить своеобразный «круглый стол», на котором путем компромиссов вырабатывается единый стиль воспитания и раз и навсегда решается, можно ли прыгать на диване, есть сардельки руками и пинать кошку. Иногда, во избежание дальнейших разночтений, на основе достигнутых соглашений имеет смысл даже составить итоговый письменный документ, в котором любой желающий сможет при необходимости уточнить, как же поступать в том или ином случае.

5. Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи.

Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия.

Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка — это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться. А упорства ему не занимать.

Чем может помочь специалист?

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу детских капризов необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. Особенно это относится к детям, страдающим пренатальной энцефалопатией и детям с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Здесь правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и таких грозных осложнений, как детский церебральный паралич (ДЦП).

Кроме того, специалист может помочь родителям определить причины капризности ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

Если причиной капризности ребенка являются внутрисемейные конфликты, то имеет смысл обратиться к такому методу, как семейная психотерапия. Даже краткосрочная позитивная семейная психотерапия, проведенная квалифицированным специалистом, часто позволяет существенно улучшить поведение ребенка и заодно наладить отношения в семье.

Вернемся к Ларисе.

Понятно, что в семье Ларисы и Гали капризы проистекали от неумения матери внятно донести до дочери свою воспитательную позицию.

Подвижная, смышленая девчушка уже вовсю изучает окружающий мир (и личность матери в том числе), а Галя все еще воспринимает ее как свое физическое продолжение. При этом как бы подразумевается, что для Ларисы «само собой понятно» все то, что очевидно для Гали.

После нашей первой встречи Галя и ее муж определили семейную систему табу (все же им было проще запрещать, чем разрешать, и вопрос о том, что «можно», они отложили на потом) и стали проводить ее в жизнь.

Лариса, вполне привыкшая к постоянной ругани, окрикам и даже шлепкам и не обращавшая на них практически никакого внимания, никогда в жизни не встречалась с отчуждением. После первого же «террористического акта» по отношению к кошке этот опыт буквально ошеломил ее. С дикими криками она бросилась вслед за торжественно удалившимися родителями. Испуганная Галя уже готова была прервать «воспитательное мероприятие», но более трезво мыслящий супруг остановил жену. Неделю Лариса помнила полученный урок. А после второй попытки для кошки наступили дни отдохновения — ее хвосту больше ничего не угрожало.

Сложнее было с разрешительным «можно». Галя признавалась, что Лариса тут ни при чем и именно ей не удается сразу и навсегда побороть привычку все запрещать. Иногда, как при первой встрече у меня в кабинете, она сначала кричала: «Нельзя!» — и только потом задумывалась над тем, действительно ли это так. Но упорство молодой женщины позволило постепенно наладить ситуацию, и успех был достигнут — Лариса почти перестала капризничать.

Источник:
Капризный ребенок
Капризный ребенок. Ребенок капризничает. Детские капризы. Почему дети капризничают? Что делать родителям, когда ребенок капризничает?
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030196.shtml

Капризный ребенок

Капризный ребенок – это всего-навсего повод, побуждающий взрослое воспитывающее окружение малышей задуматься о собственных действиях, устремленных на воспитательное воздействие, а также напоминание о значимости для детей родительского внимания. Зачастую капризность детей свидетельствует о попустительстве их взрослого окружения. Взрослая среда родственников, занимающаяся воспитанием малышей, позволяет крохам вести себя в таком духе, не подчиняться требованиям и завоевывать желаемое при помощи плаксивости и истерик.

Однако существует противоположная сторона ребяческой капризности, которая может указывать на присутствие хронического недуга или о появлении острого процесса. Кроме того, детское неповиновение, капризы и плачи зависят и от темперамента, сиюминутного эмоционального настроя крох и общего физического состояния. Как правило, со всевозможными проявлениями детской капризности в свое время соприкасаются абсолютно все родители в процессе педагогического воздействия и становления детских личностей.

