Хорошо ребенку в школе или нет? Узнаем по рисунку

Хорошо ребенку в школе или нет? Узнаем по рисунку

Учеба в школе может обернуться стрессом для ребенка. Но детям (особенно в младших классах) бывает трудно и самим понять, что же именно их беспокоит. Есть простой, но информативный метод увидеть, как обстоят дела в школе, рассказывает психолог Галина Смыслова.

Дай сыну или дочке чистый лист, набор красок и предложи нарисовать картину на тему «Я в школе». Затем изучи ключевые моменты рисунка. Какие именно?

Персонажи и сюжет

Оцени, какие действующие лица и что они делают.

Сам ребенок. Насколько он погружен в учебный процесс? Хорошо, если по сюжету он отвечает на уроке, участвует в линейке. То, что он в гуще событий, говорит о высокой мотивации к учебе. Ребенок ничего не делает, просто стоит? Он воспринимает свой статус формально: «Все ходят в школу, и я тоже».

Учитель. То, что он есть на рисунке, говорит о том, что ученик включился в школьные отношения, видит авторитет в учителе. Уточни, кто именно изображен, — это будет педагог, который сейчас наиболее важен. Его фигура может быть крупнее детских. Это нормально: сын или дочка усвоили иерархию и знают, кто главный. Учитель может быть и злым. Что ж, ребенок остро переживает негатив с его стороны (даже если по сюжету тот кричит на других).

Одноклассники. Посмотри на их лица: они улыбаются? Хорошо — для детей отношения в классе не менее важны, чем успеваемость. Если все ребята играют на перемене — похоже, ребенок ходит в школу лишь ради общения. Надо переключить его на учебу.

На рисунке нет других людей, ребенок один? Учение для него, скорее, трудовая повинность. Ему вообще неинтересно на уроках.

Место действия

Здание школы снаружи — за пределами школы ученику явно лучше, чем внутри нее. Он смирился с необходимостью учиться, но особого смысла в этом не видит. Наличие негативных деталей (кривая крыша, облупленная краска) — адаптация к школе затруднена внешними факторами (переезд, изменения в семье).

Класс внутри — ребенок включился в учебный процесс и полон энтузиазма.

Цветовая гамма

Преобладают яркие краски и светлые тона (использовано не менее 5 цветов) — это говорит о хорошем отношении к учебе. Сын или дочка уверенно чувствуют себя в классе.

Больше темного (использовано всего 2–3 цвета) — негативное отношение к школьной жизни, тревога, возможно, эмоциональный и физический перегруз.

Прорисовка

Четкие линии говорят о хорошем уровне адаптации, отсутствии страха перед школой.

Тонкие, плохо прорисованные указывают на тревожность, растерянность, непонимание ситуации.

Штриховка, зачеркивание, исправления — ребенок, что называется, «стрессует». Подсказка: элемент, который сильнее всего заштрихован, и вызывает максимум беспокойства.

Внимание к деталям

Много элементов «учебной» жизни (портфель, форма, тетради и т. п.) — это плюс: твой ребенок явно понимает, для чего он в школе, и настроен на то, чтобы учиться.

Отсутствие школьных атрибутов — минус. Ребенок сознательно дистанцируется от учебного процесса и всего, что с ним связано. По сути, делает вид, что не расслышал задания.

Как помочь?

1. Видишь много негативных признаков? Поработай с рисунком: попроси ребенка рассказать о нем, описать сюжет. Его ответы сделают картину яснее, помогут разобраться в чувствах — и тебе, и ему. Что еще сделать?

2. Обсуждай с ним школьную жизнь, показывая, что тебе интересно. Спрашивай, что вызывает затруднения, и вместе решайте, как с ними справиться (пусть учится искать выход).

3. Отмечай успехи, поддерживая желание учиться. Вместо «Ты молодец!» говори: «Отлично сделал! Чем больше стараешься, тем лучше получается».

Источник:
https://zen.yandex.ru/media/lisa.ru/horosho-rebenku-v-shkole-ili-net-uznaem-po-risunku-5c7e89f099264500b4198aa4?

CATEGORIES