Гражданский брак и сожительство их сходство и различие

Гражданский брак

Гражданский брак означает не беспорядочное незаконное сожитие, которое у нас нередко называется «гражданским браком», а брак секуляризованный, брак законный с точки зрения светского закона, регулируемый светским законодательством, а не церковным, и по соображениям государственного интереса и порядка, а не церковного.

Очерк в целом представляет собою второе издание, исправленное и значительно дополненное, брошюры: «О гражданском браке», которая издана была тем же автором в 1887 г.

Главными литературными пособиями для автора служили:

Rossbach, Untersuchungen uber die romische Ehe, Stuttgart, 1853.

Pothier, Traite du contrat de mariage (Oeuvres, t. VI, Paris, 1846).

Friedberg, Das Recht der Eheschliessung, Leipzig, 1865 и его же Geschichte der Civilehe, 1872.

Sohm, Das Recht der Eheschlissung, Weimar, 1875.

Scheurl, Die Entwickellung des kirchlichen Eheschliessungsrechts, Erlangen, 1877.

Dieckhof, Die kirchliche Trauung, ihre Geschichte im Zusammenhange mit der Entwickelung des Eheschliessungsrechts und ihr Verhaltniss zur Civilehe, Rostock, 1878.

(Главныя положения Фридберга, Зома, Шейрля и Дикгофа, относящияся к истории церковного заключения браков, изложены в статье Суворова: «Заключение брака в западной Европе в средние века» («Юрид. Вестн.» 1888, янв. и март).

Fleiner, Die tridentinische Ehevorschrift, Leipzig, 1892.

Hirschel, Geschichte der Civilehe in Frankreich, Mainz, 1874.

Chachian, Du caractere et des conditions constitutives du mariage, Paris, 1875.

Sincholle, Le mariage civil et le mariage religienx, Poitiers, 1876.

Plasson, Le mariage civil et le divorce dans les principalis pays de l’Europe, Paris, 1879.

A. Gairal, Les premiers manages civils en France (Revue eatholique des institutions et du droit, vol. XIV).

Oettingen, Obligatorische und facultative Civilehe nach den Ergebnissen der Moralstatistik, Leipzig, 1881.

К. П. Победоносцев, Курс гражданского права, т. II.

Т. И. Филиппов, Современные церковные вопросы, Спб. 1882.

Проф. И. Нильский, Семейная жизнь в русском расколе, Спб. 1869.

В книге «Товит», главное содержание которой составляет разсказ о женитьбе молодого Товии, заключение брака описывается в следующих словах. Ангел, спутник и руководитель Товии, сказал Рагуилу, отцу невесты: «не бойся отдать свою дочь этому юноше, потому что ему именно, боящемуся Бога, должна быть супругой твоя дочь, оттого-то никто раньше и не мог получить ее в жены». Рагуил ответил: «не сомневаюсь, что Бог внял моим молитвам и слезам, и верю, что Он привел вас ко мне для бракосочетания моей дочери. » Взяв затем правую руку своей дочери Сары, Рагуил вложил ее в правую руку Товии и сказал: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова да будет с вами и Сам да сочетает вас и да исполнить на вас благословение Свое» ( Товит. VII ).

Другой отец церкви, величайший христианский мыслитель, Августин, всего более поражался в браке его неразрывностью, нерасторжимостью). Есть что-то таинственное в этом союзе, – говорит Августин в своей книге о благе супружеском («Liber de bono conjugali»). Супруги, хотя бы и оставили друг друга, хотя бы и желали разорвать свой союз, остаются все таки супругами, если только смерть не разрешит этих уз. Возможно, что, при заключение брака, супруги руководились желанием иметь детей, но проходит несколько лет супружеской жизни, надежда иметь детей оказывается напрасною, а между тем супружеский союз продолжает оставаться ненарушимым и неразрывным И так, по мнению Августина, брак потому и есть таинство, что он нерасторжим; по этой именно стороне и уподобляется союз супружеский союзу Христа с церковью, ибо Христос и церковь не отделимы на веки, – Он Сам обещал пребывать с нами до конца мира.

И так, можно было бы ожидать, что у христианских народов еще с большею силою, чем у нехристианских, заключение брака будет проникнуто религиозною идеей. И, однако, именно у народов христианской цивилизации развилось учреждение, известное под названием гражданского брака, т. е. брака секуляризованнаго, принципиально отрешенного от связи с религией и церковью, проникнутого идеями светского права, а не религиозными началами.

Для верной и беспристрастной оценки такого учреждения, как гражданский брак, нужно, конечно, привести в ясность явления современной жизни, на которых отражается его полезное или вредное влияние; но вообще трудно бывает сделать верную оценку какого-нибудь учреждения, не приводя себе в ясность исторических причин, вызвавших это учреждение. В самом деле, отчего в христианском мире в государствах христианской цивилизации явился гражданский брак, хотя, по свидетельству древнейших христианских писателей, уже первые христиане считали своею обязанностью обращаться к церкви за благословением своих браков? Причин было несколько.

