Как понять слова настала светлая прощальная пора

В МИНУТЫ МУЗЫКИ В минуты музыки печальнойЯ представляю желтый плес, И голос женщины прощальный, И шум порывистых берез, И первый снег под небом серымСреди погаснувших полей, И путь без солнца, путь без верыГонимых снегом журавлей Давно душа блуждать усталаВ былой любви, в былом хмелю, Давно понять пора настала, Что слишком призраки люблю

В МИНУТЫ МУЗЫКИ
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей
Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.
Но все равно в жилищах зыбких —
Попробуй их останови! —
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.
И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.
Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем.

Можно в один час вложить все свойства вечности, а можно влачить годы и годы, как будто их и не было. Наше бессмертие мы обретаем здесь и сейчас: тут дело в качестве, а не в количестве.

В жизни каждого человека бывают минуты, когда для него, как будто бы рушится мир. Это называется отчаянием. Душа в этот миг полна падающих звезд.

Женщины говорят о любви и молчат о любовниках, мужчины — наоборот: говорят о любовницах, но молчат о любви.

Когда вам становится очень туго, и все оборачивается против вас, и, кажется, нет сил терпеть ни одной минуты больше, — ни за что не отступайте: именно в такие моменты наступает перелом в борьбе.

Как бы я хотела, чтобы кто-нибудь взял все эти дни, часы и минуты, вложил в конверт, заклеил и снова подсунул мне под дверь.

Каждому из нас нужны переломные моменты в жизни. Ведь только после этого мы найдем в себе новые силы и сделаем то, о чем давно — давно мечтали.

И люди узнали, согреты новью,
Какой бы инстинкт ни взыграл в крови,
О том, что один поцелуй с любовью
Дороже, чем тысяча без любви!

Я не мог дождаться успеха и пустился в путь без него.

Друг любит во всякое время, и как брат явится в минуты несчастия.

Время без любви — лишь минуты, складывающиеся в ненужные годы.

Источник:
В МИНУТЫ МУЗЫКИ В минуты музыки печальнойЯ представляю желтый плес, И голос женщины прощальный, И шум порывистых берез, И первый снег под небом серымСреди погаснувших полей, И путь без солнца, путь без верыГонимых снегом журавлей Давно душа блуждать усталаВ былой любви, в былом хмелю, Давно понять пора настала, Что слишком призраки люблю
Николай Рубцов — 30 цитат
http://socratify.net/quotes/nikolai-rubtsov/120059

Глухая пора листопада конспект по литературному чтению

«Глухая пора листопада» конспект по литературному чтению

Столичный учебный центр
г. Москва

Международные дистанционные олимпиады

для дошкольников и учеников 1-11 классов

17

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

Тема: Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворения А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева)

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся ;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух ;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

(технология оценивания учебных успехов)

?. Актуализация знаний.

Введение в новый раздел.

– Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему (с. 174–175). Что можно предположить о содержании нового раздела нашего учебника?

– Проверьте свои предположения: прочитайте названия произведений в «Содержании» в конце учебника. Есть ли знакомые авторы? Какие по жанру произведения будем читать? (С 207)

Чтение текста на с. 176.

– Вы не забыли, что вместе с нами приступает к чтению раздела и Настя? Прочитаем, что волнует её сейчас. ( Чтение первого абзаца .)

– Почему стоит многоточие? ( Примет осени множество .)

Чтение самостоятельно до слов: «Настя открыла книгу…». Дети отмечают карандашом реплики героев.

– Какая проблема волнует Настю? ( Как описать осень в сочинении .) Чтение авторского текста по ролям с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени…

– Прочитайте ещё раз название пятого раздела. Что необычного вы видите в записи названия? ( Слова стоят в кавычках .)

– Знаете ли вы, почему поставлены кавычки? Этот вопрос задаёт и Настя. Вот что ответил на этот вопрос её папа. с 176

Учитель читает авторский текст (один абзац) и две строфы из стихотворения Б. Пастернака «Иней».

Глухая пора листопада,

Последних гусей косяки,

Расстраиваться не надо:

У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,

Пугает её перед сном.

Порядок творенья обманчив,

Как сказка с хорошим концом.

– Вспомните, какие ещё стихи Б. Пастернака мы читали в учебнике? («За поворотом».)

Дети читают в тетради определение цитаты. (Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания. Это может быть одна строка, несколько предложений или даже фрагментов. Цитата заключается в кавычки.) (Задания 1 и 2 в тетради, с. 28.)

– Почему, по-вашему, Б. Пастернак называет пору листопада «глухой»?

– А что по этому поводу говорит папа Насти? ( Учитель читает текст.)

Введение в новую тему:

– Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок и раскрыть тему нашего урока нам поможет искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия.

Взялись за дело три мастера: художник, композитор и поэт.

Взялся за дело изобразить осень великий русский художник Ефим Ефимович Волков.

— Рассмотрите репродукцию картины художника и скажите: при помощи чего изобразил осень великий русский художник? (При помощи красок.)

— А какие краски у художника? (Цвет). Ребята, посмотрите, какие красивые цвета использовал мастер для изображения осени.

Итак, краски художника – это цвет.