Ребята, начиная с самых ранних детских лет, выражают собственные желания по-разному. Одни посредством использования некоторых общих жестов, а другие прибегают к «вымогательству», используя при этом исключительно доступные для них средства, а именно слезы, разбрасывание вещей, крики. Другими словами, детский каприз является стремлением малыша получить желаемое, при условии, что он соматически здоров.

Капризность и изредка истеричное поведение считаются, по сути, естественным способом и практически единственной возможностью, посредством которой чадо старается продемонстрировать свои внутренние ощущения. Подобным поведением дети пытаются объяснить, что не так с ними.

По какой причине неожиданно ребенок 2-х лет стал капризным и плаксивым? Как вести себя родным и каким образом можно помочь малышу?

В двухлетнем периоде капризность взаимосвязана с потребностями детей (например, пить, кушать) или ощущением ими дискомфорта (например, обувь меньшего размера жмет ногу). Нередко проявления капризности могут иметь связь и с внутренним состоянием ребят. В случае болезни они могут ощущать беспокойство, болевые ощущения, которые дети не в состоянии даже понять, а объяснить взрослым – и подавно. При любых непонятных дискомфортных ощущениях малыши, в первую очередь, стараются их подавить, вследствие чего требуют выполнения то одного «хочу», то другого. Однако дискомфорт не уходит, поэтому они ударяются в слезы. Подобное поведение родители могут расценивать, как каприз.

Нередко после перенесенного недуга дети продолжают капризничать, требуя к своей персоне такого же повышенного внимания, которое было и во время их болезни. Вследствие чего для множества родителей насущным становится вопрос, как воспитывать капризного ребенка? Для этого воспитывающим взрослым необходимо уяснить, что двухлетняя кроха уже способна адекватно воспринимать запреты, запоминать правила и их выполнять. Поэтому рекомендуется родителям избрать линию поведения, которая будет базироваться, в первый черед, на последовательности и единстве.

Последовательность в воспитательном воздействии означает, что один раз запретив что-либо малышу в дальнейшем необходимо придерживаться этого.

Единство – заключается в согласованности стратегии воспитания между всеми участниками данного процесса. Другими словами, если папа за какие-то действия наказал малыша, то маме следует поддержать папу. В случае если она не согласна с его действиями, следует обговорить сложившуюся ситуацию, но только, чтобы малыш не слышал.

Также нужно учитывать, что капризные дети любят публику. Поэтому если оставить ненадолго малыша одного в комнате, истерика затихнет сама собой. Таким поведением родители демонстрируют свою позицию, которая является четким сигналом для малыша, что подобными действиями он не сможет ничего добиться. Следовательно необходимость себя вести подобным манером исчезнет.

В случае детских капризов в 3 года родителям, для начала, рекомендуется вспомнить, что они гораздо старше собственных чад, а значит и умнее. Поэтому не нужно играть с крохой в игру под названием «кто кого переспорит». Можно уступить малышу в какой-то мелочи, чтобы отстоять собственную позицию в чем-то более значимом.

Также прежде, чем ругать малышей, когда они капризничают, нужно разобраться с причинами, отвечающими на вопрос, почему ребенок стал капризным? Главным образом, проблема капризности трехлетнего возраста заключается во взрослении малышей и преодолении ими естественного кризиса развития. В трехлетнем периоде крохи часто делают все навыворот, будто бы назло старшим. Подобным поведением они просто стремятся отстоять собственное право на независимость и отделить собственную персону от матери. Поэтому, зная такую особенность малышей, можно использовать ее в своих интересах. Например, разрешив крохе делать то, что не хотели бы разрешать. На фразу малыша: «я не пойду мыться», ответить: «хорошо, тогда папа пойдет лежать в ванне и играть игрушками вместо тебя».

Во избежание затяжных истерик, вследствие неудовлетворенного каприза, можно воспользоваться еще одной характерной чертой ребят трехлетнего возраста – их стремительную переключаемость на новые действия. Поэтому, если родитель замечает, что ребенок зациклился на одном из «хочу» психологи рекомендуют незамедлительно постараться переключить внимание. Своевременное переключение внимания малышей приведет к пониманию ими, что истериками от взрослых ничего не добьешься. Вследствие чего необходимость в истериках отпадет за ненадобностью.