Начнем, однако, не с тех непосредственных причин, которыми было вызвано учреждение гражданского брака в Западной Европе, а с тех обстоятельств, которыми было подготовлено это учреждение.

ГЛАВА I. История заключения брака в христианской римской: империи и на западе в средние века

Христиане первых веков смотрели на церковное благословение браков исключительно с религиозной точки зрения, подобно тому, как древние римляне религиозное только значение могли придавать разным религиозным обрядам, по обычаю практиковавшимся при заключении браков.

Защитники гражданского брака в Западной Европе совершенно основательно говорят его противникам, что римская церковь не вправе возражать против всякой формы, если только ею достаточно гарантируется публичность брака и если притом в самом материальном брачном праве, т. е. в постановлениях относительно условий брака и проч. нет ничего противного требованиям церкви. Не все ли равно: заявить согласие перед священником и двумя свидетелями, или же перед государственным чиновником и двумя свидетелями? Благословение священническое или венчание не требуется церковным законом. А что касается таинства, то, по учению римской церкви самой, оно заключается не в церковном каком либо действии, а в самом существе супружеского союза.

Церковными воззрениями, как общекатолическими, так и национально-французскими, была подготовлена удобная почва для учреждения гражданского брака. Непосредственными же причинами, которые вызвали это учреждение, были: во-первых образование множества религиозных направлений и сект со времени реформации, и во-вторых философия «естественного права». Эти причины во Франции действовали не менее, чем в других европейских странах, и однако первые опыты введения гражданского брака были сделаны не во Франции, где в большей степени была подготовлена почва для него, а в Голландии и в Англии. Уже позднее, как бы приняв к сведению эти чужестранные опыты, Франция стала задавать тон другим государствам своим законодательством о гражданском браке.

Королевский закон в этом смысле действительно и был издан Людовиком XVI в 1787 г. Законом введен для протестантов так называемый факультативный гражданский брак, т. е. как возможная форма заключения брака для желающих. Именно протестантам предоставлено на выбор вступать в браки или перед государственно-должностным лицом – местным судьей в его помещении, или перед католическим священником в помещении этого последнего, посредством объявления взаимного согласия жениха и невесты, после чего судья или священник объявляет их супругами по закону и регистрирует событие брака, т. е. записывает его в установленную брачную книгу. Таким образом, протестантам французским была дана возможность вступать в законные браки, обходя католическое духовенство, причем, однако, за протестантским духовенством не было признано право совершения бракосочетания с законными последствиями.

В 1792 г., через пять лет после закона Людовика XVI о факультативном гражданском браке, был издан революционный закон об обязательном гражданском браке. Брак каждым французским гражданином обязательно должен быть заключен перед чиновником гражданского состояния. Подобно всяким другим контрактам, брачный договор может быть не только заключаем, но и прекращаем. Заявление о расторжении брака точно также делается перед чиновником гражданского состояния. В одной гравюре того времени были изображены два божества: гименей, держащий в руках по венцу, – перед ним совершается гражданский брак, – и какое-то освободительное божество, в ногах которого совершается развод. Даже Дидро договорился до того, что в образец, ставил нравы жителей Отаити, где браки продолжаются часто не больше четверти часа. А вот какого рода речи держали, в назидание новобрачным парам, муниципальные чиновники.

ГЛАВА III. Гражданский брак по Code civil и по другим законодательствам, усвоившим в большей или меньшей степени принципы французского кодекса

Французские завоевания времени первой республики и первой империи распространили обязательный гражданский брак и вне Франции. Так, в Голландии, где принцип гражданского брака был уже раньше известен, но не в смысле французском, в 1795 г. введен был обязательный гражданский брак по французскому образцу; он же потом был принят и в кодекс 1838 г. Как и во Франции, брачному благословенно, должен предшествовать гражданский брак; для действительности брака лиц, недостигших совершеннолетия, требуется безусловно согласие родителей; допущен развод, но не по взаимному соглашению причем параллельно с разводом допущена и сепарация. Но так как сепарация возможна и по взаимному соглашению, а по истечении пяти лет сепарации, не сопровождавшейся примирением, может быть постановлено решение о разводе, то отсюда следует, что взаимное соглашение косвенным путем может привести и к разводу.

Наконец и еще в одном из романских государств – в Португалии, с 1877 г. признается два рода браков: церковный – для католиков и гражданский – пред чиновником гражданского состояния для всяких других лиц. Развода так же не допускается, как и в Испаши, а допускается только разлучение на тех же основаниях.

Любопытно, что принцип французского обязательного гражданского брака усвоен всего полнее законодательствами не романских государств, а Швейцарии, Германии и Венгрии.

