К сожалению наши разговоры

5-11 КЛАСС

«1) Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер» по Д.А.Гранину

Здравствуйте, уважаемые посетители!

НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ ВЫ НАЙДЕТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПОЛУГОТОВЫЕ И ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ. ТЕКСТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
  • ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: АРГУМЕНТЫ ПО ТЕМАМ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ ЭССЕ
  • по истории: личности, исторические факты и примеры, которые помогут написать сочинение

Полуготовые сочинения доступны на сервере Plati.ru по чисто символической цене – 30 руб. за одно полуготовое сочинение

Авторские сочинения ЕГЭ и Аргументы к сочинению вы найдете здесь

АРГУМЕНТ С ОПОРОЙ НА ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

В сочинении по русскому языку на ЕГЭ ученику 11 класса необходимо доказать свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста. Аргументировать нужно, опираясь на читательский опыт. Такой аргумент вызывает наибольшие затруднения у учащихся.

Аргументами могут быть фрагменты из произведений художественной, исторической, научно-популярной литературы. В некоторых случаях довольно сложно подобрать аргумент из литературы. Поэтому можно воспользоваться публицистическими текстами, написанными деятелями культуры, учёными, журналистами. Такие тексты в ходе подготовки к ЕГЭ анализируются на уроках русского языка.

Кратко передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского опыта.

1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. 2) А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

3) Одно из таких чувств — чувство милосердия. 4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня…5 )Нечто свойственное лишь прежним временам. 6) »Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как »устар.», то есть устаревшие понятия.

7) В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия.8) Сочли это название отжившим для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.

9) Слова стареют неслучайно. 10) Милосердие. 11) Что оно — не модно?12) Не нужно?

13) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.14) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим.15) Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

16)Милосердие убывало неслучайно.17) Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших.) Не давали приютить детей арестованных, сосланных. 19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. 20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. 21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое. В эпоху борьбы мешает…22) Оно стало не положенным в искусстве. 23) Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. 24) В 30-40е годы это понятие исчезло из нашего лексикона.25) Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

26)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

27)И долго тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

35) Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. 36)Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. 38) Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. 39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди порой терпели от власть имущих — обиды, лишения, хамство, изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.

40)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. 41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. 42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

Сочинение по тексту Гранина Д.А. «Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер». Проблема проявления милосердия

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА

Гранин Даниил Александрович (род. в 1919) — русский писатель и общественный деятель.

Роман «Иду на грозу»

Повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)

«Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем)

«Зубр» (документальный биографический роман об учёном Н.В.Тимофееве-Ресовском)

Исторический роман «Вечера с Петром Великим»

Источник:
5-11 КЛАСС
Сайт, посвященный подготовке к ЕГЭ
http://www.egeteka.ru/learning/course/composition/123/1934/

К сожалению наши разговоры

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся — лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь — метров, примерно, триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного… — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударился, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается», стало чувством привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении — желание отойти, уклониться, не ввязываться… И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Раздумывая, я вспоминал и другое. Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.

И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. Но постепенно оно исчезло. Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в „Блокадной книге“ пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади и все шли мимо, никто не остановился, не поднял ее. Как же это так?» — обида и даже упрек мне звучали в их словах.

И в самом деле, что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и тоже это стало нормальным.

Не берусь назвать все причины, отчего утратилось чувство взаимопомощи, взаимообязанности, но думаю, что во многом это началось с разного рода социальной несправедливости, когда ложь, показуха, корысть действовали безнаказанно. Происходило это на глазах народа и губительнейшим образом действовало на духовное здоровье людей. Появилось и укоренилось безразличие к своей работе, потеря всяких принципов — «а почему мне нельзя?». Начинало процветать вот то самое, что мы называем теперь мягко — бездуховность, равнодушие.

Естественно, это не могло не сказаться на взаимоотношениях людей внутри коллектива, требовательности друг к другу, на взаимопомощи, ложь проникала в семью — все взаимосвязано, потому что мораль человека не состоит из изолированных правил жизни. И тот дух сплоченности, взаимовыручки, взаимозаботы, который сохранялся от войны, дух единства народа, — терялся. Начиная с малого, пропадал.