Также рекомендуется взрослому окружению стараться не заострять внимание на вызывающем поведении крох. Так как детям неважно хорошее или нехорошее внимание направлено в их сторону, главное, что оно есть.

Таким образом, если вдруг ребенок стал капризным, то не нужно паниковать, прежде всего, необходимо понять причину такого поведения, а затем попытаться использовать его в собственных целях, при этом без применения бесполезных криков.

Четырехлетние малыши уже довольно самостоятельные личности. Они ходят в дошкольное учреждение, имеют любимые занятия, у них есть собственные предпочтения. А также четырехлетние дети уже достаточно большие, чтобы при помощи слов сформулировать свои «хочу», выразить ощущения и потребности.

Тогда почему ребенок стал капризным в 4 года? Возможно, его капризность является своеобразным копированием модели поведения традиционной для данной семьи? Ведь, если таким образом между собой взаимодействуют взрослые, то чего же можно ожидать от их чада? Поэтому нужно стараться, чтобы малыш не присутствовал при ссорах и конфликтных ситуациях родни. Также не следует общаться с ним на повышенных тонах.

Истерики, показное непослушание, капризность трехлетнего периода являлись для детей своеобразной пробой манипуляций родителями. Аналогичное поведение в четырехлетнем возрасте свидетельствует, что такая манера себя вести стала уже привычной. Ведь для малышей четырех лет капризность является проверенным способом добиться желаемого от старших. Так зачем же им пренебрегать?

Нередко при помощи капризов ребенок всего лишь пробует привлечь родительское внимание. Наряду с этим чрезмерно заласканные дети также часто бывают капризными. Избыточное внимание, перерастающее в гиперопеку, утомляют детей, вследствие чего они становятся неуправляемыми и добиваются своего истериками.

Капризный непослушный ребенок в большинстве случаев – это результат неправильного воспитательного воздействия на крох в раннем возрастном периоде. Однако нередко причиной подобного поведения выступает возрастной негативизм.

Воспитание четырехлетнего капризного ребёнка не отличается кардинально от воспитательного воздействия на трехлетнего капризулю, но усилий для коррекции устоявшейся манеры поведения и терпения необходимо задействовать гораздо больше. Поэтому главным оружием в борьбе с детской капризностью должна быть последовательность в запрещенных вещах и разрешенных, а также единство воспитательной стратегии.

Если капризность трехлетнего возраста принято считать нормой, то подобное поведение дошкольников свидетельствует о педагогической запущенности. И, в первый черед, в этом виноваты родители и все прочие взрослые, активно принимающие участие в воспитании малыша. Поэтому постоянные капризы дошкольника должны родителей подтолкнуть к размышлениям о правильности выбранной модели воспитания.

Нередко капризы в пятилетнем возрасте могут указывать на зреющее недопонимание между ребенком и его взрослым окружением.

Непомерная настойчивость на грани упрямства и чрезмерная плаксивость детей при стремлении добиться желанного, в большинстве своем, является следствием неправильно выстроенных взаимоотношений с ними. И тут речь не ведется исключительно об их избалованности. Ведь нередко капризы пятилетнего дошкольника показывают то, что он просто не умеет по-иному сообщить о собственных переживаниях. Скорее всего, истерика для него является привычным средством, направленным на привлечение внимания родителя. Также потакание всем желаниям детей и незамедлительное исполнение их требований может восприниматься малышами в качестве проявления родительской любви.

Часто родители, будучи чрезмерно загружены работой, при помощи удовлетворения капризов малышей стремятся компенсировать дефицит времени, уделяемого им. Однако подобная стратегия не только не способна решить проблему, но и ведет к вседозволенности, отсутствию границ и избалованности. Таким малышам будет довольно сложно адаптироваться к школьной среде.

Как воспитывать капризного ребенка 5-ти лет? Прежде всего, взрослому окружению дошкольника необходимо научиться говорить ему четкое «нет» при этом, вразумительно аргументируя причину отказа.