. Создать образ осени своими красками взялся великий русский композитор П.И. Чайковский. (П.И. Чайковский “Времена года”, октябрь “Осенняя песнь” (фрагмент), декабрь “Святки” (фрагмент) — слушание.)

— В каком фрагменте была тема осени? ( В первом ). Почему? ( В музыке слышны капельки дождя, музыка печальная, грустная, нежная, задушевная, спокойная…)

— А какое время года было во втором фрагменте? ( Зима ). Почему? ( Музыка легкая, игривая, плавная, кружатся невесомые снежинки…)

— Что же помогло композитору изобразить осень? ( Музыка. ) Музыка – это краски, с помощью которых рисует композитор.

— А какие краски у композитора? ( Звуки )

Итак, краски композитора – звуки.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. О риентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

I . Чтение стихотворения.

1. Работа с текстами до чтения .

– Сегодня на уроке нас ждёт встреча сразу с тремя поэтами, каждый из которых рисует свою осень. Кто они? Прочитайте их имена. С кем уже встречались на страницах учебника? Чьё имя видите впервые? Что заметили в стихотворении Ф. Тютчева? ( Нет названия, вместо него звёздочки . )

– Это русские поэты. Их стихи были написаны в разное время, каждый увидел и описал осеннюю природу по-своему, но что-то роднит эти стихи. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи. Настя помогла мне сформулировать тему нашего урока: «Такая разная осень…»

2. Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение (учащиеся читают все три стихотворения про себя).

2. Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представили, когда читали?

– Есть что-то общее в этих стихотворениях?

– По каким приметам можно догадаться, что речь идёт о наступлении осени («Скоро осень проснётся…») , о ранней осени (« Есть в осени первоначальной…» ) , о поздней («И первые морозы…») ?

3. Повторное чтение вслух, развитие эмоций, воображения детей.

– Прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее. (Почему грустнее? Откуда эта грусть?)

Стаи птиц улетают,

Прочь за синее море, (Представьте эту картину: птицы летят с прощальным криком…)

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (Какие краски в этом «разноцветном уборе» вы увидели?)

Солнце реже смеётся, (То есть… оно реже выглядывает из-за туч и посылает своё тепло земле. )

Нет в цветах благовонья . (Благовоние – старинное слово, означает приятный запах. То есть цветы больше не пахнут, как летом.)

Скоро Осень проснётся

И заплачет спросонья . (То есть… скоро пойдут осенние дожди. )

– Мы уже встречались с таким приёмом, когда поэты как бы «оживляют» природу. Найдите в стихотворении этот приём, прочитайте. Такой приём в науке о литературе называется олицетворение . Попробуйте «расшифровать» это слово (корни -лиц- и -твор- , «творить лицо», личность, т.е. создавать живое).

Выполнение задания 3 учебника (с. 178).

– Так какая же осень у К. Бальмонта? ( Только-только наступает, грустная, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы, но красота ещё не увяла: «деревья блистают в разноцветном уборе»…)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора. (Дивная – от слова… диво, т.е. чудо. Что же это за короткая, но чудесная пора в начале осени? Вопрос не требует ответа . )

Весь день стоит как бы хрустальный , (Хрустальный день – как вы его представляете? Видели хрусталь? Он прозрачный, сияющий… Значит – абсолютно ясное небо, прозрачный воздух…)

Посмотрите, в этом стихотворении поэт сравнивает солнечный день с хрусталем, как вы думайте, какой прием использует автор ( Прием сравнения )

2 «краска» поэтов – это сравнение. И лучезарны вечера. (Тоже ясные, светлые.)

Где бодрый серп гулял и падал колос , (То есть в полях, где совсем недавно колосья убирали, срезали серпами.)

Теперь уж пусто всё – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Поля опустели, и борозда «праздная», т.е. пустая, она отдыхает…)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле. (Представили? Лазурь – это ярко-голубой цвет, он как бы льётся с небес…)

— Можем ли мы сказать об отношении автора к этому времени года? (Поэту очень нравится осень, он очарован…)

— А почему вы так решили? ( Много красивых словосочетаний). Найдите их в тексте. (Дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, праздная борозда, бодрый серп, чистая, теплая лазурь)

Эти красивые слова-волшебники называются – эпитеты. Эпитеты – это образное определение, которое позволяет одним словом выразительно охарактеризовать предмет, подчеркнуть его свойства. Эпитеты отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?

Олицетворение, сравнение, эпитеты – это изобразительно-выразительные средства, которые одним словом называют тропами .

Давайте ответим еще на один вопрос:

– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы её увидели? ( Ясные солнечные дни, как бы прозрачные, светлые, кругом тишина и простор убранных полей, синева неба. Первые зимние бури ещё так не скоро… Природа наслаждается теплом и покоем. В народе эту пору называют бабьим летом.)

– Выполним творческое задание 4 в тетради, с. 28.

Учащиеся предлагают свои варианты заглавий. В них нужно отразить настроение: светлое, спокойное, умиротворённое (совсем другое, чем в стихотворении К. Бальмонта).

Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье! (Унылая пора – она какая, как можно сказать по-другому? (Тоскливая, печальная.) Это душевное состояние. И в то же время – очей очарованье, то есть то, что видит человек, его очаровывает, восхищает. И уныние, и очарование – в одной строке.)