У моего знакомого заболела мать. Ее должны были оперировать. Он слыхал о том, что надо бы врачу «дать». Человек он стеснительный, но беспокойство о матери пересилило стеснительность, и он, под видом того, что нужны будут какие-то лекарства, препараты, предложил врачу 25 рублей. На что врач развел руками и сказал: «Я таких денег не беру». «А какие надо?». «В десять раз больше». Мой знакомый, работник среднего технического звена, человек небогатый, но поскольку речь шла о здоровье матери, раздобыл деньги. Что его поразило: когда он принес врачу деньги в конверте, тот преспокойно вынул их и пересчитал.

На этом история не заканчивается. После операции мать умерла. Врач сказал моему знакомому: «Я проверил, мать ваша умерла не в результате операции, у нее не выдержало сердце, поэтому деньги я оставляю себе». То есть он повел себя как бы порядочно: вот если бы женщина умерла в результате операции, деньги бы он вернул.

С полным сознанием своей правоты говорил это врач государственной клиники, представитель профессии гуманной, человеколюбивой — так, во всяком случае, мы привыкли думать о врачах.

Рассказываю об этом случае не потому, что он особый, а потому, что он не особый.

Женщина развелась с мужем и через суд потребовала алименты. Присудили. А ребенок находится у родителей мужа, и мать эта даже думать не думает взять ребенка и заботиться о нем. Но алименты исправно получает. К сожалению, все больше случаев я знаю, когда матери отказываются от своих детей. Прежде это были единичные случаи, поражавшие людей. Сейчас они не поражают.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… она состоит из конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным. Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

Милосердие изничтожалось не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Из года в год чувство это осуждали, вытравляли: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… Его сделали запретным и для искусства. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. «Милость падшим» оказывали таясь и рискуя…

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?

Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих, а нищих было много в моем детстве — слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

Хорошо, что нищих у нас сейчас нет. Но должны же быть какие-то другие обязательные формы проявления милосердия человеческого. Ведь в чрезвычайных, аварийных случаях оно же проявляется.

Например, недавняя трагедия в Чернобыле. Она всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали — и деньгами, всем чем могли, 567 миллионов рублей добровольно пожертвовано в фонд помощи пострадавшим от аварии в Чернобыле. Это огромная цифра, но главное — душевный отклик: люди сами охотно разбирали детей, принимали пострадавших в свои дома, делились всем. Это, конечно, проявление всенародного милосердия, чувство, которое всегда было свойственно нашему народу: как всегда помогали погорельцам, как помогали во время голода, неурожая…

Но Чернобыль. Землетрясения — это аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной повседневной жизни, от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о постоянно нуждающихся в этом…

Не ради упражнения, а потому что много есть в жизни нашей людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.

После того падения пришлось побывать мне в больнице. Это была самая обыкновенная старая городская больница скорой помощи. Поскольку она старая, то уже не совсем обыкновенная, ибо находилась (и находится по сей день) в ужасном состоянии. Здание обветшало, полы в первом этаже шаткие, горячей воды нет, бегают крысы. Не буду называть эту больницу, потому что работают там прекрасные врачи-энтузиасты, которые именно в таких больницах и удерживаются. Не хочу, чтобы они пострадали, как правило, достается им, а не начальству.

Молодежь охотно откликнулась на призывы, ехала на целину, на БАМ, на большие и малые стройки, никто не обращался — нужны те, кто сможет утешать страждущих, поднимать павших духом, исцелять уходом своим. Думаю, что найдутся, пойдут, шли же в госпитали, в больницы во время войны и совершали чудеса. То была война, — возразят мне. Но человек страдает и сегодня, и ныне жизнь человеческая так же дорога и хрупка.

Какое наслаждение испытывает наш ветеринар, когда удается привести в чувство быка, пострадавшего от солнечного удара. Он не может примириться с видом поросят, гибнущих от того, что мать не может их кормить. Мучается за старого мерина, у которого надо сломать зубы. Часами лежит на каменном полу рядом с коровой, помогая ей отелиться. Возится с псом, которого переломала машина. Пес ничейный, казалось бы, введи дозу снотворного, и все беды кончатся, но он проводит многочасовую сложную операцию, спасая эту жизнь. Другую старую псину кладет на операционный стол только потому, что представляет, какую невыносимую боль испытывает животное от заворота век.