Капризный непослушный ребенок 5-ти лет нуждается в том, чтобы старшие донесли до него, что капризность и непослушание являются не лучшими средствами получить желаемое. А также продемонстрировали данный постулат на практике, удовлетворяя лишь те желания, которые выражены спокойным тоном в виде просьбы и игнорируя те, которые сопровождаются криком, плачем, топаньем ног.

Многие родители жалуются на то, что ребенок стал капризным и плаксивым. Чрезмерная плаксивость и непослушание детей представляют собой довольно распространенное явление, которое легко поддается коррекции при условии выполнения родителями простых рекомендаций.

В первый черед взрослым следует выяснить причину подобного поведения и исключить наличие соматического заболевания. Если ребенок стал капризным, но при этом абсолютно здоров, то его капризность является ответной реакцией на окружающую среду, родительское поведение, их методы воспитания и т.п. Поэтому взрослым необходимо научиться реагировать грамотно на проявление детского неподчинения и капризности:

— не следует в качестве воспитательной меры использовать крик и ругань;

— иногда лучше уступить крохе в меньшем, чтобы запретить в большем;

— необходимо предоставить малышу право на проявление самостоятельности;

— наилучшим методом борьбы с капризностью считается общение с детьми, поэтому необходимо стараться больше уделять времени общению на равных, без использования менторского тона;

— перед тем, как наказывать кроху за капризное поведение, следует разобраться в мотивах его действий;

— также следует стараться договариваться с малышом, а не добиваться от него нужных действий, давя родительским авторитетом или криком;

— любой запрет необходимо доступно аргументировать малышу;

— нужно научиться различать детские капризы (в одном случае каприз может свидетельствовать об исследовательской деятельности малыша, а в ином – желание делать наперекор).

Ребенок стал капризным — что делать? Для формирования гармонично-развитой личности малыша родителям необходимо понимать, что дети не являются их личной собственностью, что не существует одинаковой модели поведения для всех детей, каждая кроха индивидуальна и поэтому требует такого же подхода. Далеко не всегда капризность свидетельствует о непослушании или упрямстве, часто она может извещать о внутреннем дискомфорте, дефиците родительского внимания, гиперопеке и т.д.

Источник:
Капризный ребенок
Капризный ребенок – это повод, побуждающий взрослое воспитывающее окружение малышей задуматься о собственных действиях, устремленных на воспитательное воздействие
http://psihomed.com/kapriznyiy-rebenok/

Капризы ребенка и как с ними бороться

=Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей. На самое обычное предложение — помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки — ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста.

Считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?

Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.

Но все же причины капризов и упрямства ребенка заключаются в неправильном подходе к его воспитанию.

Капризы могут выражаться возбужденным эмоциональным состоянием ребенка, беспричинной сменой желаний, которые, с точки зрения взрослого, лишены смысла. Однако в капризах малышей есть своя внутренняя логика.

У новорожденного находящегося в колыбели, капризов, как таковых, нет. Сигналы о том, что ему пора сменить мокрое белье, или накормить, или уложить его спать,— это еще не есть собственно капризы.

Однако если взрослые не умеют своевременно предвосхищать детский плач и ребенок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают предпосылку для зарождения капризов.

Капризы детей второго-третьего года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движения одежда, неудобная постель и т. п.).

Капризы могут быть предвестниками болезни. Ребенок ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.

Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребенок еще слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребенок привыкает к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.

Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться делаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.

У самых маленьких капризы могут выражаться в нежелательной настойчивости. Например, полуторагодовалый малыш упорно хочет завладеть привлекшим его внимание предметом. Никакие «нельзя» его не останавливает. Когда же предмет убирают, скажем, в ящик письменного стола, ребенок пытается открыть его, стучит кулачками по крышке стола и упорно повторяет: «Дай!» Подобные сцены обычно заканчиваются слезами.

Чем младше ребенок, тем неосознаннее его негативные проявления, которые, как уже говорилось, часто заменяют ему неумение объяснить взрослым свое желание. По мере роста ребенка и развития его сознания капризы начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становятся привычным способом поведения для достижения цели.