Чтобы доставить удовлетворение тем, которые требовали серьезных гарантий против слишком частых разрывов брака, законодатель воздержался от прямого введения развода по взаимному соглашению. Развод по взаимному соглашению, строго говоря, не допускается; но, когда оба супруга выступают в качестве истцов, требующих развода, суду предоставляется постановить решение о разводе, если из обстоятельств усматривается, что сожитие невозможно. Это постановление закона, как показал опыт, проложило в сущности дорогу разводу по взаимному соглашению, так как судья не предпринимает никакого предварительного исследования, как скоро оба супруга ищут развода, и следовательно стоит лишь обоим согласиться между собою подать исковые прошения о разводе, – развод готов.

В 1848 г. волнения, происходившие во Франции, отразились и на Германии. Провозглашено было начало отделения церкви от государства, и в принципе признан был необходимым гражданский брак с записью в метрических книгах, ведущихся государственным чиновником. Поэтому, в ряду §§-ов так называемых «основных прав», выработанных франкфуртским собранием, читаются следующие (§§ 20–21): «Гражданская действительность брака зависит только от совершения гражданского акта; церковное действие может иметь место только после совершения этого гражданского акта; различие в религии не служить препятствием к вступлению в брак (т. е. напр. евреев с христианами); книги метрические ведутся гражданскими чиновниками». Однако, кроме некоторых мелких германских государств гражданский брак нигде не был введен: ни в Пруссии, ни в других значительнейших государствах Германии не явилось этого учреждения.

В прусском парламенте 1849 г. наиболее ожесточенным и красноречивым противником гражданского брака выступил один депутат, по имени Отто фон-Бисмарк Шенгаузен. По поводу внесенного в парламент законопроекта об обязательном гражданском браке по французскому образцу, оратор говорил следующее:

Так рассуждал в 1849 г. депутат прусского парламента Отто фон-Бисмарк Шенгаузен. Напротив, когда в 60-х годах снова зашла речь в прусском парламенте о введении гражданского брака, то человек, которого никто не обвинял в излишнем либерализме, Фридрих Юлий Шталь, сам лично отстаивавший теорию христианского государства и церковную форму браков, в заседании прусской палаты 11 марта 1861 г. признал, что самые верующие и самые лояльные люди могут быть искренними, убежденными и горячими: приверженцами обязательного гражданского брака.

Не безынтересно познакомиться с теми соображениями, которыми руководились прусское правительство и палаты прусского парламента, при введении обязательного гражданского брака.

Как видно, мотивы в пользу обязательного гражданского брака в самом деле могут быть уважительны и солидны, так что Шталь был прав, когда он сказал, что защитниками осязательного гражданского брака могут оказаться люди самые честные и набожные.

Германский закон 1875 г. допускает развод и временное разлучение супругов (разлучение навсегда, т. н. separatio perpetua не допускается); но о поводах к разводу и временному разлучению закон ничего не говорит, очевидно предоставляя установление бракоразводных норм партикулярным законодательствам отдельных государств, входящих в состав германской империи, оставляя в силе бракоразводные нормы саксонского гражданского уложения, прусского, виртембергского, баденского ландрехтов и проч.

Не безынтересны некоторые статистические данные для определения взаимного отношения между обязательным гражданским браком и венчанием. Непосредственно вслед за изданием прусского закона 1874 г. и германского 1875 г., как и естественно было ожидать, число опущений церковного венчания было наибольшее. Но затем, с каждым годом менее и менее оказывалось людей, желавших ограничиться одною гражданскою церемонией без церковного венчания.

В Пруссии, в пятилетий период времени 1875 – 1879 г. на сотню евангелических браков приходилось повенчанных:

В больших городах, где сравнительно гораздо слабее развита религиозная жизнь, в тот же период времени точно также последовало заметное усиление церковного участия в браках:

в Бреславле с 60,6 поднялось на 64,4

« Кенигсберге » 65,5 « » 66,6

« Ганновере » 83,6 « » 97,0

« Франкфурте на Майне » 46,9 « » 50,2

« Данциге » 64,2 « » 70,0

« Берлине » 27,3 « » 40,4

В других государствах Германии:

в Баварии с 1876 по 1879 г. число церковных венчаний повысилось с 93,35 на 98,55, а число опущений венчания понизилось с 6,65 на 1,45. В Саксонии с 1876 по 1879 г. число опущений венчания понизилось с 7,76 на 3,41. Почти тоже самое в Виртемберге и Бадене.

Вывод, который получается из представленных цифровых данных, очевидно, сам по себе, не располагает к пессимистическому осуждению о положении дел при обязательном гражданском браке. Если па первых порах оказывается много желающих ограничиться одною гражданскою церемонией, причем из этих многих не немногие действуют просто по необдуманности и легкомыслию, то вскоре же затем религиозный инстинкт народа начинает реагировать против увлечения гражданским браком. Показания статистики не могли не иметь известной доли убедительности: при новом рассмотрении вопроса об обязательном гражданском браке в германском рейхстаге, в дополнение к тем доводам, которые высказаны были в его пользу при первом его обсуждении.