Казалось бы, корова, овца, обреченные на убой, что уж так печалиться о них, нет, для него они живые существа, которым он, врач, должен помочь, исцелить или хотя бы уменьшить их муки. Удачи и неудачи, все они пронизаны сочувствием, которое не слабеет, а похоже, растет из года в год. В ветеринарию идут по любви к животным. Большие колхозные, совхозные стада как бы обезличили это чувство. И сострадать тут некогда. Но все же живое, хочешь не хочешь, требует сердечного отклика.

Автор ни к чему не призывает, не морализует, и в этом, как всегда бывает, сила его безыскусного рассказа.

Читая, я не без стыда вспоминал стаи бродячих собак в пригородах и дачных местностях — результат нашей жестокости и эгоизма, и думал, что напрасно мы столь иронично относились к бытующим во всем мире обществам защиты животных. Думая о том, почему в Ленинграде многие годы никак не поощряется содержание собак, уж не говорю о том, что не существует специальных собачьих кормов. Думалось о том, что развитие нравственного самосознания общества заставляет пересмотреть то, что когда-то с ходу отвергалось, какие-то формы общественной жизни, которые ныне можно использовать. Такова, например, проблема филантропии. Опыт нашей России, да и западный опыт может быть в этом смысле использован.

Принимать частное вспомоществование считается неприличным, чуть ли не унизительным. Образовались как бы условности нашей социалистической морали. Страдать от одиночества — неприлично; одиночество — состояние, несвойственное советскому человеку. Быть несчастным неприлично. Быть бедным — тоже. Между тем одиночество — бедствие не только старых, но и молодых, оно вовсе не случайность, не следствие плохого характера и т. п. Бедность? При этом пожимают плечами, бедных, мол, у нас нет, а если встречаются, то это недосмотр собеса, это государственная забота, которая освобождает нас от ответственности.

Между тем ясно, что милосердие — дело сугубо частное. Вот мы учредили фонд культуры — благородную и нужную организацию. Ведь это тоже филантропия по отношению к памятникам, сокровищам истории и культуры. Фонд культуры — это прекрасно, но почему с такой же деятельностью мы не можем обратиться к людям. Разве социалистическое общество — это не общество взаимоучастия людей, взаимопомощи, взаимодобра, взаимопонимания. Филантропия переводится с греческого как человеколюбие. Надо, очевидно, создавать какие-то формы участия, внимания, помимо казенных. У нас есть скрытая бедность, застенчивая бедность. Есть бедность, которая и рада бы принять помощь, но мы сами стесняемся или не знаем о ней. Есть хронические больные, есть разные беды, требующие участия неформального, деликатного. Такое участие нужно и для тех, кто может помогать, хочет помогать, как-то применить нерастраченные силы своего добротворства.

В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. Все оказалось сложнее. Литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

Важнейшие этапы истории нашей жизни были неприкасаемы. Нельзя было касаться многих трагедий, имен, событий. Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели от власть имущих обиды, лишения, хамство, все это тоже тщательно процеживалось, ограничивалось.

Как ни странно, именно в военной литературе тема гуманности, милосердия прозвучала особенно сильно и страстно.

Источник:
К сожалению наши разговоры
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это,
http://public.wikireading.ru/8672

К сожалению наши разговоры

Сейчас 4287 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

Уважаемые гости! В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

На Форуме сайта опытный эксперт проверит бесплатно одну вашу работу.

Текст:
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся — лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу – рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шёл,держа у лица окровавленный платок,пальто уже блестит от крови. Часто вспоминаю этот путь — метров примерно триста. Народу на улице было много.

Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь.

Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного. Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударился – почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?

Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя.

И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном,но обязательно надо вспомнить и самого себя. Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своём собственном поведении — желание отойти, уклониться, не ввязываться. И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, укоренилось. К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность. она состоит из конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств —
чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и
даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним
временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь даст их
как «устар.», то есть устаревшие понятия.

Изъять милосердие —
значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений
нравственности. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло,
заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало
примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей
жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого
чувства.

Уверен, что человек
рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это
врожденное, данное нам, вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство
не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Что такое равнодушие? Чем оно грозит человечеству? Именно над этими вопросами размышляет Даниил Гранин, но более детально он рассуждает над проблемой безразличия.
Чтобы раскрыть данную проблему, автор вспоминает случай из его жизни, который его очень поразил и заставил задуматься не только над поступками окружающих, но и над своим поведением:»И, уличи себя, начал понимать, как привычно стало это чувство».