Часто капризы ошибочно принимают за нервные проявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит. Родителям следует показать ребенка врачу-специалисту, чтобы исключить предположение о нервности.

Прежде всего, научиться внешне спокойно переносить крик ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние. Нужно понимать, что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

Если ребенок может спокойно объяснить, зачем ему нужно «то-то», то это не каприз, а потребность. Следует помнить, что потребности взрослых и детей различны в корне. И не стоит пренебрегать детскими потребностями, поставьте себя на место вашего ребенка.

Ребенку с самого начала жизни необходима родительская любовь. Однако если он окружен излишней заботой и вниманием, он бессознательно начинает злоупотреблять ими. Так, уже в конце первого года жизни его крик, плач могут означать не только то, что он хочет, есть или пить. Плач становится для него способом позвать к себе родителей, обратить на себя их внимание. В последствии это может привести к постоянным капризам.

Даже если у Вас уже нет сил, слушать крики и наблюдать безобразное поведение своего ребенка, постарайтесь сдержать себя (Вы все-таки старше) и спокойным тоном объяснить свое решение. Вы пример для своего ребенка, он копирует Ваше поведение.

Иногда бывает достаточно сложно объяснить, почему Вы не разрешаете ребенку что-либо. Достаточно распространенная ситуация: ребенок просит игрушку в магазине, а родители просто говорят «нет». Ребенок начинает плакать и упрашивать, а родители раздраженно отказывают. Это в корне не правильно. Нужно объяснить почему «нет». Ваш ребенок гораздо умнее, чем Вы думаете, и он тоже имеет право знать, почему у него не будет этой прекрасной на его взгляд игрушки.

В определенном возрасте дети начинают активно познавать мир. Им интересно все, что их окружает и Ваши вещи в том числе. Постарайтесь, с самого раннего возраста объяснить ребенку что есть «свое» и «чужое». И что чужое брать не надо. Но если все же ребенок взял какую-то из Ваших вещей, не отнимайте ее у него, а предложите альтернативу. Например, ребенок взял Ваш мобильный телефон, и не хочет отдавать его обратно. Кричит и ругается с Вами – одним словом капризничает. Вы должны взять какую-либо из его вещей (игрушек) и предложить обмен. В 90% случаев ребенок соглашается. При этом не забудьте объяснить, что «это мамино» и нельзя брать это без разрешения. На этом конфликт будет исчерпан. И все остались довольны.

Иногда родители позволяют ребенку больше, чем нужно. Очень быстро ребенок начинает считать, что ему можно все. Так продолжается до тех пор, пока не поступит первый отказ. Вот тут-то и начинаются капризы истерики. Поймите, бездействие иногда хуже действия. Прощая ребенку все, Вы его балуете. Если ребенок делает, что-то что Вас не устраивает, нужно сказать ему об этом. Спокойно и обстоятельно объяснить, почему Вы не хотите, чтобы он это делал. Причем, аргументы приводить нужно действительно весомые, а не «Я сказала, не делай так!». Не делайте из себя идола.

Если Вам не нравиться, что ребенок долго смотрит телевизор, скажите ему о том, что Вы беспокоитесь за его глазки, что от телевизора они устают, и что детям можно смотреть его только чуть-чуть. В этом месте ребенок обычно начинает капризничать, но Вы как грамотный воспитатель можете предложить ему заняться чем-то другим (более интересным для него), например, поиграть вместе в его любимую игру. Но если Вы попросите его не смотреть телевизор больше, он начнет плакать и кричать, и Вы уступите, считайте что Вы «проиграли» и теперь ребенок понял, что Вас можно и не слушать, и будет Вами манипулировать.

Этот метод хорош для детишек после 3 лет. Они уже хорошо Вас понимают и смогут понять «в чем подвох». Если ребенок начинает капризничать и никакие способы это прекратить не работают, идите ва-банк. Начните копировать его. Кричите, канючьте, хватайте его за руку (не сильно), требуйте от него что-нибудь. Например, покормить его, поиграть с Вами и т.д. Ребенок не сразу поймет, в чем дело. Вам нужно сделать так, чтобы он как-бы встал на Ваше место.