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье, («Пышное увядание» – как вы это представляете? Многообразие, яркость осенних красок – но они скоро исчезнут, увянут.)

В багрец и в золото одетые леса, (Какие это краски? Багрец – алый, красный; золото – все оттенки жёлтого.)

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (В их гуще шум ветра, его слышно, потому что листьев ещё много, но – «свежее дыхание» ветра, ветер уже не тёплый, он холодный, осенний…)

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. (Какие они – угрозы седой зимы? Ночные заморозки, холодный ветер, первый иней на траве.)

– Какая же осень у А.С. Пушкина? Чтобы ответить, прочитайте.

запись на доске:

унылая очей очарованье

( Печальная, но очаровательная, приятная, пышная, золотая…). Известно, что А.С. Пушкин лучше всего писал осенью. Осень была любимым временем года поэта.

(Поэт любуется печальными, но прекрасными картинами осени.)

– Действительно, осень у русских поэтов разная: у Пушкина – это прекрасные, но печальные картины; у Тютчева – одна зарисовка, одно мгновение осени; у Бальмонта – грусть от приближающейся осени.

4 . Выразительное чтение.

– У трёх поэтов осень разная, и разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов и ещё раз представить картины, которые они рисуют. ( Чтение трёх учеников .)

– Понравилось бы чтение наших ребят самим поэтам, как вы думаете? Почему?

Интересно, что каждый читатель улавливает в стихотворении какие-то свои особые мысли и чувства, и стихотворение у каждого читателя звучит по-своему. Читатель выражает и своё понимание, и отношение к прочитанному.

В заключение одно из стихотворений читает учитель.

3. Работа с текстами после чтения .

1. Выполнение задания 3 в тетради (с. 28).

2. Творческое задание: сочинение четверостишия об осени (тетрадь,

с. 28, № 5). Это задание можно предложить как домашнее.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формирова ли?

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .

2. Проговаривать последовательность действий на уроке .

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану .

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. У мение работать в паре и в группах.

— Какая же осень у трех поэтов? (У всех – разная. Каждый видел осень по-своему)

— Что же объединяет стихи А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева? (Любовь к природе, своей Родине)

Оцените свою работу на уроке. Украшаем дерево кленовыми листочками.

?V. Домашнее задание.

1. Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений (по выбору детей).

2. Выписать цитаты на страничку «Осень» (тетрадь, с. 27).

Источник:
Глухая пора листопада конспект по литературному чтению
Cкачать: "Глухая пора листопада" конспект по литературному чтению
http://infourok.ru/gluhaya-pora-listopada-konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-1214930.html

Как понять слова настала светлая прощальная пора

Озаглавьте текст. Тема текста, основная мысль текста, стиль текста, тип текста. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Произведите фонетический разбор слова ещё. Найдите и выпишите из текста эпитеты.

Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло. В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разнотравье превратилось в душистые скирды. Небо расчистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазвенят прощальные поклики птиц. Когда в полдень припекает солнце, замечаешь особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Полиняли краски летней поры. Солнце выплывает теперь в глубокой тишине и посеревших от ночной прохлады туманах.

Озаглавьте текст: Прощание лета.
Тема текста: Изменения природы перед наступлением осени.
Основная мысль текста: В конце лета природа подает нам признаки скорого наступления осени.
Стиль текста: художественный.
Тип текста: повествовательный.
Вставьте пропущенные буквы: прощальными, раскатами, прогремели, солнце, августе, природе, улавливаешь, разнотравье, расчистилось, зазвенят, замечаешь, полиняли, всплывает, тишине, ночной.
Фонетический разбор слова ещё:
е-щё [й’ищ’о]
е [й’] — согл., зв., м., сон.
[и] — гл., безуд.
щ [щ’] — согл., глух., м.
ё [о] — гл., уд.
3 буквы, 4 звука
Эпитеты: прощальными раскатами, летние грозы, душистые скирды, небо стало звонким, зазвенят прощальные поклики, томление земли, листва начинает блекнуть, глубокая тишина.

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ
задайте свой вопрос и получите ответ

Источник:
Как понять слова настала светлая прощальная пора
Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Озаглавьте текст. Тема текста, основная мысль текста, стиль текста, тип текста. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Произведите фонетический разбор слова ещё. Найдите и выпишите из текста эпитеты.
http://gdzplus.com/vopros-otvet/510.html

Как понять слова настала светлая прощальная пора

2. Простое, свободное.

3. Глагольное (главное слово призналась — глагол, зависимое — перед зеркалом — существительное с предлогом).

4. Призналась (перед чем?) перед зеркалом — связь предложное управление, существительное перед зеркалом стоит в тв. п., которого требует главное слово призналась.

5. Грамматические средства связи — предлог перед и окончание существительного -ом.

6. Смысловые отношения объектные.

Низко кланялась — словосочетание.

1. Н. ф. — низко кланяться.

2. Простое, свободное.

3. Глагольное (главное слово — кланялась — глагол, зависимое — низко — наречие).

4. Кланялась (как?) низко — связь примыкание, наречие низко связано с глаголом по смыслу.