Как бы то ни было, но в последние годы мы видим еще один пример введения обязательного гражданского брака в Венгрии. Здесь до 1894 г. гражданский брак существовал на тех же основаниях, как и в Австрии (см. ниже). В этом году был внесен в венгерский парламент законопроект, который в конце концов и прошел, хотя весьма незначительным большинством голосов и при явном нерасположении к законопроекту императора Франца – Иосифа.

ГЛАВА IV. Гражданский брак в Англии в Соединенных Штатах Северной Америки, в Норвегии и в Австрии

Разумеется, для вступления в столь эксцентрические браки должны были существовать известные побуждения. Их была довольно. В долговом квартале не спрашивали о согласии родителей, не требовали законного возраста, не стесняли тем, чтобы в три воскресные дня перед браком в церкви публично производилось оглашение об имеющем быть браке. У некоторых даже существовало отвращение к публичному заключению брака, вследствие чего долговой квартал казался самым уютным и удобным местом для вступления в браки, несмотря на то, что церковным книгам, которые здесь велись, суд не придавал никакого значения, и свидетелей, бывших при таком тайном бракосочетании, не допускал к судебному показанию.

Всего ближе к английско-американской системе стоит гражданский брак, введенный в Норвегии законом 27 июня 1891 г. Разница впрочем существенная в том, что гражданский брак введен в Норвегии только для диссентеров, т. е. для лиц, исповедующих христианскую религию и в тоже время не принадлежащих к государственной лютеранской церкви. Диссентеры могут образовать из себя организованные общины с собственными священниками или предстоятелями с доведением до сведения гражданского начальства имен этих священников или предстоятелей, от которых отбирается письменное обещание повиноваться законам и оставаться верными истине и долгу. При всяком перемещении или замене одного священника или предстоятеля другим, равным образом, требуется сообщение начальству.

Особенности, норвежского гражданского брака состоять, как видно из вышеизложенного, в том что: 1) постановления о диссентерах распространяются и на членов государственной церкви, поскольку дело идет о смешанных браках; 2) что, будучи факультативным, гражданский брак диссентеров допускает позднейшее церковное благословение; 3) что регистрация браков хотя и ведется духовенством диссентерским и государственными органами, но в конце концов сосредоточивается в руках духовенства господствующей церкви.

Если мы полюбопытствуем взглянуть на секты рационалистического направления, то мы найдем напр. следующее:

В каликовской секте (которая, как говорят, составляет смесь беспоповщины с молоканством и штундизмом), после того, как состоялся сговор, родители приглашают в назначенный для бракосочетания день своих родных и знакомых на вечер, на котором время проводится в пении божественных песен и подходящих псалмов. Во время пения, жених незаметно, уводит невесту в свой дом, и: когда гости обнаружат отсутствие молодых, кончают пение, поздравляют отца невесты с новобрачными и расходятся. На другой день новобрачные являются к родителям невесты просить прощения, те прощают и благословляют их.

У штундистов, по словам очевидца, старший брат общества, играющий роль священника, совершает и браки. Если кто желает жениться и получил на это согласие как своих, так и невестиных родителей, тогда он отправляется к старшему брату, и заявляет ему об этом. Тот экзаменует жениха из Свящ. Писания и затем назначает день свадьбы. В этот день собирается раденье в доме родителей невесты: туда и является жених. После молитвы и чтения Евангелия, старший брат благословляет жениха и невесту, и брак заключен.

Между тем, за несколько времени ранее издания приведенных правил, русскому законодательству пришлось отступить от того общего начала, что законность брачному союзу сообщается лишь церковным, вообще религиозным бракосочетанием.

В законе говорится, что «предшествовавшее записи брака исполнение соблюдаемых между раскольниками брачных обрядов ведению полицейских чинов не подлежит». Здесь выражено только предположение, – справедливо говорить г. Розенблюм, – что записи браков в метрическую книгу предшествует соблюдение религиозного обряда, но соблюдение его необязательно; власти не только не вмешиваются в самые обряды, но и не в праве требовать удостоверения об исполнении каких бы то ни было обрядов; в законе нет постановления, чтобы записи в книги подлежали лишь такие браки, которым предшествовало совершение известных религиозных обрядов. Полиция обязана исполнить требование о записи брака даже и в тех случаях, когда ей было бы достоверно известно, что никаких религиозных брачных обрядов совершено не было, и такой брак должен считаться вполне законным.

Итак, в виду всего вышесказанного, едва ли возможны какие-либо сомнения в том, что законом 19 апреля 1874 г. введен был у нас гражданский брак для раскольников, чем, само собою разумеется, оказано было величайшее благодеяние раскольникам, не имевшим до того времени возможности создать для себя легальное семейное положение. И как бы ни казалось непривычною нашему сознанию идея гражданского брака, как секуляризованного и отрешенного от религии государственного учреждения, идея эта должна была явиться и у нас, как историческая необходимость.