Этот метод, конечно, не совсем педагогичный но, вполне действенный. Дети начинают понимать, как Вы себя чувствуете, и в следующий раз могут не начать капризничать. С другой стороны, Вы решите конфликтную ситуацию безболезненно и для Вас и для ребенка. Дети с радостью начинают ухаживать за Вами и потакать Вашим капризам. Но помните, этот метод на крайний случай. Лучше все-таки все объяснять цивилизованно, с чувством толком и расстановкой.

Если Вы сами все-время капризничаете и ругаетесь с любимым, манипулируете близкими людьми и часто кричите, не ждите, что ваш ребенок будет паинькой. Если Вы обладаете большим темпераментом, старайтесь направить его в позитивное русло. Ребенок смотрит на Вас, и как бы это не звучало банально Вы главный для него пример.

Смотря, что иметь в виду под наказанием. Если шлепать ремнем или ставить на горох, то нет, ни в коем случае! Насилие это не метод. Понравилось бы Вам, если бы муж за Ваше желание купить новую шубу, отлупил бы Вас портупей или поставил бы в угол? Смешно! Если ребенок капризничает, его нужно лишить внимания и дать понять, что Вам это не нравится, и что Вы не обязаны его слушать, пока он не начнет вести себя более благоразумно.

Между вами и ребенком есть одно большое отличие: Вы старше, а значит должны быть более сдержанны и уравновешены. Должны быть в состоянии объяснить ребенку, что он не прав и почему Вы делаете именно так, а не иначе. И тогда дети начинают вести себя также. Главное найти подход к своему ребенку, тогда и капризов станет гораздо меньше. Любите друг друга и относитесь с пониманием!

Источник:
Капризы ребенка и как с ними бороться
=Капризы и упрямство ребенка повод для беспокойства многих родителей. На самое обычное предложение — помыть руки, готовиться ко
http://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/10885129/

Растем и развиваемся!

то случилось с ребенком? Что за напасть такая? Был послушный ребенок, и вдруг его словно подменили. Стал капризным, упрямым. Целыми днями делает все назло. Наверно избаловали? Может, надо быть с ребенком построже? Это стандартные вопросы, которые сами себе задают родители, но ответа так и не находят…

Да, терпение не относится к распространенным родительским добродетелям. Его всегда требуется много – и когда дети маленькие, и когда они большие. А возраст три года – это первая проверка родительского терпения. Психологи определяют это время, как кризис трех лет, считая одним из самых трудных в жизни ребенка, а, следовательно, и испытанием родителей на выдержку. В это время у вас не обычный малыш, а капризный ребенок. Что делать, спросите вы? Мы постараемся ответить на этот вопрос.

Малыш перестал выполнять привычные требования родителей, то, что еще вчера делал без возражений. Например, вчера сам одевался, а сегодня – «я не могу», сам умывался, а сейчас – «не буду». Если приглядеться повнимательнее, то становится ясно, что он иногда не просто отказывается что-то делать, а отказывается, когда его просит определенный человек. Обычно для ребенка центр вселенной – мама, она ему ближе всех, и именно ее просьбы он чаще всего игнорирует. Если кто-то другой (дедушка, тетя, воспитательница детского сада) обратятся, он скорее всего не станет упорствовать. Таким своеобразным образом он демонстрирует свою привязанность к самому любимому человеку.

Другая черта, которая ярко проявляется в это время, – упрямство. Ребенок требует что-либо не потому, что ему это очень надо, сильно хочется, он настаивает на своем даже тогда, когда ему расхотелось. А получив желаемое, может бросить или сломать то, что требовал. «Не хочу», «не буду» и «я сам» становятся самыми распространенными словами малыша. Он уже выделяет себя из семьи, хочет показать свою самостоятельность. Но ведь он еще не может обходиться без взрослых. И поэтому ребенок плачет, сердится, капризничает.

Как вести себя в данной ситуации? Не показывайте своего раздражения, не кричите, как бы капризный ребенок не выводил вас из себя.