Источник:
К сожалению наши разговоры
Текст: В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал… У
http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/discussions/%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,-%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B0

Обучение написаниюсжатого — Презентация по подготовке к экзамену по русскому языку — Обучение написанию сжатому изложению

обучение написаниюсжатого изложения..ppt — Презентация по подготовке к экзамену по русскому языку «Обучение написанию сжатому изложению»

ОГЭ-2017
Сжатое изложение.
Ключевые слова.
Микротема текста
( подготовка
к написанию
сжатого изложения)

•Задача сжатого изложения –
Кратко передать содержимое текста,
отобрать существенную информацию,
исключить подробности.
Но основная мысль автора, логическая
последовательность событий должны быть
переданы без искажения.

Способы сжатия текста:
1) исключение подробностей, деталей;
2) обобщение конкретных, единичных явлений;
3) упрощение.

При исключении
1. необходимо выделить главное с точки зрения
основной мысли текста и детали (подробности);
2. убрать детали;
3.объединить существенное;
4.составить новый текст.

При обобщении
1. вычленить единичные факты;
2. подобрать языковые средства их обобщенной
передачи ;
3. составить новый текст. ( )

При упрощении
1. заменить сложное простым;
2. заменить часть предложения указательным
местоимением;
3. разбить сложное предложение на сокращённые
простые;
4. объединить два или три предложения в одно

Алгоритм написания сжатого
изложения.
•1.Прослушать текст, определить тему текста (о
чем текст?)
•2.Сформулировать основную мысль текста (чему
учит текст? ради чего написан?)
•3.Разбить текст на части, составить план текста.
•4.Определить микротему каждой части.
•5.Найти ключевые слова в каждой части текста,
передающие главную информацию.
•6.Подумать, что можно исключить из каждой
части, от каких подробностей отказаться, что
можно обобщить.
•7.Обдумать средства связи между частями.
•8.Записать сокращенный (сжатый) текст.

Этапы
учебной деятельности
1. Этап определения темы
1. Этап определения темы
текста.
текста.
Тема — то, о чём говорится в
Тема — то, о чём говорится в
тексте. О чём текст?
тексте. О чём текст?
2. Этап определения идеи
2. Этап определения идеи
(основной мысли) текста.
(основной мысли) текста.
— — Что хотел сказать автор?.
Что хотел сказать автор?.
-Чему он хочет нас научить?
-Чему он хочет нас научить?
3.Этап определения структуры
3.Этап определения структуры
текста.
текста.
Композиция-построение текста.
Композиция-построение текста.

Определение микротем
4. Этап абзацного членения текста.
1. Найдите ключевые слова, передающие главную
информацию.
2. Определите микротему каждого абзаца.
Микротема ­ содержание нескольких самостоятельных
предложений текста, связанных одной мыслью­ абзацем.
Без основных предложений микротемы невозможно
раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и
связность.
4. Подумайте, что можно исключить, от каких
подробностей отказаться, что обобщить.

Критерии оценивания
сжатого изложения
— ИК 1 Экзаменуемый передал основное
содержание прослушанного текста,
отразив все важные для его восприятия
микротемы. (2 б=3 мкр)
-ИК 1 Экзаменуемый передал основное
содержание прослушанного текста, но
упустил или добавил 1 микротему-
(1 б=2мкр)
-ИК 1Экзаменуемый передал основное
содержание прослушанного текста, но
упустил или добавил более 1 микротемы
— (0 б=1мкр)

Обязательные условия:
1. Не объединять микротемы в один абзац;
2. Каждый абзац с красной строки!
3. Объём изложения – не менее 70 слов;
4. Аккуратный, разборчивый почерк;
5. Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего
текста в целом.

Подготовка к сжатому
изложению.
1. Прослушивание текста по диску.
2. Анализ текста.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА
•Милосердие-
1.способность человека помогать
нуждающимся в помощи.
2. готовность помочь кому-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
•Нравственность-
1. внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек.
2. правила поведения, определяемые
этими качествами.
•Атрофия-потеря чувствительности.

Моделирование текста
5. Этап моделирования сжатого изложения.
1.Обдумать средства связи между частями
1.Слова-синонимы (милосердие-милость)
2. Лексические повторы (о нравственности-
нравственность)
3. Вводные слова, организующие порядок
высказывания (итак, к сожалению, уверен) и др.