5. Грамматических средств связи нет.

6. Смысловые отношения качественные.

Функционально-смысловой тип речи — описание.

Поздней осенью настал час покинуть перелётным птицам страну льдов и незаходящего солнца. Звеня крыльями, как стаи пущенных стрел, птицы полетели с полярных островов на юг. Вверху тучи висели, как размытые гребни размытой унылой пашни. Гуси, большие птицы, не верили в ароматы безлесной земли. Скрипя маховым пером, они степенно пролетали над чёрными скалами.

Когда из-под туч-борозд вырвались светлые мечи, пронизали их, разбили, рассеяли, и второе голубое небо, высокое, открылось, и когда повеяли ароматы земли, — птицы стали спускаться на скалы, из воды на камни вышли усатые звери с человечьими головами.

Главная мысль текста заключена в предложении: Гуси, большие птицы, не верили в ароматы безлесной земли.

Источник:
Как понять слова настала светлая прощальная пора
Решебник к учебнику Русский язык, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин 10 класс
http://www.megashpora.ru/gdz/0249/048107/

Медведский К

Новые лауреаты Академии наук

I

Писатель XVIII века Гоцци, автор венецианских комедий, насчитал тридцать шесть основных сюжетов драматических произведений. Если бы произвести такой же подсчет в области лирической поэзии, итог, наверно, получился бы столь же скромный. Мы вращаемся в очень ограниченном кругу чувств, страстей и настроений. Разнообразие достигается исключительно посредством оттенков, подробностей и технической изобретательности. Наши так называемые «декаденты», ищущие «нового», пожалуй, не совсем не правы. Стоять на одном месте, как бы привлекательно оно ни было, и какие бы чудесные виды с него ни открывались, — скучно. Хочется неизведанного, и в подобном желании нет ничего незаконного, лишь бы оно внушалось искренним чувством, а не стремлением произвести эффект, заставить говорить о себе — «нашуметь».

Прежде поэзия была по преимуществу деревенская. Поэт жил на лоне настоящей природы, знал ее, ею восторгался, ей «слагал гимны». Вы, конечно, избавите меня от скучной необходимости прямых указаний, и без того всем известных. Природа до тех пор остается богатейшим источником поэтических озарений, пока ее окончательно не изуродуют на культурный лад.

Городской поэт, хотя бы и очень талантливый, находится под гнетом искусственной обстановки, налагающей яркую печать на его творчество: и оно, в свою очередь, делается искусственным.

О деревенской и городской поэзии можно сказать очень много. Но необходимы образчики. Их дают нам новые лауреаты Академии наук. Присуждая в истекшем году Пушкинскую премию Академия решила поделить ее между П. И. Вейнбергом (за переводы) и г. Иваном Буниным — за сборник оригинальных стихотворений «Листопад». Кроме того, удостоены почетного отзыва две поэтессы: M. Лохвицкая-Жибер и Т. Куперник-Щепкина.

Я с того и начну, что скажу: г. Бунин — поэт деревенский, а госпожи Лохвицкая и Куперник — поэтессы городские.

«Листопад» г. Бунина весь проникнут глубоким чувством природы, которую поэт знает, понимает и умеет изображать.

Книжка открывается небольшою осенней поэмкой, несколько вычурной по замыслу, но изобилующей прекрасными, тонкими описаниями «поры увяданья».

Лес, точно терем расписной —
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной —
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступила нынче в терем свой.

Пребывание осени в этом «тереме расписном» и составляет содержание поэмы. Осень глядит с немой печалью на край небес,

Где даль слилась с небесной далью,
Мечтами тихими полна.
Они зовут, но нет названья
Мечтам далеким. В них — любовь
И красота воспоминанья,
Которым не воскреснуть вновь.
А даль уходит. Небо ясно,
Прозрачный воздух сух и тих,
Леса безмолвны. И безгласно
Уходит светлый день из них.
Близится ночь. Луна восходит. В лесу
Ложатся тени на росу.
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко осени одной
В пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет.
.
О мертвый сон осенней ночи!
О жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит.
Сова — и та молчит: сидит,
Да тупо из ветвей глядит.
.
Луна с небес, как привиденье,
Глядит, застывши без движенья,
И жутко осени одной
В полночной тишине ночной!

Осень знает, что такая ночь недаром выпала.

На утро бледной и больною
Она проснется. На дворе
Темно и хмуро. За стеною
Бушует бор, как в ноябре.
Теперь уж долго не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят.

Но — «дни идут, свежеет просинь Туманных далей», бор стихает, чувствуется приближение зимы.

И вот уж сизые туманы
Встают на утренней заре;
Сквозит в тумане лес багряный,
Земля — в морозном серебре.
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота
Среди двух высохших осин
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота —
Дорога на далекий юг.

Туда от зимних бурь и вьюг,
От бурной ледяной метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Здесь г. Бунину следовало бы закончить грациозную осеннюю поэму, но он написал еще несколько строк, ровно ничего не прибавляющих ни к пейзажу, ни к настроению.

Бушует полая вода, —
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
.
А в полдень лужи у крыльца
Так разливаются и блещут,
Что в нашей детской — без конца
По стенам «зайчики» трепещут.