Изложенные выше соображения о браках раскольников и других сектантов дают видеть, что государство может оказаться далеко не в одинаковом положении по отношению ко всем раскольничьим и сектантским бракам. Не по теоретическому шаблону, а по требованиям государственной пользы и необходимости, в отношении к одним бракам государство должно поддерживать религиозное начало, придавая ему государственно-законную санкцию, а в отношении к другим, напротив, должно отрешиться от религиозного начала и регулировать брак своими гражданскими нормами.

В code civil содержалось лишь постановление о женщине, осужденной за прелюбодеяние, и притом постановление уголовного свойства – о заключении ее, после расторжения брака, в исправительный дом на время от 3 месяцев до 2 лет. Но в французском законе о восстановлении развода 1884 г. сказано уже, что, в случае развода по суду, по причине прелюбодеяния, виновный никогда не может вступить в брак с своим соучастником.

Источник:
Гражданский брак
Труд профессора Николая Семёновича Суворова «Гражданский брак». Большинство творений и сочинений нашей Библиотеки можно скачать в форматах MOBI, EPUB, FB2, PDF.
http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvorov/grazhdanskij-brak/

Гражданский брак и сожительство

На сегодняшний день, термин «гражданский брак» является широко популярным в кругах обсуждения различных семейных ситуаций. Сам по себе «гражданский брак» условно обозначает брачные отношения между двумя лицами, которые не были зарегистрированы официально. В этой статье мы постараемся выяснить, чем отличается гражданский брак от сожительства и в каких ситуациях это выражение уместно применимо.

Еще в старые времена, на протяжении нескольких десятилетий рождение детей, браки и смерти регистрировались исключительно по церковным канонам. В свою очередь, каждый брак благословлялся церковью, и в соответствии с православными и католическими традициями, сопровождался таинством венчания. В то время только благословенный союз признавался законным со всеми юридическими последствиями. В России термин «гражданский брак» впервые возник в начале 20 века и являлся полным противопоставлением церковному браку. Сегодня в Российской Федерации церковные браки могут быть лишь дополнением к официально зарегистрированным ЗАГСе, и при этом не являются их альтернативой.

Гражданским браком считается брачный союз, зарегистрированный по взаимному согласию обеих сторон в соответствующих государственных органах с внесением записи в книгу актов гражданского состояния. В России гражданский брак есть единственная форма официального брака, имеющая определенные правовые последствия, регламентированные семейным кодексом РФ.

Официальное вступление в брак предполагает определенные права и обязанности по отношению друг к другу и совместным детям. В отдельных случаях, дополнительные соглашения регулируются составлением брачного договора, который, в свою очередь, не является обязательным. Супруги, вступившие в официальный брак, проживают совместно, имеют совместных детей, совместно нажитое имущество, наделяются правами наследования. В отличие от церковного брака, гражданский союз может быть расторгнут в соответствии с установленными правилами Семейного кодекса РФ. В случаях, если супруги в браке имели общих детей либо какие-либо имущественные претензии друг к другу, расторжение гражданского брака осуществляется в судебном порядке.

Стоит отметить, что согласно законодательной базе РФ, все движимое и недвижимое имущество, которое приобреталось в официальном браке, считается совместно нажитым и в случае развода подлежит разделу. Кроме того, после развода за обоими супругами сохраняются родительские права и обязанности, а также взаимная обязанность содержания друг друга в случаях нетрудоспособности.

Источник:
Гражданский брак и сожительство
На сегодняшний день, термин «гражданский брак» является широко популярным в кругах обсуждения различных семейных ситуаций. Сам по себе «гражданский брак» условно обозначает брачные отношения между
http://mosadvokat.org/grazhdanskij-brak-i-sozhitelstvo/

Гражданский брак и сожительство

Термин «гражданский брак» стал чрезвычайно популярным в разнообразных обсуждениях семейных ситуаций. Зачастую это словосочетание применяют для обозначения брачных отношений, не зарегистрированных официально. Давайте разберемся, что такое гражданский брак, чем он отличается от сожительства и в каких случаях уместно применять это выражение.

В течение долгого времени прерогатива регистрировать рождение, браки и смерть принадлежала церкви и церковным общинам. Браком считался союз, благословленный церковью, в православной и католической традиции сопровождающийся таинством венчания. Именно такой союз признавался единственно законным, имел юридические последствия.

Понятие «гражданский брак» в России и большинстве стран Европы возникло на заре ХХ века и являлось противопоставлением церковному браку, хотя в некоторых странах на протяжении нескольких веков обе формы существовали параллельно и были с точки зрения правовых последствий абсолютно равноправны. В некоторых государствах обе формы брака практикуются и по сей день, но в России церковный брак не признается государством и не имеет никакой юридической силы. Церковный брак, начинающийся с таинства венчания, может быть лишь дополнением к гражданскому, но ни в коей мере не может служить его заменой.