2. Записать сокращённый (сжатый) текст.

Подготовка к сжатому
изложению.
Текст для сжатия. 1 абзац.
• К сожалению, наши обильные разговоры о
нравственности часто носят слишком общий
характер. А нравственность состоит из
конкретных вещей — из определённых чувств,
свойств, понятий. Одно из таких чувств —
чувство милосердия. Термин несколько
устаревший, непопулярный сегодня и даже как
будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто
свойственное лишь прежним временам. «
Сестра милосердия», « брат милосердия»-
даже словарь даёт их как устаревшие понятия.

Подготовка к сжатому
изложению.
Ключевые слова.
• /К сожалению, наши обильные
разговоры о нравственности часто
носят слишком общий характер/. А
нравственность состоит из конкретных
вещей — из определённых чувств, |
свойств,| понятий. Одно из таких
чувств- чувство милосердия. Термин
/несколько/ устаревший, непопулярный
сегодня и /даже как будто/ отвергнутый
нашей жизнью. /Нечто свойственное
лишь прежним временам: сестра
милосердия, брат милосердия, даже
словарь даёт их как устаревшие
понятия/.

Микротема.1
•Нравственность состоит из определённых чувств и
понятий, одно из которых милосердие. Но в наше
время милосердие устарело, стало непопулярным.

Вариант сжатия 1 абзаца
текста
•Нравственность состоит из конкретных вещей — из
определённых чувств, понятий. Одно из таких
чувств — чувство милосердия. Термин несколько
устаревший, непопулярный сегодня и отвергнутый
нашей жизнью.

Подготовка к сжатому
Текст для сжатия. 2
изложению.
абзац.
•Изъять милосердие — значит лишить человека
одного из важнейших действенных
проявлений нравственности. Древнее это,
необходимое чувство свойственно всему
животному и птичьему сообществу: милость к
поверженным и пострадавшим. Как же так
получилось, что чувство это у нас заросло,
заглохло, оказалось запущенным? Мне можно
возразить, приведя немало примеров
трогательной отзывчивости, соболезнования,
истинного милосердия. Примеры есть, и тем
не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль
милосердия в нашей жизни.

Подготовка к сжатому
изложению. Ключевые слова.
• : милость к
поверженным и пострадавшим. > /Как же
получилось, что чувство это у нас заросло,
заглохло, оказалось запущенным./
/ Примеры есть/, и тем не менее мы
ощущаем, /и давно уже/, убыль милосердия в
нашей жизни.

Микротема 2.
•Милосердие- милость к поверженным и
пострадавшим- свойственно всему живому, однако
мы давно уже ощущаем убыль милосердия в
нашей жизни.

Вариант сжатия 2 абзаца
текста
•Милосердие-это чувство свойственно всему
животному и птичьему сообществу: милость к
поверженным и пострадавшим. Можно приводить
примеры трогательной отзывчивости. И тем не
менее мы ощущаем убыль милосердия в нашей
жизни

Подготовка к сжатому
Текст для сжатия. 3
изложению.
абзац.
•Уверен, что человек рождается со способностью
откликаться на чужую боль. Думаю, что это
чувство врожденное, данное нам вместе с
инстинктами, с душой. Но если это чувство не
употребляется, не упражняется, оно слабеет и
атрофируется.

Подготовка к сжатому
изложению. Ключевые слова.
•Уверен, что человек рождается со способностью
откликаться на чужую боль. /Думаю, что/ это
чувство /врожденное/, данное нам вместе с
инстинктами, с душой/. Но если это чувство не
употребляется,/ не упражняется/, оно слабеет и
атрофируется.

Микротема 3.
•Человек рождается со способностью откликаться
на чужую боль. Но если чувство милосердия не
употребляется, оно атрофируется.

Вариант сжатия 3 абзаца
текста
•Уверен, что человек рождается со способностью
откликаться на чужую боль. Это чувство, данное
нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это
чувство не употребляется, оно слабеет и
атрофируется.