Вы заметили, что ваш малыш, чудесный ребенок, резко изменился в не лучшую сторону, стал упрям и капризен, значит, надо менять стратегию своего поведения. Пришло время расширять его права и обязанности. Дайте ему столько разумной самостоятельности, сколько ему по силам. Без нужды не ограничивайте ее. Дочка упорно требует ножницы. Конечно, вы не хотите давать? Они с острыми концами, велики для ее ручек. Но при этом будет много крика. Может, все-таки дать? Позвольте ей подержать в руках эту «неигрушку», покажите, как она действует, но только в ваших руках. Скажите, что взрослыми ножницами можно пораниться и что вы купите ей специальные детские ножницы.

А знаете, почему капризный ребенок на все твердит «нет»? Потому что чаще всего слышит от вас именно это слово. Обратите внимание, как часто вы повторяете «нет», «нельзя», когда обращаетесь к ребенку, и, может быть, станет понятнее, что малыш, стремясь быть взрослым, подражает вам. Выдвигайте только разумные запреты, не мешая ребенку становиться самостоятельным. С капризами и упрямством в этом возрасте легче всего бороться, вовлекая ребенка в ролевые игры. С трех лет такие игры становятся самым важным для его развития. Вносите элемент игры во все.

Период негативизма, упрямства и капризов, может закончиться так же неожиданно, как и начался, но иногда растягивается надолго. Именно в возрасте от трех до пяти ребенок начинает понимать разницу между «хочу» и «надо». Против «надо» он борется. Свое «хочу» пытается претворить в жизнь. А родителям предстоит донести до ребенка, что не каждое «хочу» в жизни осуществимо.

У вас – капризный ребенок. Что делать? Есть несколько способов:

ПЕРВЫЙ – это удовлетворить желание ребенка – конечно, если оно может быть выполнено. При этом важно, чтобы он мог аргументировать, пусть очень примитивно, зачем нужно то или другое (например, нож). А вы, в свою очередь, объясните, почему вы отказывали ему, и предупредите о возможных опасностях.

ВТОРОЙ – отвлечь ребенка чем-либо. Этим способом пользуются все родители, но, безусловно, эффективен он только в отношении младенцев. Детей постарше уже так просто не отвлечешь.

ТРЕТИЙ – если объяснения не помогают, дать капризному ребенку накричаться вволю. Ничего страшного не произойдет. Некоторые психологи даже считают, что поплакать полезно. Видя, что родители на крик не реагируют, ребенок не станет часто к нему прибегать.

ЧЕТВЕРТЫЙ – наказать. Под наказанием, конечно, мы не имеем в виду физическое. Для детей наказанием является уже то, что их оставляют одних в комнате на 15-20 минут, не разрешая играть. Оставить без сладкого на обед или полдник – для сладкоежки тоже наказание. Отсроченных наказаний малыши не понимают. Поэтому, если в понедельник ребенок «позорно» вел себя в магазине, требуя купить «все и сейчас», не грозите тем, что в воскресенье он за это не пойдет в цирк. Наказывайте сразу по возвращении домой.

Некоторые родители не знают, как справиться с капризами. Особенно трудно, когда капризный ребенок показывает свой характер в не то время или не в том месте. Не то время – это когда вы спешите (на поезд, в цирк), а не то место – это практически любое общественное заведение (магазин, транспорт, ваша работа). Очень неприятно, когда вопли и слезы сопровождаются сползанием чада на пол в офисе на глазах у сотрудников или в лужу посредине улицы. Тут теряешь способность адекватно мыслить и поступать. Но делать что-то надо! О том, как бороться с истерикой у ребенка, мы уже писали. Поэтому, если советы не помогают, а силы уже на исходе, стоит обратиться к детскому психологу или невропатологу, возможно малышу необходима помощь врача. Самые простые успокоительные травяные сборы творят чудеса, но назначить их должен детский врач!

Источник:
Растем и развиваемся!
У меня капризный ребенок, что делать?, — спрашивают многие мамы. Есть несколько способов борьбы с капризами.
http://razvitoy.ru/kapriznyj-rebenok-chto-delat/

CATEGORIES