Совершенно в манере Фета. Далее еще интереснее.

За рекой поля зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.
Ветерок с полей тепло приносит —
Аромат лозины молодой.
О весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!
Кротко солнце листья пригревает
И дорожки мягкие в саду.
Не пойму, что душу раскрывает
И куда я медленно бреду!
.
Горько мне, что сердце так устало,
А душа горячих сил полна,
Что для сердца скорбного настала,
Может быть, последняя весна.

Остановимся еще на некоторых весенних мотивах г. Бунина.

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы.
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О весенние зори! О теплые майские росы!
О далекая юность моя!

Пьеска при всей незамысловатости и даже, если угодно, бледности проникнута искренним настроением. Вы невольно разделяете его именно в силу его непосредственности. Но воздержимся пока от решительных заключений. Вот опять мелодия Фета — «На пруде».

Ясным утром на тихом пруде
Резко ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга.
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес (образ Фета),
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
Облака там нежней и белей,
Глубина бесконечно светла.
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

Я мог бы привести еще немалое число стихотворений г-на Бунина, где подражание Фету сказывается столь же и даже более определенно. В его осенних песнях слышится порою музыка Тютчева, например:

За днями серыми и темными ночами
Настала светлая прощальная пора.
Спокойно дремлет день над тихими полями,
И веют прелестью раздумья вечера.

Таковы наши новые лауреаты. О г. Бунине я не говорю. Он заслуживает поощрения. Может быть, заслуживает отчасти и г-жа Лохвицкая — задним числом, за те надежды, которые она подавала в оны дни. Но каким образом могла увенчаться г-жа Куперник академическими пальмами, объяснить трудно. Разве что ей так на роду написано, а что на роду написано, того не минешь. Позволим же себе высказать искреннее пожелание, чтобы в следующий раз Пушкинская премия досталась поэту, никак не менее достойному, чем г. Бунин, да и почетные отзывы отличили бы стихотворцев, сколько-нибудь заслуживающих серьезного внимания.

Если же таковых не найдется, — уж лучше останемся без новых лауреатов. Лавры нынче у нас весьма дешевы. Пусть же хоть академические не слишком падают в цене.

Примечания:

Впервые: Исторический вестник. 1904. Т. 95. No 2. С. 633-646. Печатается по этому изданию.

Константин Петрович Медведский (1866-1919?) — поэт, литературный критик, публицист. Под влиянием взглядов К. Леонтьева и Ю. Н. Говорухи-Отрока его идейная эволюция шла от апологии «чистого искусства» к апологии русского национализма. Автор книги «Современные поэты. Критические очерки» (1889).

С. 255. Вейнберг Петр Исаевич (1831-1908) — поэт, переводчик, историк литературы. В 1905 году был избран почетным академиком.

С. 256. М. Ловхицкая-Жибер — Мария Александровна Жибер (ур. Лохвицкая; псевд. Мирра Лохвицкая; 1869-1905) — поэтесса. Удостоена почетного отзыва Академии наук за «Стихотворения» (М., 1898. Т. 2; СПб., 1900. Т. 3).

Щепкина-Куперник Татьяна Львовна (1874-1952) — прозаик, поэт, драматург, переводчик. Была удостоена почетного отзыва Академии наук за сборники «Из женских мыслей» (М., 1898) и «Мои стихи» (М., 1901).

Книжка открывается небольшою осенней поэмкой. — Далее цитируется ранняя редакция «Листопада» (1900), носившего подзаголовок «Осенняя поэма». С. 258. . он написал еще несколько строк. — Еще 32 строки.

Бушует полая вода, —

По стенам «зайчики» трепещут. — Цитата из ранней редакции стихотворения «Бушует полая вода.»(1892).

С. 258-259. За рекой поля зазеленели,

Может быть, последняя весна. — Цитата из ранней редакции стихотворения «За рекой луга зазеленели.» (1893).

С. 260. За днями серыми и темными ночами

И веют прелестью раздумья вечера. — Цитируется первая строфа стихотворения «Затишье» (1887).

Источник текста: И. А. Бунин: Pro et Contra. СПб, 2001.

Источник:
Медведский К
Медведский,Новые,лауреаты,Академии,наук
http://bunin-lit.ru/bunin/kritika/medvedskij-novye-laureaty.htm

Стихотворение Ф

Стихотворение Ф.И. Тютчева
«Есть в осени первоначальной. »

– развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста;

– подготовка и написание сочинения-миниатюры на одну из предложенных тем;

– формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к творчеству Ф.И. Тютчева;

– воспитание внимания к поэтическому слову и любви к поэзии.

1. Слово о поэте (рассказывает ученик).

Родился Ф.И. Тютчев в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в дворянской семье в 1803 году.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

После долгих лет жизни за границей семья Тютчевых поселилась в столице – Санкт-Петербурге. А летом домашние уезжали отдохнуть в деревню.

Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, было написано 22 августа 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Первый автограф написан карандашом на обороте листка с перечнем почтовых расходов. Впервые стихотворение было опубликовано в 1858 году в журнале «Русская беседа» и вошло в собрание стихотворений 1868 года.

Прослушаем стихотворение и постараемся представить нарисованную поэтом картину.