Гражданский брак представляет собой брачный союз, который был зарегистрирован по взаимному согласию партнеров в государственных органах записи актов гражданского состояния. В России гражданский брак является единственной формой официального брака. Поэтому сам термин потерял свою актуальность, и для обозначения официально зарегистрированных отношений принято использовать слово «брак» без дополнительного уточнения его формы. Правовые последствия гражданского брака регламентированы Семейным кодексом РФ.

При вступлении в брак супруги приобретают по отношению друг к другу права и обязанности, которые также распространяются на их совместных детей. Дополнительно права и обязанности могут быть урегулированы брачным договором, заключение которого необязательно и остается на усмотрение супругов. Супруги проживают совместно, приобретают общую собственность, ведут совместное хозяйство, рожают и воспитывают детей, наделяются наследственными правами.

В отличие от церковного, гражданский брак расторжим. Порядок его расторжение регулируется Семейным кодексом РФ. При наличии общих детей или взаимных имущественных претензий расторжение брака происходит с участие судебных органов. При этом согласно законодательству России, движимое и недвижимое имущество, приобретенное в браке, является совместным и при разводе подлежит разделу.

Помимо имущественных и наследственных прав, супруги наделяются взаимной обязанностью содержания друг друга в периоды нетрудоспособности, а также обязанностью содержать и воспитывать своих детей. Родительские права и обязанности сохраняются даже после развода.

Зачастую в повседневной жизни гражданским браком неправильно называют сожительство – брачные отношения, не оформленные официально в установленном законом порядке. Сожительство не признается государством как брачные отношения. В России оно не является формой брака, даже при ведении общего хозяйства и рождении детей. Такой союз не влечет за собой никаких правовых последствий, супруги не приобретают никаких взаимных прав и обязанностей. Закон наделяет их только родительскими правами и обязанностями в отношении совместных детей. В тот период, когда права внебрачных детей отличались от прав детей, рожденных в браке, дети, рожденные в сожительстве, приравнивались к внебрачным.

Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Несмотря на то, что интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, многие пары не спешат оформлять свое супружество официально. Все шире распространяется идея, согласно которой перед официальной регистраций молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.

Однако ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Но если церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, то неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство. В отличие от брачного союза, дети, рожденные в сожительстве, не принимают фамилию отца по умолчанию. Отец может дать детям свою фамилию только через процедуру установления отцовства, написав в органах ЗАГС соответствующее заявление. Имущество, приобретаемое в сожительстве, не считается общим. Его собственником по закону признается тот, кто его приобрел.

Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах — см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию .

Для этого нужно либо заполнить и отправить находящуюся ниже форму заявки на консультацию, либо (для тех, кто является жителем Москвы или Санкт-Петербурга) просто позвонить по бесплатным телефонам юридической помощи в Москве: (499) 703-15-39 или в Санкт-Петербурге: (812) 309-86-84

Источник:
Гражданский брак и сожительство
Бесплатная юридическая консультация для жителей Москвы и Подмосковья от профессиональных юристов и адвокатов
http://www.yurkonsultacia.ru/vopros/statia077.html

Незарегистрированный брак

Незарегистрированный брак (также фактический брак, фактическое сожительство, неформальный брак, фактические брачные отношения (юрид.), бракоподобные отношения (юрид.) и др.) — отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак.

В некоторых странах партнёры (в том числе и однополые), состоящие в незарегистрированных брачных отношениях, при определённых условиях, предусмотренных государством, имеют некоторый перечень прав и обязанностей друг перед другом. Некоторые страны (например, Франция) предлагают партнёрам, не желающим заключать брак, облегчённую форму брака в виде гражданского партнёрства — правового института, по статусу находящегося между незарегистрированным и зарегистрированным браком.

В законодательстве РФ о семье и браке отсутствует понятие «фактический брак» (ч. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ «признается брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния»). Однако отсутствие термина и качественной характеристики этого термина в нормативных актах не исключает использования терминов сожительство и фактические брачные отношения в актах судебных органов России, что позволяет утверждать о допустимости использования данных терминов.

В XIX веке в Российской империи незарегистрированные семейные отношения называли «гражданским браком» — как противопоставление церковному браку, который был в то время единственной официально признанной формой брака [1] . В XX веке, однако, содержание понятия «гражданский брак» поменялось: теперь оно применяется по отношению к браку, оформленному в соответствующих органах государственной власти без участия церкви, при этом юридическую силу в большинстве стран мира имеет только гражданский брак [2] .

Термин «фактические брачные отношения» был введен в юридическое употребление с принятием КЗоБСО (Кодекса законов о браке, семье и опеке) РСФСР 1926 г. До 1944 года ведение совместного хозяйства и общее проживание считались достаточным условием для признания фактического брака «настоящим» — со всеми вытекающими правами и обязанностями [ источник не указан 1593 дня ] .

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства.

Но ныне действующий Семейный кодекс РФ, как и КоБС (Кодекс о браке и семье) РСФСР 1969 года, не содержит терминов «фактический брак», «фактические брачные отношения». Для обозначения лиц, состоящих или состоявших какое-то время во внебрачных отношениях, здесь использованы словосочетания «лица, не состоящие в браке между собой», «живущие семейной жизнью».

Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака.

Также после принятия Семейного кодекса РФ в 1995 г. для признания отцовства стало достаточно любых доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребёнка от ответчика. Наиболее достоверным из них является генетическая экспертиза. Следует учитывать, что нормы Семейного кодекса РФ (кроме статей 34 — 37) не имеют обратной силы и не действуют в отношении установления отцовства детей, рождённых до 1 марта 1996 г.

Приобретаемое в фактическом сожительстве имущество не является по умолчанию совместным. В случае прекращения сожительства собственником имущества (автомобиль, квартира и т. д.) будет то лицо, на которое оно оформлено [3] . Также и банковские кредиты, взятые в фактическом сожительстве, считаются обязательствами того из сожителей, на кого они оформлены.

Однако лидерами по внебрачным отношениям являются страны Латинской Америки, несмотря на высокую долю религиозных католиков в этих странах. По данным ООН, в 1998 году от 55 % до 74 % детей в латинских странах рождены вне брака, и это там стало скорее нормой, чем исключением [7] . Так, доля детей, рождённых вне брака, в Мексике составляла 41,5 %, в Чили — 43,6 %, в Пуэрто-Рико — 45,8 %, в Коста-Рике — 48,2 %, в Аргентине — 52,7 %, в Белизе — 58,1 %, в Сальвадоре — 73 %, в Панаме — 80 % [7] .

Внебрачные рождения гораздо меньше распространены в Азии: в 1998 году их процент в Японии составлял 1,4 %, Израиле — 3,1 %, Китае — 5,6 %. Однако в Узбекистане он тогда достиг 6,4 %, Казахстане — 21 %, Киргизии — 24 % [7] .

В Германии наряду с браками и однополыми гражданскими партнёрствами в немецком праве существует институт «бракоподобных жизненных сообществ» (нем. eheahnliche Lebensgemeinschaft ), также называемых «внебрачными жизненными сообществами» (нем. nichteheliche Lebensgemeinschaft ). Данные бракоподобные сообщества (как разно-, так и однополые) образуют при определённых условиях «единое жизненное сообщество» (нем. Einstehensgemeinschaft, Bedarfsgemeinschaft ), частично защищаемое законом.

Германское законодательство признает правовые последствия только за зарегистрированным браком или гражданским партнёрством (для однополых пар). Однако германская судебная практика рассматривает вступление в фактический брак как образование общества гражданского права, то есть объединения лиц, не являющегося юридическим лицом, но которое вправе иметь обособленное имущество. При этом фактическое сожительство признается внутренним обществом (Innengesellschaft). Это означает, что соответствующие нормы об обществе применяются только к отношениям фактических супругов между собой, но не с третьими лицами. Фактические супруги могут заключить договор, регулирующий их имущественные отношения, но не вправе включать в договор о партнерстве положения, затрагивающие интересы третьих лиц или государства (предусмотреть право одного из фактических супругов совершать без доверенности сделки от имени другого и т. п.).

Общность имущества в фактическом браке по данному закону прекращается в следующих случаях: а) по взаимному согласию состоящих в нём лиц, выраженному в публичной грамоте или перед судьей по гражданским делам; б) по воле одного из сожителей, причём также выраженной письменно перед судьей по гражданским делам и сообщенной другому сожителю с соблюдением определённой процедуры; в) в случае вступления одного из сожителей в брак с третьим лицом; г) в случае смерти [3] .

В наше время фактический брак занимает всё более значимую социальную роль в институте семьи. Согласно отчёту американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, всё чаще молодые люди предпочитают фактическое сожительство друг с другом и не оформляют свои отношения в юридическом плане [9] .

С самого момента возникновения христианства допустимые римским правом отношения конкубината не одобрялись [10] . Христиане, вступая в брак по гражданским законам Римской империи, предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. О намерении заключить брак объявлялось в Церкви до заключения гражданского договора. Святой Игнатий Богоносец в Послании к Поликарпу Смирнскому пишет:

Тертуллиан писал, что истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение, и через принятый в римском государстве юридический договор.

Св. Василий Великий, в своих канонических правилах, утверждённых как общецерковные 2-м правилом Трулльским собором, прямо приравнивает сожительство к блуду:

59 правило св. Василия Великого в качестве епитимии предписывает отлучать блудников от причастия на семь лет, однако по всей видимости такая строгая епитимья налагалась довольно редко.