Сжатое изложение.
Нравственность состоит из конкретных вещей — из
определённых чувств, понятий. Одно из таких
чувств — чувство милосердия. Термин несколько
устаревший, непопулярный сегодня и отвергнутый
нашей жизнью.
Это чувство свойственно всему животному и
птичьему сообществу: милость к поверженным и
пострадавшим. Можно возразить, приведя примеры
трогательной отзывчивости. И тем не менее мы
ощущаем убыль милосердия в нашей жизни
Уверен, что человек рождается со способностью
откликаться на чужую боль. Но если это чувство не
употребляется, оно слабеет и атрофируется.

РЕФЛЕКСИЯ
•Сегодня на уроке я
узнал…..
• Сегодня на уроке я
научился….
• Я понял, что. теперь я
могу..

Домашнее задание
•Напишите сжатое изложение.
•По тексту к вариантам(4-6) под редакцией
Н.А.Сениной или под редакцией И.П.Цыбулько (5-6)
написать сжатое изложение, объем которого не
должен превышать 70 слов.

Источник:
Обучение написаниюсжатого — Презентация по подготовке к экзамену по русскому языку — Обучение написанию сжатому изложению
Файл обучение написаниюсжатого изложения..ppt для материала для скачивания по дисциплинам Русский язык, в разделе Презентации учебные, Методические и учебные материалы, Разработки уроков для учителя
http://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_podgotovke_k_ekzamenu_po_russkomu_yazyku_obuchenie_napisaniyu_szhatomu_izlozheniyu-69794/84017

ОГЭ (ГИА) — Сайт uchoba74!

ПЛАН ЭК­ЗА­МЕ­НА­ЦИ­ОН­НОЙ РАБОТЫ ОГЭ ПО РУС­СКО­МУ ЯЗЫКУ 2015 ГОДА

Работа со­сто­ит из 15 заданий: за­да­ний базового уров­ня сложности 14, вы­со­ко­го — 1.

Заданий с вы­бо­ром ответа — 2, с крат­ким ответом — 11, с раз­вер­ну­тым ответом — 2.

Работа рас­счи­та­на на 235 минут.

Обозначение уров­ня сложности задания: Б — базовый, В — высокий.

Проверяемые эле­мен­ты содержания и виды деятельности

Уровень слож­но­сти задания

Максимальный балл за вы­пол­не­ние задания

Примерное время вы­пол­не­ния задания (мин.)

1. Ин­фор­ма­ци­он­ная обработка тек­стов различных сти­лей и жанров. Текст как ре­че­вое произведение. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная целостность текста. Отбор язы­ко­вых средств в тек­сте в за­ви­си­мо­сти от темы, цели, ад­ре­са­та и си­ту­а­ции общения. Со­зда­ние текстов раз­лич­ных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грам­ма­ти­че­ские нормы (морфологические нормы). Грам­ма­ти­че­ские нормы (синтаксические нормы). Лек­си­че­ские нормы. Пунк­ту­а­ции в про­стом и слож­ном предложениях. Орфограмма.

2. Текст как ре­че­вое произведение. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная целостность текста. Ана­лиз текста

3. Вы­ра­зи­тель­ные средства лек­си­ки и фразеологии. Ана­лиз средств выразительности

4. Пра­во­пи­са­ние приставок. Слитное, дефисное, раз­дель­ное написание

5. Пра­во­пи­са­ние суффиксов раз­лич­ных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Пра­во­пи­са­ние -Н- и -НН- в раз­лич­ных частях речи. Пра­во­пи­са­ние личных окон­ча­ний глаголов и суф­фик­сов при­ча­стий настоящего вре­ме­ни

6. Лексика и фразеология. Синонимы.Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

8. Предложение. Грам­ма­ти­че­ская (предикативная) ос­но­ва предложения. Под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое как глав­ные члены пред­ло­же­ния

9. Осложнённое про­стое предложение

10. Пунк­ту­а­ци­он­ный анализ. Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях со сло­ва­ми и конструкциями, грам­ма­ти­че­ски не свя­зан­ны­ми с чле­на­ми предложения

11. Син­так­си­че­ский анализ слож­но­го предложения

12. Пунк­ту­а­ци­он­ный анализ. Знаки пре­пи­на­ния в сложносочинённом и в сложноподчинённом пред­ло­же­ни­ях