2. Выразительное чтение стихотворения учителем или прослушивание его на аудиокассете.

3. Анализ стихотворения. (Беседа, лингвистический анализ стихотворения.)

Какую картину вы мысленно увидели?

О чем, по-вашему, стихотворение?

В стихотворении мы увидели картину ранней осени. Но, мне кажется, оно не только об этом. Как и всякое настоящее произведение искусства, оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие, те, которые не открываются читателю сразу, а требуют кропотливой, напряженной работы и усилий нашего ума, сердца и воображения одновременно.

В стихотворении нет заглавия, а значит, мы будем называть его по первой строчке – «Есть в осени первоначальной. ».

Как вы думаете, а как мог бы Тютчев назвать это стихотворение? («Осень», «Ранняя осень», «Золотая осень».)

Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Как вы думаете, почему?

(Потому, наверное, что хотел рассказать не только об осени, но и еще о чем-то.)

При отсутствии заглавия, или, как его называют в науке, при нулевом заглавии, мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке – «Есть в осени первоначальной. ». Для нас она будет названием стихотворения. На первом месте, в сильной позиции, в строке стоит слово есть.

Что оно обозначает?

(Есть – значит «существует, бывает, имеется».)

К какой части речи относится слово есть?

(Это глагол. Он стоит в 3-м лице ед. числа, а его начальная форма – быть.)

Оно называет действие как временное или постоянное? То, что есть, существует, имеется постоянно, всегда, независимо ни от каких причин. И это короткое емкое слово сразу же дает нам возможность мыслить, размышлять о чем-то вечном, независимом от человека.

На втором месте в строке – в осени.

Как вы понимаете значение слова осень?

(Это время года, которое наступает после лета.)

Ученые-лингвисты обратили внимание на то, что в языке есть такие слова, которые, кроме своего значения, могут вызывать у нас в сознании множество ассоциаций, сравнений, они способны как бы «будить» наше воображение. К таким словам относится и слово осень. Кроме времени года, оно еще обозначает пору, когда люди собирают урожай, когда тепло сменяется первыми холодами. А потому слово осень является обозначением, символом засыпающей в природе жизни. Ведь в это время все в природе готовится к долгому зимнему сну, покою.

Но в осени несколько этапов. Тютчев в первой же строчке в сильную позицию (конец строки) ставит слово, которое называет этот этап, – первоначальная.

Как вы понимаете значение этого слова?

(«Первый», «начальный, новый», «ранний» – об осени.)

Значение «первый», «начальный», «новый», «ранний» мы, конечно, осознаем, так как слова синонимичны.

Почему же Тютчев выбрал для стихотворения именно слово первоначальный? Чем оно отличается от остальных слов? (Вся дальнейшая работа требует постоянного обращения к толковым словарям).

(В слове первоначальный два корня: перв- и -начал-.)

В этом слове два синонимичных корня, которые определяют раннюю осень дважды. Значит, автору было важно привлечь наше внимание именно к этой характеристике осени.

Такое длинное, или многосложное, в отличие от односложных, более торжественно.

«В стихах Тютчева такие “долгие” и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие “на высокую волну”, переводят его в необычное, непрозаическое измерение». (Маймин Е.А. Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М., 1976)

Для чего же поэту потребовалось «перевести» наше читательское восприятие в такое необычное измерение?

(Тютчеву хотелось, чтобы мы размышляли, а это длинное слово первоначальный усиливает размышление. Оно создает у читателей настроение раздумья.)

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт очень часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом есть одно или два многосложных, т.е. длинных, слова, и часто словом поэт словно бы старался украсить стихотворение.

Как, на ваш взгляд, следует читать первую строку?

(Очень медленно, неторопливо, раздумывая.)

Эта строка задает медленный, торжественный ритм всему стихотворению.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Вторая строка – Короткая, но дивная пора. Обратите внимание: два определения осени, а между ними коротенькое слово но.

Какой частью речи оно является?

(Но – это союз. В простом предложении союз может связывать однородные члены предложения и показывает разность, различие того, что они обозначают.)

Но противопоставляет значения двух слов друг другу.

Короткая, но дивная пора – это какая? Как вы понимаете смысл строки?

(Это время в осени особенное, потому что оно одновременно и удивительное по красоте, и очень короткое. А значит, очень дорогое каждому из нас.)

В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это, потому ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремится как можно полнее вобрать в себя последнее, быстро уходящее тепло и последнюю красоту осенней природы.

Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Обратите внимание в третьей и четвертой строках на существительные: день и вечера.

В какой форме они употреблены?

(Существительное день стоит в форме единственного числа, а существительное вечера – во множественном числе.)

Может быть, поэт ошибся: ведь не только вечеров много, но и дней, значит, нужно было бы сказать дни?

(Слово день в единственном числе, поэтому мы как бы видим отдельность, особенность каждого дня.

Форма единственного числа как бы укрупняет предмет, делает его особенным, выделяет из остальных.)

Вслушайтесь в строчку: . день стоит как бы хрустальный. Какой художественный прием использует здесь автор? (Сравнение.)

Почему же как бы, а не как?

(С использованием как бы сравнение получается мягким. Вроде бы поэт его никому не навязывает, просто ему так кажется.)