Среди позднейших византийских каноников встречаются более мягкие взгляды. Так, Матфей Властарь, иеромонах из Солуни, в своём труде «Алфавитная синтагма» полагал:

В настоящее время Русская Православная Церковь признает законным зарегистрированный гражданский брак:

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал:

Критикуя священников, которые отказывались крестить внебрачных детей, Папа Римский Франциск утверждал, что незамужние матери поступили правильно, дав жизнь ребёнку, а не сделав аборт, и что Церковь не должна их сторониться [13] [14] [15] . Он сказал:

В январе 2018 года, по данным опросов ВЦИОМ, 46% совершеннолетних россиян считали, что это нормально, когда два человека живут вместе, не намереваясь вступать в официальный брак. Одновременно 56% утверждали, что отношения между мужчиной и женщиной, долгое время проживающими вместе, но не зарегистрированными как официальная семья в органах ЗАГСа, все-таки нельзя считать браком. Половина опрошенных выступала против юридического приравнивания незарегистированных отношений к официальному браку. Также 71% опрошенных уверены, что дети должны рождаться только в официальном браке [16] .

Источник:
Незарегистрированный брак
Незарегистрированный брак (также фактический брак , фактическое сожительство , неформальный брак , фактические брачные отношения ( юрид. ), бракоподобные отношения ( юрид. ) и др.) —
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA

Общность и различие понятий менеджмента и управления

Общность и различие понятий менеджмента и управления

Таким образом, менеджмент – это управление деятельностью организации, ориентированной на рынок.

Необходимо отметить, что современный менеджмент существует и развивается в условиях рыночной экономической системы. Сегодня в развитых странах под ней понимается смешанная экономическая система, то есть такой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства (через директивы и фискальные рычаги).

Другим важным аспектом для понимания современного менеджмента является его международный характер. В настоящее время во всем мире происходят кардинальные изменения в международном разделении труда, идут процессы интернационализации и транснационализации хозяйственной деятельности стран мирового сообщества, вне зависимости от уровня их экономического развития. Чем глубже включается страна в мировую экономическую систему, тем больше благ с меньшими затратами национальных факторов производства получает ее население.

2 . Материально-техническую базу предприятия составляет также – 2 грузовых автомобиля, предназначенных для доставки и развоза товара, компьютерные терминалы для учета движения товаров и ведения бухгалтерского управленческого учета и витрины, другое торгово-складское оборудование.

Эффективность использования материально-технической базы предприятия характеризуется объемом товарооборота на 1 м 2 торговой площади. Это показатель составил за 2004 год – 32867,2 руб, а в 2003 г он был равен 22199 руб, то есть он увеличился на 48,1%

Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия и, в частности, со сменностью их работы, временем начала и окончания рабочего дня, временем обеденного перерывая, выходными и санитарными днями. Предприятие работает с 9 до 20 часов. Средняя продолжительность рабочего дня 11 часов.

В предприятии работает 16 человек, из них 10 человек является продавцами, то есть работники осуществляющие непосредственную деятельность предприятия и от работы которых во многом определяется успешность деятельности ООО «Кэд-плюс». Удельный вес продавцов в численности работников предприятия составляет 78,6%. В 2004 году было на одного человека меньше. Растет эффективность труда продавцов. Если в 2003 году на одного продавца приходилось 443980,1 руб товарооборота, то в 2004 году это показатель равен 602566 руб. товарооборота. К сожалению, на предприятии растет уровень издержек. Если в 2003 году они составляли 20,2% от уровня товарооборота, то в 2004 году – 22,4%.

Доходы предприятия от внереализационных торговых доходов составили 1,3% в 2003 году и значительно уменьшились в следующем году – 0,004% от товарооборота.

По данным бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2005 года активы предприятия составили на конец года 4058237, то есть за год увеличились на 6666 руб. Это произошло вследствие уменьшения величины основных средств возрастания дебиторской задолженности. Незначительное увеличение валюты бухгалтерского баланса предприятия на 1 января 2005 г свидетельствует о небольшом расширении хозяйственного оборота, объема торговой деятельности.

По состоянию на 1 января 2005 года у предприятия отсутствуют убытки (раздел III баланса).

По данным предприятия можно сказать, что баланс на конец года является ликвидным, так как каждая группа актива покрывает сопоставимую с ней группу пассивных обязательств предприятия.

Предприятие является платежеспособным и кредитоспособным.

Перспективы предприятия ООО «Кэд-плюс» определяются тем, что книгопечатная продукция все более и более становится востребована обществом; незначительно, но все же (на фоне относительной стабилизации экономической ситуации в России) происходит рост покупательской способности населения. Предполагается расширение деятельности организации в городе путем открытия филиала в достаточно крупных районах – Комсомольском и Юбилейном. Планируется в ближайшие три года открытие филиалов в других городах края – Сочи и Новороссийске. Возможно и развитие международное сотрудничество в форме оптовых поставок книгопечатной продукции в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Источник:
Общность и различие понятий менеджмента и управления
Общность и различие понятий менеджмента и управления Таким образом, менеджмент – это управление деятельностью организации, ориентированной на рынок . Необходимо отметить, что современный
http://bukvi.ru/uipravlenie/nanadgment/obshhnost-i-razlichie-ponyatij-menedzhmenta-i-upravleniya.html

CATEGORIES