13. Син­так­си­че­ский анализ слож­но­го предложения

14. Слож­ные предложения с раз­ны­ми видами связи между частями

15. Текст как ре­че­вое произведение. Смыс­ло­вая и ком­по­зи­ци­он­ная целостность текста. Со­зда­ние текстов раз­лич­ных стилей и функционально-смысловых типов речи. Ин­фор­ма­ци­он­ная обработка тек­стов раз­лич­ных стилей и жанров. Грам­ма­ти­че­ские нормы (морфологические нормы). Грам­ма­ти­че­ские нормы (синтаксические нормы). Лек­си­че­ские нормы

10 баллов за практическую грамотность и фактическую точность речи

ШКАЛА ПЕ­РЕ­ВО­ДА ОТМЕТОК

Отметка по пя­ти­балль­ной шкале

из них не менее 4 бал­лов по кри­те­ри­ям ГК1 — ГК4. Если по кри­те­ри­ям ГК1–ГК4 уча­щий­ся набрал менее 4 баллов, вы­став­ля­ет­ся от­мет­ка «3».

из них не менее 6 бал­лов по кри­те­ри­ям ГК1 — ГК4. Если по кри­те­ри­ям ГК1–ГК4 уча­щий­ся набрал менее 6 баллов, вы­став­ля­ет­ся отметка «4».

Каталог за­да­ний по темам

В этом раз­де­ле представлен те­ма­ти­че­ский классификатор за­дач­ной базы. Вы мо­же­те прорешать все за­да­ния по ин­те­ре­су­ю­щим вас темам. За­ре­ги­стри­ро­ван­ные пользователи по­лу­чат информацию о ко­ли­че­стве заданий, ко­то­рые они решали, и о том, сколь­ко из них было ре­ше­но верно. Цве­то­вая маркировка: если пра­виль­но решено мень­ше 40% заданий, то цвет ре­зуль­та­та красный, от 40% до 80% — желтый, боль­ше 80% за­да­ний — зеленый. Если в оба столб­ца таблицы вы­де­ле­ны зеленым, уро­вень вашей го­тов­но­сти можно счи­тать достаточно высоким.

Источник:
ОГЭ (ГИА) — Сайт uchoba74!
ПЛАН ЭК­ЗА­МЕ­НА­ЦИ­ОН­НОЙ РАБОТЫ ОГЭ ПО РУС­СКО­МУ ЯЗЫКУ 2015 ГОДА Работа со­сто­ит из 15 заданий: за­да­ний базового уров­ня сложности 14, вы­со­ко­го — 1. Заданий с вы­бо­ром ответа —
http://uchoba74.jimdo.com/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%B3%D0%B8%D0%B0/

Читать онлайн Милосердие автора Гранин Даниил Александрович — RuLit — Страница 2

Читать онлайн «Милосердие» автора Гранин Даниил Александрович — RuLit — Страница 2

На этом история не заканчивается. После операции мать умерла. Врач сказал моему знакомому: «Я проверил, мать ваша умерла не в результате операции, у нее не выдержало сердце, поэтому деньги я оставлю себе». То есть он повел себя как бы порядочно: вот если бы женщина умерла в результате операции, деньги бы он вернул.

С полным сознанием своей правоты говорил это врач государственной клиники, представитель профессии гуманной, человеколюбивой — так, во всяком случае, мы привыкли думать о врачах.

Рассказываю об этом случае не потому, что он особый, а потому, что он не особый.

Женщина развелась с мужем и через суд потребовала алименты. Присудили. А ребенок находится у родителей мужа, и мать эта даже думать не думает взять ребенка и заботиться о нем. Но алименты исправно получает. К сожалению, все больше случаев я знаю, когда матери отказываются от своих детей. Прежде это были единичные случаи, поражавшие людей. Сейчас они не поражают.

К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность… она состоит из конкретных вещей — из определенных чувств, свойств, понятий.

Одно из таких чувств — чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.

Изъять милосердие — значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным. Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства…

Милосердие изничтожалось не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Из года в год чувство это осуждали, вытравливали: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает… Его сделали запретным и для искусства. Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. Тридцатые годы, сороковые — понятие это исчезло из нашего лексикона. Исчезло оно и из обихода, ушло как бы в подполье. «Милость падшим» оказывали таясь и рискуя…

Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?

Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моем детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

Источник:
Читать онлайн Милосердие автора Гранин Даниил Александрович — RuLit — Страница 2
Читать онлайн Милосердие автора Гранин Даниил Александрович — RuLit — Страница 2
http://www.rulit.me/books/miloserdie-read-252414-2.html

CATEGORIES