И нам, читателям, это как бы словно разрешает подбирать свои сравнения. И этот ряд можно продолжать. День. как бы хрустальный – удивительное авторское сравнение. Хрусталь – это «род, сорт стекла».

Что же у них общего?

(День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.)

(Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и четко слышен.)

(День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.)

Замечательно вы объяснили смысл сравнения день. как бы хрустальный.

Почему же вечера лучезарны?

(Это слово длинное и состоит из двух корней – -луч- и -зар-.)

С точки зрения образования слов это правильно. Когда-то давно действительно осознавались эти два корня. Но с точки зрения современного состояния русского языка это один корень -лучезар-. А что означает слово лучезарный?

(Светлый, ясный, теплый.)

Да. А форма множественного числа дает нам почувствовать, что таких вечеров много, они следуют один за другим, чтобы каждый из нас напоследок насладился ими.

Первую строфу заканчивает знак многоточия. Что передает многоточие?

(Многоточие – важный знак для поэта, потому что в нем много смысла. Во-первых, эта картина – день. как бы хрустальный и лучезарны вечера – неописуемо прекрасна, и мы сами можем представить ее еще подробнее. Во-вторых, многоточие означает большую паузу между строфами, так как во второй строфе рассказывается уже о другом. Этот знак подготавливает нас к восприятию следующей мысли.)

Прочитайте первую строфу выразительно.

А теперь послушайте вторую строфу.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Что вы представили, слушая эту строфу?

(Поле, где кипит работа. Кипит потому, что серп назван словом бодрый, т.е. живой, активный, резвый.)

(И еще потому, что действие серпа – не жал, не работал, а – гулял. В этом слове – то, как он работал, – «легко, весело, играючи».)

Правильно. В этой строке повторяется употребление существительных серп, колос в единственном числе. Объясните это.

(Здесь поэт специально использует форму единственного числа, хотя мы понимаем, что действует много предметов. Мы еще и чувствуем «весомость, единичность» каждого важного для поэта предмета.)

Во второй строке намеренно рядом «собраны» слова, которые обозначают пространство.

Назовите и прокомментируйте их.

(Пусто и простор.)

Эти слова рисуют необозримое, не охватываемое глазом пространство. И усиливают впечатление необозримости следующие слова – все и везде.

Третья строка начинается со слова лишь. Объясните его значение.

(Лишь значит «только». Это частица, которая выделяет в тексте описание праздной борозды на фоне неоглядного простора. Это «паутины тонкий волос Блестит. ».)

Что вы «видите» своим внутренним зрением?

(Очень длинные нити паутины. Они растягиваются от предмета к предмету очень далеко.)

Тютчев в этой строке – очень тонкий наблюдатель. Давайте подумаем, а как можно было бы об этом явлении написать по-другому.

(Паутинка, ниточка паутины.)

Но поэт выбрал паутины тонкий волос. Почему? Ведь в словах паутина и ниточка паутины уже есть указание на «тонкость» паутины. Значит, все дело в слове волос.

(Волосы есть у человека. И если поэт добавляет это слово в строчку, то тонкий волос паутины – получается как у человека. Значения слов тонкий волос паутины приводит нас к мысли, что поэт написал не только о ранней осени, но еще и о человеке. Здесь используется художественный прием – олицетворение.)

Эта фраза действительно очень важна для понимания всех смыслов стихотворения. Почему?

(Мы начинаем понимать, что стихотворение не только о природе, но и о людях, о человеке.)

Посмотрите внимательно на первую строфу и найдите в ней слово, которое словно «перекликается» с тонким волосом паутины.

(Это слово осень, ведь оно обозначает еще и позднюю пору человеческой жизни.)

Подумайте, о каком времени в жизни человека можно так сказать: весна жизни, лето жизни, осень жизни?

(О детстве, о юности, о зрелости, о старости.)

Каждый из нас прекрасно это понимает, а поэт только помогает по-новому ощутить вроде бы понятные и знакомые с детства слова.

Обратите внимание в четвертой строке на слова на праздной борозде. Как вы их понимаете?

(Праздная – значит «пустая». На ней никто не работает.)

В современном русском языке это слово обозначает «свободный от дел, занятий, проводящий время в праздности, безделье». Значение «никем и ничем не занятый, не заполненный, пустой, порожний» признается устаревшим. А в XIX веке это было едва ли не основное значение слова. В определении праздный выступали и такие оттенки значения, как «чуждый забот и тревог, погруженный в покой».

Л.Н. Толстой, восхищенный стихотворением Ф.И. Тютчева, особо выделил именно эту фразу. А об эпитете праздная писатель заметил: «Здесь это слово праздной как будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы окончены, все убрали, и получается полное впечатление».

– Как, по-вашему, следует читать вторую строфу?

(Первую строку в быстром темпе, энергично, а вторую, третью и четвертую – медленно, задумчиво.)

И от этих слов мы сами испытываем чувство покоя, безмятежности, тепла. Это стихотворение дает нам возможность поразмышлять о вечном.

В последней строке стихотворения слова, которые находятся в сильной позиции, а потому очень важны для поэта, – отдыхающее поле.

О каком поле можно так сказать?

(На котором уже не ведутся никакие работы. А раньше его касались руки человека, поэтому поле здесь – земля очеловеченная (серп, колос, борозда), одухотворенная. К тому же поле – это часть земли, которую охватывает взор наблюдателя, мыслителя.)

А как нужно читать третью строфу? На что нужно обратить внимание?

(Голос должен быть спокойным. А темп – небыстрый, чтобы те, кто слушает, могли бы размышлять вместе с поэтом. А при чтении последних строк стихотворения в голосе должна быть радость.)

Мы внимательно прочитали все стихотворение.

Как вы теперь ответите на вопрос, о чем оно?

(В стихотворении поэт рассказал не только о прекрасной поре ранней осени, но и об «осеннем» времени в жизни любого человека.)

(Тютчев написал о том, что в нашей жизни всегда есть время покоя, хотя потом может прийти и время «бурь». Это неизбежно. Но человек должен принимать это смиренно, мудро, спокойно.)

Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

4. Предлагаются на выбор две темы сочинений-миниатюр:

1) Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева.

2) «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома.

Образцы письменных работ учеников 10-го класса

1. Как я представляю «дивную пору» осени по стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. ».

Тютчев – мастер стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. В произведениях Тютчева природа не представлена как фон, она одушевлена, чувствует.

У стихотворения нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Стихотворение повествует об осенней поре, которая наступает не только в природе, но и в душе человека.

Автор использует такие художественные средства как сравнение (весь день стоит как бы хрустальный. ), олицетворение (где бодрый серп гулял). Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа. Предложения с многоточиями говорят о незаконченности мысли поэта. Автор заставляет читателя задуматься, поразмышлять.

При чтении стихотворения представляется осенний солнечный день ранней осени. Середина бабьего лета.

Осень, как известно, время сбора урожая. В стихотворении Тютчев показывает поля, где еще недавно кипела работа:

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Автор предсказывает, что скоро «пора» пройдет и наступят холода. Поэтому Тютчев призывает нас наслаждаться такими днями, ведь такая пора бывает всего лишь раз в году:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.

2. «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. (По стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »)

Осень. Какое же прекрасное это время года! Природа начинает готовиться ко сну, но это не мешает ей быть прекрасной. Небо становится голубым-голубым. Даже летом не всегда можно увидеть такое чистое и красивое небо. А солнце. Оно светит так ярко и жизнерадостно, словно хочет подарить нам все самое лучшее перед тем, как скрыться за серыми тучами предстоящих холодных, дождливых и пасмурных дней. Несмотря на то, что деревья сбрасывают свои наряды, а листья лежат уже на земле, образуя пестрый ковер, природа становится еще прекрасней.

Как приятно наблюдать эту картину из окна своего родного дома или прогуливаясь по осеннему лесу. Легко и приятно становится на душе от этой картины. Но в то же время и грустно оттого, что стоят последние теплые деньки, а потом наступят холодные серые дни осени и придет суровая (судя по приметам) зима.

«Бабье лето» (как называют в народе этот период осени) – это одно яркое мгновение среди тусклых осенних дней. И печально, что среди людской суеты многие порой не замечают этой красоты. Ведь каждый миг, каждое мгновение, которое дает человеку природа, оставляют в душе неизгладимое впечатление, какой-то след, какие-то ассоциации. Именно на это и хотел обратить наше внимание замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

3. «Дивная пора» ранней осени из окна моего дома. (По стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. »).

«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора», – писал Ф.И. Тютчев. «Но что же такого дивного в этом времени года?» – спросите вы. Действительно, что может быть прекрасного в том, что птицы улетают на юг, что не слышно птичьего пения, как это бывает весной, в том, что на улице слякоть и грязь, в том, что постоянно идут дожди и дуют холодные ветры. Но есть осенью такой период, который называется «бабье лето». Это всего десять дней или чуть больше. Именно об этом осеннем промежутке и пишет в своем стихотворении Ф.И. Тютчев.

Попробуйте проснуться ранним осенним утром и посмотреть в окно! Вы увидите, как лучи еще недавно проснувшегося солнца таинственно и не спеша скользят по верхушкам деревьев. В воздухе кружится хоровод из листьев. Листья, словно разноцветное конфетти, медленно опускаются на землю, образуя мягкий ковер. А взглянув на светло-голубое небо, вы почувствуете поистине умиротворение и спокойствие. Но, к сожалению, такие прекрасные деньки бывают осенью недолго. Чаще всего погода бывает пасмурной. Но и это не беда! Затопите печь и прислушайтесь к тому, как весело потрескивают горящие поленья, как капли дождя стучатся в окно.

Для меня осень – это время, когда можно хоть немного забыть о жизненных трудностях и помечтать о будущем.

И все же не стоит осенью засиживаться дома: лучше одеться потеплее и пойти в лес, пособирать грибы, понаблюдать за тем, как животные готовятся к наступлению суровой зимы. Осень – это удивительное время года.

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

Источник:
Стихотворение Ф
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. » – развитие навыков лингвистического анализа поэтического текста; – подготовка и написание сочинения-миниатюры на одну из
http://rus.1september.ru/view_article.php?ID=200801610

CATEGORIES